Традиции народной музыки в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения в ДМШ и ДШИ
Возрождение духовности надлежит начинать и с возрождения в новом качестве народных традиций, обрядов и фольклора, с их пропаганды и внедрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vataginoy_n._n._na_alishevskie_chteniya.docx | 18.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 6» Советского района г.Казани
Доклад на тему:
« Традиции народной музыки
в художественно-эстетическом воспитании
подрастающего поколения в ДМШ и ДШИ»
подготовила преподаватель теоретических дисциплин и фольклора Наталья Николаевна Ватагина
Казань, 2014
Одна из самых актуальных проблем стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненным проблемам современного общества, обеспечение нравственного возврата, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях жажды потребности в активной интеллектуальной деятельности. Мы считаем, что можно избежать этой ситуации, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах.
Благодаря восприятию музыки, пению народных песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность. Эмоциональный толчок активизирует познавательную сферу. На народном песенном и музыкальном материале постигаются нравственно-эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом. Это тем более важно в наше сложное время, когда обучающегося окружает, так называемая, «коммерческая музыка» низкопробного достоинства. Наша задача – сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не дать ему кануть в небытие. Поэтому возникают идеи создания современных методов работы с фольклорным инструментальным ансамблем, где фольклор будет не штрихом к образованию, а его первоосновой. Одной из таких идей является создание ансамбля ложкарей и шумового оркестра в школах системы образования. Базой для этого послужили западноевропейские музыкально-педагогические системы XIX–XX вв., которые формировались для обучения детей искусству музыки. Авторами известных сегодня всему миру музыкальных систем являются Карл Орф (Австрия), Эмиль Ж-Далькроз (Швейцария), Золтан Кодай (Венгрия), Пьер Ван Хауве (Голландия) и др. Естественное развитие их систем опиралось, прежде всего, на те традиции, которые не прерывались и не искажались, как в России, "клубными" формами. Музыкальные школы отвечали и отвечают своему прямому назначению – не превращаются в инструментальные школы с индивидуальными занятиями. Музыкальные детские коллективы на праздниках музицируют, а не "исполняют».
Существенной необходимостью является воспитание и развитие детей младшего школьного возраста, опираясь на психологическую основу построения учебного процесса, где музыка, её выразительные средства (музыкальное движение, ритм, мелодия, гармония, форма, оркестровка и др.) становятся не целью, а средством. Это помогает осуществлять учебный процесс, позволяющий решать задачу передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению.
Интересен передовой педагогический опыт западноевропейских просветителей-педагогов, который даёт нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство формирования национального самосознания учащихся. Почти не затрагиваются вопросы использования данных методик в воспитании и образовании России.
На необходимость музыкального воспитания на основе фольклора указывают также в своих трудах: Н. С. Александрова (Духовно–нравственные традиции формирования личности средствами этнокультуры. – Барнаул, 2004.), Э.Е. Алексеев (Раннефольклорное интонирование. – М., 1986.), В. М. Букатов (Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей. – М., 2005.), М. И. Долженкова (Моделирование этнохудожественного образования на основе российских и региональных традиций. – Тамбов, 2004.), М. Н. Зыкова (Фольклоротерапия. – М., 2004.), В. С. Иванов (Духовно–нравственное воспитание детей через приобщение их к традиционной народной культуре. – Екатеринбург, 2005.), Е. А. Каминская (Музыкальный фольклор как педагогическая ценность. – Челябинск, 2004.), Д. И. Латышина (Традиции воспитания детей у русского народа. – М., 2004.), М.Н. Мельников (Детский фольклор и проблемы народной педагогики. – Новосибирск, 1987.), С.Б. Рождественская (Народные художественные традиции и формирование личности. – М., 1995.), Р. А. Сахитова (Воспитание и обучение на традициях народной педагогики. – М., 2005.), Г. Б. Соколова (Педагогические возможности фольклора в музыкальном воспитании. – М., 2005.). Важность вышеуказанных работ выражается в обосновании значения народного творчества в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения Важную роль для детского инструментального фольклорного ансамбля играют местные традиции и обряды, в которых, как в зеркале, отразилась душа народа-создателя и носителя. Возрождение духовности надлежит начинать и с возрождения в новом качестве народных традиций, обрядов и фольклора, с их пропаганды и внедрения.
Список использованной литературы
- Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М., 1990.
- Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции.-М.,1997
- Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. – М., Советский композитор, 1975.
- ВертковК. Русские народные музыкальные инструменты.- Л.,1975
- Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.
- Народная художественная культура. Под ред. Т. Баклановой- М.,2000