Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Поём для души"
Конспект открытого занятия в рамках республиканского семинара "Лучшие практики и форматы дополнителных общеобразовательных общеразвивающих программ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи» г. Волжск
Конспект открытого занятия
«Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поём для души»»
в рамках республиканского семинара
«Лучшие практики и форматы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Автор:
Майорова Светлана Александровна
педагог дополнительного
образования первой квалификационной категории
Волжск
2023 г.
Место проведения: МУДО «ДТДиМ» города Волжска
Дата проведения: 28.04.2023 г.
Тема: «Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поём для души»»
Участники: воспитанники творческого объединения «Гармония»
Возраст детей: 8-11 лет
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: продемонстрировать новые методы работы по развитию вокальных способностей и постановке голоса в сфере эстрадного вокала.
Задачи:
образовательные:
- раскрыть термин «твенг», «пентатоника»;
- определить наличие вокального приёма «твенг» в звуке;
развивающие:
- работа над брюшным видом певческого дыхания;
- наработка и механика (анатомия) вокального приёма «твенг»;
- работа (упражнения) на свободу нижней челюсти;
воспитательные:
- воспитание внимания, старания, терпения, умения собраться в нужный момент, быть ответственным за творческий результат;
- создание комфортной непринуждённой атмосферы на уроке.
Методы и приемы:
- наглядно-слуховой;
- словесный (образные сравнения, словесная оценка выполнения задания);
- объяснительно-иллюстративный (вокальные иллюстрации голосом педагога, показ педагогом упражнений);
- репродуктивный (воспроизведение услышанного и увиденного);
- индивидуальная помощь, советы, поощрения;
- анализ проведенного мероприятия.
Педагогические технологии, методы:
сотрудничество – практическая часть;
личностно-ориентированный подход – практическая часть;
творческого развития – практическая часть, объяснение и показ выполнения упражнений;
здоровьесберегающие технологии – практическая часть.
Оборудование: синтезатор, стулья, портативная колонка, USB-флеш-накопитель.
Форма урока: теоретическая и практическая работа, коллективная работа.
Формы работы: коллективная.
План занятия:
Организационный момент. Вступительная часть – приветствие всех присутствующих. Знакомство коллектива с темой урока.
Теория. Термин «твенг», «пентатоника». Брюшной вид певческого дыхания.
Практическая часть.
- Комплекс упражнений на брюшное дыхание. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.
- Упражнения на свободу нижней челюсти. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.
- Упражнения на вокальный приём «твенг». Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.
- Упражнение-распевка на пентатонику. Упражнение с комментариями – задачами для каждого упражнения.
Итог.
Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие педагога:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас сегодня у нас на открытом уроке по вокалу.
Сегодня тема нашего занятия - «Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поём для души»»
Теория. Вступительное слово педагога о вокале, о работе голосового аппарата, голосовых складок, о брюшном виде певческого дыхания.
Вокальная работа – это кропотливая работа и регулярная тренировка голосового аппарата. Основная цель данной работы – научить певца управлять собственным голосом через понимание определённых механизмов работы голосового аппарата, максимально раскрыть тембр. А так же – это тренировка слуха, работа над артикуляцией, интонацией и дыханием, а именно над управлением воздушным потоком, так как в современном вокальном мире существует выражение – «много воздуха не есть много звука».
Базовый вид певческого дыхания – брюшной. При этом виде дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной стенки.
Итак, давайте перейдём от слов к действию.
Практическая часть. Упражнения на дыхание. Педагог сначала объясняет основные положения и демонстрирует упражнения на себе, а дети затем повторяют.
Упражнение – «ТС-С-КЫШ»
– вдох – задержка дыхания – выдох на «ТС», со сбросом дыхания производится толчок животом, руки перед грудной клеткой, согнуты в локте, перемещаются крест на крест с каждым сбросом дыхания. Далее добавляем фонему «С» и слог «КЫШ», поочерёдно.
Упражнение повторять 5-7 раз.
Далее к части на «С» и «КЫШ» добавляем цепочку гласных «И-Э-А-О-У». Сначала помогаем себе руками, затем руки убираем, кладём их на пояс.
Пример: «С-КЫШ-И-Э-А-О-У»
Так же со сбросом дыхания производится толчок животом.
Упражнение повторять 3 раза с руками и 3 раза без рук.
Затем, оставляем только цепочку гласных «И-Э-А-О-У», повторяя каждый звук по 2 раза.
Пример: «И-И-Э-Э-А-А-О-О-У-У»
Так же со сбросом дыхания производится толчок животом.
Упражнение повторять 3 цикла по 3-5 раз.
- Распевка «Имя моё»
Поём имена присутствующих детей: по восходящей линии заданной мелодии идёт кантилена, а по нисходящей - стаккато. На каждый гласный звук производим толчок животом.
Во время пения немаловажное значение имеет артикуляция – свободное и чёткое произношение отдельных звуков и слов и здесь большую роль играет свободная, не зажатая работа нижней челюсти. Предлагаю немного поработать над этим вопросом.
Упражнение – распевка «Яблоко»
Сначала произносим несколько раз слово «Яблоко», затем пропеваем данное слово на заданную мелодию, следим за свободным движением нижней челюсти.
Примечание: Перед упражнением «Яблоко» производим определённые массажные манипуляции на расслабление нижней челюсти - погладить лицевые мышцы по линии опускания нижней челюсти, помассировать точки возле мочек ушей. После выполнения упражнения «Яблоко» можно произнести несколько раз следующую цепочку слогов: «ПА-БА-ДА-БА-ДАМ».
Переходим к упражнениям на вокальный приём «Твенг».
Педагог демонстрирует на определённую мелодию звук без твенга и с твенгом, дети на слух определяют.
Твенг или тванг (от англ. – резкий звук) – это звонкий, металлический звук.
Основной принцип механики данного приёма – это сжатие предверия гортани. Гортань делится на три части, и та первая часть, область до голосовых складок и называется предверием гортани. Твенг подразделяется на nasel twang и oral twang. Для наработки механизма изначально учатся nasel twang.
Упражнение «Уточка»
Педагог иллюстрирует своим голосом упражнение, объясняет основные положения, а дети затем повторяют:
- Утка, утка – Эу,эу,эу
При выполнении упражнения следим за тем, чтобы не пережимать гортань, чтобы ощущения были комфортные – нёбо низкое, корень языка приподнят, язык в ротовой полости встаёт горбинкой, звук направлен в носоглотку.
- Теперь мы с вами переходим к распевкам на тванг.
1. Поём на заданную мелодию слог «НЯ».
2. Поём на заданную мелодию слово «НЯМ».
Примечание: При выполнении данных распевок пытаемся изобразить звук вредного ребёнка, который дразнится.
- Вокальный слух и интонация для ученика – это необходимое условие научиться петь.
Упражнение-распевка на пентатонику.
Пентатоника – звукоряд, который состоит из пяти нот.
Педагог играет заданную мелодию на инструменте, дети исполняют, затем исполняется полностью упражнение под фонограмму «минус».
Итог. Педагог благодарит воспитанников за старание и внимание и гостей за присутствие:
- Ну что ж, на этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание!
Рефлексия. Педагог предлагает поаплодировать тем, кому понравилось занятие.
Рисунок 1
Рисунок 2