НОД Художественно-эстетическое развитие "Масленица"
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 18 «РЯБИНКА»
НОД "Уральская масленица"
(ОО «Художественно - эстетическое развитие)
подготовительная к школе группа
.
Подготовила
воспитатель: Шиляева С.Г.
Южноуральск, 2015г.
Вид деятельности: НОД (интегрированное занятие)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: создать традиционное масленичное изделие: калач
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с традиционным русским народным праздником Масленица;
- совершенствовать пластические навыки рук;
- формировать умение анализировать свой труд.
Развивающие:
- развивать глазомер и мелкую моторику рук;
- развивать интерес к окружающему миру;
- раскрыть творческий потенциал детей.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к традициям русского народа;
- воспитывать эстетические чувства и уверенность в себе.
Предварительная работа:
- рассматривание лубочных картинок, иллюстраций и фотографий о русских народных праздниках;
- лепка изделий из соленого теста;
- чтение и заучивание фольклорных произведений.
Художественный ряд: подбор слайдов с изображением народного русского праздника – Масленица, расписанный самовар, традиционный русский наряд – сарафан (для педагога).
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Оборудование:
для педагога: мультимедийное оборудование, магнитофон.
для детей: соленое тесто, бусины для украшения калача, салфетки влажные, доски для лепки, тарелки для готовых детских работ.
Методические приемы: просмотр слайдов «Масленица», рассматривание хлебобулочных изделий, показ приемов лепки из соленого теста, использование сигнального значка, использование художественного слова.
Ход занятия:
I этап - Организационный момент.
Воспитатель в праздничном сарафане, встречает и приглашает детей на занятие:
– Здравствуйте, ребята!
Я - хозяйка всем на диво. И румяна, и красива
В ярком модном сарафане. С угощением, с блинами!
Я вас жду-поджидаю, Масленицу без вас не начинаю!
А кто-нибудь из вас знает, что это за праздник – Масленица? (ответы детей).
Сегодня я вас приглашаю на Масленицу.
Масленица ты широкая, в детский сад пришла и забавы принесла!
Ребята, присаживайтесь на стулья, сейчас мы узнаем много нового о празднике Масленице. (дети проходят на стулья и садятся перед экраном (просмотр слайдпрезентации). Воспитатель присаживается за мультимедийный проект.
II - этап Основной
1.
(слайд № 1)
Издавна на Руси было много праздников и один из самых долгожданных – Масленица. Мы с вами живем в России, и мы россияне.
Встречают Масленицу в конце зимы.
Масленицу на Руси праздновали целую неделю. Каждый день Масленицы носит свое название.
(слайд 2, 3) Понедельник - день назывался "встреча". Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). В этот день люди распевали песни, делали из соломы чучело и ходили с ним по деревне. Ходили друг другу в гости.
(слайд 4, 5, 6) Второй день - вторник - назывался "заигрыш". В этот день народ - собирался, и проводились народные игры, потехи, катались на ледяных горках, на лошадях. (ответ детей)
(слайд 7, 8 ) Третий день Масленицы - среда - "лакомка" (сладкоежка)
В этот день пекут блины, обильно смазывают маслом. В этот день гости на блины приходили к - бабушке.
(слайд 9, 10,) Четверг - день Масленицы - назывался "широкая Масленица". Почему? (ответы детей). С четверга начиналось настоящее гулянье: гуляли с утра до вечера, пели песни, частушки, устраивали пляски, водили хороводы.
(слайд 11, 12) Пятница и суббота - были "гостевыми днями". Почему "гостевыми днями?" (ответы детей) В этот день ходили в гости к родным людям. И там тоже лакомились блинами, пирогами и другими кушаньями.
(слайд 13, 14) Воскресенье - последний день Масленицы назывался - "проводы зимы". Почему так, назвали этот день? Одной из традиций этого праздника - было сжигание соломенного чучела. Так народ провожал зиму и встречал долгожданную весну. Вы узнали много нового о празднике, а скажите, ребята, какое самое главное угощение на празднике Масленицы? (ответы детей).
(слайд № 15) Самым главным угощением в этот праздник - были блины. Их обильно смазывали маслом, поэтому и назвали праздник Масленицей. Но хозяйки пекли и угощали гостей не только блинами, они пекли пироги с начинками, булочки сдобные, сахарные ватрушки, румяные калачи ...
(слайд № 17) И вы, ребята, сегодня сделаете праздничные угощения на нашу Масленицу.
(слайд № 17 остается на экране).
2.
Приглашаю вас ребята, в свою кухню, проходите за мной ребята...
Посмотрите, какие хлебобулочные изделия вы видите на столе? (ответы детей).
А как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
И у меня на столе приготовлено тесто, но тесто не простое, а соленое.
И сегодня, мы с вами будем пекарями и будем делать праздничные калачи.
Пекари - пекут хлеб и разные хлебные изделия. Может кому - то понравится это мастерство, и когда вы вырастите, захотите стать пекарем.
3.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Слушайте внимательно, калачи будут замечательные!
(воспитатель подходит с детьми к столу, объясняет этапы работы)
«Брала хозяйка тесто, разминала хорошенько, делила на две равные части и начинала катать две колбаски. А, чтобы калач получился ровным да красивым, колбаски надо постараться раскатать гладкие, одинаковой длины.
(воспитатель делит тесто на две части и раскатывает в ладонях, соединяет и скручивает между собой концы колбасок, получается пекарная косичка).
Накатывала хозяюшка колбасок и начинала их скручивать, скрутив, соединяла их в круглое солнышко. Прищипывала края, чтобы при выпечке наш калач не раскрылся. Посмотрите ребята, как я скручиваю тесто в круглый калач (воспитатель обращается к детям, привлекает к своим действиям). Но, чтобы калачи были нарядные, праздничные, хозяйки их украшали - посыпали маком и изюмом, посыпали сахаром, поливали сладкой глазурью.
А сейчас, вы попробуете сами сделать праздничный калач: на ваших столах есть и тесто и материал, которым вы сможете украсить свое изделие.
Но сначала приготовим наши руки к работе. Сделаем небольшую зарядку для пальцев.
4.
Пальчиковая гимнастика:
Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все размесить попросили.
Но сколько, ни месим.
И сколько не мнем, Комочки опять и опять достаем.работа детей под музыку)
Вот какое замечательное тесто мы с вами замесили.
Проходите за столы (дети садятся за столы).
Инструкция: Ребята, вспомните, как правильно нужно седеть за столом,
а если у кого-то возникнут трудности, поднимите солнышко, я к вам подойду и обязательно помогу.
5.
Работа детей.
III - этап Самостоятельная работа детей
Дети лепят из теста калачи, воспитатель наблюдает и подходит к детям на сигнал, когда появляются трудности, вопросы при лепке.
IV - этап Заключительный
(добавляется еще немного громкость музыки )
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, Или маслица горшок,
Блинков с медком, крендельков с вареньем, Калачей с печеньем.
(пауза) (дети заканчивают работу)
Калачей давно не ели, калачей мы захотели.
Кладите ребята свои калачи на тарелочки и несите(дети приносят свои работы). Порадуйте хозяйку.
Какие замечательные калачи у вас получились.
Итог занятия:
Понравились вам ребята ваши калачи?
А расскажите, как вы их делали? (ответы детей).
Теперь вы дома сможете вместе с мамой сделать такие же калачи из настоящего теста...
Ребята, у меня еще осталось тесто, вы возьмете его и отнесете в сою группу, покажите остальным ребятам как можно сделать праздничный калач.
Я, хочу вам на прощание подарить вот такие солнышки, символ весны, Масленицы...А большое солнышко отнесете в группу, пусть у вас будет тепло и солнечно, дружно и весело.
Как на масленой неделе, на столы блины летели,
С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи
Гости будь - те же здоровы,
Вот блины мои готовы!