ДООП "Фольклорный ансамбль"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Фольклорный ансамбль" (3 года) для ДМШ и ДШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_folklornyy_ansambl.docx | 70.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Знаменская Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ
Срок обучения 3 (4) года
Знаменка
ОДОБРЕНО Методическим советом РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» «29» августа 2017 года | УТВЕРЖДАЮ Директор РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» ___________Е. А. Касторнова «29» августа 2017 года |
Рекомендована:
Педагогическим советом и отделом теоретических дисциплин и хора для использования в учебном процессе районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»
Составители:
Васюкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе Высшей категории,
Бренёва Надежда Викторовна, преподаватель музыкального фольклора Высшей категории
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств.
Ансамблевое пение – наиболее распространенная форма музыкального воспитания. В детской школе искусств вокальный ансамбль служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Учебный предмет "Фольклорный ансамбль" направлен на получение обучающимися специальный знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах её воспроизведения. Программа предмета ориентирована на изучение и практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Учебный предмет «Фольклорный ансамбль» неразрывно связан со всеми предметами дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области вокального искусства. На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках сольного народного пения, постановки голоса и других. Кроме того, занятия по предмету «Фольклорный ансамбль» знакомят с творческой деятельностью ведущих мастеров народного вокального искусства, с лучшими этнографическими спектаклями, концертными программами и отдельными номерами фольклорно-этнографических и народных певческих коллективов.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 (7) – 15 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Фольклорный ансамбль» со сроком обучения 3 (4)* года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год (4-й год*) | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Количество недель | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | |
Аудиторные занятия | 48 | 54 | 48 | 54 | 48 | 54 | 306 (378*) |
Максимальная учебная нагрузка | 48 | 54 | 48 | 54 | 48 | 54 | 306 (378*) |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Фольклорный ансамбль» при 3(4)-летнем сроке обучения составляет 306 (378*) часов. Из них 306 (378*) часов – аудиторные занятия.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 1 – 3(4) классы – по 3 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме, возможно чередование групповой и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. В случае поступления в 1 класс учащихся разных возрастных категорий, они перераспределяются в группы по возрасту. При этом сохраняется один из основных принципов народного исполнительства, когда начинающие певцы обучаются у более опытных. Групповая и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Продолжительность урока - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета – развитие творческих способностей обучающегося на основе приобретаемых им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора.
Задачи учебного предмета
- создание условий для художественного образования,
эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов,
нравственных установок и потребности общения с национальными духовными ценностями, произведениями традиционного искусства;
- развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
- обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения;
- освоение обучающимися навыков и умений ансамблевого пения;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
- публичных выступлений;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
- обеспечение развития творческих способностей подрастающего
поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Фольклорный ансамбль» обеспечивается:
- доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию;
- наличием концертного зала, фонотеки, звукового оборудования.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
1-й год обучения
Темы уроков | Аудиторные занятия |
Основы вокально-хоровой работы | 12 |
Малые фольклорные формы устной традиции | 5 |
Музыкальные фольклорные игры (круговые формы) | 9 |
Материнский, детский фольклор в одноголосном изложении | 9 |
Обряд «Похороны мух» | 8 |
Игровые хороводы в одноголосном изложении | 9 |
Частушки, небылицы в одноголосном изложении | 6 |
Игра на ударных инструментах | 3 |
Песни святочного периода | 10 |
Масленичные песни | 10 |
Весенние заклички в одноголосном изложении | 8 |
Хороводные и плясовые песни в одноголосном изложении | 10 |
Подготовка открытого урока по темам года. | 2 |
Открытый урок-концерт. | 1 |
Общее количество часов | 102 |
2-й год обучения
Темы уроков | Аудиторные занятия |
Вокально-хоровая работа | 12 |
Подготовка обряда Последнего снопа | 6 |
Хороводные и плясовые песни в одно - двухголосном изложении | 9 |
Музыкальные игры | 4 |
Хороводные и хороводно-игровые песни в одноголосном изложении без сопровождения | 9 |
Плясовые и шуточные песни в одно - двухголосном изложении | 9 |
Святочные календарные песни. Обряд колядования | 9 |
Масленичный обряд. Встреча | 9 |
Духовные стихи, песни, приуроченные к церковным праздникам (Покров, Рождество, Благовещенье) | 10 |
Пасхальные песни (волочебные, игровые) | 9 |
Весенние заклички и хороводы без сопровождения, с элементами хореографии | 8 |
Игра на духовых народных инструментах | 3 |
Подготовка открытого урока-концерта по темам года | 2 |
Открытый урок-концерт. | 1 |
Общее количество часов | 102 |
3-й год обучения
Темы уроков | Аудиторные занятия |
Вокально-хоровая работа | 12 |
Песни праздников осеннего календаря. Постановка обряда (на выбор) « Кузьминки», «Покровские посиделки» | 7 |
Хородные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении | 9 |
Вечёрочные песни | 6 |
Свадебные песни и элементы свадебной игры | 9 |
Постановка фольклорных композиций (на выбор) «Кукольная свадебка», «Никольская ёлка, или Свадебное дерево» | 9 |
Рождественские и Крещенские приуроченные песни | 6 |
Масленичный обряд. Проводы | 8 |
Постовые и Пасхальные духовные стихи без сопровождения | 9 |
Плясовые песни в двухголосном изложении | 6 |
Семицкие, троицкие песни и хороводы | 6 |
Купальские песни | 6 |
Постановка обряда (на выбор) «Зелёные святки», «Похороны Костромы» | 7 |
Открытый урок-концерт. | 1 |
Общее количество часов | 102 |
4 год обучения*
Темы уроков | Аудиторные занятия |
Вокально-хоровая работа | 12 |
Песни праздников осеннего календаря. Постановка обряда (на выбор) « Кузьминки», «Покровские посиделки» | 7 |
Хородные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении с элементами трёхголосия | 9 |
Вечёрочные песни | 6 |
Свадебные песни и элементы свадебной игры | 9 |
Постановка фольклорных композиций (на выбор) «Кукольная свадебка», «Никольская ёлка, или Свадебное дерево» | 9 |
Рождественские и Крещенские приуроченные песни | 6 |
Масленичный обряд. Проводы | 8 |
Постовые и Пасхальные духовные стихи без сопровождения | 9 |
Плясовые песни в двухголосном изложении | 6 |
Семицкие, троицкие песни и хороводы | 6 |
Купальские песни | 6 |
Постановка обряда (на выбор) «Зелёные святки», «Похороны Костромы» | 7 |
Открытый урок-концерт. | 1 |
Общее количество часов | 102 |
Программное содержание
1 год обучения
1четверть
Основы вокально-хоровой работы
Певческая установка. Навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания. Выработка естественного и свободного звука.
Малые фольклорные формы устной традиции
Игры, считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки.
Музыкальные фольклорные игры (круговые формы)
Разучивание музыкальных форм в одноголосном изложении, исполнение в движении, без музыкального сопровождения.
Материнский, детский фольклор в одноголосном изложении
Прибаутки, потешки, колыбельные, пестушки в одноголосном изложении и в сопровождении муз. инструментов (балалайки, баяна)
Обряд «Похороны мух»
Разучивание детских песен, приуроченных к осеннему календарю. Знакомство с обрядом. Театрализованная постановка. Исполнение на открытой площадке с использованием осенних игр и вовлечением в них зрительской аудитории.
2 четверть
Основы вокально-хоровой работы
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении.
Игровые хороводы
Разучивание муз. материала игровых хороводов в одноголосном изложении. Исполнение в движении в сопровождении муз инструмента.
Частушки, небылицы
Разучивание и исполнение в одноголосном изложении, с музыкальным сопровождением.
Игра на ударных инструментах
Навыки игры на простейших шумовых народных инструментах: ложки, трещотки, шаркунок. Лёгкое шумовое сопровождение разучиваемого песенного материала.
3 четверть
Основы вокально-хоровой работы
Смена дыхания в процессе пения. Развитие навыков цепного дыхания. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка.
Песни святочного периода
Христославия, колядки, щедровки в одноголосном изложении без сопровождения.
Масленичные песни
Песни встречи и проводов. Масленичные частушки и игровые песни.
4 четверть
Основы вокально-хоровой работы
Развитие интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динмаической ровности в произнесении текста.
Весенние заклички
Разучивание весенних закличек различных областей России в одноголосном изложении. Гуканье.
Хороводные и плясовые песни
Одноголосное изложение, исполнение с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением.
Подготовка открытого урока по темам года.
Открытый урок-концерт может быть составлен из фрагментов театрализованных постановок обрядов, изученных в течении года, хороводных игр, частушек, плясок и др.
Открытый урок-концерт.
2 год обучения
1 четверть
Вокально-хоровая работа* (в дальнейшем происходит закрепление и развитие навыков, приобретённых на начальном этапе обучения)
Постановка дыхания, закрепление навыков цепного дыхания. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие диапазона, интонационные упражнения. Развитие ансамблевых навыков. Освоение народной манеры пения. Выработка навыков двухголосного исполнения (бурдон, втора)
Подготовка обряда Последнего снопа
История обряда, регионы бытования, местные особенности. Работа над единым диалектом в пении и речи. Вовлечение детей в процесс подготовки реквизита и декораций.
Хороводные и плясовые песни
Разучивание и исполнение в одно- двухголосном изложении (бурдон, терцовая втора). Исполнение с элементами народной хореографии. Исполнении с музыкальным сопровождением (баян, балалайка, шумовые).
Музыкальные игры
Повторение пройденных и разучивание новых образцов.
2 четверть
Вокально-хоровая работа
Хороводные и хороводно-игровые песни
Разучивание и исполнение в одноголосном изложении без сопровождения, с элементами хореографии. Работа над дыханием.
Плясовые и шуточные песни
Разучивание и исполнение плясовых, шуточных песен в одно- двухголосном изложении с
использованием шумовых инструментов, элементов хореографии и театрализации.
3 четверть
Вокально-хоровая работа
Святочные календарные песни. Обряд колядования
Самостоятельный сбор материала для обряда колядования (запись текстов и напевов колядок, корилок, щедровок от представителей старшего поколения). Работа над диалектом. Разучивание святочных хороводов и зимних уличных игр.
Масленичный обряд. Встреча
Театрализованная постановка на основе местного материала с использованием песенных образцов Центра и Юга России. Обязательное исполнение разученного песенного материала в процессе совместного изготовления чучела Масленицы.
Духовные стихи
Прослушивание этнографических записей. Сбор местного материала (встреча с «монашками» и «читалками»). Разучивание простейших одноголосных образцов.
4 четверть
Вокально-хоровая работа
Пасхальные песни
Традиции празднования Пасхи и Красной горки и приуроченные к ним песни (духовные стихи, волочебные, игровые)
Весенние заклички и хороводы
Разучивание и исполнение в гетерофонном изложении без сопровождения, с элементами хореографии.
Игра на духовых народных инструментах
Навыки игры на деревянных и глиняных свистульках, свирелях, кугиклах. Элементарное музыкальное сопровождение исполняемых песен.
Открытый урок-концерт.
3 год обучения
1четверть
Вокально-хоровая работа
Постановка дыхания, закрепление навыков цепного дыхания. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие диапазона, интонационные упражнения. Развитие ансамблевых навыков. Освоение народной манеры пения. Выработка навыков двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала.
Песни праздников осеннего календаря. Постановка обряда Кузьминки
Традиции осеннего календаря и приуроченные песни. Совместное изготовление кукол для проведения обряда.
Хороводные и хороводно-игровые песни
Двухголосное изложение без сопровождения. Освоение областных особенностей хороводного шага («в две ноги», «в три ноги». «дробление», «пересек»)
Вечёрочные песни
Особенности бытования, мелодики и исполнения. Лирические и игровые песни в одно- двухголосном изложении.
2 четверть
Вокально-хоровая работа
Свадебные песни и элементы свадебной игры
Песни девичника, величальные, корильные, песни свадебного поезда и пира.
Постановка фольклорной композиции «Кукольная свадебка»
3 четверть
Вокально-хоровая работа
Рождественские и Крещенские песни
Традиции Рождества и Крещения и приуроченные песни (церковные песнопения Обихода, рождественские духовные песнопения, христославия, щедровки, колядования, подблюдные)
Масленичный обряд. Проводы
Традиционные песни, игры, обычаи Проводов Масленицы.
Постовые и Пасхальные духовные стихи без сопровождения
Плясовые песни
В двухголосном изложении, с использованием шумовых и духовых инструментов. Постановка плясок с учетом местных традиций.
4 четверть
Вокально-хоровая работа
Семицкие, троицкие песни и хороводы
Особенности исполнения. Песни основных обрядов «Гряной недели» (завивания берёзы, кумления, гадания на венках.)
Купальские песни
Особенности исполнения. Регионы бытования, диалекты. Купальские хороводы.
Постановка обряда «Зелёные святки» («Похороны Костромы»)
Открытый урок-концерт.
4 (*) год обучения
На четвёртом, дополнительном году обучения закрепляются и развиваются навыки, полученные в течение первых трёх лет. Ведётся работа над более глубоким раскрытием содержания народно-песенного репертуара, поручается исполнение сольных номеров, запевов, подголосков. Усложняется репертуар обрядовых постановок. Учебная группа комплектуется из учащихся 3-4 года обучения.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы в области музыкального искусства «Фольклорный ансамбль» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения народно-песенного репертуара;
- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- навыков сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в т.ч. театрализованных фольклорных композиций;
- умений самостоятельно разучивать произведения певческого фольклора различных жанров и стилей;
- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о жанрах музыкального фольклора;
- знаний лучших образцов народной музыкальной культуры;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в народном музыкальном искусстве;
- знаний начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Фольклорный ансамбль» являются:
- текущий контроль успеваемости обучающихся,
- промежуточная аттестация,
- итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:
- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
- качество выполнения домашних заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Оценка качества реализации программы "Фольклорный ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | - хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность произведений соответствует уровню года обучения (класса) или может быть выше его); - качественное исполнение программы:
- передача образного содержания произведения, - способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации |
4 («хорошо») | незначительные ошибки, погрешности, допущенные учащимся при демонстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оценки «5». |
3 («удовлетворительно») | - репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения (класса), как и количество проходимого материала; - допустимость менее ярких выступлений, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно; - передача образного содержания; - присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения. Оценку «4» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно. |
2 («неудовлетворительно») | незначительные ошибки, погрешности, допущенные обучающимся при демонстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оценки «4». |
«Зачет» (без отметки) | - недостаточное репертуарное продвижение, - погрешности в качестве исполнения:
|
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на академическом концерте или конкурсе;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь подобную структуру:
- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
- постановка дыхания;
- анализ музыкального материала: краткие сведения о жанре, регионе бытования, особенностях исполнения, приуроченности фольклорного материала, и т.д.;
- прослушивание аутентичного исполнения в аудио, либо видеозаписи
- разбор по голосам;
- работа над партитурой;
- постановка концертных номеров и т.п.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.
На репетициях фольклорного ансамбля и на индивидуальных занятиях, входящих в вариативную часть курса, преподавателем должен решаться целый ряд задач:
- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;
- овладение различными певческими стилями;
- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования).
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций.
Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видеопросмотр, непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.
Самая главная задача для участников процесса - научиться петь не строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо научиться музыкально-поэтической, а также комплексной импровизации, в рамках жанровых и стилистических особенностей песенного образца.
Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.
Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
- Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, «Наука», Сибирское предприятие РАН, Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»
- Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М., «Музыка», 1991
- Вендина Т.И., Попов И.А. Атлас русских народных говоров, 2004
- Евтихиева Л.Ю., Ладыгина Е.Н. Крестьянская одежда Тамбовской губернии. – Воронеж, 2001
- Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. – Музыка, Ленинградское отделение, 1975
- Карачаров И.Н. Песенные традиции бассейна реки Пселл. Белгород, «Крестьянское дело», 2004
- Костюмы Курской губернии Курск, 2008
- Красовская Ю.Е. Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 14. М., «Советский композитор», 1989
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы), «Мнемозина», 2002
- Колотыгина И.А. Песни Ставропольского края. Исторический очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. – М., 1974. – С. 65 - 78
- Ладыгина Е.Н. Костюм Тамбовщины: все краски радуги. – Тамбов, 2007
- Мельник Е. Варженские певицы и их песни. М., «Советский композитор», 1986
- Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994
- Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. – СПб.:Композитор, 2006
- Прокопец О.Н. Традиционная культура Тульского края. М., 1998
- Славянский музыкальный фольклор: Статьи и материалы. – М.: Музыка, 1972
- Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.,1975
- Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов, 2004
- Толстая С.М. Полесский народный календарь. М., «Индрик», 2005
- Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни. М.: Советский композитор, 1976
Список рекомендуемой нотной литературы
- Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области Пенза,1953
- Анухина. И.В. Детям к Рождеству: Святочные песни. Сказки и стихи. – СПб.: Композитор,1994
- Афанасьев Л.С. Народные песни Орловской области, вып.4. – Орёл, 1982
- Бондарева Н. Русские народные песни Алтайского края. М., 1995
- Браз С.Л. Русская народная песня: Антология. – М.: Композитор, 1993
- Ведерникова Н.М. Фольклор Калужской губернии. ООО Издательство «Родник», 1998
- Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород, «Везелица»,1993
- Веретенников И.И. Русская песня детям: Сборник обработок народных песен Белгородской области для фольклорных ансамблей и сольного пения. – Белгород, 2010
- Власов А.Н. «А в Усть-Цильме поют». Сборник. Издательство «ИнКа»,1992
- Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. 2-е издание. - Рязань: ОНМЦ, 1994
- Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. М., 1985
- Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. «Советский композитор», 1989
- Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод: Сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов. – Тамбов, 2003
- Ефименкова Б.Б. Северная причеть. М., «Советский композитор», 1980
- Казачьи песни белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып.24. – Сборник научных статей и фольклорных материалов / Сост. В.А.Котеля. – Белгород, 2010
- Каргальцев К.Б. Эх, раздолье!: Сборник русских песен для солистов и ансамблей. – Рязань, 2010
- Краснопевцева Е.А. Поют дети / библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 10 /. – М.: Советская Россия, 1989
- Куликова Л.Н. Русское народное музыкальное творчество. – СПб.: Союз художников, 2008
- Лавринович В.А. Тень-тень-потетень: Песенник для малышей. – М.: Музыка, 1977
- Лисин Н.Г. Русские народные песни Тамбовской и Читинской областей. – Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2007
- Масленица/ Серия «Детские праздники»/ Сост. А.Г.Резунков, М.В.Яковлева. – СПб.: Композитор, 1998
- Мехнецов А.М. Лирические песни Томского Приобья. Л., «Советский композитор», 1986
- Мехнецов А.М. Хороводные песни, записанные в Томской области. Л. «Советский композитор». 1973
- Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки. Скороговорки, считалки, сказки, игры. – М.: Советский композитор, 1977
- Науменко Г.М. Олень – золотые рога: Мир животных в народных песнях, сказках, играх, загадках. – М.: Современная музыка, 2013
- Померанцева Э.В. Фольклор Ярославской области. Ярославское издательство,1958
- Потанина Р.П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, «Наука», 1981
- Рубцов Ф.А. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Ленинград. Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991
- Савельева Н.М. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области. Сборник. Брянск, 1993
- Савельева Н.М. Сумские песни. М., МГК им. Чайковского, 1995
- Соболева Г.Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. Для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: Музыка, 1976
- Тархова А., Мальков Н. Песни села Канаевки. Пенза, 2006
- Терентьева Л.А. Народные песни Куйбышевской области. Куйбышевский государственный институт культуры, 1983
- Фёдоров А.И. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск, «Наука», 1985
- Христиансен Л.Л. Уральские народные песни.
- Чаморова Н.В. Божья коровка: Любимые игровые песни с нотами. – М.: БАО-ПРЕСС, 2006
- Чаморова Н.В. Сорока-белобока: Любимые игровые песни с нотами. – М.: БАО-ПРЕСС, 2006
- Чаморова Н.В. Шла коза по мостику: Детские игровые песни с нотами. – М.: БАО-ПРЕСС, 2006
- Чаморова Н.В. Петушок – Золотой голосок: Лучшие песни с нотами для детей 4 – 8 лет. – М.: БАО-ПРЕСС, 2006
- Щуров В.М. Русские песни Алтая. Выпуск 1. Песни Убино-Ульбинской долины. М., «Композитор», 2004
- Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследования. М., «Советский композитор»,1987
Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов
аудио и граммофонные записи этнографических исполнителей и коллективов
1. Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989. Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни русского казачества» 34
2. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990
3. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская народная музыка Севера и Сибири, ВТПО «Фирма Мелодия», 1990
4. Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990
5. «Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009
6. Песни Вятской губернии и Белорусского Полесья. (Аудио приложение к книге М. Л. Копыловой «В поисках костяной иглы») , 2005: Экспедиционные записи Вятской губернии «Календарь» и «Свадьба»
7. Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, выпуски 1-8, «Фольклорный ансамбль села Фощеватово Белгородской области», «Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области», «Фольклорный ансамбль Русская Буйловка Воронежской области», «Фольклорный ансамбль села Глуховка Белгородской области», «Фольклорный ансамбль сел Пузево и Гвазда Воронежской области», «Фольклорный ансамбль
«Воля» Воронежского государственного института искусств»
8. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Эпические стихи и притчи Русского Севера», 1986
9. Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Музыкальный эпос русского севера», 2008 год
10. «На Петра хлеб пекла». Исторические концерты Фольклорной комиссии. (Песни Русско-Белорусско-Украинского пограничья). - 2009, APE
11. «Конь бежит колокол звенит». Песни Архангельской, Псковской и Витебской земель, 1999
12. Народный календарь. Песни народных праздников и обрядов. Выпуски 1 и 2. «Фирма Мелодия», 1989
13. Традиционная музыка русского северо-запада «Музыка Русского Поозерья», LiveMusicTradition, 2005 35
14. Традиционное искусство Поозерья. «Вечериночная музыка». «Мелодия», 1990
15. «Казаки – некрасовцы на концерте в Московской консерватории». «Мелодия», 1984 записи фонотеки отдела РНХ музыкального колледжа им. Гнесиных:
1. Западнорусский певческий стиль: песни Брянской, Калужской, Псковской и Смоленской областей
2. Казачья певческая традиция: Дон, Кубань, Некрасовцы, Оренбургские казаки, Терцы
3. Северный певческий стиль: песни Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской областей
4. Сибирская певческая традиция: песни Кемеровской, Новосибирской, Омской, Свердловской областей и Красноярского края
5. Средне-Волжский певческий стиль: Пенза, Саратов, Ульяновск, Уфа
6. Среднерусский певческий стиль: песни Ивановской, Костромской, Московской и Тульской областей
7. Уральская певческая традиция: заводской фольклор
8. Южнорусская певческая традиция: песни Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Рязанской областей
другие аудио и видеоматериалы
- цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей»;
- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК «Россия-Культура»;
- экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н.Н, Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова А.М., Пушкиной С.И., Щурова В.М.и др