«Роль репертуара в гражданско-патриотическом воспитании подростков» (на основе деятельности о/о «Игра на гитаре»)

Кротов Евгений Иванович

статья о важной роли репертуара для воспитания подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_repertuara.docx21.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 Центр развития творчества детей и юношества им. А.П.Гайдара.

«Роль репертуара в гражданско-патриотическом воспитании подростков»

(на основе деятельности о/о «Игра на гитаре»)

 Кротов Евгений Иванович

Педагог дополнительного образования,

I  квалификационная  категория.

г.о.г.Арзамас

2024г.

       Патриотическое воспитание является важным средством формирования

гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Сегодня патриотическое воспитание – это комплексная система, включающая в себя множество направлений и сфер деятельности. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем.

       Патриотизм имеет в своих истоках любовь к отчему дому, познание истории родного края, преданность и любовь к своему отечеству, к своему народ, воспитательным потенциалом и эффективным средством гражданско-патриотического воспитания современной молодежи являются музыка и песни . Через музыкальную деятельность подростки  приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

        На основе изучения вокальных произведений, современных эстрадных песен расширяются знания детей об истории Родины, ее певческой культуре; воспитываются и прививаются любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

       Патриотическое воспитание детей рассматривается, как часть их духовно-нравственного развития. Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, вокально-исполнительская деятельность детей в большой степени обеспечивают выполнение задач в патриотическом воспитании учащихся.

        Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие коллектива. Репертуар – это лицо творческого коллектива, его визитная карточка.

       В репертуаре моего коллектива большое количество песен патриотического характера. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка, воздействуя на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Как было отмечено выше, именно музыкальное искусство создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания и формируются положительные качества личности. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем беседы.

       Целенаправленная и непрерывная работа по формированию педагогически выверенного репертуара для творческого объединения является одной из приоритетных задач руководителя, и является эффективным инструментом в воспитании юных граждан России.

       При подборе репертуара я ориентируюсь на несколько направлений:

- «Связь поколений» (ориентация на формирование у обучающихся осознания сопричастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, воспитание гордости за свою Родину, народных героев, а также сохранение исторической памяти поколений);

- «Воспитание патриота и гражданина России» (воспитание у детей любви к малой родине; формирование у подростков системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России; гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции);

- «Мой край родной» (воспитание любви к близким, семье, к природе; учащимся необходимо прививать любовь к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с чем проникнуто эмоциями и переживаниями);

- «Моя семья» (формирование у детей духовно-нравственных, семейных ценностей, уважительного отношения к традициям народа).

       В процессе работы над песней большую роль играют чувства, которые она вызывает, духовные ценности, которые дети приобретают, осваивая тот или иной материал. Смысл и содержание музыкального образа, его значимость всегда являются основой выбора репертуара.

       На всех этапах работы над музыкальным материалом решаются учебно-воспитательные задачи по патриотическому воспитанию детей. При работе

над выразительным исполнением песни необходимо всегда вызывать

эмоциональный отклик у детей.

       Занятия, как организационная форма обучения, дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу

и самому учебному процессу. Это воздействие достигается использованием

высокохудожественного материала, самим ходом процесса обучения.

       Содержательный репертуар вызывает у детей большой эмоциональный отклик не один год. Постепенно, постигая значения всех выразительных средств создания музыкального образа, у детей приходила осмысленность и эмоциональная наполненность всей технологической работы в процессе разучивания песни.

      На сегодняшний день в репертуаре моего коллектива большое количество песен патриотического характера:

- «В землянке»,

- «Журавли»,

- «Кукушка»,

- «Катюша»,

- «Эх, дороги»,

- «Тёмная ночь»,

- «День Победы»,

- «Последний бой»,

- «Служить России»,

- «Моя Россия»,

- «Комбат»

-  «Давай за...»

- «Русский парень».

       Репертуар постоянно дополняется произведениями новых исполнителей: «Я русский», «Мой бой», «Встанем», «Самый русский хит».

       Концертно-исполнительская деятельность – важнейшая часть творческой работы вокального коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов и занимает особое место в процессе патриотического воспитания вокального коллектива. Публичное выступление на концертах вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью.

       Образовательное объединение  принимает участие в различных мероприятиях патриотической направленности: Благотворительные концерты, мероприятия к Дню Победы и Дню защитника Отечества, отчетные концерты объединения, патриотические конкурсы(«ZOV героев», «Катюша» и др.)

        Произведения для  коллектива должны быть актуальны, интересны участникам и должны нести в себе воспитательную направленность.

       Предложенный репертуар способствует формированию таких качеств личности как патриотизм, гражданственность, нравственность, любовь к своей стране и своему народу, верность нашей истории, традициям, обычаям, семейным ценностям, Работа по данному направлению ориентирована на формирование у обучающихся осознания сопричастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, воспитание гордости за свою Родину, народных героев, а также сохранение исторической памяти поколений.

       Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата.

       Патриотическое воспитание детей проходит более  успешно и эффективно посредством специально подобранного  репертуара патриотического содержания и через различные виды музыкальной деятельности, способствующих формированию патриотических чувств, общечеловеческих ценностей, нравственной позиции творческой личности.