проект "Масленица"

Коробова Ольга Михайловна

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

         Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Широкая Масленица» в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке». Значимость проекта в том, что он направлен на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проект  познавательно-творческий, игровой.

Проект краткосрочный, проводится ежегодно и длится 1 неделю в соответствии с календарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx157.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

бюджетное учреждение  

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр социального обслуживания населения

«На Калинке»

 

 

                                                                                         

Проект

«Широкая Масленица»

(проект организации досуга получателей социальных услуг и родителей, законных представителей, находящихся на оздоровлении, реабилитации и отдыхе в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке»)

                                                http://pearl.anomir.ru/files/tiny_mce/2016/img0.jpg

Автор:

Коробова О.М.-

социальный педагог ОППП

г.Сургут

2017

Пояснительная записка

«У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего» 

Ирек Биккин

         Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Одним из таких ярчайших праздников, который явно показывает традиции русского народа, сохранившийся из давних веков, является «Масленица». 

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

         Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Широкая Масленица» в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке». Значимость проекта в том, что он направлен на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проект  познавательно-творческий, игровой.

Проект краткосрочный, проводится ежегодно и длится 1 неделю в соответствии с календарем.

Целевая группа

Получатели социальных услуг  и родители (законные представители), находящиеся на оздоровлении, реабилитации и отдыхе в БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке». 

Цель проекта:

формирование интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.

Задачи:

  1. Познакомить получателей социальных услуг с русским народным праздником Масленицей, его историей и обычаями.
  2. Разучить  заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр.
  3. Развивать творческие способности детей и родителей, духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.
  4. Способствовать сплочению детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника Масленица.
  5. Воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях.
  6. Анализ деятельности по проекту. Мониторинг активности участников, удовлетворенности участием.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

Методы

Формы

  • рассказ;
  • объяснение;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • консультирование;  
  • демонстрация наглядных

пособий;

  • демонстрация мультфильма;
  • анкетирование;
  • рефлексия

  • творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей пения, разучивание закличек, стихотворений;
  • проведение праздников и мероприятий;
  • организация выставок;        
  • мастер-класс по кулинарии;
  • тематические и творческие вечера;
  • игра, игра-эстафета;
  • просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

СОДЕРЖАНИЕ

Проект включает следующие направления деятельности:

Направления деятельности

Содержание

Познавательное

Ознакомление с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить к российской культуре. Знакомство  с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

Практические

- Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен.

- Технология приготовления блинов.

        Проект реализуется на бесплатной основе для получателей социальных услуг, родителей и законных представителей, находящихся на реабилитации в Центре социального обслуживания населения «На Калинке».

Проект рассчитан на 7 дней. Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с планом.

Для эффективной реализации проекта необходимо оптимальное ресурсное обеспечение.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы

Должность

Количество штатных единиц

Обязанности

Администрация Центра

2

- Осуществление контроля за реализацией проекта.

- Предоставление условий, необходимых для реализации проекта

Руководитель программы

1

Общее руководство реализации проекта

Музыкальный руководитель, звукооператор

2

Разучивание песен, музыкальное сопровождение мероприятий

Культорганизатор

1

Реализация досуговых мероприятий проекта

Воспитатель

8

Участие в реализации мероприятий проекта, помощь в подготовке, организации и проведении  мероприятий

Материально-технические ресурсы

Материалы и оборудование

Необходимое количество

Экран

1

Проектор

1

Фотоаппарат

1

Компьютер

1

Музыкальное оборудование

1

Информационные ресурсы

Оформление наглядности

Обработка фото-и видео материалов

Оформление сцены

Методические ресурсы

Презентации, фото-, видео материалы

Диагностический материал

Методические разработки, сценарии мероприятия

Ожидаемый результат:

В процессе реализации проекта:

получатели социальных услуг сформируют представление об особенностях и традициях данного праздника;    

повысится познавательный интерес получателей социальных услуг и родителей к русской культуре, ее обычаям, обрядам;

дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;

в традицию БУ «Центр социального обслуживания населения «На Калинке» войдёт организация народных праздников совместно с родителями.

Критерии оценки эффективности определяются посредством анализа посещения занятий, активности участия в практической деятельности и мероприятиях, наблюдений, тестирования, анкетирования об удовлетворенности от  участия в проекте

Тематический план

День недели

Цель

Мероприятия

Ответственные

Понедельник

«Встреча»

Цель: Познакомить получателей социальных услуг с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

- беседа «Что за праздник, Масленица?»

- презентация о Масленице

- поговорки про масленицу

- заучивание стихотворения «Масленица»

- Стенд «Масленица» (история праздника)

Вторник

«Заигрыш»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

- беседа «Как отмечать Масленицу»

- п/и «Горелки», «Звонарь»

- хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

- разучивание масленичных закличек.

Среда

«Лакомка»

Цель: Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

- слушание песни «Песня блинам»

- разучивание стихотворения «Про Масленицу»

- слушание песни «Как на Маслянской неделе»

- Информация для родителей «Праздники на Руси. Масленица»

Четверг

«Разгуляй»

Цель: Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

игры-эстафеты:

- «Перетягивание каната»

- «Передвижение на метле»

- «Тачка»

- «Горелки»

Пятница

 «Гостевой день»

Цель: изучить технологию приготовления блинов и воссоздать традиционный  старинный  обрядовый праздник Масленица.

- игра «Ой, блины, мои блины»

Суббота

«Посиделки»

Цель: Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- рассматривание альбома «Масленица»

- мультфильм «Смешарики. Масленица»

Воскресенье

«Проводы»

Проведение праздника «Проводы масленицы»

 

Используемая литература:

1 Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. Дет. литература, 2001

2. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988. – описание народных игр.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры –СПб, Детство-пресс, 1998

4. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду – Волгоград, 2007 – сценарии праздников.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.

6. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001

7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.

9. Резунков А. Г. Яковлева М. В. Масленица. Сценарий праздника,игры, скороговорки «композитор» С. Пб 2013 – Сборник о древних русских праздниках.

10. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.