Открытый урок «Широкая Масленица»

Леонова Елена Евгеньевна

Открытый урок «Широкая Масленица». Разработан педагогом дополнительно образования Тимофеевой Е.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.shirokaya_maslenitsa.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Широкая Масленица»

Цель:  - создание условий для формирования общих культурных интересов, развития эмоциональной сферы учащихся, социальной адаптации средствами фольклоротерапии.

Задачи:

-  познакомить с народными традициями и обрядами;

- рассказать о народном празднике «Широкая масленица».

- создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности;

Оборудование:

-  Проектор, презентация на тему «Широкая масленица».

- Кабинет, стилизованный под русскую избу, (на небольшом столе, покрытым вышитой скатертью, стоит самовар с чайными чашками и блюдо с бубликами, баранками, конфетами; на полу тканые половички; изделия народных промыслов: вышитые полотенца и т.д.).;

-  Участники в русских народных костюмах;

 - Музыка, русская народная песня из реп. Л.А.Руслановой «Барыня», мелодия русской народной песни «Ой, блины, мои блины».

-  Тряпичные куклы: «Масленки», «Петрушка»

- Ширма, для Петрушки.

Ход урока

1.Приветствие: Фоном звучит русская народная мелодия «Барыня». Дети заходят в класс. Учитель поклоном встречает детей. Рассаживает их в полукруг.

2.Знакомство

Учитель: - Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами окунёмся в сказочный мир русского фольклора. - А кто мне скажет, что означает это слово? Знакомо ли оно вам?

Фольклор – устное народное творчество (дословно его можно перевести, как народная мудрость), которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и  сегодня мы можем соприкоснуться с ним.

- А теперь я хочу узнать у Вас, какие вы знаете весенние праздники? (дети перечисляют праздники, которые они знают)

 Хорошо, а какой праздник мы будем праздновать в начале весны?

 Ответ: (Масленица).(1-2 слайд)

- А сейчас я познакомлю вас с историей этого праздника.

Масленица относится к переходящим, подвижным, праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять - вот и пекут блины масленые. Первоначально Масленицу называли Мясопустом, позже Сырной неделей.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, коварным взглядом, громко хохочущей.

Обычай празднования Масленицы ведёт своё начало с древнейших времён - греческих и римских праздников, которые в Западной Европе превратились в карнавалы. Кроме того, обычаи Масленицы идут от обрядов славян-язычников. Празднование её приурочивалось ко дню весеннего равноденствия. Ритуалы, которые проводились в то время, были направлены на изгнание зимы и встречу весны. Поэтому сегодня Масленица стала для людей праздником проводов зимы.

 (3,4 слайды)

Традиции празднования Масленицы

В первые три дня Масленой недели шла подготовка к основному празднованию: привозили дрова для костров, строили горы, украшали избы.

Главные празднества проходили с четверга по воскресенье. В помещения заходили только для того, чтобы угоститься блинами и горячим чаем. В некоторых деревнях молодёжь ходила по дворам с балалайками, рожками, бубнами, распевая колядки. В городах люди участвовали в праздничных гуляньях: нарядно одевались, шли на театральные представления, заходили в балаганы посмотреть на скоморохов, на потехи с медведем.

Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Горки старались украсить - флажками, фонариками. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки (расплющенные корзины, заледеневшие снизу), деревянные корыта - корёжки, перевёрнутые скамейки.

Одним из действ Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками.

В Масленицу обычаи давали возможность парням и молодым мужчинам показать свою удаль в кулачном бою. Биться друг с другом могли две деревни, жители противоположных концов большого села, монастырские крестьяне с помещичьими. К бою готовились серьёзно: парились в банях, ели хлеб и мясо - в нарушение предпостного запрета, - потому как верили, что они придавали силу и смелость.

На масленицу устраивались гуляния, представления,  разыгрываемые фольклорными театрами. Там выступали скоморохи, музыканты, певцы, плясуны, фокусники, шарманщики. А, особенно, народом был любим главный герой Петрушка, который ходил по базару,  веселил людей, ведь раньше простые люди не могли себе позволить ходить в театр, это было очень дорого. И поэтому устраивались уличные представления.

Сегодня мы попробуем с вами сыграть небольшой фрагмент такого представления. Но для этого нам нужно с вами разучить песню. Сначала я спою её, а вы послушайте, а потом мы попробуем выучить её  вами и спеть.

( звучит фонограмма)

 Русская народная песня «Ой блины, мои блины»

1.  Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев:

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

2.  Моя старшая сестрица,

Печь блины - то мастерица.

Припев:

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

       Готовы! Сначала мы выучим припев - (это слова и музыка, которые повторяются после каждого куплета): Ой, блины, мои блины,  (посмотрите друг на друга)!!! Вы блиночки мои!!! Повторяйте за мной! Ну а теперь куплет. Точно также второй куплет. Попробуем спеть! (звучит фонограмма)

     В старину, чтобы выступление было ещё красочнее, играли на различных шумовых инструментах. Я вам тоже принесла сегодня некоторые из них:

1.Бубен (играет он вот так - показать)  - (выбираем ребёнка из класса) Попробуй! Молодец!

2.Трещотки (а на них играют так – показать) - теперь попробует сыграть (выбираем ребёнка из класса).

3. Ложки (они играют так). И на них сегодня у меня будут играть - (выбрать несколько детей из класса), давайте попробуем сыграть, на счёт раз.

4.Веерные ложки (а вот на них нужно так играть - показать) - выбираем ребёнка из класса, и просим его сыграть.

5. И круговая трещотка (а на ней играют так - показать) - выбираем ребёнка из класса,  и просим его сыграть.

Оркестр наш готов! Так, а теперь  сыграем все вместе. Начинают ложки!!! На счёт раз, на счёт два к ним присоединяется бубен, на счёт три трещотки, веерные ложки и круговая трещотка. Молодцы! А теперь все вместе одновременно, под счёт, и (пробуем сыграть в темпе звучащей фонограммы)  давайте попробуем под музыку сначала спеть, а потом сыграть. Готовы! (звучит фонограмма)

1 куплет поём (во время пения не играем), играем по моей команде…

2 куплет поём…играем.

Ну вот, мы отрепетировали, а теперь  обыграем  наш фольклорный театр, для этого нам нужно переодеться в праздничные костюмы. Для мальчиков у меня есть нарядные кушаки (пояса), ну а девочкам мы наденем нарядные бусы. Давайте повернёмся к нашим зрителям. Представьте, что вы участники настоящего народного театра, перед вами зрители, и мы начинаем наше представление. (Звучит фонограмма и на музыке появляется Петрушка со словами):

 Петрушка:  - Здравствуйте, уважаемая публика! Нет ли у кого-нибудь бублика или лишнего рублика? Тогда все кто любит блины, да калачи, слезайте быстро со своей печи! Приглашаю всех гулять, масленицу провожать! Начинаем веселье, балаганное представленье!

(Песня с инструментами)

Учитель: - Какие вы молодцы, как вы пели, как играли. А на Руси  ни один праздник не обходился без русской пляски. Положите  инструменты на стулья и возьмитесь за руки, убедительная просьба руки не отпускать. Готовы? (Хоровод, капустка, змейка, потом по парам пляска)

Поплясали. Молодцы. А теперь садитесь.

Учитель: - А знаете, как называется каждый день масленицы?

Петрушка:  - Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.

Учитель: - В первый день масленицы девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне, распевая песни. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Петрушка:  - "ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!

Учитель: - Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Петрушка:  - Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Учитель: - В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста

Петрушка:  - А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.

Учитель: - На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Петрушка:  - ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Учитель: - На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Петрушка:  -  Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

Учитель: - На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. 

Петрушка:  - ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Учитель: - В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло.

- Давайте еще раз вместе с вами повторим названия дней недели масленицы!

Учитель: - Понедельник?

Дети: – Встреча!

Учитель: - Вторник?

Дети: - Зайгрыш! и т.д.

Учитель: - А сейчас я расскажу вам такую притчу: Говорят, что раньше на земле зимы и в помине не было. Целый год крестьянину работа. Только он урожай уберет — снова землю паши да засевай, огороды засаживай. Спины не разогнуть. Но вот стало на земле холодать.

То в одном краю, то в другом. Это Зима-холодунья на свете объявилась. Пошла себе дом выбирать. Куда ни придет Зима, встречают ее с поклоном, да долго не задерживают. Так и до наших мест Зима добралась. Народ у нас гостеприимный. Рады все, радешеньки. Ну, думают, теперь оглохнем. Ни сеять, ни жать. Лежи себе на печи да жуй калачи!

Зима-то ведь с подарками пришла. Покрывало из снега на поля накинула. Речки, озера льдом затянула. Ребятишкам раздолье! На коньках, на лыжах катаются, в снежки играют, снежные крепости строят. 
Видит Зима: ей рады. Она и загордилась. Месяц гостит, другой, третий… Уходить и не думает.

Закручинились люди. Ведь человек трудом живет, землей кормится, а как в сусеках пусто, то и на душе невесело. 
Решили люди Зиму перехитрить. Стали ее замаливать да замасливать: « Иди-ка ты, Зима, восвояси, мы тебя, гостья дорогая, долго принимали, весело провожать будем. С блинами да с песнями».

Стали люди блины печь, круглые, румяные, на солнце похожие, как огонь, горячие. «Угощайся, Зимушка, блинами горячими! Мы тебя потешим и ты нас утешь!» Веселились все от мала до велика. По дорогам ходили, на тройках катались, блинами объедались! Неделя уж к концу близится, а Зима уходить не думает!

Сделали тогда люди куклу из соломы, в сарафан одели, лентами украсили, Масленицей назвали. Стали с куклой по улицам ходить. А как воскресенье подошло, развели костер, начали Масленицу в огне палить, знак Зиме делать: уходи, мол, старая, надоела всем.
Обиделась Зима, да делать нечего: хочешь не хочешь, а уходить придется. Идет Зима прочь, а люди вслед ей поют: «Прощай, сударыня Масленица, прощай, пересмешница! Пора тебе, Масленица, и честь знать. Снова к нам приходи, когда в гости будем звать!

 Заплакала Зима, И потекла с крыш капель. Солнышко пригрело, и побежали ручьи. А скоро и снег растаял, набухли почки на деревьях. Радуется Земля, что Зима ушла, ждет не дождется Весны-красны».

Учитель: – Я хочу вам пожелать в масленицу эту, ярко жить… и поживать лучше всех на свете!

А теперь, давайте попросим друг у друга прощение у сидящего рядом. Начну я. (Маша) прости меня за всё!  (и дальше).

И в завершение нашего урока я хочу у вас узнать, что нового вы узнали сегодня о фольклоре?

 (если нет ответа) - Чем занимались? (пели – (песенный фольклор), танцевали – (танцевальный фольклор), попробовали сделать театральное действие (театральный фольклор), я вам рассказала притчу – устное народное творчество)

2.О каком новом празднике вы сегодня узнали?

3. Чему посвящён этот праздник?

Учитель: - Спасибо вам ребята за участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами.  И в знак нашей дружбы я хочу вам подарить эти маленькие куколки масленки, как символ весны. И я от всей души дарю их вам!