Доклад "Современные формы взаимодействия с семьей".

Зонова Мария Александровна

За тысячелетнюю историю человечества сложилось несколько систем воспитания подрастающего поколения, самые важные из них - семейная и общественная. Каждая из этих систем, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья, школа и дополнительное образование – три важных института социализации детей. Воспитательные функции каждого из этих институтов различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovremennye_formy_vzaimod_s_semey.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Секция 2. Деятельность педагога по реализации воспитательного потенциала образовательного процесса.

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ.

Мария Александровна Зонова,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО

 ЦВР Центрального района

 Санкт-Петербурга

Валентина Александровна Чивилихина,

методист ГБУ ДО ЦВР Центрального района

За тысячелетнюю историю человечества сложилось несколько систем воспитания подрастающего поколения, самые важные из них - семейная и общественная. Каждая из этих систем, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья, школа и дополнительное образование – три важных института социализации детей. Воспитательные функции каждого из этих институтов различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Давайте рассмотрим, что такое «взаимодействие» и что под этим словом подразумевается?

«Взаимодействие» - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Взаимодействие педагогов и родителей предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.       

Всестороннее развитие ребёнка, создание доверительной атмосферы и личного успеха зависит от совместной деятельности педагога дополнительного образования детей и родителей воспитанников.  Для этого в нашем объединении - фольклорной студии «Жаворонок» организована учебно-воспитательная работа, с помощью которой, при тесном взаимодействии с родителями обучающихся, происходит обеспечение необходимых условий для личностного и творческого развития воспитанников. Следует отметить, что творческие коллективы дополнительного образования являются одним из важных компонентов в воспитании подрастающего поколения. Увлечение ребёнка каким-либо занятием, даёт возможность чувствовать значимость и понимание своего творческого труда, возможность принести радость своим близким и родным, а в последующем - дальнейший профессиональный рост и интеллектуальный подъём.  

Выстраивая совместную работу с родителями, педагоги фольклорной студии «Жаворонок» активно применяют формы и методы народной педагогики и современные технологии. Применяются следующие формы взаимодействия с семьёй:

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями.

Очень важным компонентом в организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных (только для выстраивания отношений)  о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только после проделанной аналитической работы, связанной с анкетированием и опросом, возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дополнительного образования, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.  Применение информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями помогает педагогам студии получить и проанализировать  реальную картину, на основе собранных данных определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Для диагностики педагогами студии разрабатываются анкеты, с помощью которых можно оценить уровень удовлетворённости родителей и детей условиями  и  качеством  реализации  деятельности в фольклорной студии. (Приложение № 1)

Совместная работа родителей и детей – важная составляющая творческого процесса. Воспитанники студии не только осваивают навыки музыкального, танцевального, инструментального творчества, но и знакомятся с навыками рукоделия. Это нелёгкий труд, и, конечно же, дети обращаются за помощью и к родителям. В качестве примера, можно привести совместную работу по пошиву традиционной русской детской рубашки. Педагог даёт рекомендации по подбору тканей, цветовой структуры, фасона рубашки. Родители снимают мерки, переносят выкройку на ткань и выполняют всю основную работу. Когда рубашка почти готова, детям поручается несложная работа по пришиванию пуговиц на манжеты, прикреплению петель. В результате совместного творческого процесса у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.  Совместное творчество детей и родителей оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его к сотрудничеству. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

Данный пример показывает, как досуговые формы организации помогают устанавливать неформальные отношения, эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, а также более доверительные отношения.

Мероприятия, такие как праздники, концерты, совместные туристические поездки с участием родителей проводятся в первую очередь  с целью творческой самореализации детей, и параллельно решается другая задача - вовлечения взрослых в жизнь ребёнка. Участие родителей особо важно для воспитанника, ведь это даёт ребёнку осознание важности происходящего в его жизни, позволяет создать для него наиболее комфортную и уютную эмоциональную атмосферу.

В канун традиционных праздников таких, как «Рождество», «Масленица», «Пасха» в Российский Этнографический музей вместе с детьми, воспитанниками студии, приходят  родители, родственники, друзья, чтобы принять активное участие в программе праздничного мероприятия.  Родители  активно участвуют вместе с детьми в  концертных поездках по городам России, помогают в организации творческих мероприятий и являются крепкой поддержкой и опорой в решении многих вопросов.

Следует сказать, что совместное посещение экскурсий и выставок, является эффективным способом решения вопроса связанного не только с расширением кругозора и у детей, и у взрослых,  но также, одновременно, помогает установить более тесные  отношения между родителями и детьми. Например, недавно все вместе мы посетили «Особую кладовую» в Российском Этнографическом музее, где увидели разнообразные предметы, как по своей этнической принадлежности, так и по значению отдельных вещей в культуре разных народов: украшения, и утварь, культовые предметы, парадная упряжь,  оружие переданные музею императором Николаем II с 1902 по 1915 год.  После обмена впечатлениями, педагоги поняли, что это экскурсионное мероприятие было большим культурным событием в жизни каждой семьи. Непосредственное знакомство  с коллекциями, выставками,  архитектурой здания, интерьерами залов, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей и взрослых.

Важное место в творческой жизни студии занимает участие воспитанников в конкурсах и фестивалях. Проведение таких мероприятий помогает детям почувствовать поддержку со стороны родителей и педагогов, что, несомненно, помогает детям быть увереннее в своих творческих начинаниях. Фольклорная студия «Жаворонок» успешно участвует в городских и районных мероприятиях, является лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Благодаря активной творческой работе у воспитанников появляется хорошая возможность продемонстрировать свои музыкальные и танцевальные способности.

В организации учебно-воспитательной работы студии важно планировать познавательные формы взаимодействия с родителями:

В течение учебного года педагогами студии проводятся  «индивидуальные устные консультации» для родителей, где обсуждаются такие  темы, как воспитание детей, проблемы в общении, организация  свободного времени ребёнка.  Помимо консультаций в студии организуются «Семейные советы» и «Часы общения», благодаря этим формам работы с родителями рассматриваются важные вопросы касающиеся творческой жизни студии: участие концертных ансамблей студии в Фестивалях и конкурсах, пошив концертных костюмов, подготовка и проведение концертно-туристических поездок в другие города России, вопросы организации праздничных застолий. Педагогами организуются творческие мастерские, такие как: «Роспись пасхальных яиц», «Традиционная тряпичная кукла». Что, несомненно, представляет для родителей хорошую возможность для взаимодействия с детьми, ведь общее дело укрепляет взаимосвязь и помогает раскрыться и понять друг друга. В фольклорной студии «Жаворонок» активно используются тематические консультации, которые организуются с целью ответить  на все вопросы, интересующие родителей. Педагоги студии стремятся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какое выбрать направление для решения какой-либо задачи в воспитании ребёнка. Родительское собрание — это форма взаимодействия с родителями и проводится педагогами студии для организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Повестка собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Родительский комитет – это группа родителей, выбранная голосованием на общем собрании студии в начале учебного года, которая встречается регулярно  для того, чтобы содействовать педагогам в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса и участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.  В родительский комитет студии входят родители  с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в коллективе.

В своей работе педагоги студии используют и наглядно-информационные      формы взаимодействия с родителями:

Педагоги выдают воспитанникам «информационные письма»: о дополнительных занятиях, о родительских собраниях, праздниках, экскурсиях; информацию о предстоящем конкурсе, фестивале и т.д. (Приложение № 2) Благодаря современным технологиям у педагогов появилась возможность поддерживать постоянную связь с родителями в социальных сетях.  В социальной сети «В Контакте» зарегистрирована группа «Жаворонок», помимо группы, у студии существует свой Веб-сайт. Вышеперечисленные формы взаимодействия снимают с педагогов дополнительную нагрузку, требующую достаточно много времени для индивидуального информирования. Родители могут в удобное для них время просмотреть новости в социальной сети, узнать информацию о мероприятиях, посмотреть фотографии или видео с выступлений. Буклеты помогают педагогам распространить информацию для родителей по набору детей в новую группу студии. В нем представлена информация, которая рассказывает о коллективе, о истории его создания и работе в настоящее время. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей и воспитанников студии о предстоящих собраниях, праздниках, выступлениях.

Данные формы работы помогают педагогам решать задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов студии.

Все использованные формы и методы взаимодействия, позволяют ознакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдать процесс его общения с другими детьми и взрослыми, что, несомненно, помогает родителям глубже понять своего ребенка, найти путь к взаимопониманию и сотрудничеству. А это, в свою очередь, помогает педагогу на занятиях. Ребенок успешно справляется с заданиями и чувствует себя уверенно.

Следует отметить, что от грамотно организованной совместной деятельности педагогов и родителей зависит духовно-нравственное становление личности ребёнка, его творческий рост. Ответственность, доброта, исполнительность, честность - слагаемые совместного успеха. Планируя совместную работу с родителями, педагогический коллектив студии понимает, что показателем успешности является высокий результат творческой деятельности воспитанников студии. Следует сказать, что, как правило, отношения с родителями впоследствии перерастают в неформальные отношения. Детям в коллективе комфортно только в том случае, если  это коллектив единомышленников, который является дружным и сплочённым. Родители в лице каждого педагога должны видеть чуткого, доброго, отзывчивого, заинтересованного человека, готового прийти на помощь в любой момент и детям, и взрослым.

Приложение №1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на несколько вопросов о качестве образования дополнительного образования вашего ребенка в фольклорной студии «Жаворонок». Обведите нужный ответ «кружком».

1. Как долго Ваш ребенок посещает фольклорную студию «Жаворонок»?

  • 1-й год
  • 2-3 года
  • более 3-х лет
  • более 5-и лет

2. Ваш ребенок обучается в студии:

  • по желанию самого ребенка
  • по желанию родителей
  • по обоюдному согласию ребенка и родителей

3. Ребенок посещает занятия в студии, потому что:

  • занимается творчеством
  • получает дополнительное развитие
  • укрепляет здоровье
  • нравится общаться с педагогом
  • нравится общаться со сверстниками
  • готовится к выбору будущей профессии
  • другое_________________________________________________________________

4. Как часто Ваш ребенок становится участником творческих конкурсов (фестивалей, соревнований) различных уровней?

  • часто
  • иногда
  • не участвовал

5. Насколько Вы оцениваете самостоятельную заинтересованность ребенка в занятиях?

  • высокая
  • средняя
  • низкая

6. Удовлетворены ли Вы образованием и квалификацией педагогического состава?

  • Да
  • Нет

7. По вашему мнению,  занятия в творческом  объединении способствуют формированию достойного воспитания  вашего ребенка?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

8. Применяются ли формы взаимодействия с родителями в работе студии, если применяются, то какие?

9. Возникает ли у вашего ребенка проблема с посещением  данного творческого  объединения? Если возникает, то укажите причину?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

10. Ваши предложения и пожелания!

Благодарим за участие в опросе!

 

Анкета для родителей:

Цель: сбор сведений для составления социального паспорта группы.

  1. Заполните, пожалуйста, таблицу с демографическими данными по составу Вашей семьи.

Сведения

Мать

Отец

Ф. И. О

Возраст, дата рождения

Образование (где, что и когда закончили, по какой специальности)

Социальный статус (где и кем работаете)

Сколько детей в Вашей семье?

Определите, пожалуйста, характер Ваших семейных взаимоотношений?

2. Уделяете ли Вы часть своего свободного времени общению с детьми?       - Да.                  - Нет.

3. Назовите формы общения с детьми, принятые в Вашей семье.

4. Какие нравственные ценности должны воспитываться у ребенка в результате посещения  объединения? Пронумеруйте их по степени важности.

  • Трудолюбие.              
  • Уважение к старшим.
  • Патриотизм.
  • Интерес к окружающему миру.
  • Стремление к знаниям.
  • Другое (укажите): __________________________________________ .

5. Кто, на Ваш взгляд, играет главную роль в воспитании ребенка?           Семья.          Школа.               Дополнительное образование.

6. Какими, на ваш взгляд, являются отношения между вами и педагогами:   - хорошие;    - нормальные;     - посредственные;     - плохие

7. Как часто вы посещаете данное обьединение:    

- каждую неделю;   - один раз в месяц;   -каждый день;  -по занятости ребёнка в объединении.

8. С какой целью Вы посещаете данное объединение:  

а) прихожу родительское собрание;                    б) для участия в мероприятиях студии;

в) для  оказания помощи учителю;          ;       г) старались не приходить;      д) привожу ребёнка на занятие каждый раз

9. Какие темы вы бы хотели обсудить на родительском собрании ?

10. Ваши предложения и пожелания.

Благодарю Вас за откровенные ответы на вопросы анкеты. Полученная информация является конфиденциальной и нужна для лучшей организации учебно-воспитательного процесса. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Приложение № 2

Информационные письма

_____________________________________________________________________________

Информация для участников младшей группы студии.

13 марта (воскресенье) – Праздник «Масленица» в музее Этнографии. Участвуют младший, средний и старший ансамбли студии.                            

Явка в 12.15.                                                                                             

Начало праздника в 13.00.                                                                                             

Кроме участия в игровой программе показываем свою творческую работу. 
ПРИХОДИМ С БЛИНАМИ, ПИРОГАМИ, КВАСОМ И ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ!!!

Вход в музей для взрослых платный – 250р, дети проходят – бесплатно.

_____________________________________________________________________________

Уважаемые родители!

План проведения ежегодного праздника фольклорных коллективов «ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР»

13 января 2016 года:

Явка участников в 15.45 по адресу Невский пр. 39А

(Городской дворец творчества юных – концертный зал «Карнавал»)

    16.00 -16.30 – мастер - классы по декоративно-прикладному творчеству;

    16.30 – колядование;

    17.20 – 17.40 – кукольный спектакль;

    17.40 – 18.20 – игровая программа, танцевальная вечерина.

Просьба не опаздывать!!!

_____________________________________________________________________________