ПРОГРАММА НАРОДНО -СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1987 МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» | |
109469, г.Москва, ул.Белореченская, д.36, к.1 тел.: 8(495)347-45-54; 8(495)347-97-30 | http://sch1987uv.mskobr.ru/ E-mail: 1987@edu.mos.ru |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор
ГБОУ СОШ №1987
«_28_»_августа__2014г__
Т.Н. МАЙ _____________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
“НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ”
Педагог дополнительного образования: Фалеторва Ирина Сергеевна
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года №28-02484/16 « Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Возраст: 6-10лет
Срок реализации:2 года
Автор исходной программы: Коротовский И.В.
Реализует программу: Фалеторова Ирина Сергеевна.
МОСКВА
2014
Рассмотрена и одобрена, Составлена в соответствии с ГОС
На методическом обледенении Согласовано
Протокол № 1от «28» августа 2014 г. Заместитель директора по УВР
Председатель________________ _______________-Богачева Л.В.
«28» августа 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореографическое воспитание детей, приобретение ими навыков и знаний в области искусства танца в системе эстетического воспитания становится в последнее время одним из необходимых моментов дополнительного образования. Хореография - это сценическое искусство, которое имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения. Понять, изучить специфику хореографии можно, только зная истоки этого искусства - народный танец.
С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. Интерес детей к народному танцу проявляется в стремлении исполнять танцы разных народов. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе:
- своеобразные выразительные средства: пластические и музыкальные, динамические и ритмические, зримые и слышимые;
- музыкально-пластические образы: эмоциональность, заразительность, увлекательность, раскрытие внутреннего мира человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки;
- национальная, стилевая и историческая принадлежность;
- физическое, эстетическое и художественное развитие и воспитание ребенка.
Народная хореография всегда была тесно связанна с жизнью общества, с его экономическим, социальным и общественно-политическим укладом, с эстетическими требованиями времени. На народном танце не могут не сказываться мировоззрение и психология человека. Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение. Поэтому народный танец всегда современный.
Отсутствие типовых программ, которые соответствовали бы современным требованиям и методикам преподавания и обучения хореографии, отражали бы специфику работы в ансамбле народного танца, повлияло на написание данной программы. Данная программа является модифицированной и составлена на основе:
- Типовая программа «Хореографический кружок», рекомендована
Министерством образования для школ и внешкольных заведений: Москва
«просвещение», 1983г.
- Базарова Н.П. «Азбука классического танца», М., 1964г.
- Климова А.А. «Русский народный танец» учебное пособие, М., 1996 год.
- на основе собственного сценического и преподавательского опыта, с учетом
специфики преподавания, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и современным требованиям к составлению программ по дополнительному образованию.
Новизна программы заключается в том, что в содержание курса включено изучение пальцевой техники и постановка обучающихся на «пальцы».
Программа имеет концентрическую структуру построения и предполагает освоение основных разделов программы с усложнением по каждому году обучения.
Непременным компонентом хореографической деятельности является соблюдение следующих принципов:
наглядности
систематичности
постепенности
последовательности,
которые непосредственно влияют на процесс формирования танцевальных умений и навыков (комплекса танцевальности).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Воспитать творческую, гармонично развитую личность ребенка
средствами хореографического искусства, допрофессиональная подготовка
воспитанников ансамбля в области хореографии.
Задачи:
- формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе усвоения
программного материала с учетом возрастных особенностей воспитанников;
- воспитание у детей интереса и любви к танцу, культуры поведения и
общения, целеустремленности к профессиональной деятельности, расширение
художественных интересов участников ансамбля;
- создание «музыкального тела» ребенка, способного выразить сущность музыкального произведения в танцевальной пластике;
- выявление и развитие творческой индивидуальности ребенка;
- развитие художественного вкуса, творческого подхода к танцевальной деятельности, умения проектировать свою собственную деятельность;
- сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
двигательных способностей.
Отличительной особенностью программы является то, что помимо основных задач обучения хореографии в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями танца, комплекса упражнений, уровнем подготовленности, необходимыми условиями.
Данная программа рассчитана на 2 ГОДА обучения, для занятий с детьми в возрасте от 6 до 10 лет, имеющих склонность к танцевальной деятельности. В группы принимаются физически здоровые дети, имеющие медицинское разрешение в возрасте 6-10 лет. Все они объединяются в возрастные группы по 18-20 обучающихся:
Условия реализации программы.
Для создания танцевального коллектива и подготовки качественных номеров необходимо соблюдать следующие условия:
- отбор детей для занятий хореографией;
- систематичность занятий, последовательность подачи материала и постепенность
физической нагрузки на ребенка;
- понимание воспитанниками значения танцевальных упражнений и выполнение
их в строгой последовательности;
- органическое единство содержания характера движений (лексики), музыки и
костюма;
- сочетание тренировки пластичности тела с развитием музыкальных, актерских и
творческих способностей;
- формирование у детей навыков самоконтроля и самооценки при выполнении
упражнений;
- доступность изучаемого материала;
- качественная подготовка руководителя к занятиям;
- подбор репертуара и музыкального материала, интересного детям и с учетом их
возрастных особенностей.
- требование правильного выполнения движений;
- профессиональное саморазвитие педагога;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
- использование тестов для мониторинга с применением ИКТ. Умение связать теорию с
практическим применением и сделать обобщение, выводы.
Таким образом, связь методики танцевального воспитания детей с педагогикой, психологией, физиологией, а так же используя ИКТ технологии является необходимым условием для эффективной реализации программы. Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.
Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.
Эта группа детей выделяется из общего количества воспитанников на основе результатов знаний, умений и навыков освоения программы и диагностических материалов, достигшие высокого уровня развития своих способностей в хореографии.
А также дети, имеющие врожденные танцевальные данные.
Воспитанники данного уровня могут заниматься по учебно-тематическому плану для индивидуальной работы.
Это обучение способствует развитию самостоятельности, творческого подхода к решению поставленных задач, выполнению творческих проектов и дальнейшей профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты и способы проверки
К концу обучения по данной программе воспитанник хореографического ансамбля должен иметь следующие данные:
- развитые эстетический вкус, сценические данные, артистичность, культура чувств и эмоций;
- владеть специальной терминологией по хореографии;
- профессионально развитые специальные танцевальные данные, умение проявлять иметь яркую фантазию, импровизацию;
- гармонично развитый костный и суставно-мышечный аппарат, свойственный танцору;
- психологическую настройку, способствующую развитию волевых качеств, двигательной пластики, ритмической музыкальности;
- умение соизмерять свои способности и поставленные цели;
- высокая трудоспособность и самостоятельность;
- любовь к танцу и дальнейшая профессиональная деятельность.
В ходе практической деятельности участники коллектива закрепляют теоретические знания и овладевают умениями и навыками танцевальной техники во время тренировочных занятий. В первые годы обучения основная задача этих занятий развитие комплекса танцевальности. К концу второго и уже на последующих годах обучения идет отработка танцевальных движений и постановка танцев. В процесс совершенствования идет развитие исполнения композиций танцев.
Все накопленные навыки в процессе обучения отслеживаются и реализуются в следующих формах деятельности:
- контрольные уроки;
- танцевальные импровизации;
- участие в конкурсах различного уровня;
- выступление на городских концертах, мероприятиях, праздниках;
- дальнейший выбор воспитанников своей будущей профессии и их поступление в учреждения культуры;
- репетиторство старшей группы над младшими воспитанниками.
С целью отслеживания результатов освоения воспитанниками образовательной программы, проводятся следующие диагностические исследования с применением ИКТ технологий:
входная - выявление первичных способностей детей в хореографии;
промежуточная - успешность освоения детьми программы, отслеживание развития специальных танцевальных данных и теоретических знаний, используя карточки-задания. контрольные вопросы, тесты, применяя ИКТ технологии, при необходимости позволяет внести корректировку в образовательный процесс;
итоговая - показывает конкретные результаты диагностической работы, освоения воспитанниками программы.
Все данные полученные в результате диагностической работы заносятся в таблицы, на основе которых строятся диаграммы и графики, показывающих динамику овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками.
Направления деятельности
Данная программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народно-сценического, историко-бытового танца, что способствует развитию танцевальности у воспитанников.
На каждом этапе обучения материал дается по четырем основным разделам:
- Азбука музыкального движения.
- Элементы классического танца.
- Элементы историко-бытового танца
4. Элементы народно-сценического танца.
В первый раздел - азбука музыкального движения включается коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Начало обучения строится на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая ритм, музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Во втором разделе - элементы классического танца, танцевальные упражнения
(экзерсис) создают исходные позиции для воспитания пластичности тела, развития его двигательной культуры. Экзерсис создает основной пластический фундамент, воспитывает волю, внимание, память, высокий уровень координации движений, что
крайне необходимо танцующему. Классическому танцу принадлежит особая роль в развитии хореографического искусства. Основы классического танца, практическое знакомство с самой высшей школой профессионализма. Школа классического танца - строгая, веками отшлифованная система движений, обеспечивающая гармоническое развитие двигательного аппарата человека. Вырабатывая необходимые навыки исполнительской культуры, классический танец является действенным средством эстетического и нравственного воспитания ребенка. Занятия классическим танцем - это целенаправленный труд, требующий предельной собранности, самоконтроля, дисциплины. Это процесс постоянного самосовершенствования, направленный к достижению красоты, оточенный правильности и выразительности движений.
Третий раздел - элементы историко-бытового танца. Историко-бытовая хореография имеет свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие эстетические нормы и воспитательный вкус. Это танцы прошлых веков. Они способствуют развитию танцевальности и музыкальности, чувство позы, знакомит учащихся со стилем, костюмами и манерами разных эпох.
Четвертый раздел - элементы народно-сценического танца. Народный танец - это яркое красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. Важнейшие признаки народного танца с точки зрения техники, выражаются в относительной свободе движения рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов, а т.ж способствуют дальнейшему укреплению мышечного аппарата, совершенствуют координацию движений. Композиции народно-сценического танца всегда выражают конкретную национальную принадлежность с характерным для нее темпоритмическими особенностями (протяженность, резкость, синкопированность, дроби и т.д.). Лирическое, радостное состояние, юмор, грусть и т.д. заложенные в музыке, легко раскрываются средствами народного танца. В народно-сценическом танце отражается материал того или иного национального танца, его стиль и манера.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы и достижения положительных результатов у воспитанников предполагается применять следующие методы хореографической работы:
- музыкально-ритмические игры.
- видео материалы по классическому, историко-бытовому, народно-сценическому танцам.
- печатные издания для танцоров: «Балет», «Антрэ», книги и пособия по изучению классического и народного танцев.
- кроссворды, ребусы, карточки-задания по изученным темам.
- методическое пособие по изучению теоретической части программы «Народно-сценический танец»
- метод устного изложения учебного танцевального материала, обсуждения изученного материала;
- метод беседы - стимулирующие работоспособность учеников, развивающих интерес к искусству хореографии;
- метод собственного показа движений; метод физической помощи;
- метод деления сложного движения на комбинации;
- метод утрированного показа;
- метод объяснения;
- метод умелого сочетания разных приемов и способов педагогического
воздействия (прослушивание музыки и просмотр видеозаписей с обсуждением);
- Типовая программа «Хореографический кружок», рекомендована Министерством образования для школ и внешкольных заведений М., «Просвещение», 1983 г.
- «Балетная осанка», методическое пособие для преподавателей хореографических школ, М.,1993.
- Уральская В.И. «Рождение танца», М., «Светская Россия», 1982.
- Базарова Н.П. «Азбука классического танца», М, 1964.
- Ткаченко Т.Т. «Народный танец» М. 1954.
- Основы характерного танца. Методическое пособие. М., 1939.
- Климов А.А. «Русский народный танец», учебное пособие. М., 1996.
Особенности музыкального сопровождения
Музыка - родная сестра хореографии.
В младших классах музыка должна быть во всех взаимоотношениях очень простой и ясной, даже наивно понятной и близкой к возрастным особенностям психологии учащихся, а также соответствовать характеру движений.
Следует обратить внимание на подбор музыкального материала отдельно от мальчиков и девочек, т.к. между женскими и мужскими классами существует значительная разница, как в общем звучании, так и в нюансах. В мужском классе должно быть гораздо больше простоты и строгости, ему нужна, даже лирических кусках сила, ему свойственна героика. Женские приемы для мужского класса не годятся, ибо тогда в нем появится женственность и манерность.
Содержание музыки, предназначенной для экзерсиса у станка, должно быть значительно проще, чем в разделах урока экзерсиса на середине: Allegro (быстрая часть, прыжки).
Недопустимо, если музыкальное сопровождение будет носить отвлеченный и монотонный характер. Учебная комбинация должна осуществляться концертмейстером, не равнодушно, а творчески увлеченно, но без уклона в музыкальный примитив или чрезмерную сложность.
Характер музыки должен строго соответствовать учебным задачам. Так-называемый «веселый бодрячок», плаксивую лирику, джазовую музыку необходимо исключать из учебной работы (И.Б.Тарасова).
Мелодии популярных песен не следует использовать на уроках классического танца, т.к. они всегда ассоциируются с определенным словесным содержанием.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая база:
- оборудованный хореографический зал;
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- видеомагнитофон;
- телевизор;
- мини-диски;
- аудиокассеты;
- видеокассеты; СD - диски;
- учебные видеофильмы;
- танцевальные костюмы, обувь, грим.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами
Подготовительного года обучения являются:
- взаимосвязь руководителя и обучающегося;
- формирование балетной осанки (постановка корпуса, рук, ног, головы);
- посвящение в хореографию;
- развитие координация слуховых и двигательных навыков;
- ориентирование в пространстве (построение с интервалами в круг, линии, колонны, шеренгу).
Обучение детей хореографии представляет собой динамический процесс.
Систематичность, постепенность и последовательность - основные педагогические принципы.
Подготовительный год обучения. Помогает раскрепостить корпус, укрепить мышцы живота и спины, развить эластичность стоп и силу внутренних мышц. А также научить владеть своими руками.
У современных детей очень слабо развита мускулатура спины и живота, а поэтому на это и надо обратить особое внимание. Тело должно быть подтянутым, но не зажатым. Надо ощущать свою ось, укрепить её, тогда будут свободными корпус и руки, появится танцевальность, дыхание, которое снимает утомление организма, особенно при длительных нагрузках.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ | |||||
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Учебно-тренировочная работа: | ||||
• Азбука музыкального движения | 30 | 10 | 20 | ||
10 | 30 | 10 | 20 | ||
• Партерный экзерсис | 30 | 10 | 20 | ||
3. | Специальная танцевально-художественная работа: | ||||
• Постановочная работа | 30 | 10 | 20 | ||
• Репетиционная работа | 30 | 10 | 20 | ||
4. | Мероприятия воспитательного характера: | ||||
• Организационная работа | 10 | 10 | |||
• Беседы | 1 | 1 | |||
5. | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 162 | 50 часов | 112часов | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие -
Инструктаж по технике безопасности.
Перспективы работы на учебный год.
2. Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения - .
Теория: Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Контрастная музыка (медленная, весёлая, грустная). Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево.
Практика: Научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером
музыки, простейшим ритмическим рисунком в хлопках. Согласовать с музыкой следующие движения: ходить легко, ритмично, бегать быстро, с высоким подъёмом ног, скакать с ноги на ногу, передавать игровые образы различного характера, строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между парами, суживать и расширять круг. В играх учить детей действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу.
Элементы классического танца.
Теория:
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного , коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.
Практика:
1. Постановка корпуса, рук, ног, головы.
2. Позиция ног: 1,3,6.
3. Позиция рук: подготовительная, I, II, III.
4. Перегибы корпуса назад, в сторону, лицом к станку.
5. Прыжки: «трамплинный», «поджатый».
6. Партерный экзерсис.
Партерный экзерсис —
Теория:
Понятие выворотности, гибкости, эластичности ног. Исправление недостатков в корпусе, ногах.
Практика:
Упражнения на напряжение и расслабление мышц пресса, укрепление мышц пресса, улучшения гибкости позвоночника, развитие подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы, развитие выворотности и танцевального шага, исправления осанки.
3. Специальная танцевально-художественная работа.
Постановочная работа -
Теория:
Характеристика массового танца, необходимость слаженности движений, ритмическая
Точность.
Практика:
Постановка и разучивание детских сюжетных танцев: «Красная шапочка», «Мальвина и
Буратино», «Вару-вару», «Белочка», «Утята», «Алладин», «Плюшевый медвежонок», «Чебурашка», «Рыбачок»
Репетиционная работа
Правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и не следить за осанкой, работать над качественным, выразительным исполнением движений. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.
4. Мероприятия воспитательного характера.
Организационная работа Приём детей.
- Знакомство с другими коллективами города.
- Выезд на выступления других коллективов.
Беседы -
- Беседы с родителями о целях и задачах, перспективном плане коллектива (ансамбля).
- Беседы о музыке, «Какие чувства передаёт музыка, о чём и как она рассказывает». Дальнейший разбор содержания.
- Итоговое занятие
Подведение итогов за учебный год. Контрольный срез знаний, умений и навыков, обучающихся по итогам года.
К концу подготовительного года обучения
учащиеся должны знать:
- Термины классического и танца:
- Port de bras
- Познани рук: подготовительная, I, II, III
- Названия танцевальных движений:
- Pas галоп
- танцевальный бег
- Pas подскок
- Позиции ног: 1, 3, 6
учащиеся должны уметь:
- Повторять хлопками простые ритмические рисунки.
- Исполнять танцевальные элементы и детские игровые танцы.
- Начинать и заканчивать движения вместе, с началом и окончанием музыки.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Название постановки | Автор | Примерная дата исполнения |
1. | «Красная шапочка» | ФАЛЕТОРОВА И. С | Сентябрь |
2. | «Утята» | ФАЛЕТОРОВА И. С | Октябрь |
3. | «Алладин» | ФАЛЕТОРОВА И. С | Ноябрь |
4. | «Веселые путешественники» | ФАЛЕТОРОВА И. С | Декабрь
|
5. | «Рыбачок» | ФАЛЕТОРОВА И. С | Январь |
6. | «Чебурашка» | ФАЛЕТОРОВА И. С | Февраль |
7. | «Плюшевый медвежонок», | ФАЛЕТОРОВА И. С | Март |
8. | «Белочка» | ФАЛЕТОРОВА И. С | Апрель Май |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами первого года обучения являются:
- постановка корпуса, рук, ног, головы;
- изучение подготовительных упражнений и основных элементов классического экзерсиса;
- укрепление мышц, связок;
- развитие элементарных навыков координации движений.
В связи с тем, что в хореографические классы-кружки принимаются дети в большинстве не имеющие профессиональных данных, в программе первого года обучения большое место отведено подготовительным упражнениям у станка и на середине.
Все это в сочетании с элементами классического экзерсиса помогает и облегчает усвоение детьми изучаемого материала, ускоряет формирование балетной осанки.
Педагог имеет право по своему усмотрению перенести изучение движений, освоение которых составляют определенную трудность данному составу учащихся, на следующий учебный год.
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы профессиональных навыков - правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепление физической выносливости, освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений, развитие музыкальности, умение связывать движения с ритмом и темпом музыки. На первом году обучения все движения рекомендуется выполнять в медленном темпе. Все движения выполняются в «чистом виде» или в простейших комбинациях.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Учебно-тренировочная работа: | |||
• Азбука музыкального движения | 30 | 10 | 20 | |
10 | 30 | 10 | 20 | |
• Партерный экзерсис | 30 | 10 | 20 | |
3. | Специальная танцевально-художественная работа: | |||
• Постановочная работа | 30 | 10 | 20 | |
• Репетиционная работа | 30 | 10 | 20 | |
4. | Мероприятия воспитательного характера: | |||
• Организационная работа | 10 | 10 | ||
• Беседы | 1 | 1 | ||
5. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 162 | 50 часов | 112часов | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности.
Перспективы работы на учебный год.
2. Учебно-тренировочная работа
Азбука музыкального движения —.
Теория:
Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; Контрастная музыка (медленная, веселая, грустная). Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево. Соотношение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт.
Практика:
Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки. Пространственные музыкальные упражнения: повороты, шаги по диагонали, перестроения в круг, из круга в колонну, шеренгу. Движение по линии танца, против линии танца. Танцевальные шаги в образах. Выделение сильной доли.
Элементы классического танца —.
Теория:
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.
Практика:
Тренировочные упражнения: разминка, вспомогательные упражнения. Основные элементы классического танца: экзерсис у станка, на середине, подготовка к прыжкам.
Элементы историко-бытового танца
Теория:
Особенности старинного танца XVII - XVIII в.в. Поклоны, позы, шаги, старинные костюмы и прически, манера исполнения, позиции рук.
Практика:
- Поклоны и реверанс XVII - XVIII в.в.
- Положение корпуса в пространстве (face, croisee, effacee).
- Бытовой шаг, мягкий шаг pas glissad, pas eleve.
3. Специальная танцевально - художественная работа.
Постановочная работа -.
Теория:
Характеристика массового танца, необходимость слаженности движений, ритмическая
Точность.
Практика:
Постановка и разучивание детских танцев: «Ладошки», Полька «Кремена»,
«Вару-вару», «Сказочный калейдоскоп», «Кошки-мышки»
Репетиционная работа —.
Работать над техникой, манерой исполнения, музыкальностью, синхронностью разучиваемых танцев. Актерская выразительность, выворотность, натянутость ног, ориентация на сцене.
4. Мероприятия воспитательного характера.
Организационная работа
1. Приём детей.
2. День именинников.
Беседы
1. Ознакомление учащихся с искусством хореографии.
2. Беседы об известных балетах, артистах балета, народных коллективах.
Прослушивание музыкального материала -
1. Просмотр видеоматериала.
2. Прослушивание классической стилизованной музыки, подбор музыкального материала на постановочную работу.
5. Итоговое занятие -
Подведение итогов за учебный год. Контрольный срез знаний, умений и навыков обучающихся по итогам года.
К концу первого года обучения
учащиеся должны знать:
- Термины классического и народного характерного танца:
Demi plie
Battement tendu
Battement tendu jete
Rond de jambe parterre
Releve
Gran battement jete
Soette
Passe
- Позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3.
- Позиции ног: 1, 2, 3, 6.
- Положение En face, crousee, effacee
- 1,2,3 port de bras
- Название танцевальных движений
- Особенности историко-бытового танца
учащиеся должны уметь:
- Начинать и заканчивать движения вместе, с началом и окончанием музыки.
- Повторять хлопками, притопами простые ритмические рисунки.
- Исполнять основные элементы экзерсиса «Прыжки».
- Выполнять «шпагат», иметь гибкость, мягкость стопы, подъема.
- Выполнять движения под музыку 2/4, 4/4.
- Исполнять танцевальные элементы т. «Ладошки».
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Название постановки | Автор | Примерная дата исполнения |
1. | «Ладошки» | ФАЛЕТОРОВА И. С | сентябрь октябрь |
2. | «Куклы», « Красненькие туфельки» | ФАЛЕТОРОВА И. С | ноябрь |
3. | «Сказочный калейдоскоп» | ФАЛЕТОРОВА И. С | декабрь |
4. | «В горнице» | ФАЛЕТОРОВА И. С | январь февраль |
5. | Полька «Кремена» | ФАЛЕТОРОВА И. С | март апрель |
6. | ЛАПТИ | ФАЛЕТОРОВА И. С | май |
Список литературы для преподавателя:
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» - М: 1999г.
- Ваганова А.Я. «Основы классического танца» М.,Л., 2001 г.
- Гусева Г.П. «Методика преподавания народного танца» М.: Гуманит. Изд. Центр
- ВЛАДОС, 2002г.
- Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» М:
- 2000г.
- Бриске И.Э. «Методические рекомендации по изучению экзерсиса народно-сценического танца».
- Шляпников «Методическая разработка для учащихся и преподавателей хореографической специализации КПУ» - М.: 1987 г.
- Люси Смит «Танцы. Начальный курс»- М., «Астрель АСТ» 2001г.
- Детская энциклопедия «Балет»- М., «Астрель АСТ», 2001г
- Уральская В.И., Сколовский Ю.Е. Народная хореография. –М.: Искусство, 1975г.
- Громов Ю.И. Основы подготовки специалистов- хореографов. Хореографическая педагогика С-П. 2006г.
- Костовицкая В., Писарев А. Школа классического танца –Л.: Искусство 1976г.
- Слонимский Ю. В честь танца.- М.: 1988г.
- Алексютович Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. Минск, 1978.
- Василенко К. Украинский народный танец. М., 1981.
- Голейзовский К. Образы русской хореографии. М., 1964.
- Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974.
- Гребенщиков С. Белорусская народно-сценическая хореография. Минск, 1976.
- Гребенщиков С. Белорусские танцы. Минск, 1978.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.
- Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
- Мардарь М. Элементы движений молдавского танца. Кишинев, 1975.
- Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.
- Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.
- Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.
- Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.
- Чурко Ю. Белорусский хореографический фольклор. Минск, 1990.