Масленичная неделя
Фольклорная неделя.
Тема: «Масленая неделя – чудеса в деревне».
Цель: обогатить знания детей о народных традициях; в процессе творческой деятельности воспитывать у детей нравственные качества, патриотизм; воспитывать внимание и уважение к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
народные традиции | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
В-ль: Логинова Т.Ф.
Фольклорная неделя.
Тема: «Масленая неделя – чудеса в деревне».
Цель: обогатить знания детей о народных традициях; в процессе творческой деятельности воспитывать у детей нравственные качества, патриотизм; воспитывать внимание и уважение к окружающим людям.
Подготовка: изготовление поделки – кукла Масленица каждому классу; разучивание песен о Масленице, частушек, народных танцев; слов для проведения праздника, ролей скоморохов, Масленицы.
Оформление: детские рисунки и плакаты по теме праздника.
Ход.
Понедельник – Встреча Масленицы.
На сцену выходят скоморохи, затем ведущая.
Серёжа:
- Эй, народ! Все сюда!
Будет всё как никогда!
Будет представление
Всем на удивление!
Андрей:
- Собирайся, народ честной!
Нынче праздник – тряхнём стариной!
Здравствуйте, господа разные,
Дельные и праздные!
Серёжа:
- Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся.
Приходи раненько - встретим хорошенько –
Сыром, маслом, и блином, и румяным пирогом.
Ведущая: - Ой, вы красны девицы и добры молодцы! Слушайте и глядите- да потом не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали! (Презентация Масленицы –USB).
В 2017 году праздник Масленицы отмечается с 20 по 26 февраля. И собрались мы сегодня по этому случаю - позабавится да потешится! Пошутить, поиграть, посмеяться. Зимушку проводить, весну зазвать.
И сегодня у нас первый день – понедельник – Встреча Масленицы.
Анжела «1-й денёк»: - Я – понедельник. Называют меня Встреча, потому что Масленицу встречаю!
Ведущая:
- Утро. Понедельник. Наступает встреча.
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер –
Накатавшись вволю, все блины едят…
К первому дню Масленицы сооружались горки, качели. Дети ходили по домам ватагой и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост редьки хвост!» Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им различное старое тряпьё. Насобирают ребята всякой всячины, вывезут за деревню на место высокое и соорудят чучело Масленицы.
И первый наш конкурс - «Презентация Масленицы».
Начнём с истории имён.
Чтобы не перепутать прекрасных Маслениц наших, мы назвали их старинными именами. А что же они значат? Сейчас, ребята, вам предстоит угадать значение имени своей куклы среди прочих значений. Если вы услышали толкование имени вашей Масленицы, то вы получаете приз.
Ведущая зачитывает толкование имён, а дети пытаются угадать имя своей куклы-Масленицы.
1. «Благомыслящая, радостная» (Ефросинья, Фрося);
2. «Госпожа, хозяйка» (Марфа);
3. «Канун праздника» (Прасковья) - 8класс;
4. «Благоволение» (Евдокия);
5. «Царственная» (Василиса) – 7 класс;
6. «Море» (Пелагея);
7. «Благотворная» (Анисья) - 6 класс;
8. «Мир, покой» (Арина);
9. «Гостеприимная» (Аксинья) – 3-5 классы;
10. «Стройная» (Глафира).
Угадавшим свою Масленицу вручаются сладкие призы.
- А сейчас представьте на суд жюри ваших Маслениц – расскажите, из чего вы их сотворили, легко ли далась поделка.
Команды презентуют свои куклы-Масленицы.
- Ах, как чудо-хороши
Масленицы наши!
Что же скажет нам жюри –
Кто из девиц краше?
Жюри определяет победителей по конкурсу имён и по нарядам кукол-поделок.
- Назван лучший образец
Среди всех нарядов.
Победителям сюрприз –
Высшая награда!
Ведущая вручает сладкие призы.
- Ребята, эти куклы-Масленицы хранят тепло ваших рук и будут оберегать вас от невзгод и неприятностей в ваших классных комнатах. Они теперь будут служить добрыми оберегами в ваших классах.
Наступил вечер. Подходит к концу наш первый масленый денёк. Вот и встретили мы Масленицу. А сладости, которые вы сегодня заработали вам к чаю. И это только начало недели. Что - то будет впереди! Ну, а сейчас до свидания! До завтра!
Вторник – Заигрыши.
Ведущая: -Здравствуйте, дорогие ребята! Масленица продолжается! Сегодня второй день Масленицы!
Инна (2-й денёк): - Я – вторник! Называют меня Заигрыш, потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.
Ведущая: - С утра приглашали девицы молодцев покататься на санках, на горках. Считалось, что если в этот день не сходить на горку, не покататься на санках, то весь год будешь бедствовать. Горки поливали водой, катались парами, взявшись за руки. Для катания обували лапти. Их не жалко – как известно, «тятька новые сплетёт».
- Заигрыш беспечный – вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли как один!
Игры и потехи, а за них – награда!
- Я приглашаю принять участие в играх и потехах, а за одно и призы сладкие заработать.
От каждого класса по одному участнику. Начинают 3 и 5 классы. Игра на скорость – «Кто быстрее обует лапти».
(Проведение конкурса. Победитель получает конфеты и блин).
- Видела, друзья не мало,
Но такого не бывало –
Эстафета «Верхом на швабре».
Предлагаю сразиться с победителем представителю 6-го класса!
(Кто быстрей пробежит змейкой между кеглями верхом на швабре. Побеждает тот кто меньше собьёт кеглей. Победитель получает конфеты и блин).
- Ребята, а вы помните картину Василия Сурикова «Взятие зимнего городка»? Там представлен сюжет, столь популярный в Масленицу. Мы не будем проводить такой экстремальной игры, а будем бросать наши «снежки» в ведро. У кого в ведре будет больше «снежков», тот и будет победитель.
На конкурс «Взятие снежного городка» я приглашаю победителя предыдущей эстафеты и представителя из 7-го класса.
(Проведение конкурса. Награждение победителя конфеты и блин).
- А сейчас я приглашаю представителя из 8-го класса сразиться в честном поединке с нашим победителем. Состязание называется «Кто сильнее?» Ваша задача: сесть на пол, упереться друг в друга пятками, взяться за палку и, по моей команде постараться соперника оторвать от пола.
(Проведение состязания. Награждение победителя конфеты и блин).
- Молодцы, ребята! Славно поиграли! Вам понравилось? Завтра Масленица продолжается. Завтра встретимся ещё! А пока – до свидания, ребята! До завтра!
Среда – Лакомка, Сладкоежка.
(На сцену выходят ведущая и Августа).
Ведущая:
-Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
К нам среда пришла – Лакомкой зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи:
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Августа «3-й денёк»: - Я – среда! Называют меня Лакомкой, потому что ем много сладостей!
Ведущая: - Среда – активное блиноедение, хождение в гости. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. Повсюду в округе появлялись народные театры. В торговых палатках продавались орехи, медовые пряники и горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей). Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. В этот день тёщи угощали своих зятьёв блинами, отсюда и пошла поговорка «Ходить к тёще на блины». А для веселья звали и всех родных.
- И сейчас я приглашаю сюда на конкурс «Тёщины блины» «зятьёв» и «тёщ» из каждого класса. Дорогие «тёщеньки» ваша задача накормить «зятьёв» блинами с завязанными глазами. А самая быстрая пара получит сладкие призы.
(Проведение конкурса. Награждение победителей конфетами).
- Ну а сейчас для вас ребята «Масленичные задачки»:
1.Ой ты, Лакомка-среда!
Маслена сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к тёще … (на блины).
2. Масленица- объеденье!
Напечём блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же… (икра).
3. И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки… (блины).
4. В масленичное воскресенье
Всё старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить… («Бог простит!»).
5. Как на Масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи -
Все румяны…(горячи).
(За правильный ответ – конфета).
- Молодцы, ребята! Умеете не только веселиться, но и задачки решать! (Просмотр мульфильма «Ишь ты, масленица!»)
А сейчас пора прощаться,
В путь дорогу собираться!
Мы до завтра расстаёмся!
Завтра снова соберёмся
Масленицу прославлять
И сюрпризы получать!
Четверг – «Широкий разгул».
Ведущая: - Ну и снова здорово! Масленица наша продолжается! И сегодня четверг – «Широкий разгул» называется!
Максим Соболевский: - Я – четверг! Называют меня Широким четвергом, потому что я самый весёлый и обжорный день!
Ведущая:
- Четверг – весёлый Разгуляй приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек – суженых своих.
На четверг приходилась середина масленых гуляний. Гуляли с утра до вечера. В любой деревне праздник сопровождался весёлыми песнями, озорными частушками. Весело петь, задорно плясать – значит Масленицу прославлять!
И мы начинаем конкурс песен и частушек «Эх, разгуляй!».
А оценит ваши выступления наше уважаемое жюри.
И открывают наш конкурс дети 3-го класса с песней «Как на масленой неделе». (Дети исполняют песню).
А продолжают наш конкурс дети 6-го класса своей песней «Коробушка». (Дети исполняют песню).
Конкурс продолжается! 7-й класс приглашается! Звучит песня «Ой, вставала я ранёшенько». (Дети исполняют песню).
А завершают наш конкурс частушечники из 5-го и 8-го классов! Посмотрим кто из них веселее может частушки исполнять! (Дети исполняют частушки по очереди, вначале 5-й, затем 8-й классы).
-Ну а сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри! Оцените, пожалуйста выступления!
(Жюри оценивает выступления и награждает победителей сладкими призами).
-Ну, а мне пора прощаться,
В путь-дорогу собираться!
До свиданья, господа!
Завтра встретимся! Ура!
Пятница – «Тёщины вечёрки».
(Выходит ведущая и Илья Кокорин).
Ведущая: - А вот и я! Соскучиться не успели!
- Пятый день уже поспел –
Оглянуться не успел.
Илья: - Я – пятница. Тёщины вечёрки. Зять на блины приглашает!
Ведущая:
- Тёщу зять позвал вчера
На блины и кренделя,
Потому как наступили
Тёщи нашей вечера.
В пятницу зятья звали в гости своих тёщ, а молодожёны – своих родственников. Говорили: «Хотя у тёщи блинки сладки, но тёщ угощают на Масленой неделе зятьки!» Тёща должна была прислать зятю всё необходимое для печения блинов: сковороду, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
- На конкурс «Накорми зять тёщу блинами» с завязанными глазами приглашаются «зятья» и «тёщи» из каждого класса.
(Проведение конкурса и награждение победителей конфетами).
-Ну, а после блинов и поплясать можно!
Объявляю конкурс «Перепляс»!
- А сейчас, а сейчас
Начинаем перепляс!
На щеках горит румянец –
Веселей, тёща, гляди!
«Яблочко» - матросский танец –
Тёща с зятем, выходи! (8 класс).
- Русская барыня ещё не затоварена.
Барыня, барыня, сударыня-барыня! (7класс).
- А теперь цыганочка – пляска от души.
Выходи, тёща с зятем, весело пляши! (6 класс).
- Ты шатенка иль блондинка –
Выходи плясать лезгинку! (5 класс).
- Вот в таком задоре проходили на Руси Тёщины вечёрки!
- Наше уважаемое жюри оцените пожалуйста наши выступления.
(Жюри оценивает выступления и награждает победителей сладкими призами и грамотами).
- Ну, что ж, люди добрые, прощевайте! До завтра!
Суббота – Золовкины посиделки.
(Выходит ведущая и Настя Стержанова).
Ведущая: - Здравствуйте, люди добрые! Вот и масленичная суббота подошла!
Настя: - Я суббота. Называют меня Золовкины посиделки, потому что родные и знакомые ходят друг к другу в гости, долго сидят, много едят и беседуют!
Ведущая:
- Вот пришла суббота - Заловки угощенье!
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается и царит веселье.
Славно провожает зимушку народ!
Золовкины посиделки были своего рода смотринами новоиспечённой хозяйки, в гости приходили родственники не только из своего, но и из соседних сёл. По окончании посиделок и смотрин они по очереди целовали молодую со словами «Спасибо Масленице».
Внимание! Внимание! Сегодня у нас веселье – Масленицы продолженье. Итак, в этот субботний день мы проводим игру «Поле чудес» по теме: «Масленица».
Отбор игроков на 1 тур. Вопросы:
1) Как называется первый день Масленицы? (Встреча).
2) Чьё чучело сжигают в конце праздника? (Зимы).
3) Назовите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин…(комом).
1 тур.
Сестра мужа. (Золовка-7б).
Отбор на 2 тур. Вопросы:
1) В масленичное воскресенье
Всё старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить…(«Бог простит!»).
2) В какой стране Масленица считается праздником молодоженов? (В России).
3) Как называется второй день масленицы? (Заигрыши).
2 тур.
Чем в старину было принято запивать блины? (Сбитень – 7б).
Отбор на 3 тур. Вопросы:
1) Как называется третий день масленицы? (Лакомка, Сладкоежка).
2) Масленица – объеденье!
Напечём блины с утра.
К ним сметана и варенье
И, конечно же…(Икра).
3) Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины?
- из пшеничной;
- из ржаной;
- из гречишной.
3 тур.
Фамилия художника, который нарисовал картину «Взятие снежного городка». (Суриков – 7б).
Игра со зрителями:
- Что вы делали зимой,
Дайте мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая «Да» иль «Нет».
- В снежки играли вы с друзьями?
- Грибы по лесу собирали сами?
- С горки на санках катались?
- В деревне на речке купались?
- По лесу на лыжах бродили?
- А много цветов находили?
- В саду своём грядки копали?
- А с Дедом Морозом у ёлки плясали?
- Друзья не устали ещё отвечать?
- А через год Масленицу ждёте опять?
Хорошо, что Зима доставила вам столько удовольствия и веселья!
А я объявляю финал игры! И приглашаю финалистов!
Финал.
Мужья двух сестёр. (Свояки – 6б).
Суперигра.
Как называется последний день масленицы? (Прощёное – 8б. воскресенье -11б.).
- И мы поздравляем победителя игры «Поле чудес» по теме: «Масленица». Ура!
(Награждение победителя грамотой и сладкими призами).
- На этом разрешите откланятся! Завтра встретимся опять! Будем Масленицу провожать!
А сейчас внимание!! На завтра всем задание: напишите маленькие записочки, в которых перечислите все свои плохие черты характера, а так же свои обиды и неприятности от которых вы хотите избавиться. А когда мы будем чучело сжигать вы все по моей команде бросите в костёр свои записочки, что бы всё плохое сгорело навсегда! Потому что масленичный костёр не простой, как задумаешь, так и сбудется!
Ну, вроде бы всё сказала, ничего не забыла.
До свидания, мои дорогие! И не забудьте про записочки!