Мифологические основы русской народной художественной культуры

Исауленко Александра Владимировна

          Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Мировоззрение, выращенное в праславянских и славянских мифах, называется язычеством. Здесь всё базируется на вере в сверхъестественные силы, которые самым активным образом участвуют в развитии всех жизненных процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Мифологические основы русской народной художественной культуры

Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Мировоззрение, выращенное в праславянских и славянских мифах, называется язычеством. Здесь всё базируется на вере в сверхъестественные силы, которые самым активным образом участвуют в развитии всех жизненных процессов.

Не обладая научными знаниями, человек пытался увеличить свои силы и вызвать необходимые изменения окружающего мира путём выполнения магических действий. Миф – не жанр искусства, а определённое представление об окружающей действительности. В них есть образность, но это бессознательная образность. Искусство всегда видит разность между собой как отражением реальных явлений и самими явлениями, которые объективно наличествуют в жизни. На уровне мифологии ещё не существует выделения эстетической сферы. Соответственно, в структуре мифа не может быть ни метафор, ни аллегорий, ни иных тропов. В значительной мере именно через ритуалы прокладывается путь от древних мифологических структур к фольклору – одной из первых форм НХК.

Первичная модель мира в мифах она представляет собой описание основных пространственных и временных координат, определяющих место и роль человека в мифологизированном космосе. Здесь всё основано на противопоставлениях типа верх-низ, небо-земля, день-ночь и т.д. Эти и прочие противопоставления лягут затем в основу НХТ.

Временные представления: календарь древних славян как отражение мифологического сознания (циклический характер), два времени года – зима и лето, симметричные типы обрядов (зимние святки-зелёные святки, после христианизации – Никола морозный – Никола травный и т.д.). Постоянная смена холодной и тёплой поры, умирание и возрождение сил природы представали как извечный и бесконечный всеобщий цикл: жизнь – смерть – жизнь – смерть. Ритуальное умерщвление символических фигур не только воспроизведение акта смерти, но и магическое средство, способствующее плодородию – земледельческие культы. Представления о пространстве – образ мирового древа – отразились в ритуалах (катание с гор на масленицу), постройках (устройство избы), орнаменте, в вербальных текстах. Культ дерева (берёза, дуб, клён, верба).  Двоичные противопоставления: жизнь – смерть, правый – левый, правда – кривда, мужской – женский, чёт – нечет, юг – север и т.д.

Древнеславянская мифология: уровни: боги, персонажи, связанные с хозяйственной и аграрной деятельностью (масленица, Ярила, Купала, Род, Чур), культурные герои (образы Пахаря, Кузнеца, Гончара (на уровне мифологии они несколько абстрактны, характеры их обычно не детализируются, поведение обрисовывается в самых общих чертах; всё это несколько позднее восполнит фольклор, где появятся колоритные фигуры мудрого земледельца Микулы Селяниновича, искусных кузнецов Кузьмы и Демьяна и т.д.), низший уровень – берегини и упыри, олицетворявших духов добрых и злых предков; домовые духи: домовой, кутный бог, спорыш, дрема, баюнок и др.; лесные духи - лешие, их разновидности: лесовик, лесунок, дикий мужик, черти, оборотни, лихо одноглазое и др.; русалка как древнейший вид берегини, жившей в воде; особый вид берегинь - птицы с женскими лицами (Сирии, Феникс, Стратим, Жар-птица, девушки- лебеди); мифические полуживотные - полулюди (химеры): Полкан, Конек-Горбунок, Сивка-бурка и др.