Сохранение традиций танцевальной культуры народов Коми в ансамбле народного танца
Ярким выражением художественно-исторической памяти нации является танцевальная культура народов Коми, которая отражает жизненный опыт народа. По результатам проведённых исследований мы можем сделать вывод, что на данный момент процесс сохранения традиционной танцевальной культуры народа Коми находится в упадническом состоянии и достаточно на низком уровне. Знакомство с танцевальной культурой народов Коми и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение традиций и богатств танцевальной культуры Коми, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.
Обращаясь к проблеме сохранения традиций танцевальной культуры народов Коми, мы ставим задачу перед собой рассмотреть, как возрождается, сохраняется и передаётся из поколения в поколение, бытующая в народной среде, танцевальная культура народов Коми. Рассмотрим танцевальную культуру народов Коми на примере государственного ансамбля песни и танца "Асъя кыа" ("Утренняя заря").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_traditsiy_tantsevalnoy_kultury_narodov_komi.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение традиций танцевальной культуры народов Коми в ансамбле народного танца
Ярким выражением художественно-исторической памяти нации является танцевальная культура народов Коми, которая отражает жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его. Планомерное обследование коми танцевального фольклора начато советскими учёными П. И. Чисталёвым и И. Г. Скляром в 1975 году в стенах Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР. Научные труды этнографов показали, что проблема хореографической культуры народа Коми мало изучена и требует более глубокого исследования в этой области. В ходе экспедиций был использованы различные методы для изучения традиционной культуры, такие как литературно-графический метод, фото-видео плёнка, запись музыкального сопровождения на магнитофон.
Проблема возрождения традиционной культуры народа коми во многом дискуссионна, а возрождение её в полном объёме попросту невозможно. Слишком глубоко изменились и деформировались народные традиции, а многие из них вообще исчезли. Возврат в прошлое невозможен, история – это однонаправленный процесс. В тоже время очень важно знать свою историю, основы национальной культуры, её специфику, многовековые достижения человеческой мысли, реализованные в народных значениях и опыте, говоря образно, знать свои корни, обязан каждый. Забыть – значит оторваться от своей нации, от своего народа.
По результатам проведённых исследований мы можем сделать вывод, что на данный момент процесс сохранения традиционной танцевальной культуры народа Коми находится в упадническом состоянии и достаточно на низком уровне. Традиционная культура играет важнейшую роль в формировании национального самосознания. Знакомство с танцевальной культурой народов Коми и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение традиций и богатств танцевальной культуры Коми, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.
Очевидно, окончательное решение вопросов, связанное с передачей из поколения в поколение народных традиций, дело будущего. Сейчас для нас важно, что традиция в известной мере сохраняется, и наша задача заключается в том, чтобы зафиксировать её как можно полнее.
Обращаясь к проблеме сохранения традиций танцевальной культуры народов Коми, мы ставим перед собой задачу рассмотреть, как, возрождается, сохраняется и передаётся из поколения в поколение, бытующая в народной среде, танцевальная культура народа Коми. Рассмотрим танцевальную культуру народа Коми на примере государственного ансамбля песни и танца республики Коми «Асъякыа», что в переводе означает «Утренняя заря».
Государственный ансамбль песни и танца республики Коми «Асъякыа» является лауреатом Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, премии Коми комсомолаи Государственной премии Комиреспублики. Это один из первых профессиональных коллективов республики, её гордость и достояние, вобравший в себя лучшие образцы песенной и танцевальной культуры народа Коми. Ансамбль является «визитной карточкой» самобытной традиционной культуры северной российской республики.В 2005г. ансамблю присвоено имя Морозова Виктора Петровича, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Лауреата Государственной премии Республики Коми, внесшего значительный личный вклад в развитие профессионального искусства Республики Коми [49, 12].
Талантливый музыкант, дирижер и композитор, требовательный режиссер и руководитель, В. Морозов умело объединил неповторимые национальные песенно-танцевальные традиции народа коми, уходящие корнями в многовековую культуру, с современной формой и подачей материала. В результате глубокого изучения коми и финно-угорского фольклора, этнографии, поисков самобытности ансамбля и была найдена та «изюминка», что отличает сегодня Коми ансамбль от многих других подобных коллективов. В.Морозов впервые ввел в программу игру на коми деревянных музыкальных инструментах, гармонично соединил хоровую, танцевальную и оркестровую группы в единое, непрерывно сменяемое друг друга динамичное действо. Им были созданы сюжетные программы (концертные спектакли): «Парма мойд» («Таёжная сказка»), «Усть-Сысольские святки» - спектакль в 5-ти действиях, концерт-спектакль «Уна-рома войвыв» («Многоцветье Севера»), а также «Шондiбаной» («Солнцеликая»), в которых ярко выражено национально-самобытное начало.Созданные им произведения вошли в золотой фонд ансамбля.
В.П.Морозов вывел Государственный ансамбль «Асъякыа» в один из ведущих концертных коллективов России, пропагандируя национальное искусство в стране и за рубежом. Ансамбль - Лауреат премии Коми комсомола (1976), Лауреат Государственной премии им. В.Савина (1977), Лауреат I Всероссийского конкурса ансамблей песни и танца, I премия (1978). Ансамбль регулярно выезжает на Международные фестивали фольклора (Франция, Бельгия, Англия, Голландия, Германия, Испания, Португалия) [11, 18].
История ансамбля «Асъякыа» – это творчество многих композиторов, балетмейстеров, фольклористов, художников, дирижеров, хормейстеров. Их взгляды, степень таланта и сила личности постепенно формировали индивидуальность коллектива. Нельзя не сказать о людях, которые внесли большой вклад в развитие и сохранение традиционной культуры, работающих или работавших в ансамбле.
С ансамблем связаны имена деятелей культуры и искусства республики: профессора А. А. Воронцова, А. В. Каторгина, А. Г. Осипова. В ансамбле выросла популярная исполнительница коми народных песен Народная артистка Коми Валентина Есева, начал свою творческую деятельность Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии республики Коми, Заслуженный работник культуры РСФСР композитор Яков Перепелица, произведения которого занимают значительное место в репертуаре ансамбля.
В конце 60-х годов заслуженный артист республики КомиА. Д. Лапский ввёл новые хоровые произведения коми композиторов А. Осипова, П. Чисталёва, Я. Перепелицы, В. Мастеницы.
Гармоничный подбор исполнителей дал возможность художественному руководителю ансамбля Засуженному артисту Тувинской АССР В. П. Морозову динамизировать программу, осовременить её. Он объединил национальное, самобытное, берущее истоки в золотом фонде фольклора, с современной формой и сегодняшним содержанием. Созданы не концерты, а подлинные спектакли и в основе их – сильные, пронизанные юмором, поэзией, народными обычаями и традициями национальные характеры.
В. П. Морозов впервые включил в программу старинные коми инструменты, изображающие звуки природы, например, журчание ручья, крики птиц, дождь и другое. Они были реставрированы художником-прикладником Заслуженным работником культуры республики КомиВ. Павловым под руководством неутомимого собирателя фольклора, музыковеда и композитора Заслуженного деятеля искусств республики Коми и заслуженного работника культуры РСФСР П. И. Чисталёва, консультанта ансамбля.
С самого рождения коллектива оркестра в 1974 году им руководит уроженец коми села Большелуг, выпускник Ленинградской консерватории Заслуженный артист республики КомиМихаил Бурдин. На Всероссийской конкурсе в Москве оркестр был призван лучшим, а руководитель награждён дипломом I степени.
Красочное оформление концертов и спектаклей неразрывно связано с именами художников по костюмам Заслуженным работником культуры Тувинской и Коми республики Елизаветы Аксельрод и Заслуженным деятелем искусств Северо-Осетинской и Удмуртской республики Марины Барт.
В ансамбле пользуются Заслуженным уважением мастера, удостоенные почётных званий- хормейстер Заслуженный деятель искусств РСФСР Галина Пыстина, солисты - Заслуженные артисты республики КомиНадежда Беликова, Владимир Васильев, Тамара Воронина, Анатолий Седых, Евгений Тренев [49, 26].
Весьма обширна география гастролей коллектива.Гастрольные маршруты ансамбля пролегли в самые отдалённые уголки нашей страны от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Ашхабада. Первая заграничная поездка ансамбля состоялась в 1972 году в Венгерскую народную республику. Затем – участие в международном фольклорном фестивале в Болгарии, гастрольные поездки в Финляндию и Швецию, концерты в Праге, Братиславе и восьми областях Чехословакии. Гастролируя за рубежом, ансамбль пропагандировал самобытное коми национальное искусство.И везде – горячие аплодисменты и восторженная пресса, благодарность за любовь к своей земле, за талантливый рассказ о её обычаях и людях [49, 19].
Открывается занавес, и на фоне северной природы, постепенно нарастая и захватывая ваше воображение, начинается необычное сценическое действие. Красочным праздником проходит хоровод Печорского понизовья и пляски традиционного праздника оленеводов, легенда о чистой любви таёжного охотника и юной северянки, песни современных композиторов Коми о людях, преобразующую суровую землю Коми.
Вьются по сцене хороводы, звучат песни, хор танцует вместе с балетом. Максимальное приближение к фольклорной формеи высокий профессионализм – главные стороны сценической эстетики ансамбля.
Достижения ансамбля связаны с его творческим направлением, основанным на современном прочтении национального фольклора – синтезе жанров, необычной хоровой пластике, неординарности сценических решений. Сценография, режиссура концертов полностью восполняет языковой барьер, делает выступление легко воспринимаемым и понятным.
Неизменным успехом у зрителей пользуются коми народная песня «Асъякыа» («Утренняя заря»), название которой дало имя ансамбля, вокально-хореографические композиции «Гажаворсанторъяс» («Весёлые постучалочки»), «Игры оленеводов» и «Войпук» («Посиделки») [10, 42].
Программы концертов ансамбля разнообразны, музыкальны, красочны, они вобрали в себя лучшие черты песенной, инструментальной и танцевальной культуры народа коми. Песни, танцы, колоритная музыка ощутимо передают не только характер, обычаи, традиции, поверья северного народа, но и весь окружающий его мир: дремучую тайгу – парму, ледяную тундру, ясные ночи и утренние зори. Государственный ансамбль «Асъякыа» является лабораторией для самодеятельных композиторов республики и активно поддерживает их творческий поиск. В программах ансамбля впервые были выведены на сцену коми национальные бытовые инструменты, которые в настоящее время широко распространены во многих творческих коллективах [49, 32].
Значительный вклад в развитие коми национальной хореографии внёс талантливый хореограф-постановщик В. И. Тарантов, ученик известного советского балетмейстера И. А. Моисеева, с 1951 по 1981 (с небольшими перерывами) работал сначала солистом балета (танцором), но вскоре был назначен главным балетмейстером. В. Тарантов, будучи талантливым хореографом, создал много танцевальных номеров, хореографических сюит, которые отражают характер и пластику коми танца. Он внёс большой вклад в разработку хореографии на основе коми фольклорных национальных мотивов.
За время работы в ансамбле балетмейстером были созданы оригинальные сценические композиции, которые передавали зрителям красочный национальный колорит народа Коми. Вокально-хореографические картины «Налимовские балалайки», «Усть-цилемская горка», «Посиделки», танцы «Шондiбаной», «Выль пимы», «Удорская плясовая», «Танец оленеводов», «Усть-Цилемская кадриль», «Чери нянь», «По кругу», которые включены в «золотой фонд» ансамбля.
В 1962 году танец «Выль пимы» в исполнении танцевальной группы ансамбля песни и танца Коми АССР был включён в программу праздничного концерта, посвящённого XXII съезду КПСС. В 1960 году за большие заслуги в развитии коми национальной хореографии В. И. Тарантову было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Коми АССР». Танцевальная группа, которую представляли одарённые исполнители, среди которых заслуженные артисты Коми АССР Т. Виноградова, И. Прохорова, Т. Маегова, А. Павлова, В. Никифоров, Г. Тренев, в это время часто гастролировала по республике и городам Советского союза [49, 51].
Ансамбль неоднократно представляет зрителям свою концертную программу «Феерия севера», в которой ярко показан быт, традиции, обычаи народа Коми.Эта программа – единое сквозное действие с непрерывно сменяющими друг друга концертными номерами. Перед зрителем предстают яркие картины, рассказывающие о Коми республике – о красоте ее природы, о народных обычаях и традициях, играх и гуляниях. Холодной полярной ночью звучат песни тундры, под звуки барабана шамана собирается северный народ, и начинается веселье и танцы. А в первые дни появления солнца после полярной ночи у коми народа есть обычай устраивать веселый праздник оленеводов. В южных районах теплыми летними вечерами собирается молодежь на гуляния, поют песни, играют на чипсанах и пэлянах (духовые коми национальные инструменты), шутят друг над другом озорными частушками, лихо пускаются в пляс под звучание шумовых ударных инструментов.
Удивительны песни и танцы таежного уголка севера, где до наших дней сохранились древние традиции и прекрасные костюмы – это Усть-Цильма, район республики Коми. В 2010 году в ансамбле была поставлена программа по мотивам летних народных гуляний «Усть-Цилемская горка». Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - этовесенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Вековые народные танцевальные традиции существовали на Удоре, которая представлена стремительной «Удорской плясовой». Заканчивается программа вокально-хореографической сюитой «Русь колокольная», воспевающей Русь-матушку с ее дивными песнями, величавыми хороводами и разудалыми плясками. В программе звучат песни в исполнении солистов хора ансамбля, а также можно услышать виртуозную игру солистов оркестра [9, 58].
Ансамбль не замыкается в узкие национальные рамки, а бережно храня культурные традиции коми народа, благотворно обогащает их влияниями культур братских народов нашей многонациональной Родины. Государственный ансамбль «Асъякыа» бережно хранит народные традиции и профессиональное творчество композиторов и музыкальных деятелей, которые в разные годы жили и работали на коми земле, по крупице собирая песенное, инструментальное и танцевальное богатство края.Каждое выступление ансамбля «Асъякыа» превращается в своеобразное празднество народной традиции музыки и танца народа коми, создаются художественно завершённые повествования о народе коми, в которых отражены его история, культура, фольклор во всех его жанрах.