Хранители семейных традиций

Этнический семейный праздник-конкурс "Хранители семейных традиций" в рамках Муниципального фестиваля "Возраждение языка через всех и каждого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл энический праздник22.84 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор ТМК ОУ «ДСШ №1»

____________ М.В. Терникова

«___»___________2016 г.

Сценарий семейного праздника «Хранители семейных традиций»

в рамках муниципального фестиваля

«Возрождение родного языка через всех и каждого».

Дата проведения:  1 апреля 2016 г.

Время проведения: 14.30 час.

Место проведения: Актовый зал

Ведущий: Федосеева П.У.

Звучит фоновая северная мелодия.

1 ученица: дороболорун  доготтор!     (Долганский)

2 ученица: нянэй, ани торова! (Ненецкий)

3 ученица:  аялди, гиркил! (Эвенкийский)

4 ученица: доробо сяруни!  (Нганасанский)

5 ученик:

В 1. Здравствуйте, дорогие друзья!

В 2. Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, мы собрались не случайно...

В этом зале собрались представители семей разных национальностей. Сегодня мы проводим семейный праздник «Хранители семейных традиций» в рамках муниципального фестиваля «Возрождение родного языка через всех и каждого»!

Таймыр – удивительный край, со своей уникальной историей, овеянной легендами и мифами. Таймыр – край многонациональный. Здесь проживает более ста национальностей…

Но только те народы, чьи предки уже много столетий живут на этой суровой земле в мире с непокорной природой, являются истинными сынами и дочерьми таймырского полуострова. Это пять таймырских этносов – ненцы, долганы, нганасаны, энцы, эвенки – те, кто свято чтит традиции и обычаи своих предков!

К сожалению, сегодня мы с вами все реже и реже слышим родной язык. Уходят сторожилы, сказители, а молодое поколение всё больше стремится к цивилизации, и это неизбежно. Поэтому одной из важных задач современных людей является сохранение и развитие самобытной культуры и традиций малочисленных народов мира, возрождения исчезающих языков, раскрытия и развития творческого потенциала личности. А наш праздник направлен именно на то, чтобы вы дети Таймыра знали и помнили свои корни, языки, традиции и обычаи предков.

Давайте же поприветствуем и познакомимся с нашими неравнодушными и заинтересованными родителями и родственниками в сохранении родной культуры!

Семьи  во время приветствия встают

Семья Виолетты Чунанчар они нам представят культуру  древнего народа Ня нганасан

Семья Ангелины Поповой представят культуру самого молодого этноса на Таймыре долган

Семья Насти Бетту расскажет нам о народе, сородичи которых живут даже в Китае, об эвенках

Семья Валеры Болина относится к энецкой культуре, самого малочисленного народа на Таймыре.

Семья Яроцкого Ярослава относится к культуре ненцев, эта семья знатных оленеводов тухардской тундры. Завтра в п.Тухард пройдет главный праздник оленеводов – День оленевода, давайте поздравим их с одним из главных праздников в их семье.

1 ведущий:

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу.

1 ведущий:

Для того, чтобы определить порядок выступлений, мы проведем жеребьевку. Прошу наших учащихся вытянуть жетоны с номерами.

Проводится жеребьевка.

И так семья под № 1--------,2 ---------, 3 -----------, 4 ----------        

В 1: И первое задание, которое предстоит представить нашим семьям это - презентация о семье «Родовое древо». И на сцену я приглашаю семью________________________________________________________________

Задание №1 Презентация семейного древа

В 1. У каждого народа накапливаются из поколения в поколение обычаи и традиции, сказки и игры, пословицы и поговорки, предания и сказания. Они учат доброте, трудолюбию, бережливости по отношению к природе, учат любить Родину и уважать старших. А родной язык является неизменным источником для творческого вдохновения. И следующее задание называется «Юные поэты», наши участники расскажут стихотворения на родном языке. На сцену приглашаю ________________________________________________________________

Задание №2 Стихотворения на родных языках

В 1. Ехал как-то, оленевод по тундре, вдруг видит, волки мчатся на него. Что делать? Впереди смерть от клыков? Позади  - река Хета. Перепрыгнуть невозможно, переплыть не сумеешь, вода холодная… Решил пастух все силы собрать и прыгнул двумя ногами на первый камень, а с него на второй, а со второго на берег. Смотрит и сам не верит, что от волков спасся и всю реку весеннюю Хету перепрыгнул. С тех пор долганы ненцы, нганасаны стали учиться прыгать тремя прыжками, отталкиваясь сразу двумя ногами.

Без острого глаза, без длинной руки, без крепких ног – сложно прожить в тундре. Солнце проснулось, греет лучами, большой день настал - День игрищ! И сейчас каждая семья познакомит нас с национальными играми,  и первыми на сцену приглашаем семью________________________________________________________________

Задание №3  Представление национальной игры

В 1: Уважаемые друзья,  всем нам известно, что язык неразрывно связан с традициями и фольклором, утратив традиции и фольклор, исчезнет и язык, совместно мы приложим все усилия для сохранения и развития фольклора, языка и традиций.  

Я хочу  Вам предложить небольшой опрос:

  1. Какие этносы Таймыра относятся к самодийской группе (ненцы, энцы, нганасане)
  2. Как звучит слово сказка на долганском языке (олонко)
  3. Знаете ли Вы три основных цвета, которые использовали нганасаны при пошиве верхней парки (белый, красный, черный)
  4. Как называются сказки у самодийских народов (ситабы, сюдбабц,  сюдобичу)
  5. Представители, какой народности Таймыра расшивали свою обувь и одежду бисером? (долганы)

В 1. Издавна у древних народов хранительницей домашнего очага всегда была и остается женщина. На женщине держится все, она хранительница очага. Благодаря ее труду, в ее чуме всегда на столе горячий чай, мужчинам тепло в своих парках.

В 1. Красавицы – мастерицы, они шьют и вышивают, тонкой жилке цену знают. Ох, и ловкие девицы, тундровые мастерицы! И сейчас мы представляем следующее задание «Национальный орнамент – язык далеких предков» - дефиле национальной одежды. А начинает его семья ______________________

Задание № 4 «Национальный орнамент – язык далеких предков»

                        Всем семьям огромное спасибо за демонстрацию ваших моделей.

В 1. Если случится вам, когда-нибудь побывать в стойбище у ненцев, долган, эвенков, нганасан, то знайте, что вас встретят в любом чуме по всем правилам гостеприимства. Эти и многие другие правила придуманы не сегодня. По ним люди тундры жили веками. И в настоящее время жители тундры продолжают строго следовать этим правилам.

Гостеприимство северной земли,

Своих границ, как сам Таймыр не знает!

Здесь каждый чум, куда бы ни зашли,

гостей дарами тундры угощает!

А сейчас каждая семья презентует нам национальное блюдо и на сцену приглашается семья ______________

Задание № 5 «Кухня народов Таймыра».

В1: Итак, наше праздничное мероприятие подходит к своему логическому завершению, каждый новый день богат новыми событиями, делами и свершениями. Новое поколение северян трудится на благо своей земли, одна из главных задач национального образования - не дать исчезнуть родным языкам.

 На Таймырской земле органично переплелись пласты древних культур тюркских, славянских, финно-угорских и многих других народов!

Пусть всегда звучат над просторами седого Енисея  и сливаются в прекрасную симфонию с мелодиями всех народов России песни дружбы и добра!

Песня Белая Арктика.