Конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий: " Русский народный танец, как вспомогательный элемент профилактики физического здоровья."

Зонова Мария Александровна

Движения русского танца занимают важное место в профилактике физического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_plaskostopie.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербург

C:\Users\MASHA\Desktop\Mira_photo-1.jpg

Конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий:

Русский народный танец, как вспомогательный элемент профилактики физического здоровья.

автор - М. А. Зонова,

педагог доп. образования

     Движения русского танца занимают важное место в профилактике физического здоровья детей.  Нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела ребенка, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма. Часто нарушения осанки сочетаются с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Плоскостопие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Оно отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, ведёт к нарушению осанки, задерживает общее физическое развитие. Незначительные нарушения стоп легко устраняются в результате систематических занятий русским танцем. Движения укрепляют мышцы, поддерживают свод и способствуют натяжению связочного аппарата, коррегируют порочную установку стоп, воспитывают стереотип правильного положения всего тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе, улучшают обмен веществ, активизируют двигательный режим. Интересно отметить, что формированию правильного свода стоп у детей, а также профилактике и коррекции их функциональной недостаточности придавали большое значение в народных традициях воспитания. Так, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок!

И хотя многое сегодня утеряно из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики, подобные пестушки, потешки, прибаутки, так называемые малые фольклорные жанры, отражают традиции и мировоззрение ее создателей.

Цель занятия: формирование у детей способности к здоровому образу жизни, чувств ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Задачи:

Обучающие: 

• знакомство воспитанников с новыми движениями оздоровительных упражнений;

• обучение приёмам профилактики против плоскостопия;

Развивающие:

• развитие чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений;

• развитие речи, соотносить движение с текстом в речевых играх, самомассажах;

• развитие музыкальных и творческих способностей детей.

Воспитательные:

• воспитание в детях любви к окружающим, дружеское отношение к сверстникам;

 привитие интереса к здоровому образу жизни.

Тип занятия – комбинированный

Форма проведения – групповая для детей 2 года обучения.

Педагогическая технология: здоровьесберегаюшая, технология обучения здоровому образу жизни.

I. Организационный этап

-Приглашение детей в зал.

-Подготовка детей к работе на занятии.

-Создание психологического настроя детей.

-Проверка присутствующих детей на занятии.

-Объявление темы занятия.

-Мотивация детей на учебную деятельность.

II. Основной (содержательный) этап

Разминка:

Упражнения стоя.

  • Приподнимание на носочках.
  • Встаньте на носочки и перейдите на наружный край стопы и вернитесь в исходное положение.
  • Встаньте на внешние бока стоп, постойте в таком положении около 30-40 секунд.
  • Приседайте без отрыва пяток от пола.
  • Поворачивайте туловище влево–вправо с поворотом левой-правой стопы на наружный край.

Упражнения в движении по кругу.

  • Ходите на носках, на пятках, на боковых поверхностях стоп, ходите с поднятыми пальцами, с поджатыми пальцами.
  • Ходите босиком по неровной поверхности – по траве, почве, камням, песку, речной гальке.
  • Ходите боком по бревну.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ"КРАСНЫЕ САПОЖКИ"
(на основе элементов русских народных танцев)

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс

1 -правую вперед на пятку

2-3 - покачать носком вправо-влево

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

2. "Красные сапожки, резвые ножки"

И .п. - то же

1 - правую вперед-в сторону на пятку

2 - правую на носок

3 - правую на пятку

4 - с притопом приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с левой ноги.

3. "Танец каблучков"

И.п. - то же

1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх

3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка"

И.п. -стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс

1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо

2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь

3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо

4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.

5-8 - то же, что 1-4

1-8 - то же, передвигаясь влево.

5. "Елoчка"

И.п. - то же

1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо

1-8 - то же влево.

6. "Присядка"

И.п. - то же

1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх

2 - и.п.

3 - правую в сторону на пятку

4 - приставляя правую, и.п.

5-8 - то же с другой ноги.

7. "Шаг с припаданием"

И.п. - стоя на правой, левую в сторoну-книзу, руки на пояс

1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед

2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу

3-4 - то же, что на счет 1-2

То же в другую сторону.

III. Заключительный этап

Профилактика плоскостопия должна проводиться на протяжении всей жизни, начиная с рождения и заканчивая почтенным возрастом. Зачем нужна профилактика плоскостопия у взрослых? С возрастом плоскостопие может развиться из-за длительного ношения неправильной обуви (или слишком тесная обувь, или на очень высоких каблуках). Наиболее часто формируется плоскостопие, и искривляются пальцы ног в чувствительные периоды жизни человека. Нужно обязательно следить, чтобы не развивалось плоскостопие и деформация пальцев ног. Поэтому профилактика плоскостопия важна в любом возрасте.

В качестве профилактики плоскостопия можно выполнять различные упражнения, разработанные, как для лечения плоскостопия, так и для его предупреждения, делать массаж стоп, ходить босиком по различным неровным поверхностям: песок, мелкая галька, вспаханная земля, трава и т.д. И не забывать о том, что занимаясь русским танцем есть огромная вероятность избежать пласкостопия.

Эффективность педагогической технологии:

В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится валеологическому образованию человека. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений. Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

Методическое обеспечение:

  1. Алямовская В.Г.  Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
  2. Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.
  3. .Коротков И.М.  Подвижные игры детей. – М., 1987.
  4.  Качашкин В.М.  Физическое  воспитание  в начальной школе. – М., 1978.
  5. Кольцова М.М.,  Рузина М.С.    Ребенок  учится  говорить:  пальчиковый

игротренинг. – СПб., 1998.

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1989. - 544 с.

  1.  Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.
  2.  Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.
  3. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.