Фольклорный фестиваль "Живая вода"
Материалы презентации проекта "Фольклорный фестиваль "Живая вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Живая вода" для публикации | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ЖИВАЯ ВОДА»
Направление – внеурочная деятельность
Автор – педагог хорового отдела РМБОУ ДОД «Знаменская Детская школа искусств» Вишнякова Надежда Викторовна.
Контингент учащихся.
Данная работа проводится с учащимися хорового отдела, отделения раннего эстетического развития и общеэстетического развития, «ЛИРА» Знаменской ДШИ. В проекте участвуют дети р.п.Знаменка, с. Воронцовка, с. Александровка, с. Никольское, и воспитанники Знаменской специальной коррекционной школы-интерната в возрасте от 3 до 16 лет.
Педагогической идеей фестиваля «Живая вода» является приобщение жителей Знаменского района к традиционной народной песенной, танцевальной, обрядовой культуре России, Тамбовской области.
Фестивальная работа осуществляется в течение всего учебного года и состоит из следующих этапов:
Организационная, методическая работа /в течение года/:
- Обучение детей по дополнительной образовательной программе «Живая вода»
- Экспедиционная работа в сёлах района
- Сотрудничество с МБУК «Знаменский районный краеведческий музей» и его филиалами
- Сотрудничество с МБУК «Знаменский РДК» и его филиалами
Концертная, культурно – просветительская деятельность /ежемесячно/:
- Организация традиционных календарных обрядов и праздников для различной зрительской аудитории в течение учебного года и в каникулярное время.
- Отбор наиболее ярких программ для участия в районном фестивале-конкурсе традиционных обрядов и праздников «Живая старина» /МБУК «Знаменский РДК»/ и Региональном этапе Всероссийского фольклорного фестиваля /г. Тамбов, Дворец творчества детей и юношества/
- Участие в фестивальной, конкурсной, концертной деятельности района и области
Результаты деятельности.
За время существования фестиваля сложились самостоятельные творческие коллективы: фольклорный ансамбль «Знаменские веретёнца» /хоровое отделение/; «Бубенцы» /группа раннего эстетического развития/; фольклорный ансамбль «Александровская слобода»/выездные классы/.
Наиболее яркие программы фестиваля, ставшие традиционными, приобрели большую популярность у жителей района. Среди них - уличные представления с непосредственным участием зрителей «Рождество», «Боярыня-Масленица», «Зелёные святки», «На Ивана, на Купала», «Похороны мух» и др.
Участие в фольклорных фестивалях различного уровня:
Районный фестиваль «Живая старина» /р.п. Знаменка/:
ансамбль «Знаменские веретёнца» - Лауреат II степени /2009, 2012гг/, ансамбль «Александровская слобода» - Диплом участника /2012г./
Региональный этап Всероссийского фольклорного фестиваля /г.Тамбов/:
ансамбль «Знаменские веретёнца» - Специальный диплом /2011г./, Диплом Лауреата III степени /2012г./
Межрегиональный фестиваль «Тамбовская карусель» /г.Тамбов/:
ансамбль «Знаменские веретёнца» - Диплом Лауреата III степени /2009г./
Межрегиональный фестиваль, посвящённый 95-летию М.Н.Мордасовой /г.Тамбов/:
ансамбль «Знаменские веретёнца» - Диплом участника /2010г./
Международный фестиваль народного песенно-танцевального творчества «Танцуй и пой, Россия молодая!» /г.Москва/:
ансамбль «Знаменские веретёнца» - Диплом участника /2012г./
Проблемы и перспективы.
Основная проблема – большая географическая разбросанность при отсутствии в ДШИ собственных транспортных средств.
Перспективы работы фестиваля:
- Активизация творческой деятельности учащихся
- Возрождение и популяризация традиционной культуры родного края
- Установление прочных контактов с коллективами и учреждениями культуры различных районов и областей РФ
Педагогическую идею планирую представить в форме концертного выступления /отрывок осеннего обряда «Похороны мух»/.
РМБОУ ДОД «Знаменская Детская школа искусств» в лице преподавателя хорового отдела Вишняковой Надежды Викторовны представляет педагогический проект внеурочной культурно-просветительской направленности
Фольклорный фестиваль «ЖИВАЯ СТАРИНА».
Дорогие коллеги, прежде, чем приступить к практической части презентации, разрешите познакомить вас с основными положениями моей педагогической идеи.
Данная работа проводится с учащимися хорового, общеэстетического и раннеэстетического отделов Знаменской детской школы искусств возрасте от 3 до 16 лет.
В проекте участвуют дети рабочего посёлка Знаменка, сёл Воронцовка, Александровка, Никольское и воспитанники Знаменской специальной коррекционной школы-интерната.
Педагогической идеей фестиваля «Живая старина» является приобщение жителей Знаменского района к традиционной народной песенной, танцевальной, обрядовой культуре России, Тамбовской области.
Фестивальная работа осуществляется в течение всего учебного года и состоит из следующих этапов:
Организационно – методический, включающий в себя, помимо прочего, экспедиционную работу в сёлах района, сотрудничество с Муниципальными бюджетными учреждениями культуры«Знаменский районный краеведческий музей», «Знаменский Районный дом культуры» и их филиалами.
Практический этап - концертная, культурно – просветительская деятельность на внутришкольном, поселковом, районном уровнях.
Основными перспективами работы фестиваля считаю активизацию творческой деятельности учащихся; возрождение и популяризацию традиционной культуры родного края; установление прочных контактов с коллективами и учреждениями культуры различных районов и областей РФ.
За время существования фестиваля сложились самостоятельные творческие коллективы /фольклорные ансамбли «Знаменские веретёнца» - хоровой отдел, «Бубенцы» - группа раннего эстетического развития, «Александровская слобода» - выездные классы/, ставшие постоянными участниками фольклорных фестивалей и конкурсов самого разного уровня.
Уличные представления с непосредственным участием зрителей «Рождество», «Боярыня-Масленица», «Зелёные святки», «На Ивана, на Купала», «Похороны мух» приобрели большую популярность у жителей и гостей района. Не менее любимы осенние «Капустные вечорки» и «Покровские посиделки», зимние «Святочные гаданья», проводимые на базе районного Краеведческого музея и его филиалов.
Вашему вниманию мы представляем материалы детского календарного обряда «Похороны мух» /«Знаменские веретёнца»/ и сценарий конкурсной программы «На Степановом дворе» /«Александровская слобода»/ а также список рекомендуемой литературы и интернет –ресурсов. (см. Приложение)
Приложение
Список рекомендуемой литературы:
1. «Песенный фольклор Тамбовского края»; сборник. Вып.1. Отв. редактор Саранин В.П. Тамбов 1991г.
2. Евтихиева Л.Ю. «Тамбовский курагод», Тамбов, 2003г.
3. Сысоева Г.Я. Цветочек мой лазоревый [Ноты]: народные песни Воронежской области / Г. Сысоева. - Воронеж, 2009.
3. Гилярова Н.Н., «Хрестоматия по русскому народному творчеству».М.: ООО «Издательство «Родникъ», 1996.
4. «Жаворонушки» /вып. 4. Сост. Г. Науменко. М. Советский композитор, 1986.
5. Л. Куликова «Русское народное музыкальное творчество», изд. «Союз художников», С.-Петербург 2008
Интересные ссылки по теме:
http://vk.com/etmus - «Народное музыкальное творчество»
http://vk.com/club4812668 - Форум «Живая традиция»
http://vk.com/club1962650 - «Российский фольклорный союз»
http://vk.com/etnokniga - «Этнокнига»
Спешу заметить – здесь приведён небольшой по объёму, но весьма ёмкий по количеству и качеству представленных материалов список, который каждый волен дополнить на своё усмотрение.
«Похороны мух».
«Ах, лето красное, любил бы я тебя, кабы не зной, да пыль, да комары, да мухи»/А.С.Пушкин/. Точнее классика и не скажешь! Так вот, предки наши были уверены: если в конце сентября побить мух да комаров, да сделать им гробы из картофелин, да схоронить насекомых по всем правилам в огороде, али на лугу, то до следующего лета мошкара ни народу, ни скотине беспомощной докучать не станет! А какие ж похороны без причета, да скорбных песнопений? Только, раз уж обряд шуточный, то и песни в нём пелись весёлые, да и причитывали не в серьёз, а кой-когда и плясали…
Про комара. Распространённая осенинная песня, известно много вариантов текста и мелодии. Здесь приведён самый распространённый и простой вариант текста. Напев записан от Фроловой Александры Ивановны (1924 – 2010), уроженки села Никольское Знаменского района Тамбовской области. Песня исполняется всеми участниками «похоронной процессии». Обычно выбирается «Камарь». «Муха» и «Похоронщики», которые должны изобразить действие песни. Текст приводится в упрощённой диалектной записи.
Камаря муха любила, и да пьяну напоила. Пьян!
Полятел камарь в лясочик, сел на малинький дубочик. Сидить.
Паднилась бал(и)шая буря и камарика садула. Упал!
Он ляжить и еле дышить, ручкай, ножкай ни калышить… Сдох! Са святми упакой… ой…
Прилятели тут две мухи, и камарика пад руки унясли.
Схаранили при дароги, вид(ы)ны руки. Вид(ы)ны ноги – весь на виду! Вот так!
В покойника. Происхождение – Зимние святки, страшная неделя. Игралась в избе. В осенний обряд взята по инициативе детей. Смысл таков: выбирается ведущий («Покойник»). Его задача – лежать на лавке, не шевелясь, не улыбаясь и выполнять финальные слова-действия каждого из игровых куплетов. Остальные дети, взявшись за руки, медленно приближаются к ведущему, затем в шутливом ужасе пускаются врассыпную. На словах «Он за нами бежит» ведущий поднимается с места и пытается поймать дразнивших. Первый пойманный сам становиться «покойником»:
Умер покойник
В среду на вторник,
Пришли хоронить – он ушами шевелить!
……………………………. – он ногами шевелить!
……………………………. – он зубами скрипить!
……………………………. – он на нас глядить!
……………………………. – он за нами бяжить!
Примеры «причётов» над умершими насекомыми (исполняются нараспев, со всхлипываниями):
Ой вы, мушки, блошки маленькие, вы, комарики удаленькие! Что ж вы ноженьки откинули? На кого ж вы нас покинули?!
Мушка, блошка, таракашечка, ты ж меня кусала, спать не давала! А теперь я буду спать – ты меня не будешь кусать!
…………………………………………………………………………………………………