Разработка классного часа "Генеалогическое древо"

Ким-оол Чечек Семеновна

В разработке классного часа "Генеалогическое древо" рассматриваются в начале понятия род, родословное древо. Родословное древо - это  генеалогическое древо. Каждый тувинец должен знать девять поколений отцов и прадедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_klassnogo_chasa.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кызыла»

Разработка классного часа

Тема:

«Генеалогическое древо»

Составила классный руководитель

7 «е» класса Ким-оол Чечек Семеновна

Кызыл - 2016

Тема: Моя родословная

Цели:

  • повышение интеллектуального и культурного уровня семьи;
  • развитие интереса к истории и традициям своих предков;
  • изучение, сохранение истории происхождения своего рода.
  • укрепление духовных ценностей семьи;
  • патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.

Оборудование: ватман с родословной, мультимедиа проектор.

Ход классного часа.

Учитель: Сегодня мы с вами еще раз поговорим о родословной, и итогом нашего классного часа станет построение генеалогического  древа. За всем этим стоит целая история  семьи, множества семей. А пока обратимся к слову "род" и «родословная». Что оно означает?

Ответы детей.

Учитель: Правильно!

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

      Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

 Предок – представитель предшествующего поколения родственников.

Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.

А теперь назовите слова, образованные от корня "род".

Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).

Учитель: В Туве  традиция составлять родословные существует уже давно. Среди тувинцев трудно было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. Как назывались родословные у тувинцев? До какого колена должен знать человек свой род?

Ответы детей ( тѳрел аймак, 9 колена).

Учитель: Тувинец должен был знать свою родословную вплоть до девятого поколения отцов  и рассматривал ее как историю. Того, кто не знал историю своего рода, обзывали безрогим серым быком. (Тѳрел билбес дѳңгүр кѳк буга).

     Девять поколений отцов делятся на три части.

     Наши предки – это кровное родство до трех поколений, т.е. от отца до прадеда. Юноша и девушка, являющиеся кровными родственниками, по старинному тувинскому обычаю не имеют права становиться мужем и женой

    Наши далекие предки – это следующая цепь прародителей от четвертого до седьмого поколения отцов.

     Наши далекие древние предки – это следующая цепь прародителей от седьмого до девятого поколения отцов. О прародителе девятой ступени можно узнать из рассказов пожилых людей, из легенд и преданий, из историй стоянок и по названиям родственных групп.

Учитель:  В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука - генеалогия?

Ответы детей (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).

Учитель: Генеало́гия или родосло́вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще, которая возникла в 17-18 вв., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

    С древнейших времен каждый народ любил и уважал свой род, свои обычаи. Поэтому у каждого народа с давних времен складывался фольклор. У каждого народа имеются большой склад пословиц и поговорок, связанных с родословной.  Давайте прочитаем пословицы.

Пословицы о родословной:

  • « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
  • « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
  • « Равнодушие  к своей родословной – признак сиротства»
  • « Древо держится корнями, а человек -  родственниками»  ;
  •  « Семейная ссора что весенний дождь»;
  • « Семейный горшок всегда кипит»;
  • « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
  • « Дома и стены помогают»;    
  • « Дома все споро , на чужбине житье хуже»;  
  • « Предания предков – глаза мудрости»;
  • « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает  родственников»;
  • « Дом , где дети – базар, дом без детей – могила»;
  •   « Дружба – с другом, родство – с родом»;
  • « В благополучии друзья  хороши, в бедности – родня»;
  • «Тѳрел билбес – тѳѳрээр»
  • «Ада сѳзүн ижип болбас, ие сѳзүн ижип болбас»
  • «Буянныг ѳгге чон чыглыр, будуктуг ыяшка куш чыглыр»

Что в них говорится?

Ответы детей.

Учитель: Вы, наверное,  очень много интересного знаете о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.

Что такое семья?

Учитель: Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

Викторина.

А сейчас мы проверим , как разбираемся в родственных связях.  Вопросы.

  • В каком родстве состоят свояки?  (женаты на сестрах).
  • Твоя сестра вышла замуж.  Как зять может тебя называть ( шурин, свояченица).
  • Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе?  ( мать).
  • Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик  и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?»  Они  отвечают  : « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка»
  • Кто такие сватовья и кумовья? ( родители жениха и невесты – сватовья.   Кровные родители и духовные – кумовья)
  • Кто является золовкой, снохой, деверем? ( золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены.

Переведите эти родственные термины на тувинский язык.

Свояки – бажашкылар.

Шурин, свояченица – чуржу.

Мать, мама – ава.

Свекровь – кунчуг.

Свекорь – бег, бээ, бээзи.

Сват – куда.

Составление генеалогического древа.

Что такое генеалогическое древо?

Учитель: Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.

Учитель:  С чего начать, чтобы составить генеалогическое древо?

  1. Лучше начать с самого себя, так как это начальная веточка семейного древа. Вписав себя, нужно собрать информацию о родителях и записать ее.
  2. Затем нужно найти сведения о бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях.

Какие документы использовать?

Искать информацию нужно сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет.

Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними поможет по- новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Нужно обратить внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

Нужно использовать также официальные документы:

- Свидетельство о рождении – даст информацию о фамилиях, месте и времени рождения.

- Свидетельство о браке – даст информацию о девичьей фамилии матери, времени и месте заключения брака.

- Свидетельство о смерти – даст информацию о времени смерти и её причине.

- Паспорт – даст информацию о месте жительства, детях.

- Трудовая книжка – даст информацию о местах работы, должностях, образовании.

- Аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства, орденские книжки и др.

    На следующем этапе своего исследования нужно составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии).

Методы сбора информации - прежние: семейный архив и устные беседы. Так же можно отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им.

      Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, неизмеримо возрастет.

Составление родословной (нисходящее генеалогическое древо)

Оформление родословной.

   Родословная может быть оформлена в виде древа,  где стволом обозначены, тот, кто составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д.  Такое дерево будет восходящим.  Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.

Учитель: Хотелось бы мне закончить наш классный час со стихотворением:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Вот это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки!

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Использованная литература

1. М.Кенин-Лопсан