Открытый урок по народному танцу. Дроби. ОДОД 1 год обучения
Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.
Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дроби в русском народном танце | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательноу Учреждение
Школа №500
Пушкинский район
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО НАРОДНОМУ ТАНЦУ
Урок проводится с учащимися 5 классов
ОДОД школы
Педагог: Небора Катерина Борисовна
Санкт-Петербург
2017 год
Тема урока: «Дроби - один из самых важных элементов русского народного танца».
Цель урока: Разучивание комбинации, состоящей из ключей. Закрепление основных дробных движений.
Задачи урока: Развитие исполнительского мастерства, сценической культуры, совершенствование технического уровня исполнения танцевальных движений, элементов, комбинаций народного характера. Формирование интереса у учащихся к народному танцу. Приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через искусство хореографии.
Материально техническое обеспечение занятия:
- хореографический зал с зеркалами;
- СD, USB проигрыватель;
- флешка;
- форма для занятий хореографией.
Форма работы: групповая.
Методы обучения:
- практический;
- словесный;
- наглядный показ;
- метод контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль,
подведение итогов.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Вводная часть урока (3 мин.)
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу; гостям
- обозначение темы и цели урока.
Подготовительная часть урока (7мин.)
- разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега).
Основная часть урока (25 мин.)
- повторение материала по теме (вопрос-ответ);
- разучивание комбинации, состоящей из ключей;
- повторение изученных движений на середине зала и тройками;
- танцевальная комбинация на основе дробей.
Заключительная часть урока (10 мин.)
- упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере);
- подведение итогов урока;
- поклон педагогу; гостям
-выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания школьников. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Знакомясь через танец с культурой других народов, школьник проникается уважением к его традициям. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики. Народное творчество издавна передавало представления о прекрасном, смешном и безобразном.
Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.
Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.
По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими - стучащими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми, и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народны песен и импровизационный талант народных мастеров - плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.
Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.
В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных ансамблях. Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол - полной стопой, полу пальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными - два удара одной ногой и даже тройными - по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии. Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций, и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.
В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.
Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой длительности.
Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.
Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и другие.
Ход урока:
- Вводная часть урока (3 минуты)
- Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке хороводным шагом.
- Поклон педагогу в русском характере, поклон гостям
- Обозначение темы и цели урока.
- Подготовительная часть урока (7 минут)
Перестроение на круг хороводным шагом.
Разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):
- простой ход с носка;
- хороводный ход на полу пальцах;
- переменный ход;
- переменный ход с полу пальцами;
- переменный ход с притопом;
- переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;
- припадание (лицом и спиной в круг);
- бег с захлёстом ног;
- бег с захлёстом ног с молоточком (четыре бега, два молоточка);
- бег с чередованием ног с молоточком (два бега, один молоточек);
- бег с молоточком (восемь молоточков назад, восемь молоточков вперёд).
- Основная часть урока (25 минут)
Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.
1. Повторение материала. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое дробь?
- Какая самая простая дробь?
- Всего мы знаем сколько ключей?
2. Разучивание комбинации, состоящей из ключей (все вместе и по линиям):
- Как правильно мы исполняем дроби?
- Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Сидим на плие никуда не выскакиваем.
- Как мы поднимаем ноги?
Учащиеся сначала отхлопывают ритмический рисунок ладошками, затем исполняют ногами (по линиям).
- ключ № 1;
- Чем отличается второй ключ от первого?
- Двойная дробь – это два удара ногой на один счёт.
- Когда исполняется двойная дробь?
- ключ № 2;
- Чем отличается третий ключ?
- ключ № 3;
- А сейчас мы выучим новое движение пол ключа.
- пол ключа на месте;
- пол ключа по точкам из точки1 в точку 3, 5,7,1;
- пол ключа из точки 1 в точку 5, из точки 5 в точку 1;
- пол ключа из точки 1 в точку 1.
Комбинация из ключей: ключ № 1, ключ № 2, ключ № 3, пол ключа с двойным притопом (все вместе и по линиям).
Построение тройками. Исполнение простых и сложных ритмических композиций, и орнаментов, разнообразных дробей:
- дробная дорожка;
- простая дробь с подскоком;
- тройной притоп в продвижении с правой и левой ноги;
- переменный ход на ребро каблука с притопом на всю стопу;
- двойная дробь с проскальзыванием;
- двойная дробь с притопами правой и левой ногой (с правой и левой ноги);
- двойная дробь правой, левой, правой ногой и два притопа (с правой и левой ноги);
- дробь с перескоком и ударом каблуком (с правой и левой ноги);
- дробная комбинация (переменный ход на ребро каблука с притопом и ковырялочкой).
4. Заключительная часть урока (10 мин.)
Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.
- Упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере).
- Подведение итогов урока. Отметить работу каждого учащегося, поощрение за успешную работу, установка на дальнейшую деятельность.
- Поклон педагогу в русском характере – земной поклон, поклон гостям
- Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.