Фольклор - народная мудрость

Соломина Ираида Ивановна

Какую мудрость таят в себе народные приметы, обряды и обычаи? Как жить в ладу с природой? Какие песни нужно петь летом, а какие зимой? Как известные на весь мир художественные промыслы соотнести с временами года?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_4_kl.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «а» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».

ТЕМА УРОКА:

«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:

ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,

 ЖИВОПИСЬ.

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

2012-2013  ГОД

ТЕМА УРОКА

ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.

Эпиграф:

 «Где песня льется, там легче живется»

Художественно-педагогическая идея урока:

Русская народная песня – летопись жизни народа.

Цель урока: 

- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- на фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

- показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу .

- доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.

Тип урока:

Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).

Средства обучения:

Магнитофон;

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;

Музыкальный материал:

финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,

сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;

Литературный материал:

 М.Горький «Как сложили песню»;

Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)

Реквизиты:

Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

 

Тема урока  «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»

Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.

Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.

Фольклор основывается на двух основных  понятиях: устное народное творчество и прикладное.

        - Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий( к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды,  - к прикладному -   все, к чему приложены руки  – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)

В  народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце -  колесо, которое катится с востока на запад.

Мы до сих пор говорим   «Круглый год».

Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»

Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы

МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,

Народные приметы:

Март – утро года.

В марте курица из лужицы напьется.

22 марта  - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.

22 марта день равен ночи,  

В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки,  вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.

Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)

АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)

Приметы:

Апрель начинается при снеге, а  кончается при зелени

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Апрельские ручьи землю будят.

7 апреля – на Благовещенье – отпускали птиц из клеток на волю.

С середины начинает звучать голос сверчка. Подает голос журавль.

   В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)

Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.

   В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)

«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.

МАЙ – травень (Майя  - богиня плодородия в Древнем Риме) .

Приметы:

Майская травка и голодного кормит.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.

6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.

«КОРОВУШКА» – свирель.

Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).

«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».

ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета).                                        ЖОСТОВО

    Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку  (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.

   Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.    

 

П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.

ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)

АВГУСТ – серпень ( закат лета, собериха-припасиха)

М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»

СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет)                                    ХОХЛОМА

Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)

Все, что жали в поле, называли жито.

- От какого слова произошло «жито»? (жизнь)

Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)

- Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)

- Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)

      21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.

К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом

    -Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

            Приметы сентября:

Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре днем погоже, да утром негоже.

Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.

      В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.

ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)

Народные приметы:

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

27 октября наблюдают: если большая грязь – до зимы осталось четыре недели.

Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА

-  А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?

   Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены,  в каждом доме много наготовлено впрок.                                                                                                  

   Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.

Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.

-Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)

НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы)                      ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Приметы ноября:

Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.

Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.

В ноябре зима с осенью борются.

12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

   В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,

мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.

 

- Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)

- Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.

( девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)

ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень)                                                   КРУЖЕВА 

Приметы :

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.

22 декабря – самый короткий день в году.    

В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.

   Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а  мужчины готовили к весне сети, невода.

 

«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)

ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик )                                                        ГЖЕЛЬ

Приметы:

Январь – запевка года, зиме вершина.

В январе растет день, растет и холод.

Январь лед на реках в «просинь» красит

Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.

- Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,

Святки, ряженые ходили по домам с колядками)

«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами              

ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей)                                                                   ПАЛЕХ

Приметы:

У февраля два друга – метель да вьюга.

Февраль  - кривые дороги.

Если февраль холодный – к благоприятному лету.

Февраль на три часа день прибавит.

15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.

24 февраля обычно бывают последние зимние морозы.

- Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)

-Назовите  игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы. )

Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»

                                          «Раным рано куры запели…»

                                           «Прощай, масленица…»

     Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»

   

   Композитор говорил:  «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»

 

Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.

Закрепление материала.

Подведение итогов урока.

Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.

Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.

Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»

ТИП УРОКА:

 УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

4 ЯНВАРЯ 2011 гг.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»

ТИП УРОКА:

 ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ

РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

4 ФЕВРАЛЯ 2011 Г.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

Эпиграф:

«Музыку создает народ,  мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)

Художественно-педагогическая идея урока:

Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов

.

Цель урока: 

- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- на фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

- найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:

- использовать дифференцированные методы обучения;

- развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.

Тип урока:

Дифференцированный урок-исследование.

Средства обучения:

Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка

Музыкальный материал:

Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Литературный материал:

Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»

Фрагменты мультфильма «Снегурочка»

Домашнее задание (опережающее обучение).

1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»

2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»

3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».

Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.

Изучение нового материала (работа в группах).

Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.

1 группа.

а) Какой русский писатель написал  сказку «Снегурочка»?

б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?

в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?

2 группа.

а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

б) На каком инструменте играет Лель?

в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?

г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?

3 группа.

а) Как называется Третья песня Леля?

б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?

в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?

г) Кто и каким голосом исполняет партию Леля?

Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).

 Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.

1 группа.

а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

б) Каким голосом исполнялась партия Леля? (меццо-сопрано – низкий женский голос)

2 группа.

а) Как называется опера, кто композитор  и какое литературное произведение послужило основой для написания  оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)

б)  Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)

3 группа.

а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)

б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)

Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.

1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.

2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.

3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.

4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)

5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты

6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.

Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей  группами.

1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.  

Подведение итогов урока.

Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».