Культура Киевской Руси.

Боярская Ирина Сергеевна

9-11 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_kievskoy_rusi_urok_2_-.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ X-XI века

Слайд 2

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА Языческий период в истории древних славян не был примером высокоразвитой цивилизации и не оставил образцов выдающихся памятников культуры. Принятие христианства было необходимым шагом для вхождения славян в содружество стран Западной Европы, стоящих на более высокой ступени развития Архитектурные памятники Древней Руси отражают развитие религиозных идей, а основные исторические этапы формирования единого Русского государства. Каменные соборы строились в честь наиболее важных событий истории Древней Руси. Легенда о выборе Владимиром христианской религии рассказана в «Повести временных лет»

Слайд 3

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии — например, торжественное вступление князя на престол. В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор. ВОПРОС: Какое сооружение являлось одновременно архивом, библиотекой, школой, залом для светских церемоний и кладбищем?

Слайд 4

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ КОНСТРУКЦИЯ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО Вместе с христианством Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма . Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан , увенчанный куполом . Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки ). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.

Слайд 5

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом — старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее — луковичные. Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола — символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.

Слайд 6

Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон — северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.

Слайд 7

Под полом церкви находились подклети, в которых хоронили знатных людей и священнослужителей. Восточная часть храма имеет апсиды (от греч. апсида —дуга) — полукруглые выступы. В зависимости от размеров храма может быть одна или пять апсид. Каждая перекрыта полукуполом. В апсидах размещен алтарь («жертвенник»). В алтарь могут входить только мужчины.

Слайд 8

В центре алтаря находится престол — квадратный каменный стол, символ гроба Господня. Согласно православной вере, во время богослужения Господь незримо пребывает на престоле. В южной части алтаря расположена ризница ( дьяконник ) — помещение, где хранится церковная утварь и облачения (ризы) священников. Слева от престола, в северной или северо-восточной части алтаря, есть специальный стол — жёртвенник. Во время службы на него кладут освященные хлеба и вино для причащения. От остального пространства церкви алтарь отделен иконостасом (перегородкой с иконами). Перед ним устроено возвышение — солея . По сторонам солеи расположены клиросы — места для певчих. Выступ в центре солеи, напротив Царских врат, называется амвон (от греч. «восходить»). С амвона произносятся проповеди, читается Евангелие.

Слайд 9

Духовность ДУХОВНОСТЬ — такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности , на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности , находящиеся между собой вне иерархических взаимоотношениях. Духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

Слайд 10

Соборность Собо́рность — понятие, введённое русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

Слайд 11

Черты древнерусского искусства 1. Отсутствие авторства (анонимность художественных произведений) 2. Каноничность выражалась в традиционно повторяющихся образов (в живописи существовали живописные подлинники, которые были образцом для подражания или копирования; в Древней Руси не было слова «композитор», были распевщики – которые соединяли церковные тексты с музыкальными звуками, опираясь на определенную модель творчества. Храмовая архитектура так же подчинялась каноническим предписаниям. В литературе – каждому лит-ому жанру соответствовала своя система стилистических оборотов, словесных формул. 3. Символичность. Мастера открывали образы, что сокрыты от взора живущих на земле. Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире.

Слайд 12

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций. В начале XI в. В Киеве было выстроено 400 храмов. До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

Слайд 13

Архитектура Киева Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Если ворота таковы, то каков же сам город? Золотые ворота. Реконструкция С.Высоцкого

Слайд 14

Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Слайд 15

Реконструкция - саркофаг над Золотыми воротами

Слайд 16

Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь , возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы. Реконструкция

Слайд 17

Десятинная церковь По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси. Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры — балкон для князя и его приближенных. Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая — всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора). На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» — трофейные скульптуры из Корсуни. Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых жители города. Сохранились лишь остатки фундамента.

Слайд 18

Собор Св. Софии в Киеве В 1037 г. началось строительство грандиозного главного храма столицы — собора Св. Софии. Таким образом, Ярослав Мудрый провозглашал Киев равным Константинополю, где главный собор тоже был посвящен св. Софии. В 1019 г. Ярослав, прозванный Мудрым (978-1054), стал единым правителем Русской земли.

Слайд 19

Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень ( плинфа ) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).

Слайд 20

Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой .

Слайд 21

Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Византии. Колоны клали из кирпича. Карнизы, ограждения, полы исполнили из местного сланца, так называемого красного шифера, имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Полы покрывали мозаикой. Снаружи собор украшали ниши и окна, выложенные из плинфы кресты и меандры - геометрические орнаменты, кладка со скрытым рядом и полосы шероховатого, необработанного камня. В Х V П-Х V Ш вв. собор подвергся переделкам. В наше время древняя кладка видна всего лишь на участках, где специально снята штукатурка.

Слайд 22

Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

Слайд 23

София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер

Слайд 24

София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер

Слайд 25

Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

Слайд 26

Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

Слайд 27

Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

Слайд 28

Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель

Слайд 29

Грандиозная фигура Богоматери (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

Слайд 30

Евхаристия

Слайд 31

Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

Слайд 33

Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма.

Слайд 34

Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

Слайд 35

Христос Богоматерь

Слайд 36

Григорий Чудотворец Григорий Нисский

Слайд 37

Архангел

Слайд 38

Единоборство Иакова с архангелом Михаилом.

Слайд 39

В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе место и тот реальный мир, который окружал человека. Семья Ярослава Мудрого

Слайд 40

София Киевская Св. София горела два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и Современный вид развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко.

Слайд 41

Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.

Слайд 42

София Новгородская Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

Слайд 43

София Новгородская Во внутреннем убранстве храма применены двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Слайд 44

«Слово о полку Игореве» В выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в.

Слайд 45

Виктор Васнецов . После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 год.

Слайд 46

В. Г. Перов «Плач Ярославны». 1881г.

Слайд 47

Повесть временных лет Также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись» ) — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается 1117 годом

Слайд 48

Остромирово Евангелие Древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Остромирово евангелие относится к богослужебному типу книг Священного писания. В основной части текста книга содержит евангельские ежедневные чтения Остромир являлся представителем одного из самых влиятельных русских родов: его дед – Добрыня (послужил прообразом для былинного Добрыни Никитича) – был дядей князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь. Остромир – троюродный племянник князя Владимира, двоюродный дядя Изяслава – заказывает роскошную книгу, будучи в зените своей славы, ибо рассматривает свое посадничество в Новгороде почти как соправительство с киевским князем.

Слайд 50

Использованные ресурсы: Е.П. Львова, Н.Н. Фомина «Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века» Очерки истории. – М.: Питер, 2007г. Л. Любимов «Искусство Древнего Мира» - М.: Просвещение, 1980г. Н.Н. Куцман «Элективный курс Культура Древнего Мира». – Волгоград «Корифей», 2001г. Ю.Е. Галушкина «Мировая Художественная Культура». – Волгоград: Учитель, 2007г. Журнал «Искусство» №7 1993г. Т.Г. Грушевская «Словарь по МХК» – Москва: «Академия», 2001г. А.И. Немировский. «Книга для чтения по истории Древнего мира», 2000г. ЦОР «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон». ЦОР «Культурология» ЗАО «Новый диск». ЦОР «МХК от зарождения до XVII века» Издательский дом «Питер».