Фольклор - народная мудрость
Какую мудрость таят в себе народные приметы, обряды и обычаи? Как жить в ладу с природой? Какие песни нужно петь летом, а какие зимой? Как известные на весь мир художественные промыслы соотнести с временами года?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_4_kl.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
В 4 «а» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».
ТЕМА УРОКА:
«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:
ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,
ЖИВОПИСЬ.
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
2012-2013 ГОД
ТЕМА УРОКА
ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.
Эпиграф:
«Где песня льется, там легче живется»
Художественно-педагогическая идея урока:
Русская народная песня – летопись жизни народа.
Цель урока:
- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- на фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
- показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу .
- доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.
Тип урока:
Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).
Средства обучения:
Магнитофон;
Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.
Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;
Музыкальный материал:
финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,
сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
Литературный материал:
М.Горький «Как сложили песню»;
Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)
Реквизиты:
Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Тема урока «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»
Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.
Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.
Фольклор основывается на двух основных понятиях: устное народное творчество и прикладное.
- Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий( к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды, - к прикладному - все, к чему приложены руки – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)
В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце - колесо, которое катится с востока на запад.
Мы до сих пор говорим «Круглый год».
Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»
Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы
МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,
Народные приметы:
Март – утро года.
В марте курица из лужицы напьется.
22 марта - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.
22 марта день равен ночи,
В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки, вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.
Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)
АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)
Приметы:
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
Солнышко с апрельской горки в лето катится
Апрельские ручьи землю будят.
7 апреля – на Благовещенье – отпускали птиц из клеток на волю.
С середины начинает звучать голос сверчка. Подает голос журавль.
В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)
Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.
В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)
«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.
МАЙ – травень (Майя - богиня плодородия в Древнем Риме) .
Приметы:
Майская травка и голодного кормит.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.
6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.
«КОРОВУШКА» – свирель.
Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).
«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».
ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета). ЖОСТОВО
Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.
Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.
П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.
ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)
АВГУСТ – серпень ( закат лета, собериха-припасиха)
М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»
СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет) ХОХЛОМА
Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)
Все, что жали в поле, называли жито.
- От какого слова произошло «жито»? (жизнь)
Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)
- Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)
- Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)
21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.
К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом
-Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Приметы сентября:
Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
В сентябре лист на дереве не держится.
В сентябре днем погоже, да утром негоже.
Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.
В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.
ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)
Народные приметы:
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
Октябрь то плачет, то смеется.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
27 октября наблюдают: если большая грязь – до зимы осталось четыре недели.
Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА
- А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?
Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены, в каждом доме много наготовлено впрок.
Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.
Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.
-Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)
НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы) ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ
Приметы ноября:
Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.
В ноябре зима с осенью борются.
12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,
мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.
- Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)
- Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.
( девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)
ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень) КРУЖЕВА
Приметы :
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.
22 декабря – самый короткий день в году.
В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а мужчины готовили к весне сети, невода.
«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)
ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик ) ГЖЕЛЬ
Приметы:
Январь – запевка года, зиме вершина.
В январе растет день, растет и холод.
Январь лед на реках в «просинь» красит
Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.
- Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,
Святки, ряженые ходили по домам с колядками)
«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами
ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей) ПАЛЕХ
Приметы:
У февраля два друга – метель да вьюга.
Февраль - кривые дороги.
Если февраль холодный – к благоприятному лету.
Февраль на три часа день прибавит.
15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.
24 февраля обычно бывают последние зимние морозы.
- Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)
-Назовите игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы. )
Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»
«Раным рано куры запели…»
«Прощай, масленица…»
Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»
Композитор говорил: «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»
Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока.
Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.
Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.
Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
в 3«А» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
ТЕМА УРОКА:
«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ
РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»
ТИП УРОКА:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
МОУ ГИМНАЗИЯ № 24
4 ЯНВАРЯ 2011 гг.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
в 3«А» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
ТЕМА УРОКА:
«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ
РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»
ТИП УРОКА:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ
РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ
4 ФЕВРАЛЯ 2011 Г.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
МОУ ГИМНАЗИЯ № 24
Эпиграф:
«Музыку создает народ, мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)
Художественно-педагогическая идея урока:
Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов
.
Цель урока:
- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- на фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
- найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:
- использовать дифференцированные методы обучения;
- развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.
Тип урока:
Дифференцированный урок-исследование.
Средства обучения:
Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано
Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.
Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка
Музыкальный материал:
Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
Литературный материал:
Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»
Фрагменты мультфильма «Снегурочка»
Домашнее задание (опережающее обучение).
1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»
2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»
3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».
Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.
Изучение нового материала (работа в группах).
Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.
1 группа.
а) Какой русский писатель написал сказку «Снегурочка»?
б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?
в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?
2 группа.
а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»
б) На каком инструменте играет Лель?
в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?
г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?
3 группа.
а) Как называется Третья песня Леля?
б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?
в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?
г) Кто и каким голосом исполняет партию Леля?
Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).
Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.
1 группа.
а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
б) Каким голосом исполнялась партия Леля? (меццо-сопрано – низкий женский голос)
2 группа.
а) Как называется опера, кто композитор и какое литературное произведение послужило основой для написания оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)
б) Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)
3 группа.
а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)
б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)
Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.
1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.
2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.
3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.
4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)
5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты
6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.
Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей группами.
1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.
Подведение итогов урока.
Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».