Открытый урок по музыкально-теоретическим дисциплинам "Межпредметные связи"
Пояснительная записка:
Урок рассчитан на учащихся 3-4 классов ДШИ инструментального и хорового отделений, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам. Урок носит обобщающий характер. Такая форма работы с учащимися младших классов помогает им раскрыть творческий потенциал, способствует раскрепощению, активному применению полученных знаний, умений и навыков.
Тема урока: «Реализация межпредметных связей на уроках музыкально-теоретического цикла»
Цель: научиться применять полученные на уроках знания в своей музыкальной деятельности.
Задачи:
обучающие: закрепить полученные ранее знания, уметь применять их в практической деятельности; формировать умение анализировать незнакомые музыкальные произведения;
развивающие: развить музыкальный вкус, произвольную память, образное мышление;
воспитательные: прививать чувство любви к музыке, расширять музыкальный кругозор обучающихся.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков
Вид урока: практикум
Технологии обучения: игровая, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой (д/и «Простучи-прохлопай ритм»).
Оборудование: парты, стулья, магнитная доска, фортепиано, наглядные пособия, нотный материал, интерактивная доска, ноутбук.
План урока:
- Вступительная часть. Приветствие.
2. Основная часть:
- выразительные и изобразительные возможности музыки
- характер музыки, музыкальный образ
- музыкальные жанры
- основные средства выразительности в музыке:
- мелодия (интонация в музыке, строение мелодии)
- гармония (разные типы фактуры)
- ритм, темп
- лад
- тембр
- динамическая пауза
- подробный анализ музыкального произведения (тональность, размер, интервалы, аккорды
3. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Г. Струве»
Конспект урока на тему:
«Реализация межпредметных связей на уроках
музыкально-теоретического цикла»
Дисциплина: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки
Класс: 3-4 классы ДШИ инструментального и хорового отделений, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам «Фортепиано», «Народные инструменты», «Хоровое пение»
Выполнила:
Смирнова А.И.
преподаватель теоретических дисциплин
2024 г.
Пояснительная записка:
Урок рассчитан на учащихся 3-4 классов ДШИ инструментального и хорового отделений, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам. Урок носит обобщающий характер. Такая форма работы с учащимися младших классов помогает им раскрыть творческий потенциал, способствует раскрепощению, активному применению полученных знаний, умений и навыков.
Тема урока: «Реализация межпредметных связей на уроках музыкально-теоретического цикла»
Цель: научиться применять полученные на уроках знания в своей музыкальной деятельности.
Задачи:
обучающие: закрепить полученные ранее знания, уметь применять их в практической деятельности; формировать умение анализировать незнакомые музыкальные произведения;
развивающие: развить музыкальный вкус, произвольную память, образное мышление;
воспитательные: прививать чувство любви к музыке, расширять музыкальный кругозор обучающихся.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков
Вид урока: практикум
Технологии обучения: игровая, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой (д/и «Простучи-прохлопай ритм»).
Оборудование: парты, стулья, магнитная доска, фортепиано, наглядные пособия, нотный материал, интерактивная доска, ноутбук.
План урока:
- Вступительная часть. Приветствие.
2. Основная часть:
- выразительные и изобразительные возможности музыки
- характер музыки, музыкальный образ
- музыкальные жанры
- основные средства выразительности в музыке:
- мелодия (интонация в музыке, строение мелодии)
- гармония (разные типы фактуры)
- ритм, темп
- лад
- тембр
- динамическая пауза
- подробный анализ музыкального произведения (тональность, размер, интервалы, аккорды
3. Рефлексия.
Ход урока:
1) Вступительная часть. Приветствие, проверка готовности к уроку, обоснование выбранной темы, постановка целей и задач.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые преподаватели. Сегодня с учащимися 3 и 4 классов мы покажем реализацию межпредметных связей на примере уроков сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы.
Все уроки в школе искусств направлены на то, чтобы научить детей любить и понимать музыку. Музыкальный язык, как и любой иностранный язык, очень сложен на начальном этапе обучения. Понять культуру страны можно только выучив язык, на котором говорят жители этой страны. А музыкальная «страна» настолько разнообразна и многогранна, что изучать ее можно всю жизнь. Поэтому важно в музыкальной деятельности ребенка не разделять все занятия на отдельные единицы, а показать, что упражнения и правила по сольфеджио на уроках по специальности превращаются в прекрасные мелодии и созвучия.
На разных этапах обучения, в зависимости от возраста учащихся, мы решаем разные задачи. Но преследуем одну цель: подготовить музыканта, готового в будущем к самостоятельному музицированию или дальнейшему профессиональному обучению музыке.
Весь музыкальный материал, на котором сегодня будет строиться наш урок – это произведения, которые изучают учащиеся по своим специальностям.
2) Основная часть.
Выразительные и изобразительные возможности музыки. На уроках слушания музыки на самом раннем этапе обучения мы говорим про музыкальный образ. Это история или картина, которую нам рассказывает музыка. И чтобы понять этот рассказ, нам нужно научиться музыкальному языку. Выразительная функция – это способность выражать чувства, мысли, настроение. Изобразительная функция – это способность изображать повадки животного или человека, подражать звукам природы. Ребята, как вы думаете, у кого в произведении выражаются чувства, а у кого изображаются действия? (Ответы детей).
Характер музыки, музыкальный образ. Сейчас вы будете исполнять вокальные и инструментальные произведения. Что такое вокальные произведения? А что такое инструментальные произведения? (Ответы детей) Напоминаю, что музыку мы слушаем в полной тишине. Пока звучит музыкальное произведение, подумайте о характере музыки, о музыкальном образе. Подумайте, какую картину бы вы нарисовали под впечатлением от произведения? После окончания исполнения, можете поделиться своими мыслями.
Оринчина Мирослава (дополнительная предпрофессиональная программа «Фортепиано»). «То не гусельки рокочут» рнп в обр. А. Рифай
Ребята, что вам напомнило это произведение? (песню, хоровод, наигрыш на гуслях). Действительно, не смотря на то, что произведение прозвучало на фортепиано, но мы уловили его связь с вокальной музыкой. А именно с русской народной песней. Народное песенное творчество очень многогранно. На уроках слушания музыки в 3 классе мы изучаем его на протяжении 1 и 2 четверти. Сегодня мы еще вернемся к этой теме.
А пока, давайте вспомним основные жанры в музыке. Их еще называют «3 кита» (песня, танец, марш). У каждого жанра есть свои характерные черты. Какие? (Ответы детей).
Как вы считаете, что самое главное в музыке? Что помогает нам понять, о чем это произведение? (мелодия). А сколько мелодий вы услышали в этой пьесе? (2). Как называется музыка, в которой соединяются несколько самостоятельных мелодий? (полифония). Кто из великих композиторов был мастером полифонии? (И.С. Бах).
Давайте определим тональность этой пьесы. Где нужно искать тонику? (в конце произведения). Что еще нам указывает на то, какая это тональность? (ключевые знаки). Обратите внимание на размер такта. Что обозначает символ, похожий на букву «С»? (размер 4/4). Ребята, а что такое темп? Правильно, это скорость движения музыки. Как обозначается темп, на каком языке? (итальянский). Andantino – это быстрый, умеренный или меленный темп? (умеренный). Давайте обратим внимание на мелодию в правой руке и споем первую фразу. Как называется аккорд, по звукам которого идет мелодия в самом начале? (тоническое трезвучие). Где еще встречается такое мелодическое движение? (в 5, 9, 13 тактах). Эти трезвучия отличаются друг от друга? Правильно, в конце третьей строчки мелодия становится более светлая, хоть и опускается в левую руку в более низкий регистр. Трезвучие фа-ля-до мажорное. Это значит, что произошло отклонение в тональность Фа мажор, но знаки при этом не изменились. Почему? (ре минор и Фа мажор – параллельные тональности). Еще здесь появляются двойные ноты. Какой интервал они образуют? (терции). Давайте определим, какие это терции (малые и большие).
Динамическая пауза. А теперь предлагаю всем немного подвигаться, встать в дружный хоровод и исполнить знакомую всем русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Мысливец Александра (дополнительная предпрофессиональная программа «Хоровое пение»). «Белая береза» муз. Г. Струве, сл. С. Есенина
Стихи Сергея Есенина вам хорошо знакомы. Когда мы говорим о строении мелодии, то всегда обращаемся сначала к вокальной музыке. Потому что строение музыкальной и русской речи очень похоже. Из чего состоит наша речь? (слово, словосочетание, предложение, абзац…). А из чего состоит музыкальная речь? (мотив, фраза, предложение, период). Давайте проанализируем песню из репертуара хора «Веснянки» и найдем в ней структурные единицы мелодии. Текст вам поможет.
При повторении последних двух строк стихотворения образуется припев песни. В нотах вы видите, что появилось двухголосие. Между голосами образуются интервалы. Давайте попробуем их определить.
На уроках слушания музыки учащиеся выполняют рисунки к тем произведениям, которые они услышали. Это помогает составить музыкальный образ. С детьми постарше мы учимся делать словесное описание музыки. Музыка, литература и живопись тесно связаны между собой. Недавно у нас прошла музыкально-художественная гостиная, посвященная жизни и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина. Произведения Александра Сергеевича послужили вдохновением для создания картин и музыкальных произведений. Вокальные произведения содержат литературный текст, как в песне «Белая береза». Но еще, некоторые музыканты обладают так называемым «цветным» слухом. Например, Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Они видели тональности в определенной цветовой гамме. Давайте посмотрим, какие цвета соответствовали разным тональностям в представлении композиторов (приложение № 1). Мы можем с вами провести эксперимент. Я вам включу фрагмент произведения, а вы с закрытыми глазами попробуете представить его в каком-то цвете. Может у вас тоже есть «цветной» слух. (Ф. Шопен, Полонез Ля мажор, Мазурка Си-бемоль мажор, И.С. Бах, прелюдия и фуга До мажор. Проводим с учащимися обсуждение, кто с каким цветом соотнес услышанную музыку.).
Сегодня мы уже говорили о полифонической музыке. Давайте определим, сколько голосов в фуге До мажор И.С. Баха. Для этого вам нужно посчитать сколько раз в начале прозвучит основная тема. Каждый из голосов вступает по очереди и начинает мелодию с этой темы, но в разных регистрах. Послушайте тему (преподаватель исполняет на фортепиано).
Вернемся к разговору про народное творчество. Оно представлено не только песнями. Каким словом обозначается устное народное творчество? (фольклор). Какие жанры фольклора вы знаете? (песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.)
Азаров Алексей (дополнительная предпрофессиональная программа «Народные инструменты»). «Подгорная» сибирская плясовая в обр. В. Калинина
Какой характер у этой пьесы? (ответы детей). Название «плясовая» говорит само за себя. Какими средствами музыкальной выразительности удалось создать такой образ? Вначале звучат аккорды. Аккордовая фактура – это разновидность гомофонно-гармонической фактуры. Благодаря аккордам создается образ решительный, суровый, иногда грозный. Дальше на смену аккордам приходит другая фактура: арпеджио. Как меняется при этом образ? (становится более мягким, легким). Какие еще можно придумать варианты фактуры? (примеры детей)
В качестве аккомпанемента к простым мелодиям часто используют 3 аккорда, которые строятся на определенных ступенях лада. Как их называют и на каких ступенях они строятся? (Главные ступени лада. Тоника, субдоминанта и доминанта). Давайте на доске построим эти трезвучия в тональности Ре мажор. А теперь вы без труда сможете определить последовательность аккордов в пьесе Алексея.
Давайте попробуем подобрать аккомпанемент к мелодии «Веснянка».
Павлюк Юля и Андреева Вика (дополнительная предпрофессиональная программа «Хоровое пение»). «Где музыка берет начало» муз. Е. Крылова, сл. Ю. Энтина
Эта песня звучала в видеоклипе о нашей школе, снятым, благодаря объединению авторов молодежных проектов для развития Курской области «Проектные решения молодых» https://vk.com/wall-195195390_12397. Предлагаю нам всем немного поиграть в караоке и исполнить эту песню https://disk.yandex.ru/i/vuoJmxcB6rGZBQ.
Как вы считаете, эта мелодия простая или сложная? В чем была сложность ее исполнения? (Широкие сачки в мелодии, ритмические особенности.) Остановимся более подробно на ритме, ведь ритм тоже является одним из главных средств выразительности в музыке. Он помогает делать мелодию живой и выразительной. Что именно вызвало у вас затруднения? Ритм триоль. Это смена ритмической пульсации с двух долей на три. Сейчас мы потренируемся, и у вас все получится! Встаньте, пожалуйста. Будем шагать ногами четвертными длительностями. А руками хлопать сначала восьмыми, то есть делить каждый шаг на два, а потом триолями, то есть на три. А теперь разделимся на две команды. Одна хлопает четверти, а другая триоль. Потом поменяемся. Усложним задачу: присаживайтесь. Теперь каждый из вас левой рукой стучит четверти. А правой сначала 2 такта восьмыми, потом 2 такта триоль. Размер 2/4, темп умеренный. Повторим несколько раз
3) Рефлексия. Р. Шуман «Жизненные правила для музыкантов» (приложение № 2).
Дети читают советы по очереди, обсуждаем каждый совет.
Вот и дошел к концу наш необычный урок. Что вам понравилось? Что не понравилось? Что вы узнали нового? Какое из произведений, услышанных на уроке, вам хотелось бы исполнить самостоятельно? Я хочу пожелать вам развивать свой музыкальный вкус, узнавать больше нового, читать интересные книги, самостоятельно разбирать или подбирать любимые мелодии! Спасибо вам за активную работу, все молодцы! Давайте еще раз поаплодируем юным артистам.
Литература:
- Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – М.: Музыка, 1999.
Приложение № 1
Приложение № 2
Роберт Шуман «Жизненные правила для музыкантов»
1. Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.
2. Тянуть и спешить – одинаково большие ошибки.
3. Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные.
4. Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.
5. Старайся, даже если у тебя не большой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
6. Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.
7. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает. Играй всегда так, словно тебя слушает мастер.
8. Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.
9. Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
10. Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.
• Но что значит быть музыкальным? Ты немузыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты немузыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы,- остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть,- словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце.
• Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное – острый слух, быстрая восприимчивость дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и с оркестром.
• Ученью нет конца.