Внутренний мир русской избы
Предварительный просмотр:
Открытый занятие на тему: "Внутренний мир русской избы"
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.
Задачи:
Образовательные: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы; познакомить с особенностями интерьера крестьянского жилища;
Развивающие: Развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа, художественный вкус.
Оборудование урока:
а) Для учителя: презентация «Внутренний мир русской избы»; иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы; схема-таблица с изображением русской избы; репродукции образцов предметов народного быта.
б) Для учащихся: альбомы, карандаш, резинка, краски (акварель, гуашь), восковые мелки.
Литературный ряд: Л. Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, пословицы, загадки о русской избе
План занятия:
- Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний. Сообщение темы, цели и задач урока.
3. Изучение нового материала. Беседа об интерьере русской избы.
4. Практическая работа .
5. Физкультминутка.
6. Закрепление материала.
7. Выставка детских работ. Рефлексия.
- Завершение занятия, награждение.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага, стремился создать свой мир - добрый и уютный.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад? Конечно же избу! Издревле крестьянский дом называли родным, родимым, как называют самого дорогого человека. Дом – это кров, и находится по своей значимости в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом. (В.Федотов)
На прошлом занятии вы уже познакомились с русским народным жилищем – деревянной избой. Давайте вспомним и повторим:
- Как строилась древнерусская изба? Из какого дерева её строили? (сосна)
-Какие есть типы изб? (глаголь, кошель)
- Как и зачем люди украшали избу? (декоративные элементы избы причелина, наличники, конёк – чтобы оградить от злых духов. )
- Что означало слово «изба»?( Изба - это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)
- Модель чего являет собой русская изба? (Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
- Какие вы знаете пословицы о русской избе?
- Печь краса – в доме чудеса.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Изба детьми весела
- Криком избы не построишь
- Изба крепка запором, а двор – забором.
- К пустой избе замка не надо.
- Не бравшись за топор – избу не срубишь.
- Что есть в печи – всё на стол мечи.
- Избу ставят – бога славят.
10.Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
11.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
.- Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о русской избе.
- Изучение нового материала. Беседа об интерьере русской избы.
- С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет о внутреннем мире русской избы.
Ребята, давайте, мысленно войдем в крестьянское жилище …
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным. (Л. Мей)
- Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой, перед дальней дорогой существовал обычай присаживаться, запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
- Внутри изба состояла из одного большого помещения (светлицы), условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе:
потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
- Верхней границей избы служил потолок. Доски поддерживались «матицей». Это средний брус, несущий деревянный потолок, олицетворяла собой млечный путь, путь на небе. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была. Матица проходила поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой стены, потолок и основание кровли. Для дома матица была тем же, чем для дерева корень, а для человека мать: началом, опорой, основой.
- Под потолком шли «полавошники», на них располагалась крестьянская посуда, обычно она была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
- Пол – земля; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, были образным выражением идеи пути-дороги. Пол – это граница, отделяющая людей от «нелюдей»: домовых и др. Пол в доме настилали из половинок брёвен (отсюда и слово «половицы»). Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперёк половиц, иначе человек уйдёт из дома.
- Окна– связь с большим миром, белым светом. Чтобы к дому привлечь силы света и добра, люди придумали окна. Дом смотрел на мир окнами – очами. Через передние окна, которые располагались по фасаду, в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, Для освещения избы в вечернее время использовали лучину, позже - керосиновую лампу.
- В самом светлом углу на лавку ставилась прялка.С её помощью пряли пряжу. Нередко прялки украшали круглыми розетками – знаками солнца.
- Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
- Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем. (“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )
- Распологалась русская печь в одном из задних углов избы - главный оберег семьи, семейный очаг. Хорошая печь – гордость хозяина, святая святых дома. Это уникальное сооружение играло роль своего рода жизненного центра семьи. Печь складывали из камня (кирпича), а сверху обмазывали глиной и белили. Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для лежания.
Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома - царство женщины, здесь она работала, отдыхала, растила детей. От комнаты «бабий угол» был отгорожен занавеской и назывался «закут».
Рядом с устьем печи стояли железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба. Лопатой, сделанной из доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала почтительного к себе отношения. Её ставили только ручкой вниз. В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Рядом с печью обязательно была кадка с водой, висели полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.
В «подпечье» хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же живёт домовой. Русские люди верили,что домовой не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор, в противном случае он бьет и колотит посуду, кричит. При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом солью просить домового на новое место. Его изображают маленьким старичком, покрытым белой шерстью. Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем.
С печью было связано много обрядов и верований. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. При переезде в новый дом брали угольки из старой печи, чтобы домашний очаг не погас.
- Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. «Утварь» – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол – горшки, лоханки, кринки, миски, блюда, , ковши, корчики (из них пили мёд, квас, пиво) и т.д.; всевозможные ёмкости для сбора ягод и грибов – корзинки, кузова, туеса и др.вся утварь хранилась на полавошниках или на поставцах. Различные сундуки, ларцы были предназначены для хранения, одежды, ценных вещей. Сундуки выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки». После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, украшения. В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для послеобеденного сна. Сундуки должны быть не только вместительными, прочными, но и красивыми, поэтому украшались резьбой, росписью.
- В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, счастье, на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.
- Неотъемлемая часть красного угла – стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. Стол никогда не выносили из избы, а при продаже дома стол продавался вместе с домом. А перед свадьбой, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословление их. Новорождённого обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны были выходить с той стороны с какой заходили. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное место за столом – во главе стола – занимал хозяин дома.
- Вдоль стола, вдоль стен– лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
4. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнутся, разогнутся,
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На 4- руки шире
5 – руками помахать,
6- на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать
И картины создавать!
5. Практическая работа.
Задание: нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
- Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз русской избы. А теперь давайте посмотрим какие могут быть варианты композиционного размещения крестьянского интерьера ( работа по пособию на доске).
- Последовательность изображения крестьянского интерьера:
1. выбрать вариант композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (
2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку, предметы обстановки и быта и т.п
3. выполнение в цвете
(По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.)
6. Закрепление материала. Загадки по теме:
- Чёрный конь, что лезет в огонь.(кочерга)
- Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (ухват)
- 4 братца одним кушаком подпоясаны, под одной крышей стоят (стол)
- Кланяется, кланяется, придёт домой растянется (топор)
- Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают глотает (печь)
- Выставка детских работ. Рефлексия
Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.
Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:
1. Что вам хотелось показать в своей работе?
2. С чего начинали свою работу?
3. Как вам кажется, что получилось, а что нет?
4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?
5. Какие работы наиболее интересные?
6. Поставьте себе оценку за участие в уроке:
- "3" - облачко с дождем;
- "4" - солнышко заходит за облачко;
- "5" - яркое солнышко
Оценка учителем. - Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян. Использовали не только знания полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.
- Завершение урока .
- Спасибо вам ребята за активную работу на занятии и увлечённость искусством! (Педагог награждает детей медалями)
До новых встреч!
Учащиеся встают, приводят свои места в порядок.