«Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования»
Одним из направлений работы педагогического коллектива в образовательных организациях является работа с родителями, которая ориентированна не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субьекта организазии учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования»
Одним из направлений работы педагогического коллектива в образовательных организациях является работа с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса.
Учреждения дополнительного образования и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных действий которых, зависит эффективность процесса воспитания ребенка, развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность родителей и педагогов дополнительного образования в интересах ребенка может быть успешной.
Конечно, мы исходим из того, что главным институтом воспитания традиционно является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Там закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и наиважнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко подавляют своих детей, что и приводит к появлению у него комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как же сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
В современном социуме, когда переоценке подвергаются многие ценности, особую значимость приобретает дополнительное образование детей. Ведь в нынешних условиях основу дополнительного образования составляет огромный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение познавательных, коммуникативных и других потребностей детей, которые не реализуются полностью в рамках обучения в школе.
Деятельность учреждения дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, при этом ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора того, как провести свое свободное время. В отличие от школы, в учреждении дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе занятие и творческое объединение, в котором чувствует себя наиболее комфортно.
Стратегия сотрудничества учреждения дополнительного образования и семьи не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно.
Большинство педагогов дополнительного образования придерживаются того мнения, что главными воспитателями ребенка являются его родители. Но для того, чтобы грамотно воспитывать своего ребенка, родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями.
Основная цель работы с родителями обучающихся - создание условий и укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс и поэтому семья должна выступать помощником в развитии и воспитании ребенка, а педагоги должны помогать, поддерживать семью.
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
-соблюдении такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
-учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
-сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми группами родителей;
-взаимосвязь разных форм работы с родителями;
-обеспечение в работе с родителями определенной последовательности.
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе каждого педагога. В основе такого взаимодействия - постоянное внимание к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам. Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития и обучения ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы образования и воспитания детей.
Организация всевозможных мероприятий и встреч с родителями, с использованием различных форм и методов взаимодействия - залог участия и заинтересованности родителей в учебно-воспитательном процессе.
Формы взаимодействия педагога с семьями обучающихся можно разделить на группы:
1. Групповые формы:
- День открытых дверей
- Родительское собрание
- Творческая мастерская
- Совместная досуговая деятельность
- Тренинг
- Форум
- Конференция
- Дискуссия
- Открытое занятие
- Круглый стол
- Семинар
- Тематическая выставка
- Совместный отдых
- Экскурсии
2. Индивидуальные формы:
- Анкетирование, тестирование
- Диагностика
- Индивидуальная консультация
- Беседа
- Переписка с родителями
3. Формы наглядно-текстовой информации
- Стенды
- Буклеты
- Сайт образовательной организации
- Официальная страница образовательной организации в сети ВК
Формы взаимодействия с родителями можно также разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным можно отнести: родительские собрания, консультации, беседы, день открытых дверей, открытые занятия, анкетирование.
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям, и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании родителей, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимет авторитет образовательной организации, позволит объединить воспитательные усилия.
Творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании и воспитании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии, воспитании и обучении личности. Активное сотрудничество образовательной организации с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и педагога в стремлении к достижению оптимальных результатов, стимулирует творческую деятельность педагога.
Доброжелательная атмосфера в объединении и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы педагога, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. При умелом сочетании коллективных и индивидуальных форм работы с семьей могут быть достигнуты положительные результаты в воспитании и обучении обучающихся, и как следствие повышение качества дополнительного образования.