Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Поём для души"

Майорова Светлана Александровна

Конспект открытого занятия в рамках республиканского семинара "Лучшие практики и форматы дополнителных общеобразовательных общеразвивающих программ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи» г. Волжск

Конспект открытого занятия

«Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поём для души»»

в рамках республиканского семинара

«Лучшие практики и форматы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

Автор:

Майорова Светлана Александровна

педагог дополнительного

образования первой квалификационной категории

Волжск

2023 г.

Место проведения: МУДО «ДТДиМ» города Волжска

Дата проведения: 28.04.2023 г.

Тема: «Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поём для души»»

Участники: воспитанники творческого объединения «Гармония»

Возраст детей: 8-11 лет

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: продемонстрировать новые методы работы по развитию вокальных способностей и постановке голоса в сфере эстрадного вокала.

Задачи:

образовательные:

- раскрыть термин «твенг», «пентатоника»;

- определить наличие вокального приёма «твенг» в звуке;

развивающие:

- работа над брюшным видом певческого дыхания;

- наработка и механика (анатомия) вокального приёма «твенг»;

- работа (упражнения) на свободу нижней челюсти;

воспитательные:

- воспитание внимания, старания, терпения, умения собраться в нужный момент, быть ответственным за творческий результат;

- создание комфортной непринуждённой атмосферы на уроке.

Методы и приемы:

- наглядно-слуховой;

- словесный (образные сравнения, словесная оценка выполнения задания);

- объяснительно-иллюстративный (вокальные иллюстрации голосом педагога, показ педагогом упражнений);

- репродуктивный (воспроизведение услышанного и увиденного);

- индивидуальная помощь, советы, поощрения;

- анализ проведенного мероприятия. 

Педагогические технологии, методы:

сотрудничество – практическая часть;

личностно-ориентированный подход – практическая часть;

творческого развития – практическая часть, объяснение и показ выполнения упражнений;

здоровьесберегающие технологии – практическая часть.

Оборудование: синтезатор, стулья, портативная колонка, USB-флеш-накопитель.

Форма урока: теоретическая и практическая работа, коллективная работа.

Формы работы: коллективная.

План занятия:

Организационный момент. Вступительная часть – приветствие всех присутствующих. Знакомство коллектива с темой урока.

Теория.  Термин «твенг», «пентатоника». Брюшной вид певческого дыхания.

Практическая часть.

- Комплекс упражнений на брюшное дыхание. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.

- Упражнения  на свободу нижней челюсти. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.

- Упражнения на вокальный приём «твенг». Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.

- Упражнение-распевка  на пентатонику. Упражнение с комментариями – задачами для каждого упражнения.

Итог.

Рефлексия.

Ход занятия:

Организационный момент. Приветствие педагога:

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас сегодня у нас на открытом уроке по вокалу.

Сегодня тема нашего занятия - «Современные методики развития голоса и вокального мастерства на примере реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поём для души»»

Теория. Вступительное слово педагога о вокале, о работе голосового аппарата, голосовых складок, о брюшном виде певческого дыхания.

Вокальная работа – это кропотливая работа и регулярная тренировка голосового аппарата. Основная цель данной работы – научить певца управлять собственным голосом через понимание определённых механизмов работы голосового аппарата, максимально раскрыть тембр. А так же – это тренировка слуха, работа над артикуляцией, интонацией и дыханием, а именно над управлением воздушным потоком, так как в современном вокальном мире существует выражение – «много воздуха не есть много звука».

Базовый вид певческого дыхания – брюшной. При этом виде дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной стенки.

 Итак, давайте перейдём от слов к действию.

Практическая часть. Упражнения на дыхание. Педагог сначала объясняет основные положения и демонстрирует упражнения на себе, а дети затем повторяют.

Упражнение  – «ТС-С-КЫШ»

– вдох – задержка дыхания – выдох на «ТС»,  со сбросом дыхания производится толчок животом, руки перед грудной клеткой, согнуты в локте, перемещаются крест на крест с каждым сбросом дыхания. Далее добавляем фонему «С» и слог «КЫШ», поочерёдно.

        Упражнение повторять 5-7 раз.

Далее к части на «С» и «КЫШ» добавляем цепочку гласных «И-Э-А-О-У». Сначала помогаем себе руками, затем руки убираем, кладём их на пояс.

Пример: «С-КЫШ-И-Э-А-О-У»

Так же со сбросом дыхания производится толчок животом.

Упражнение повторять 3 раза с руками и 3 раза без рук.

Затем, оставляем только цепочку гласных «И-Э-А-О-У», повторяя каждый звук по 2 раза.

Пример: «И-И-Э-Э-А-А-О-О-У-У»

Так же со сбросом дыхания производится толчок животом.

Упражнение повторять 3 цикла по 3-5 раз.

 - Распевка «Имя моё»

Поём имена присутствующих детей: по восходящей линии заданной мелодии идёт кантилена, а по нисходящей - стаккато. На каждый гласный звук производим толчок животом.

Во время пения немаловажное значение имеет артикуляция – свободное и чёткое произношение отдельных звуков и слов и здесь большую роль играет свободная, не зажатая работа нижней челюсти. Предлагаю немного поработать над этим вопросом.

Упражнение – распевка «Яблоко»

Сначала произносим несколько раз слово «Яблоко», затем пропеваем данное слово на заданную мелодию, следим за свободным движением нижней челюсти.  

Примечание:  Перед упражнением «Яблоко» производим  определённые массажные манипуляции на расслабление нижней челюсти -  погладить лицевые мышцы по линии опускания нижней челюсти, помассировать точки возле мочек ушей. После выполнения упражнения  «Яблоко» можно произнести несколько раз следующую цепочку слогов: «ПА-БА-ДА-БА-ДАМ».

Переходим к упражнениям на вокальный приём «Твенг».

Педагог демонстрирует на определённую мелодию звук без твенга и с твенгом, дети на слух определяют.

Твенг или тванг (от англ. – резкий звук) – это звонкий, металлический звук.

Основной принцип механики данного приёма – это сжатие предверия гортани. Гортань делится на три части, и та первая часть, область до голосовых складок и называется предверием гортани. Твенг подразделяется на nasel twang и oral twang. Для наработки механизма изначально учатся nasel twang.  

Упражнение «Уточка»

Педагог иллюстрирует своим голосом упражнение, объясняет основные положения, а дети затем повторяют:

- Утка, утка – Эу,эу,эу

При выполнении упражнения следим за тем, чтобы не пережимать гортань, чтобы ощущения были комфортные – нёбо низкое, корень языка приподнят, язык в ротовой полости встаёт горбинкой, звук направлен в носоглотку.  

- Теперь мы с вами переходим к распевкам на тванг.

1. Поём на заданную мелодию слог «НЯ».

2. Поём на заданную мелодию слово «НЯМ».

Примечание:  При выполнении данных распевок пытаемся изобразить звук вредного ребёнка, который дразнится.

- Вокальный слух и интонация для ученика – это необходимое условие научиться петь.

 Упражнение-распевка на пентатонику.

Пентатоника – звукоряд, который состоит из пяти нот.

Педагог играет заданную мелодию на инструменте, дети исполняют, затем исполняется полностью упражнение под фонограмму «минус».

Итог. Педагог благодарит воспитанников за старание и внимание и гостей за присутствие: 

- Ну что ж, на этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание!

Рефлексия. Педагог предлагает поаплодировать тем, кому понравилось занятие.

Рисунок 1

Рисунок 2