Национальная хореографическая культура в исторической ретроспективе
Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития национальной хореографической культуры в исторической ретроспективе; проанализированы характерные особенности формирования этнического танца, степень влияния природных факторов, цветосимволики, быта на развитие национальной танцевальной культуры в целом.
Ключевые слова: национальная хореографическая культура, этнос, народный танец, цветосимволика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о национальной хореографической культуре | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Шестидесятая Анастасия Вильгельмовна
Кандидат наук (искусствоведения),
педагог хореограф дополнительного образования,
учитель внеурочной деятельности
ГБОУ школа-интернат № 289
Красносельского района, г. Санкт-Петербург,
Российская федерация.
ansha27@yandex.ru
Национальная хореографическая культура в исторической ретроспективе
Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития национальной хореографической культуры в исторической ретроспективе; проанализированы характерные особенности формирования этнического танца, степень влияния природных факторов, цветосимволики, быта на развитие национальной танцевальной культуры в целом.
Ключевые слова: национальная хореографическая культура, этнос, народный танец, цветосимволика.
В современном искусстве тенденция к глобализации выражается в унификации культурной жизни народов разных стран и стирании их этнокультурных различий. Подобная ситуация приводит к противоположному эффекту – дифференциации, то есть, к осознанию своей принадлежности к определенному этносу у многих людей. В силу этого в российском искусствоведении и педагогике хореографии в последнее десятилетие возродился интерес к этническому искусству в целом и к национальной культуре в частности. Современная национальная хореографическая культура – это яркий пример указанных тенденций, где основной особенностью является наличие единой непрерывной традиции и использование большого разнообразия стилей. Изучение национальных традиций и стилей, принадлежащих тому или иному региону, объединяющих в себе, в разные историко-культурные периоды существования, крайне актуально для современного понимания новейших тенденций в национальном хореографическом искусстве. Кроме того, изучение этнического танцевального искусства создает предпосылку для историко-культурного анализа этого явления как части мирового художественного творчества.
Танцевальное искусство – это одно из древнейших проявлений народного творчества – многоплановое разностороннее явление, у основания которого стоит народный танец, а у вершины – классический балет. Народный танец – это танец, созданный этносом и обладающий национальными особенностями, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально – ритмической и метрической структуре и манере его исполнения. В этническом танце существуют свои закономерности национального характера. У этнического танца есть некоторое преимущество перед другими видами искусства: ему присущи качества, способствующие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков. В форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать суть событий ярко, эмоционально, точно и за короткое время. Условный и имитационный характер танца не мешал людям перейти от искусства к реальной жизни. В данном контексте существовали быстрые и медленные танцы, как мужские так и женские, совместные, сольные и раздельные… Неповторимое национальное своеобразие танцевального языка, характерные особенности исполнения традиционных танцев тех или иных народов, рождались в легендах, а также стихии сопровождали жизнедеятельность, природные субстанции: огнь, воздух, земля и вода. Люди поклонялись дарам природы. Все почитаемые стихии отразились в хороводных, календарных, подражательных, подвижных и так далее, танцах. Эти элементы, в национальной хореографии, впоследствии, определяют неповторимость, самобытность и яркость [1, с.235]. Подобные танцы, со временем, стали нести художественный характер, так как первоначальный их смысл, передавать опыт младшему поколению, продемонстрировать себя, как ловкого и успешного, утратил свое предназначение. Этнический танец стал значительной частью национальной культуры и продолжал играть важную роль в жизни людей на протяжении всей истории его развития.
Определенное место в национальной танцевальной культуре занимает цветосимволика. Цветовые стереотипы в традиционной культуре, переходящие из поколения в поколение без существенных изменений, также заслуживают самое пристальное внимание. Очевидно, что знакомство с культурой может быть полноценно только тогда, когда объекты художественной культуры воспринимаются в цвете. По отношению к национальной хореографической культуре цвет «выступает не просто как неотъемлемое свойство среды, природной или искусственной, но и как своеобразная и существенная сторона духовного опыта человечества. Это - одна из первичных форм его фиксации и систематизации»[2, с.287]. Цветосимволика ярко отпечаталась на традиционной одежде этноса и используется сегодня в национальных сценических костюмах и декорациях при постановке национальных танцевальных номеров, миниатюр, спектаклей. Традиционная танцевальная культура расширяет границы творческих возможностей, и позволяют взглянуть на неё как на феномен общечеловеческого значения, сохранивший зашифрованное в пластических знаках мироощущение предков.
Национальная танцевальная культура в целом формировалась под воздействием, как правило, уникального сочетания природных, исторических, религиозных и психологических факторов, которые, в свою очередь, и придали ей необыкновенное своеобразие. Исторической основой возникновения национального танца является комплекс материальных и духовных ценностей того или иного этноса, которые развивались согласно своим внутренним закономерностям, что и придаёт национально й хореографической культуре уникальность и неповторимость, а изучение народного танца позволяет понять социальные отношения между людьми, изучить материальную и духовную культуру и определить эстетический уровень его создателей.
1. Буксикова О.Б. Традиционная танцевальная и игровая культура народов Восточной Сибири: проблемы сохранения и развития// Хореографическое образование в восточно-сибирском регионе: тенденции развития. Улан-Удэ, 2003. С. 235.
2. Самбуева С.Б. Световые стереотипы в традиционной культуре бурят// Хореографическое образование в восточно-сибирском регионе: тенденции развития. Улан-Удэ, 2003. С. 287.
Библиографические источники
Монографии:
1. Грачев Г. Д. Национальные образы мира.: Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Грачёв. - М., 1999. – 156 с.
2. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская. - Л.: Изд-во Искусство, 1975. – 123 с.
3. Хилтухина Е. Г. Восток-Запад или философия всеединства русских мыслителей / Е. Г. Хтлтухина. - М., 1997. - 127 с.
Статьи из сборников:
4. Байкальские встречи – III: культуры народов Сибири. 2001. - Улан – Удэ., 2001. -330 с.
5. Восток-Запад: диалог культур. ВСГАКИ. 1996. - Улан-Удэ., 1996. - 60 с.
6. Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития. ВСКАКИ. Улан-Удэ. 2003. 432 с.
7. Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития. 2005. - Тамбов., 2005. - С. 152.