НОД Художественно-эстетическое развитие "Масленица"

Шиляева Светлана Геннадьевна

"Масленица" Художественно-эстетическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД  № 18 «РЯБИНКА»

НОД "Уральская масленица"

(ОО «Художественно - эстетическое развитие)

подготовительная к школе группа

 

 

 

 

.

Подготовила

воспитатель: Шиляева С.Г.

 

Южноуральск, 2015г.

Вид деятельности:  НОД (интегрированное занятие)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: создать традиционное масленичное изделие: калач

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с традиционным русским народным праздником Масленица;
  • совершенствовать пластические навыки рук;
  • формировать умение анализировать свой труд.

Развивающие:

  • развивать глазомер и мелкую моторику рук;
  • развивать интерес к окружающему миру;
  • раскрыть творческий потенциал детей.

Воспитательные:

  • поддерживать интерес к традициям русского народа;
  •  воспитывать эстетические чувства и уверенность в себе.

Предварительная работа:

  • рассматривание лубочных картинок,  иллюстраций и фотографий о русских народных праздниках;
  • лепка изделий из соленого теста;
  • чтение и заучивание фольклорных произведений.

Художественный ряд: подбор слайдов с изображением народного русского праздника – Масленица, расписанный самовар, традиционный русский наряд – сарафан (для педагога).

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Оборудование:

для педагога: мультимедийное оборудование, магнитофон.

для детей: соленое тесто, бусины для украшения калача, салфетки влажные, доски для лепки, тарелки для готовых детских работ.

Методические приемы: просмотр слайдов «Масленица», рассматривание хлебобулочных изделий, показ приемов лепки из соленого теста, использование сигнального значка, использование художественного слова.

Ход занятия:

I этап - Организационный момент.

Воспитатель в праздничном сарафане,  встречает и приглашает  детей на занятие:

– Здравствуйте, ребята!

Я - хозяйка всем на диво.   И румяна, и красива

В ярком модном сарафане.  С угощением,  с блинами!

Я вас жду-поджидаю, Масленицу без вас не начинаю!

А кто-нибудь из вас знает, что это за праздник – Масленица? (ответы детей).

Сегодня я вас приглашаю на Масленицу.

Масленица ты широкая, в детский сад пришла и забавы принесла!

Ребята, присаживайтесь на стулья, сейчас мы узнаем много нового о празднике   Масленице. (дети проходят на стулья и садятся перед экраном (просмотр слайдпрезентации). Воспитатель присаживается за мультимедийный проект.

II - этап Основной

1.

(слайд № 1) 

Издавна на Руси было много праздников и один из самых долгожданных – Масленица. Мы с вами живем в России, и мы россияне.

Встречают Масленицу  в конце зимы.

Масленицу на Руси праздновали целую неделю.  Каждый день Масленицы носит свое название.

(слайд 2, 3)  Понедельник - день назывался "встреча". Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). В этот день люди распевали песни, делали из соломы чучело и ходили с ним по деревне. Ходили друг другу в гости.  

(слайд 4, 5, 6)  Второй день  - вторник -  назывался "заигрыш". В этот день народ - собирался, и проводились народные игры,  потехи, катались на ледяных горках, на лошадях. (ответ детей)

(слайд 7, 8 )  Третий день Масленицы - среда - "лакомка"  (сладкоежка) 

 В этот день пекут блины, обильно смазывают маслом. В этот день гости на блины  приходили к  -  бабушке.

(слайд 9, 10,) Четверг -  день Масленицы - назывался "широкая Масленица".  Почему? (ответы детей). С четверга начиналось настоящее гулянье: гуляли с утра до вечера, пели песни, частушки, устраивали пляски, водили хороводы.

(слайд 11, 12) Пятница и суббота - были "гостевыми днями". Почему "гостевыми днями?" (ответы детей) В этот день ходили в гости к родным людям. И там тоже лакомились блинами, пирогами и другими кушаньями.

(слайд 13, 14) Воскресенье - последний день Масленицы назывался - "проводы зимы". Почему так, назвали этот день?  Одной из традиций этого праздника - было сжигание соломенного чучела.  Так народ провожал зиму и встречал долгожданную весну. Вы узнали много нового о празднике, а скажите, ребята, какое самое главное угощение на празднике Масленицы? (ответы детей).

(слайд № 15) Самым главным угощением в этот праздник - были блины. Их обильно смазывали маслом, поэтому и назвали праздник Масленицей. Но хозяйки пекли и угощали гостей не только блинами, они пекли пироги с начинками, булочки сдобные, сахарные ватрушки, румяные калачи ...

(слайд № 17) И вы, ребята, сегодня сделаете праздничные угощения на нашу Масленицу.

(слайд № 17 остается на экране).

 2.

 Приглашаю вас ребята, в свою кухню, проходите за мной ребята...

Посмотрите, какие хлебобулочные изделия вы видите на столе? (ответы детей).

А как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

И у меня на столе приготовлено тесто, но тесто не простое, а соленое.

И сегодня, мы с вами будем пекарями и будем делать праздничные калачи.

Пекари -  пекут хлеб и разные хлебные изделия. Может кому - то понравится это мастерство, и когда вы вырастите,  захотите стать пекарем.

3.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи. 

Слушайте внимательно, калачи будут замечательные!

(воспитатель подходит с детьми к столу, объясняет этапы работы)

 «Брала хозяйка тесто, разминала хорошенько, делила на две равные части и начинала катать две колбаски. А,  чтобы калач получился ровным да красивым, колбаски надо постараться раскатать  гладкие, одинаковой длины.

(воспитатель делит тесто на две части и раскатывает в ладонях, соединяет и скручивает между собой концы колбасок, получается пекарная косичка).

Накатывала хозяюшка колбасок и начинала  их скручивать, скрутив, соединяла их в круглое солнышко. Прищипывала края, чтобы при выпечке наш калач не раскрылся. Посмотрите ребята, как я скручиваю тесто в круглый калач (воспитатель обращается к детям, привлекает к своим действиям).  Но, чтобы калачи были нарядные, праздничные, хозяйки их украшали  - посыпали маком и изюмом, посыпали сахаром, поливали сладкой глазурью.

А сейчас,  вы попробуете сами  сделать праздничный калач: на ваших столах есть и тесто и материал, которым вы сможете украсить свое изделие.

Но сначала приготовим наши руки к работе. Сделаем небольшую зарядку для пальцев.

4.

Пальчиковая гимнастика:

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все размесить попросили.

Но сколько,  ни месим.

И сколько не мнем, Комочки опять и опять достаем.работа детей под музыку)

Вот какое замечательное тесто мы с вами замесили.

Проходите за столы (дети  садятся за столы).

Инструкция: Ребята, вспомните, как правильно нужно седеть за столом,  

а если у кого-то возникнут трудности, поднимите солнышко, я к вам подойду и обязательно помогу.

5.

Работа детей.

III - этап Самостоятельная работа детей

Дети лепят из теста калачи, воспитатель наблюдает и подходит к детям  на сигнал, когда появляются трудности, вопросы при лепке.

IV - этап  Заключительный

(добавляется еще немного громкость музыки )

Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог,   Или маслица горшок,

Блинков  с медком, крендельков с вареньем,  Калачей с печеньем.

(пауза) (дети заканчивают работу)

Калачей давно не ели, калачей мы захотели.

Кладите ребята свои калачи на тарелочки и несите(дети приносят свои работы). Порадуйте хозяйку.

Какие замечательные калачи у вас получились.

 Итог занятия:

Понравились вам ребята ваши калачи?

А  расскажите, как вы их делали? (ответы детей).

Теперь вы дома сможете вместе с мамой сделать такие же калачи из настоящего теста...

Ребята, у меня еще осталось тесто, вы возьмете его и отнесете в сою группу, покажите остальным ребятам как можно сделать праздничный калач.

Я, хочу вам на прощание подарить вот такие солнышки, символ весны, Масленицы...А большое солнышко отнесете в группу, пусть у вас будет тепло и солнечно, дружно и весело.

Как на масленой неделе, на столы блины летели,

С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи

Гости будь - те же здоровы,

Вот блины мои готовы!