«Духовно-нравственное воспитание и развитие личности ребенка в условиях внедрения ФГОС».
Предварительный просмотр:
Российское образование вступило в этап своего развития, который характеризуется изменением ценностных ориентаций у подрастающих поколений, переменой образа мыслей, поиском новых приоритетов и национальных идей. Современная ситуация в России характеризуется с одной стороны - размытыми моральными нормами, отсутствием в обществе здоровых национальных идей, единых нравственных идеалов и ценностей, а с другой — агрессивным навязыванием чуждой для российской ментальности образцов западной и других культур, а также псевдокультуры в частности с появлением в обществе антиценностей.
В центре пересечения различных идеологических концепций и столкновения разных интересов находится личность будущего гражданина нашей Родины. Поэтому самые разрушительные удары последних десятков лет направлены на систему образования России. Но учителя и воспитатели все эти годы выступали за сохранение системы образования, обогащая её содержательно, расширяя границы языкового, интеллектуального, духовного пространства, в котором находится воспитанник в д/саду и потом – в школе.
Народ, желающий сохраниться и противостоять распаду, может черпать такое содержание только в своих традициях славянского православного воспитания, в своей культуре. Путь возрождения духовно-нравственных семейных ценностей России- процесс сохранения нас как народа русского с уникальной отечественной культурой, языком, верой. Лишь, уважая свои корни, мы прививаем уважение к себе и другим.
В славянском миропонимании звучит так: Я - часть вселенной, вся Вселенная часть меня. Задача родителей, учителей и воспитателей - научить ребенка самому находить ответы на свои вопросы внутри себя и понимать: кто я?Он должен в результате к 17 годам уже понимать: кто я, каково мое предназначение, чем я хочу заниматься? Ведь сейчас часто, закончив школу, дети понятия не имеют, куда податься. Чаще всего идут туда, куда родители направляют. В результате мы получаем, что среди взрослых несчастливых людей так никто и не повзрослел.Цель нашей жизни на земле не что-то купить, что-то достать, кем-то стать, а самая главная цель – душу свою очистить от греха. Бытие наше должно быть прекрасно. Вот поэтому Достоевский говорил: красота спасет мир. Наши мысли, выражение нашего лица, наши чувства, наши поступки должны быть прекрасны.Царствие Божие, рай начинается, в первую очередь, в сердце человека, в его душе. Быть настроенным на радость, на счастье, уметь радоваться тому, что дает Господь, – не очень просто. Это своего рода искусство. Кто-то рождается с таким счастливым свойством – во всем видеть хорошие моменты, а кто-то должен учиться этому. Но это чувство – ощущать радость и счастье – доступно всем без исключения людям.
Человек должен быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить , дыша полной грудью. Любовь, поддержка и одобрение дают детям огромные силы и огромное желание работать над собой и меняться в лучшую сторону.
Для того, чтобы быть успешными и счастливыми людьми нужно почитать опыт старших. Чтобы в семье царил лад, должны быть чётко очерчены позиции "старший - младший". Отец - это воплощение внешнего мира, защиты. Начиная с детского сада говорим о своих корнях, о истории своей семьи, фамилии,рисуем герб семьи, родовое дерево,национальные игрушки и костюмы предков .На высоком уровне это дает понимание в жизни отношений с Богом. Легко будет принять, как устроен мир. Принятие - великая вещь,оно позволяет выстроить гармонию внутри и снаружи. Принять - позволить этому быть. В школе эти темы развиваются и усложняются.
Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят и славянские пословицы: «Ученье в детстве — как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»
Славянское воспитание детей подразумевает, что родители в первую очередь прививают ребенку уважение. Уважение буквально ко всему – к себе самому, к окружающему миру, к родителям, к близким, к животному и растительному миру, но в первую очередь – к Богу и Предкам.
Не секрет, что наши предки, славяне, по-разному воспитывали мальчиков и девочек. Это было залогом здорового общества и здорового будущего. Между прочим, современные психологи также говорят о наличии психологических особенностей малышей в зависимости от их половой принадлежности, а значит на самом деле нельзя одинаково подходить к общению с мальчишками и девчонками.Вот почему я всегда была против неделимых классов при обучении технологии .
Девочка воспитывается, в первую очередь, как берегиня рода, будущая мать и хозяйка дома. С раннего детства нужно прививать ей стремление быть матерью. Поэтому самые первые игрушки для девочки – это куклы. Но куклы должны быть не Барби , а кукла-ребёнок, обязательно с красивым и приятным лицом. Куклы должны быть такими же, как она: светлыми и чистыми, чтобы девочка сохраняла чувство чистоты своего рода. Вещи дочки должны быть аккуратно сложены, находиться в идеальном порядке и опрятности. Когда ребёнок станет постарше, то будет так же относиться ко всем вещам.На уроках технологии в школе мы шьем на девочек и на кукол одежду славянского покроя: рубахи, передники, сарафаны, поневы.Изготавливаем украшения из бисера, делаем кокошники, вышиваем обережные славянские узоры."Как на море широком есть остров небольшой и лежит на нем камень большой, а на том камне сижу я,красна девица,швея-мастерица...Счастье,долю вышиваю, радость и любовь пришиваю..."
Национальное самосознание и российская государственность глубоко укоренены в отечественной культуре, основанной на духовной традиции славянского Православия. В этом значительную роль играет историко-культурологический курс многих предметов в школе.Школа организовывает приобщение младших школьников к основам славянской православной культуры, и у подрастающего поколения формируется правильная установка на традиционный уклад жизни нашего народа, на крепкую многодетную семью, на почитание своих родителей.
Среди особенностей новых стандартов - прописанные, конкретизированные личностные результаты. ФГОС дошкольного образования : подчёркивается важность формирующей, воспитывающей среды – педагогической, социокультурной среды. Она может сочетаться с любой примерной предметной основной образовательной программой, должна включать славянские праздники, стихи, рассказы православного содержания. Сегодня уделяется должное внимание эмоциональному воспитанию, и здесь педагогическая работа нацелена на воспитание патриотических чувств, уважения, особенного, почтительного отношения к предметам и словам духовного содержания. Только вырастив новое поколение, умеющее достойно и правильно пользоваться своими правами на убеждения, веру, культуру, ценить отечественные традиции, сострадать людям,любить и развивать себя , Россия сможет справиться с главными социальными проблемами.
Так например есть у меня урок в старших классах: "Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей",где целью урока является создание условий для осмысление морально-этических проблем человека древнего мира и современного на основе легенд и мифов о драконах. На этих занятиях мы вспоминаем сказки о Змие.А затем с помощью теста определяем сколько голов у нашего дракона(7 комплексов человека),ведь дракон стоит на пути у каждого человека. Дракон бросает нам вызов,а мы как настоящие герои их преодолеваем.Рисуем своего дракона в клетке , подчиняем его своей власти, заставляем не оказывать влияние на нашу жизнь.Это так важно- приручить своего дракона, полюбить себя и подарить эту любовь людям.
Преподавание курса искусства, истории,литературы, изобразительного искусства ,музыки , «Основы православной культуры» сформировывает социальную среду, формирующую личность патриота, гражданина . Национальная культура, память, уважение позволяют ощутить связь между современными людьми и нашими предками, получить духовную поддержку и жизненную опору. Задача каждого поколения - сохраняя духовность, выбрать нужные ориентиры в воспитании современных детей. Процесс познания и понимания национальной культуры должен начинаться как можно раньше, тогда она станет основой, которая формирует личность маленького человека. А в становлении личности ребенка первостепенную роль играет духовность.
Культуру России нельзя себе представить без искусства, которое раскрывает духовную жизнь народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности. Ознакомление с культурой своего народа многогранно: история, традиции, календарные и обрядовые праздники, фольклор, декоративно - прикладное искусство. Впечатления, которые ребенок получает в детстве, остаются надолго в памяти. Одно из направлений знакомства ребенка с культурой своих предков - народные промыслы, которые соединяют художественное и эстетическое начала, помогающие проникнуть в культуру своего народа, в истории которого есть игрушка, имеющая богатые духовные корни. Поэтому в детском садике и в школе проводим занятия с дымковской, филимоновской,богородской игрушкой.
Особую роль играет система дополнительного образования. Единство образования и воспитания является важным условием приобщения к национальной культуре. Образование направлено на формирование общей культуры человека, что в свою очередь способствует развитию индивида, помогает ему приобретать социальный опыт, сформировать комплекс необходимых знаний и способностей.
Духовно-нравственное воспитание предполагает знание норм, правил поведения и общения, а также умение пользоваться ими в необходимых ситуациях, давать оценочные суждения происходящему. Возрождение славянских традиций, участие в деятельности, направленной на их освоение, постепенно формируют нравственные убеждения, развивают личность ребенка и становятся внутренней позицией человека, что делает его счастливым , свободным и радостным.