Игра для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре
Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений.
Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Цель: Формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора .
СИНИЙ ГЕЙМ I часть «Поэзия пестования»
1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?
ОТВЕТ: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?
ОТВЕТ: ПОВТОРЫ
3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?
ОТВЕТ: ПЕСТУШКИ
4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?
ОТВЕТ: ПРИБАУТКА
5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?
ОТВЕТ: КОНКРЕТНО_ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
II часть «Бытовой фольклор»
1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?
ОТВЕТ: ЗАКЛИЧКИ
2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?
ОТВЕТ: ПРИГОВОРКИ
3 вопрос – Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»
ОТВЕТ: ДРАЗНИЛКИ
4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?
ОТВЕТ: СТРАШИЛКИ
5 вопрос – Кому принадлежат слова «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии»
ОТВЕТ: Л.С.ВЫГОТСКОМУ
III часть «Потешный фольклор»
1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора: «На семеры сани По семеро в сани. Летят три пичужки Через три пустых избушки».
ОТВЕТ: СКОРОГОВОРКИ
2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?
ОТВЕТ: К.И.ЧУКОВСКИЙ
3 вопрос – Как еще называют перевертыши?
ОТВЕТ: СКОМОРОШИНЫ
4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?
ОТВЕТ: ЗАГАДКИ
5 вопрос – Как называется словесная игра с зашифрованным счетом, сопровождающаяся определенными действиями?
ОТВЕТ: СЕЧКА
IV часть «Игровой фольклор»
1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т.д.
ОТВЕТ: ХОРОВОДНЫЕ
2 вопрос – Какой поэтический прием используется в детских играх, основанных на фольклоре?
ОТВЕТ: ПРИГОВОР
3 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?
ОТВЕТ: СЧИТАЛКИ
4 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?
ОТВЕТ: С НАРОДНЫМИ ОБРЯДАМИ
5 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?
ОТВЕТ: ПРАВИЛ
Красный гейм
I часть «Герои народного фольклора»
1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.
ОТВЕТ: МЕДВЕДЬ
2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?
ОТВЕТ: БАБА-ЯГА
3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?
ОТВЕТ: КУРОЧКА- РЯБА
4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: блоха-попрыгуха, слепень-жигун, муха-горюха?
ОТВЕТ: ТЕРЕМ_- ТЕРЕМОК
5 вопрос – отгадайте загадку «Тур – потутур Потурурившись сидит, Ждет гостей из Нова-города».
ОТВЕТ: КОТ
II часть «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»
1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».
ОТВЕТ: ПРИ КУПАНИИ
2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?
ОТВЕТ: ПРИБАУТКА
3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?
ОТВЕТ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ, С ЖИВОТНЫМИ
4 вопрос – Какие игры способствуют развитию чувства ритма, равновесия, речи, фонематического слуха, ходьбы и т.д. ?
ОТВЕТ: ХОРОВОДНЫЕ
5 вопрос – В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?
ответ:в режимные периоды - одевание, кормление, купание, укладывание спать
III часть «Народные сказки»
1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания
ОТВЕТ: ПЕТУШОК-ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК
2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?
ОТВЕТ: ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ
3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?
ответ:ЛИСА , почти 70 сказочных сюжетов
4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.
ОТВЕТ: «Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка и др. )
5 вопрос – Кто из известных педагогов назвал сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики»?
ОТВЕТ: К.Д.УШИНСКИЙ
IV часть «Фольклор и русская литература»
1 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».
ОТВЕТ: МИХАИЛ ПРИШВИН
2 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?
ОТВЕТ: ОБ АЛЕНЬКОМ ЦВЕТОЧКЕ
3 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?
ОТВЕТ: ВЛАДИМИР ДАЛЬ
РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ