ХРАМ ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Статья посвящена храму, возведенному в городе Чебоксары. Храм посвящен иконе Владимирской Божьей Матери,  которая была привезена в Чебоксары архиепископом Казанским и Свияжским  Гурием в 1555 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hram_ikony_vladimirskoy_bozhey_materi.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ХРАМ ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ:  

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Обоснование выбора темы, актуальность, значимость исследования

Выбор темы исследования и его актуальность обусловлена несколькими причинами: во-первых, долгие годы Россия жила в мире деформированных нравственных ценностей. Наша страна перенесла тяжелейшие десятилетия безверия и бездуховности. До сих пор мы еще переживаем трагические последствия этого исторического периода. Именно поэтому так важно обращение к духовно-нравственным ценностям. В 80-х годах XX века начался процесс духовного возрождения России, который поставил новые задачи и новые проблемы. Именно с Православной Церковью общество стало связывать надежды на возвращение к попранным традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры. Эти изменения коснулись и нашего города. О духовном наполнении сегодняшней жизни Чебоксар можно судить по строительству и восстановлению храмов и монастырей в исторической части нашего города.

Во-вторых, в последние годы особое внимание уделяется вопросам развития духовной культуры, проблемам сохранения культурного наследия. В этом аспекте изучение храма иконы Владимирской Божьей Матери оказывается необходимым.

В-третьих, в искусствоведческой, культурологической литературе Чувашии не существует исследования, посвященного художественно-стилистической оценке храма иконы Владимирской Божьей Матери.

Цель работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма иконы Владимирской Божьей Матери и определить его архитектурные особенности.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю храма и выстроить хронологию его развития;

- определить значение дерева при постройке храмов;

- провести архитектурно-стилистический анализ храмовой постройки.

Методы исследования: изучение публицистической, краеведческой литературы, Интернет-ресурсов, фотоматериалов; экскурсия в Введенский кафедральный собор и в храм иконы Владимирской Божьей Матери; анкетирование; беседа; искусствоведческий анализ; хронологический метод.

Объект исследования: православное храмостроительство на территории Чувашии.

Предмет изучения: храм иконы Владимирской Божьей Матери.

Работая над темой, мы попытались узнать историю храма. Это было не так просто, как казалось в начале работы. Многие архивные данные уничтожены в огне пожаров. Помогла беседа с отцом Сергием, а также дополнительная литература. 

Новизна работы заключается в том, что предметом исследования выбрана тема, по которой имеются лишь отрывочные сведения. Мы постарались собранный материал выстроить в хронологической последовательности, а также провести архитектурно-стилистический анализ храма.

Исторические сведения о строительстве первой

православной церкви в Чебоксарах

После добровольного вхождения чувашского народа (1551 г.) в состав Русского государства началась пропаганда христианской веры, сопровождавшаяся строительством церквей. 23 июня 1555 года в Чебоксары по поручению царя Ивана Грозного прибыл первый казанский архиепископ Гурий. В грамоте Ивана Грозного от 26 мая 1555 года, данной архиепископу Гурию, говорилось, что надо определить место, «где быти святой соборной церкви Введению Пречистой» и «ознаменовати место, где граду бытии» [2, 20].  Святой Гурий освятил территорию будущей крепости и указал место строительства храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. На этом месте он поставил полотняную церковь. Затем благословил Чебоксары привезенной иконой Владимирской Божьей Матери. В том же 1555 году крепость была построена.

Вскоре полотняная церковь была заменена деревянной. Ее возвели в центре крепости. Деревянная Введенская церковь простояла около 100 лет. В ночь на 9 июля 1659 года сильнейший пожар уничтожил почти весь город. В грамоте от 10 июля 1660 года, хранящейся в ризнице Введенского собора, сказано, что «в городовое пожарное время соборная церковь сгорела» [2, 8].

Как выглядела первая деревянная церковь, неизвестно. Сохранились лишь сведения о внутреннем убранстве храма. «Главной его святыней была Владимирская икона Божией Матери – благословение святителя Гурия. Иконостас был невелик, с небольшими иконами. В храме имелись иконы строгановских писем, но неизвестно какие. Среди утвари было два потира: один, особенно ценный, – дар святителя Гурия, другой был привезен или из Персии, или же из Западной Европы. В храме было много деревянных венцов, стояло деревянное резное изображение Ангела, державшего ларец, вероятно, с мощами святых угодников. Но ничего из упомянутого не сохранилось, все сгорело во время пожара 1649 года, уничтожившего почти весь город» [4].

Дерево – основной строительный материал наших предков

Издревле главным строительным материалом было дерево, которое шло на все виды строительства, а кирпич использовался только для кладки печей. Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия. С самых древних времен обработка древесины и строительство из нее было делом привычным и широко распространенным. Строили много. Этому способствовали частые пожары и недолговечность материала. Главным, и часто единственным, орудием строителя был топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Поэтому и сегодня можно услышать: «сруб», «срубить избу».  

Дерево имеет важнейшее значение для русской культуры и духовности: слова «древность» и «древо» обладают общим корнем. Слово «корень» тоже принадлежит дереву, корни из которых возрастает сакральное Древо Жизни. «Древом Жизни» называют в Православии и крест, на котором был распят Спаситель, чтобы дать всем нам жизнь вечную. С деревом связана не только смерть, но и рождение Иисуса: ведь Он родился в семье плотника Иосифа. В этом сакральный смысл и того, что храмы на Руси до XIX века строились из дерева. Строят и сейчас [5].

Свойства дерева как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружений. В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик») или в виде восьмиугольника («восьмерик»). Дело в том, что восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен.

Не только храмы, но и все их убранство преимущественно выполнялись из дерева. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой.

Хронология воссоздания храма иконы Владимирской Божьей Матери

Новый храм возведен на Западном косогоре по улице Михаила Сеспеля. По словам отца Сергия, храм решено было построить по инициативе митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы в память о первом деревянном храме, в честь особо чтимой иконы Владимирской Божьей Матери[1]. Храм спроектировал чебоксарский архитектор Сергей Лукиянов.

14 ноября 2011 года недалеко от Введенского собора было совершено освящение Креста на месте строительства церкви. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава отметил: «Это будет исторический дом, который украсит этот уголок города и будет еще одним центром духовного воспитания населения» [7]. Президент Михаил Игнатьев предложил строить церковь методом «ниме»[2], чтобы все желающие могли стать активными участниками строительства. 3 июля 2012 года были освящены Кресты и купола строящегося храма. Менее чем через два года, 6 сентября 2013 года, построенный храм был освящен. Чин великого освящения совершил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава.

Архитектурно-стилистический анализ храма

иконы Владимирской Божьей Матери

С первых же веков приобщения страны к христианству стали строить деревянные церкви, завершать которые проще было не круглым куполом, а островерхим шатром. Этот архитектурно-строительный прием наиболее органичен для деревянного зодчества. 

Чебоксарский храм иконы Владимирской Божьей Матери относится к шатровым храмам.

Главное внешнее свойство шатрового храма – это подчеркнутое стремление вверх. Считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа земного мира) с небесным кругом (символом вечности). Также существует мнение, что шатер церкви символизировал Богородицу, под покровительством которой русские люди в старину искали заступничества от врагов и житейских невзгод.

Храм построен из оцилиндрованных бревен[3]. Выше мы рассмотрели роль и значение дерева при строительстве храмов. Но это было давно. Сегодня же кажется странным, что главным строительным материалом является дерево, ведь сейчас строят из более крепких и долговечных материалов, которые не подвержены горению и гниению. Так почему же из дерева? Мы предполагаем, что это своего рода дань уважения той самой первой церкви, которая была построена из дерева. Кроме того, дерево для чувашей имеет свой особый исторический смысл. Лес не только спасал от набегов кочевников, но и давал жизнь.

Далее обратимся к анализу конструкции храма. Не только форма купола, но также их количество имеет символический смысл. Новый храм венчают пять куполов, один из которых возвышается над остальными. Центральный купол символизирует Христа как Главу Церкви, а другие четыре – евангелистов. В давние времена стремление придать шатровому храму вид пятиглавого привело к особому приему обработки «верха» храма, что мы и видим в храме иконы Владимирской Божьей Матери. У подножия шатра – четыре бочки, расположенные по сторонам света. Эти бочки предназначены исключительно для того, чтобы нести главки. Этот прием известен под названием «шатра на крестчатой бочке». Шатровое завершение с бочками и кокошниками придает нашему храму необыкновенно декоративный вид. Отец Сергий отметил, что уникальность нового храма, в том, что он сегодня является единственным шатровым храмом в городе. По цвету купола можно определить, кому посвящен храм. Купола храма иконы Владимирской Божьей Матери золотого цвета. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу. Храм удачно вписался в окружающий ландшафт. Он гармонично смотрится рядом с Введенским собором и восстановленным домом купца Зелейщикова. 

Отец Сергий не только рассказал историю храма иконы Владимирской Божьей Матери, но и провел небольшую экскурсию в самом храме. В современном храме, как и в древнем, нет отопления и электричества. Несмотря на это, его интерьер с простыми бревенчатыми стенами создает ощущение домашнего покоя. К деревянным стенам приятно прикасаться, ощущать их тепло, любоваться текстурой. Есть у дерева еще одно свойство: к нему можно приложить мастерство художника и резчика.

Если в каменных храмах стены обычно украшены фресками, изображающими библейские сюжеты, то в деревянном храме место фресок занимают иконы. Иконы для храма были изготовлены местными мастерами. Под самым сводом деревянного шатра – образ Пантократора. Ниже помещены фигуры евангелистов, Богоматери.

Отец Сергий рассказал, что службы в храме будут проводиться только в летний период в дни празднования в честь иконы Владимирской Божией Матери: 8 сентября – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году; 6 июля – в честь спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 3 июня – празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Также от отца Сергия мы узнали, что по согласованию с Чебоксарской епархией в теплый период года можно будет прийти в храм на экскурсию.  

Заключение

Почти каждый день можно услышать сообщение, что снесен очередной памятник архитектуры, что разрушаются фрески и древние иконостасы или под натиском современной застройки стерт с лица земли уникальный храмовый комплекс.

Утрата исторического наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно развитие. В нашем городе с 1980-х годов реставрируются древние и строят новые храмы. Восстанавливая историческую справедливость, в древней части города, на прежнем месте, в память Заступницы земли Русской – чудотворного образа иконы Владимирской Божьей Матери воссоздан и освящен храм. Исследуя историческое прошлое церкви и новое строение храма, мы пришли к следующим выводам:

1. Первым христианским храмом на территории нашего города была соборная Введенская церковь, построенная в центре крепости в 1555 г., сгоревшая во время городского пожара в 1659 г. Почти через 500 лет, в 2013 г., на историческом месте в память о первой церкви был построен храм иконы Владимирской Божьей Матери.

2.  В качестве основного строительного материала использовано дерево. Данный храм напоминает о том, что первые постройки в городе были деревянными. Дерево близко чувашскому народу, который вырос в лесах. История храма – это история нашего города, связь между его прошлым и настоящим. А сам храм является памятником первой чебоксарской церкви.

3.  Как выглядела первая чебоксарская церковь, сведений не сохранилась. В старину деревянные церкви, завершали не круглым куполом, а островерхим шатром. Храм иконы Владимирской Божьей Матери – шатровый. Храм увенчан пятью куполами, которые символизируют Христа и евангелистов.

 Практическое применение: материалы данной работы можно использовать в качестве дополнительной литературы на уроках исторического и литературного краеведения, МХК, изобразительного искусства, во внеклассной и экскурсионной работе.

Библиографический список

1. Данилова, А. П. Мой город / А. П. Данилова, В. Д. Данилов, Т. Н. Иванова.  –    Чебоксары: изд-во Чувашского республиканского института образования, 2004.  

2. Иванов Е.И Старые Чебоксары: Памятники деревянного и каменного зодчества XVI-XX веков / Е.И.Иванов. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.

3.  Осетров Е.И.  Живая древняя Русь / Е.И.Осетров. – М: Просвещение, 1976.

4.  http://sobor-vvedenie.ru/istoriya-sobora/

5.  http://www.vrns.ru/culture/52/2173/#.Uu520LR9zf8

6.  http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post133520655

7.  http://gov.cap.ru/print.aspx?gov_id=49&id=1306474

8.  http://zadocs.ru/cultura/18193/index.html?page=17


[1] По оценкам историков, икона была создана в начале 16 века. После того, как сгорело деревянное здание церкви, икона была единственным, что уцелело при пожаре. В советское время икону изъяли у Церкви. Вначале она хранилась в Чувашском краеведческом музее, а затем в Чувашском государственном художественном музее. Более 15 лет назад икону Владимирской Божьей Матери передали из фонда музея в ведение Чебоксарско-Чувашской епархии. Сегодня икона, украшенная позолоченной ризой, занимает достойное место в иконостасе Введенского кафедрального собора.

[2] Всеобщая бесплатная помощь

[3] Оцилиндрованное бревно – идеально ровный строительный материал. Процесс полностью механизирован. Стволы деревьев, распиленные на отрезки определенной длины, очищенные от веток и отсортированные по размерам, попадают на специальный станок. Здесь каждый ствол обрабатывается таким образом, чтобы на выходе получить единый диаметр по всей длине. Затем в нижней части бревна делается лунообразный паз, которым оно впоследствии (в строящемся срубе) будет укладываться на предыдущий венец. И уже после этого материал тщательно обрабатывается антисептиками (mifov-ob-oczilindrovannom-brevne.html)