Открытый урок по народному танцу. Дроби. ОДОД 1 год обучения

Небора Катерина Борисовна

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дроби в русском народном танце53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательноу Учреждение

Школа №500

Пушкинский район

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО НАРОДНОМУ ТАНЦУ

                                                                         

                                              Урок проводится с учащимися 5 классов

                                                          ОДОД школы

Педагог: Небора Катерина Борисовна

                                                                             

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                 

                                                                         

Санкт-Петербург

2017 год 

Тема урока: «Дроби - один из самых важных элементов русского народного танца».

 Цель урока: Разучивание комбинации, состоящей из ключей. Закрепление основных дробных движений.

Задачи урока: Развитие исполнительского мастерства, сценической культуры, совершенствование технического уровня исполнения танцевальных движений, элементов, комбинаций народного характера. Формирование интереса у учащихся к народному танцу. Приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через искусство хореографии.                          

   Материально техническое обеспечение занятия:

  - хореографический зал с зеркалами;

  - СD, USB проигрыватель;

  - флешка;

  - форма для занятий хореографией.

  Форма работы: групповая.

  Методы обучения:

  - практический;

  - словесный;

  - наглядный показ;

  - метод контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль,      

     подведение итогов.  

  Тип урока: комбинированный.

План урока:

Вводная часть урока (3 мин.)

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу; гостям

- обозначение темы и цели урока.

Подготовительная часть урока (7мин.)

- разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега).

Основная часть урока (25 мин.)

- повторение материала по теме (вопрос-ответ);

- разучивание комбинации, состоящей из ключей;

- повторение изученных движений на середине зала и тройками;

- танцевальная комбинация на основе дробей.

Заключительная часть урока (10 мин.)

- упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере);

- подведение итогов урока;

- поклон педагогу; гостям

-выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания школьников. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Знакомясь через танец с культурой других народов, школьник проникается уважением к его традициям. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики. Народное творчество издавна передавало представления о прекрасном, смешном и безобразном.

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими - стучащими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми, и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народны песен и импровизационный талант народных мастеров - плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных ансамблях. Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол - полной стопой, полу пальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными - два удара одной ногой и даже тройными - по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии. Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций, и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой длительности.

Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и другие.

Ход  урока:

  1. Вводная часть урока (3 минуты)

- Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

- Поклон педагогу в русском характере, поклон гостям

- Обозначение темы и цели урока.

  1. Подготовительная часть урока (7 минут)

Перестроение на круг хороводным шагом.

Разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):

- простой ход с носка;

- хороводный ход на полу пальцах;

- переменный ход;

- переменный ход с полу пальцами;

- переменный ход с притопом;

- переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;

- припадание (лицом и спиной в круг);

- бег с захлёстом ног;

- бег с захлёстом ног с молоточком (четыре бега, два молоточка);

- бег с чередованием ног с молоточком (два бега, один молоточек);

- бег с молоточком (восемь молоточков назад, восемь молоточков вперёд).

  1. Основная часть урока (25 минут)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

1. Повторение материала. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что такое дробь?

- Какая самая простая дробь?

-  Всего мы знаем сколько ключей?

2.  Разучивание комбинации, состоящей из ключей (все вместе и по линиям):

-  Как правильно мы исполняем дроби?

-  Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Сидим на плие никуда не выскакиваем.

-  Как мы поднимаем ноги?

Учащиеся сначала отхлопывают ритмический рисунок ладошками, затем исполняют ногами (по линиям).

-  ключ № 1;

- Чем отличается второй ключ от первого?

- Двойная дробь – это два удара ногой на один счёт.

- Когда исполняется двойная дробь?

- ключ № 2;

- Чем отличается третий ключ?

- ключ № 3;

- А сейчас мы выучим новое движение пол ключа.

- пол ключа на месте;

- пол ключа по точкам из точки1 в точку 3, 5,7,1;

- пол ключа из точки 1 в точку 5, из точки 5 в точку 1;

- пол ключа из точки 1 в точку 1.

Комбинация из ключей: ключ № 1, ключ № 2, ключ № 3, пол ключа с двойным притопом (все вместе и по линиям).

Построение тройками. Исполнение простых и сложных ритмических композиций, и орнаментов, разнообразных дробей:

- дробная дорожка;

- простая дробь с подскоком;

- тройной притоп в продвижении с правой и левой ноги;

- переменный ход на ребро каблука с притопом на всю стопу;

- двойная дробь с проскальзыванием;

- двойная дробь с притопами правой и левой ногой (с правой и левой ноги);

- двойная дробь правой, левой, правой ногой и два притопа (с правой и левой ноги);

- дробь с перескоком и ударом каблуком (с правой и левой ноги);

- дробная комбинация (переменный ход на ребро каблука с притопом и ковырялочкой).

4. Заключительная часть урока (10 мин.)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

- Упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере).

- Подведение итогов урока.  Отметить работу каждого учащегося, поощрение за успешную работу, установка на дальнейшую деятельность.

- Поклон педагогу в русском характере – земной поклон, поклон гостям

- Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.