проект "Масленица"
Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Широкая Масленица» в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке». Значимость проекта в том, что он направлен на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Проект познавательно-творческий, игровой.
Проект краткосрочный, проводится ежегодно и длится 1 неделю в соответствии с календарем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 157.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр социального обслуживания населения
«На Калинке»
|
|
Проект
«Широкая Масленица»
(проект организации досуга получателей социальных услуг и родителей, законных представителей, находящихся на оздоровлении, реабилитации и отдыхе в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке»)
Автор:
Коробова О.М.-
социальный педагог ОППП
г.Сургут
2017
Пояснительная записка
«У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего»
Ирек Биккин
Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Одним из таких ярчайших праздников, который явно показывает традиции русского народа, сохранившийся из давних веков, является «Масленица».
Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Широкая Масленица» в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке». Значимость проекта в том, что он направлен на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Проект познавательно-творческий, игровой.
Проект краткосрочный, проводится ежегодно и длится 1 неделю в соответствии с календарем.
Целевая группа
Получатели социальных услуг и родители (законные представители), находящиеся на оздоровлении, реабилитации и отдыхе в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке».
Цель проекта:
формирование интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.
Задачи:
- Познакомить получателей социальных услуг с русским народным праздником Масленицей, его историей и обычаями.
- Разучить заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр.
- Развивать творческие способности детей и родителей, духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.
- Способствовать сплочению детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника Масленица.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях.
- Анализ деятельности по проекту. Мониторинг активности участников, удовлетворенности участием.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
Методы | Формы |
пособий;
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Проект включает следующие направления деятельности:
Направления деятельности | Содержание |
Познавательное | Ознакомление с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить к российской культуре. Знакомство с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. |
Практические | - Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. - Технология приготовления блинов. |
Проект реализуется на бесплатной основе для получателей социальных услуг, родителей и законных представителей, находящихся на реабилитации в Центре социального обслуживания населения «На Калинке».
Проект рассчитан на 7 дней. Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с планом.
Для эффективной реализации проекта необходимо оптимальное ресурсное обеспечение.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы | |||
Должность | Количество штатных единиц | Обязанности | |
Администрация Центра | 2 | - Осуществление контроля за реализацией проекта. - Предоставление условий, необходимых для реализации проекта | |
Руководитель программы | 1 | Общее руководство реализации проекта | |
Музыкальный руководитель, звукооператор | 2 | Разучивание песен, музыкальное сопровождение мероприятий | |
Культорганизатор | 1 | Реализация досуговых мероприятий проекта | |
Воспитатель | 8 | Участие в реализации мероприятий проекта, помощь в подготовке, организации и проведении мероприятий | |
Материально-технические ресурсы | |||
Материалы и оборудование | Необходимое количество | ||
Экран | 1 | ||
Проектор | 1 | ||
Фотоаппарат | 1 | ||
Компьютер | 1 | ||
Музыкальное оборудование | 1 | ||
Информационные ресурсы | |||
Оформление наглядности | |||
Обработка фото-и видео материалов | |||
Оформление сцены | |||
Методические ресурсы | |||
Презентации, фото-, видео материалы | |||
Диагностический материал | |||
Методические разработки, сценарии мероприятия |
Ожидаемый результат:
В процессе реализации проекта:
получатели социальных услуг сформируют представление об особенностях и традициях данного праздника;
повысится познавательный интерес получателей социальных услуг и родителей к русской культуре, ее обычаям, обрядам;
дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;
в традицию БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке» войдёт организация народных праздников совместно с родителями.
Критерии оценки эффективности определяются посредством анализа посещения занятий, активности участия в практической деятельности и мероприятиях, наблюдений, тестирования, анкетирования об удовлетворенности от участия в проекте
Тематический план
День недели | Цель | Мероприятия | Ответственные |
Понедельник «Встреча» | Цель: Познакомить получателей социальных услуг с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. | - беседа «Что за праздник, Масленица?» - презентация о Масленице - поговорки про масленицу - заучивание стихотворения «Масленица» - Стенд «Масленица» (история праздника) | |
Вторник «Заигрыш» | Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. | - беседа «Как отмечать Масленицу» - п/и «Горелки», «Звонарь» - хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши» - разучивание масленичных закличек. | |
Среда «Лакомка» | Цель: Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. | - слушание песни «Песня блинам» - разучивание стихотворения «Про Масленицу» - слушание песни «Как на Маслянской неделе» - Информация для родителей «Праздники на Руси. Масленица» | |
Четверг «Разгуляй» | Цель: Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | игры-эстафеты: - «Перетягивание каната» - «Передвижение на метле» - «Тачка» - «Горелки» | |
Пятница «Гостевой день» | Цель: изучить технологию приготовления блинов и воссоздать традиционный старинный обрядовый праздник Масленица. | - игра «Ой, блины, мои блины» | |
Суббота «Посиделки» | Цель: Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | - рассматривание альбома «Масленица» - мультфильм «Смешарики. Масленица» | |
Воскресенье «Проводы» | Проведение праздника «Проводы масленицы» |
Используемая литература:
1 Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. Дет. литература, 2001
2. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988. – описание народных игр.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998
4. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007 – сценарии праздников.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
6. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
8. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.
9. Резунков А. Г. Яковлева М. В. Масленица. Сценарий праздника,игры, скороговорки «композитор» С. Пб 2013 – Сборник о древних русских праздниках.
10. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.
- Мне нравится (1)