Методичка начального обучения хореографии обучающихся отделения фигурного катания
В фигурном катании очень возросло значение второй оценки (во всех видах программы), и она диктует определенные задачи в подготовке фигуриста. Вторая оценка ставится за постановку программы в плане распределения элементов и связующих шагов. Это использование при катании всей поверхности льда и разные уровни пространства, использование тела и элементов для выражения настроения и характера музыки, связующие шаги и хореографию для выражения эмоционального настроя и характера музыки в соответствии со структурой выбранного музыкального сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.odt | 765.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»
Республика Коми, г. Сыктывкар
Составитель: тренер-преподаватель по хореографии Коринец О.В.
Тема: Методика начального обучения хореографии обучающихся
отделения фигурного катания
В фигурном катании очень возросло значение второй оценки (во всех видах программы), и она диктует определенные задачи в подготовке фигуриста. Вторая оценка ставится за постановку программы в плане распределения элементов и связующих шагов. Это использование при катании всей поверхности льда и разные уровни пространства, использование тела и элементов для выражения настроения и характера музыки, связующие шаги и хореографию для выражения эмоционального настроя и характера музыки в соответствии со структурой выбранного музыкального сопровождения (Рис. 1).
Рис. 1. Использование тела и элементов для выражения настроения и характера музыки |
Занятия хореографией должны встать вровень с другими видами подготовки, такими как общефизическая и специальная. Особенно у юных спортсменов занятия должны быть интенсивными по объему материала и нагрузкам, поскольку в начале закладываются основы хореографии, а затем лишь будет совершенствование выученного и поддержание формы.
Для того чтобы занятия хореографией стали плодотворными, они должны быть разнообразными, то есть, каждый урок должен включать в себя множество форм и средств обучения для полноты развития детских способностей. Еще несколько лет назад вся хореографическая подготовка фигуристов ограничивалась балетным станком, который давал возможность развиться лишь некоторым качествам, не затрагивая всю палитру развития хореографических способностей учеников.
Для работы в зале необходимо, прежде всего, зеркало. Первая задача маленького ученика научиться правильному движению в правильной позе и позиции; для этого он должен видеть себя в зеркале и поправлять свои движения. Педагог, стоя спиной к детям, лицом к зеркалу, показывает движения, которые они должны точно выполнять. Дети за спиной педагога чувствуют себя свободнее, раскованнее, а педагог в зеркале видит класс. Таким образом, идет коррекция, правка.
Ребенок, приходящий в зал, должен быть подтянут, хорошо причесан (волосы не должны мешать работе), удобно, соответственно цели занятий, одет. Внешний вид имеет значение в фигурном катании, поэтому необходимо воспитывать культуру внешнего вида. Спортсменам рекомендуется посещать занятия в единой танцевальной форме. Для девочек она белого цвета: балетки, юбочки, купальники, для мальчиков- белые футболки, носки, чёрные шорты. Такая форма является действенным воспитательным элементом. Ранние впечатления откладываются в памяти надолго. Красивая танцевальная форма развивает у фигуристов хороший вкус.
Урок хореографии должен начинаться с поклона. Уже в поклоне можно добиться многого – это и приветливая улыбка, и правильность реверанса.
Музыка может и должна стать сильным стимулом в развитии у ребенка любви к предмету. Прежде всего, музыка должна быть с очень четким ритмом, создающая настроение и конечно, настроение бодрое, вызывающее желание двигаться. Это могут быть песни, классические произведения, современная эстрадная музыка, танцевальные мелодии, модные ансамбли разных стилей.
Станок не должен занимать большую часть урока, чтобы ребенку это занятие не наскучило. По ходу занятия педагог должен объяснять детям, какое движение у станка может пригодиться им для работы на льду. В подготовке фигуристов станок должен использоваться для свободной ноги, в основном battements tendus, battement jetes, fondus, ronds de jambs parterre, frappes, petits battements, adagio, grand battement (Рис. 2, 3). Мы должны получить от станка, в первую очередь, грамотность свободной ноги – это дотянутость колена, вытянутый носок при тяжелом ботинке и тяжелом коньке. Поэтому (на мой взгляд) не стоит обращать внимание на то, в какой обуви пришел на занятия ученик. Он может прийти и в кроссовках, поскольку это близко к тому, в чем он катается, но все равно нужно требовать от ученика максимальной эстетики исполнения.
Рис. 2. Battements tendus | Рис. 3. Frappes, petits battements |
От балетного класса берутся самые простые движения. Например, можно пропустить гран плие по I и по V позициям, выполнив его только по II и IV позициям, так как II и IV позиции больше всего нужны фигуристу, и наибольшего качества исполнения нужно требовать от ученика именно в этих позициях.
По I и по V позициям используются любые другие движения: battements tendus, jetes, frappes, fondus, petits battements, grand battement, adagio – все это можно варьировать и все это должно сочетаться с различными позициями рук (Рис. 4,5). Безусловно, нужно следить за вытянутостью колена, за носком и выворотностью пятки, за точностью положения шеи, головы, руки, локтя, кисти.
Рис. 4. Battement jetes | Рис. 5. Adagio |
Это «сокращенный» вариант станка для одиночников, но его следует давать по 2-4 порции на каждое движение. Таким образом, мы решаем две задачи: не только добиваемся высокого качества исполнения движений, но и даем достаточную функциональную нагрузку.
Переходим к «середине». «Середина» для юного фигуриста – это, прежде всего, постижение 7 основных позиций рук и их последовательность по законам классической хореографии, которые потом ученик сможет перенести на работу ног на льду. Сначала это должно быть выучено как «дважды два», а затем нужно добиваться качественного исполнения, т.е. делать это правильно и красиво.
Дальше может быть движение temps lie на полу. Это скользящее движение вперед – назад и из стороны в сторону очень подходит к работе на льду, которое при тех же позициях рук, при правильном корпусе должно быть выучено очень точно. Затем можно сделать фондю, используя выученные позиции рук. В этом движении очень важно положение свободной ноги. Руки могут быть «усредненные» т.е. до талии, а могут быть и «верхними». Затем можно перейти к исполнению адажио, настроение которого может варьироваться маленьким фигуристом. Оно может быть кантиленным или иным, с подниманием ноги на 45º или на 90º, на 100º. Могут быть использованы различные арабески, которые нужны для выполнения либелы. Вторая и четвертая позиция в ногах для исполнения «корабликов». Здесь тоже можно все варьировать с различными позами – пор-де-бра, словом, вариантов множество – от простого к сложному.
Затем танцевальные позиции. Сначала основная венгерская позиция с отклонением корпуса назад, присущая только этому танцу, потом венгерский ключ, дальше – основной ход венгерского танца. Когда это выучено, можно перейти на ключ мазурки и от него к основному ходу мазурки, движению скользящему с наклоном корпуса вперед. Главное – это точное положение корпуса и манера исполнения. То есть, в каждом случае нужно объяснить, что присуще данному народному танцу (в ногах, руках, положении корпуса, головы, шеи и т.д.), и, когда ребенок понимает особенности хотя бы четырех – русский, венгерский, польский, испанский – танцев, можно перейти к движению простому и самому распространенному в любом танце – балансе, а также движению па-де-баск, которое выучивается в ногах. Во всех четырех танцах, с которыми знакомится ученик, может присутствовать балансе. Таким образом, ученик приучается к тому, что при одном и том же движении в ногах, характер танцу придают руки.
Разучивать можно так. Движением балансе как бы уходим назад от зеркала, а вперед идем движением pas de bascue и тоже – в разных манерах: в классике назад балансе и в классике вперед pas de bascue; в венгерском балансе и в венгерском pas de bascue и т.д. Меняется только положение корпуса, головы, плеч, рук, словом, меняется манера. Все это можно перенести на лед и на одно движение ног, даже самое простое, наложить характерные движения рук всех знакомых нам танцев.
Таким же образом в зале оттачиваются любые движения: от классических до современной пластики различных направлений, то есть, всего того, что предлагает нам жизнь.
Еще одна часть урока должна быть посвящена развитию физических данных. Здесь можно использовать классический экзерсис, поскольку он дает функциональную нагрузку: исполнять движения с большей силой и интенсивностью. Также еще важна работа над растягиванием мышц, которую надо делать регулярно именно в детском возрасте, чтобы добиться необходимой растяжки.
Ключевой момент в занятиях – это работа над выразительностью движений. Хореографию записать словами нельзя, хотя есть названия основных па, названия основных позиций рук, но чтобы это все ожило, зазвучало – хореограф передает ученикам рисунок танца из рук в руки, с ног на ноги, наполняя каждое движение смыслом. Гениальный балетмейстер Касьян Гализовский говорил: «Каждый жест — есть результат мысли». Эти слова как никакие другие наиболее точно выражают суть хореографического действа. Только ногами, танца не получишь.
Плющенко не был бы «Плющенко», если бы работал только ногами. Сколько души, эмоций он вкладывает в свои композиции, он буквально сгорает на льду во время проката.
Если научить человека творчески мыслить, осмысленно действовать, иметь свое творческое мнение, можно осуществлять любые постановки программ, и показательных номеров. Путь к этому через импровизацию. Чтобы импровизация состоялась, надо создать определенную атмосферу в классе. Для этой цели я всегда пользуюсь и рекомендую другим специальные упражнения – этюды, пантомиму. Для развития ассоциативного мышления очень помогает работа с воображаемым предметом.
Также для фигуриста большое значение имеет музыка. Музыка обладает исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождающая прыжками, вращениями, музыка помогает повысить качество их исполнения. Конечно, хореографу также нужно обратить внимание на музыкальность спортсмена, его способность отражать особенности музыки на льду. Спортсмена нужно знакомить с музыкой еще в зале, которая передает разные образы – веселые, беззаботные, лирические, нежные и энергичные, волевые, серьезные. Нужно обращать внимание на выражение лица спортсмена: по нему видно, что дает музыка фигуристу и также хореография.
Мое главная цель в работе с фигуристами – чтобы спортсмену было понятно и комфортно на уроках хореографии. Прислушиваться к ребенку – что он чувствует, как понимает музыку, если будет со спортсменом взаимопонимание, то и на льду с этим спортсменом будет легко ставить программы, а, значит, будет успех.