Мелизматика. Современные вокальные украшения.
Конспект мастер-класса в рамках республиканского семинара «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с учётом современных запросов детей и подростков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 652.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Конспект открытого мероприятия
мастер-класс
«Мелизматика. Современные вокальные украшения»
в рамках республиканского семинара
«Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с учётом современных запросов детей и подростков»
Автор
Майорова Светлана Александровна
педагог дополнительного
образования
I квалификационной категории
г. Волжск
2024г.
Место проведения: МУ ДО «ДТДиМ» г. Волжска
Дата проведения: 28.03.2024 г.
Тема: «Мелизматика. Современные вокальные украшения».
Участники: педагоги дополнительного образования, учителя
Продолжительность мероприятия: 30 - 40 минут.
Цель: познакомить педагогов с основами современной вокальной мелизматики в процессе обучения вокальному искусству.
Задачи:
- познакомить с основными видами и фигурами мелизматики;
- познакомить с методическими приёмами и комплексом упражнений на развитие мелизматической базы на занятиях по вокалу;
- показать практическую значимость занятий по мелизматике.
Методы и приемы:
- наглядно-слуховой;
- словесный (образные сравнения, словесная оценка выполнения задания);
- объяснительно-иллюстративный (вокальные иллюстрации голосом педагога, показ педагогом упражнений);
- репродуктивный (воспроизведение услышанного и увиденного);
- индивидуальная помощь, советы.
Педагогические технологии, методы:
сотрудничество – практическая часть;
личностно-ориентированный подход – практическая часть;
творческого развития – практическая часть, объяснение и показ выполнения упражнений.
Оборудование: синтезатор, стулья, макет гортани, книга по анатомии голоса.
Предварительная работа педагога:
- изучение и систематизация материала по мелизматике;
- подбор методического материала, упражнений;
- составление конспекта мастер-класса.
Форма мероприятия: теоретическая и практическая работа, коллективная работа.
Формы работы: коллективная.
План мероприятия:
Организационный момент. Вступительная часть – приветствие всех присутствующих. Знакомство коллектива с темой урока.
Теория. Термин «мелизматика», «мелизмы», «пентатоника». Разновидности мелизмов в современной музыке: «runs», «riffs», «curls», «loops».
Практическая часть.
- Упражнения на свободную подвижную нижнюю челюсть. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.
- Упражнения на высокое положение гортани. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.
- Упражнения на вокальный приём «сry». Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.
- Упражнения на пентатонику. Упражнения с комментариями – задачами
для каждого упражнения.
- Упражнения на современные мелизмы. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.
Итог – разбор популярного риффа из тик-тока.
Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие педагога:
- Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас сегодня у нас на мастер-классе по вокалу на тему «Мелизматика. Современные вокальные украшения».
Теоретическая часть 1. Вступительное слово педагога о мелизматике, мелизмах, основных принципах мелизматики, разновидностях мелизмов в современной музыке, пентатонике.
В исполнении вокальной музыки учёные выделяют два подхода:
- силлабический (каждому слогу песни соответствует одна определённая нота мелодии произведения);
- мелизматический (один слог, даже буква проходит через несколько звуков).
Мелизматический подход распространён в различных жанрах и видах музыки: религиозной, этнической, народной, классичской и современной - эстрада, джаз, блюз, рок-н-ролл, соул, ритм – энд - блюз.
Итак, мелизматика (от древнегреческого «melisma» - «песнь», «мелодия») – это способ пения, при котором на один слог текста приходится сразу несколько звуков мелодии.
Мелизмами называют различные вокальные украшения, состоящие из определённых мелодических фигур, исполненные обычно на одном дыхании. Ритмический рисунок и темп мелодии они не меняют, но делают песню более интересной и эмоциональной.
Качественное исполнение мелизмов – это важная задача современного вокалиста, работающего в соответствующем направлении. Поэтому необходимо соблюдать основные принципы мелизматики:
- свободная подвижная нижняя челюсть;
- завышенное положение гортани;
- утончённая масса голосовых складок: наличие приёма «Cry» - приплакивание. В данном приёме происходит наклон щитовидного хряща гортани.
(Когда мы хнычем или плачем в жизни, звук получается высоким и звонким. Хорошо резонирует в носу и лице. Голосовые складки при плаче хоть и становятся тонкими, но смыкаются плотно, без сипа и продувания воздуха).
Практическая часть 1. Упражнения на свободу и подвижность нижней челюсти. Упражнения на высокое положение гортани. Упражнения на вокальный приём «Cry». Педагог сначала объясняет основные положения и демонстрирует упражнения на себе, а затем все присутствующие повторяют.
Упражнения на свободу и подвижность нижней челюсти.
- Производим определённые массажные манипуляции на расслабление нижней челюсти - погладить лицевые мышцы по линии опускания нижней челюсти, помассировать точки возле мочек ушей, подвигать нижней челюстью в стороны.
- После выполнения данных упражнений произнести несколько раз слово «Яблоко», далее следующую цепочку слогов: «ПАЙ-ПАЙ-ПАЙ»; «БАЙ-БАЙ-БАЙ»; «ДАЙ-ДАЙ-ДАЙ»; затем «ПА-БА-ДА-БА-ДАМ».
Примечание: следим за свободной работой и подвижностью нижней челюсти.
Упражнения на высокое положение гортани.
- Произносим слово «Раз» на заниженном положении гортани (на зевке), потом на нейтральном (разговорном) положении гортани, затем на завышенном положении гортани («мультяшный» звук).
- Упражнение на «А-И» - произносим звук «А» на низкой гортани (на зевке), затем на звук «И» приподнимаем гортань. Произносим так 3 раза.
- Поём данное упражнение под аккомпанемент на октаву.
Упражнения на вокальный приём «Cry».
- Находим данный приём, изображая скуление щенка, затем капризного ребёнка, проговаривая «Ну, мам!» (можно попробовать это сделать, интонируя определённую ноту, поднимаясь по полутонам вверх).
- Упражнение «Щенок» - изображаем скуление щенка на заданную мелодию, следим за свободным движением нижней челюсти.
Теоретическая часть 2.
Вся современная мелизматика пришла к нам из жанров африканской и афроамериканской музыкальной культуры: джаза, соула, r’n’b.
Разновидностями мелизмов в современной музыке являются:
а) «runs» - пробежки (несколько нот, спетые с верхней к нижней или наоборот, в быстром ритмическом темпе с соблюдением рисунка такта);
б) «riffs» - риффы (короткие повторяющиеся мотивы или фразы, придающие произведению особый ритм и характер);
в) «curls» - кудряшки, локоны (спуск с высокой ноты вниз с возвращением к одной из нот тональности и снова спуск вниз);
г) «loops» - петли, витки (возвращение к одной из нот тональности и неоднократное её утрирование наверху).
Данные современные мелизмы зачастую строятся на пентатонике – гамме, состоящей из пяти нот и не содержащей полутонов.
Пентатоника может быть мажорной или минорной. (Исключая из основной гаммы 4-ую и 7-ую ступени получаем мажорную пентатонику; исключая 2-ую и 6-ую - минорную).
Итак, давайте перейдём от слов к действию.
Практическая часть 2.
Упражнение «Треугольник пентатоники»
Педагог предлагает пропеть определённые ноты с названием цифр. Начинает педагог, участники вторят. Затем вместо цифр, пропевается гласная «Е».
Упражнение на Runs – поём на мажорную пентатонику. По аналогии с предыдущим упражнением сначала используем название цифр, затем поём на любую удобную гласную (1-2-3-5-6-5-3-2—1-2-3-5-6-5-3-2-1).
Примечание: данное упражнение исполняется под аккомпанемент синтезатора. Педагог демонстрирует, участники повторяют. Темп постепенно увеличиваем.
Упражнение – рифф на минорную пентатонику. Педагог проигрывает на инструменте определённую мелодию по минорной пентатонике (ля-соль-ми/соль-ми-ре/ми-ре-до/ре-до-ля//). Педагог демонстрирует, участники повторяют. Темп постепенно увеличиваем.
Упражнение на «Сurls» - Педагог проигрывает на инструменте определённую мелодию (ми - до# - си - ля - фа# - ми - до#). Педагог демонстрирует, участники повторяют. Темп постепенно увеличиваем.
Упражнение на «Loops» - Педагог проигрывает на инструменте определённую мелодию (соль – ми – ре – до – ре – ми – соль – ми – ре – до – ре – ми – ля – ля – ля – ля – соль ми –ре - до). Педагог демонстрирует, участники повторяют. Темп постепенно увеличиваем.
Итог. Педагог предлагает разобрать популярный рифф из тик-тока. Пропевает его вместе с участниками мастер-класса несколько раз, сначала в медленном темпе, затем прибавляя темп.
Педагог раздаёт участникам мастер-класса буклеты.
- Ну что ж, на этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу!
Рефлексия. Педагог исполняет рифф на слова «Спасибо вам всем!» и предлагает поаплодировать тем, кому понравилось занятие.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Пентатоника
Рисунок 4