Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»

1.                 Цель урока: показать на практике некоторые методы работы над музыкальным произведением, способствующие развитию музыкального мышления учащегося.

2.                 Задачи:

-      Формировать и совершенствовать профессиональные умения, необходимые для овладения культурой музыкального исполнительства.

-      Развивать музыкальное и художественное мышление учащегося, создавая на уроке условия для формирования и развития у него познавательных интересов, творческой активности; способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

-      Формировать устойчивый интерес к своей будущей профессии, стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции) и творческой самореализации.

3.    Тип урока: комбинированный.

4.    Технологии: личностно-ориентированное обучение; педагогика сотрудничества, творческая мастерская.

5.    Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрация, показ.

6.    Формы работы: индивидуальная, работа с аудиторией (фронтальная).

7.    Оборудование: инструмент (фортепиано), раздаточный материал.

8.    Используемый музыкальный материал: Ю. Весняк. «Листок из альбома», В. Косенко. «Балетная сценка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_red.docx25.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с учащейся 3 класса ДПП «Фортепиано» (срок обучения 8 лет)

на тему:

«Развитие музыкального мышления в процессе учебно-исполнительской работы над кантиленной пьесой на занятиях специального фортепиано»

Преподаватель по классу фортепиано Филиппова А.С.,

МБУ ДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» г. Сургут

Урок проведен с учащейся 3 класса ДПП «Фортепиано» (срок обучения 8 лет) Килиной Златой.

Дата проведения: 24 декабря 2022г.

  1. Тема: «Развитие музыкального мышления в процессе учебно-исполнительской работы над кантиленой пьесой на занятиях специального фортепиано».
  2. Цель урока: показать на практике некоторые методы работы над музыкальным произведением, способствующие развитию музыкального мышления учащегося.
  3. Задачи:
  • Формировать и совершенствовать профессиональные умения, необходимые для овладения культурой музыкального исполнительства.
  • Развивать музыкальное и художественное мышление учащегося, создавая на уроке условия для формирования и развития у него познавательных интересов, творческой активности; способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.
  • Формировать устойчивый интерес к своей будущей профессии, стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции) и творческой самореализации.
  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Технологии: личностно-ориентированное обучение; педагогика сотрудничества, творческая мастерская.
  3. Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрация, показ.
  4. Формы работы: индивидуальная, работа с аудиторией (фронтальная).
  5. Оборудование: инструмент (фортепиано), раздаточный материал.
  6. Используемый музыкальный материал: Ю. Весняк. «Листок из альбома», В. Косенко. «Балетная сценка».

План урока представлен в таблице 1.

Таблица 1. План урока.

Этапы урока

Действия преподавателя

Действия обучающегося

Первый этап

1.Введение - объявление темы урока, цели и задач.

2. Теория музыкального мышления.

Второй этап

Работа с учащейся над интонацией произведения.

1. Ответы на вопросы преподавателя.

2. Практическое освоение полученного материала.

Третий этап

Виды и операции музыкального мышления.

Четвертый этап

Работа с учащейся.

1. Ответы на вопросы преподавателя.

2. Практическое освоение полученного материала.

Пятый этап

Поэтапная работа на уроках над музыкальным произведением.

Шестой этап

Работа с учащейся.

1. Ответы на вопросы преподавателя

2. Практическое освоение материала.

Седьмой этап

Развитие музыкального мышления.

Восьмой этап

Работа с учащейся.

Выполнение творческого задания.

Девятый этап

Выводы по уроку

  1. Введение: сегодня наш урок посвящен тому, как работа над музыкальным произведением может влиять на развитие мышления учащегося. Тем самым на данном занятии мы отражаем межпредметные связи между психологией и музыкальным искусством и говорим, что не только знания психологической науки влияют на работу преподавателя специального фортепиано, но и сам процесс работы над произведением непосредственно влияет на развитие личности учащегося (его познавательных процессов, эмоциональной – волевой сферы и др.). В связи с этим, темой нашего урока мы выбрали «Развитие музыкального мышления в процессе учебно-исполнительской работы над кантиленой пьесой». Сегодня мы поговорим о музыкальном мышлении:
  • Что такое музыкальное мышление?
  • Какова его внутренняя природа?
  • Каковы особенности его развития?
  • Что должен сделать педагог для развития музыкального мышления учеников?

Некоторые факты из исторического развития теории музыкального мышления: впервые термин «музыкальная мысль» встречается в музыкально-теоретических трудах 18 века (историк Форкель, педагог Кванц).

  • Понятие «музыкальное мышление» – И. Гербарт (1776-1841г.).
  • Понятие «ассоциативные представления» – Г. Фехнер (1801-1887г.).
  • Понятие «музыкальная логика» – Г. Риман (1849-1919г.).
  • Понятие «музыкальная психология» – Э Курт (1886-1946).

Среди создателей концепций, связанных с музыкальным мышлением, одно из первых мест принадлежит Б.А. Асафьеву. Суть его учения заключается в следующем: музыкальная мысль проявляется и выражает себя через интонирование. Интонация как базовый элемент музыкальной речи и есть концентрат, смысловая первооснова музыки. Эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее выразительную сущность – исходный пункт процессов музыкального мышления. Исследования в области музыкального мышления продолжили Б.Л. Яворский, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, В. А. Цуккерман и др.

  1. Работа с учащейся. В исполнении учащейся звучит Ю. Весняк. «Листок из альбома».

Работа по произведению:

  • Вычленить главную интонацию, услышать и найти «скрытую» мелодическую линию;
  • Охарактеризовать интонацию (выразительные средства, эмоциональная окраска);
  • Выводы (интонация является зерном построения темы и всего произведения).

  1. Виды и операции музыкального мышления: музыкальное мышление включает в себя следующие операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  1. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности.
  2. Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний (отнести к стилю).
  3. Прием сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний.

  1. Работа с учащейся:
  1. Рассмотрение всех мыслительных операций на примере произведения Ю. Весняк. «Листок из альбома».
  • Анализ (дать понятие, разобрать строение произведения на составные части).
  • Сравнение (дать понятие, сопоставить проведение тем в разных фактурах и регистрах).
  • Обобщение (дать определение, по определенным признакам отнести исполняемое музыкальное произведение к жанру).
  1. Выводы по работе: интенсивное развитие мышления осуществляется при овладении учащейся знаниями:
  • о стиле композитора;
  • об исторической эпохе;
  • о музыкальном жанре;
  • о структуре произведения;
  • об особенностях музыкального языка;
  • о замысле композитора.

  1. Эффективности развития интеллектуальных возможностей учащейся способствует поэтапная работа на уроках над музыкальным произведением (3 этапа):

Этап 1. Охват в целом его содержания, характера, логики развития музыкальной мысли (стиль, жанр, историческая эпоха) - рекомендуются: метод целостного анализа музыкального произведения, метод сравнительной характеристики, метод обобщения и метод историко-стилистической дедукции (жанр).

Этап 2. Пополнение знаний в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительности - через метод дифференцированного анализа.

Этап 3. Эмоциональное восприятие музыкального произведения и воплощение его в звуковом образе. На этом этапе для более эффективного развития образного мышления учащейся целесообразно систематически пополнять его знания в области смежных искусств. Рекомендуются: метод комплексного анализа исторической эпохи, метод словесной интерпретации художественного образа, метод художественного сравнения.

  1. Работа с учащейся:
  1. Исполнение произведения В. Косенко. «Балетная сценка»;
  2. Показ трех этапов работы;
  3. Выводы по работе:
  • Поэтапная работа над музыкальным произведением интенсивно влияет на развитие профессионально-интеллектуальных качеств учащейся и позволяет успешно осуществлять самостоятельное изучение музыкального материала;
  • На практике часто все три этапа идут одновременно.

  1. Развитие музыкального мышления. Начальным толчком для включения процессов мышления чаще оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся знания не соответствуют новым требованиям. Проблемные ситуации применительно к задачам музыкального обучения могут быть сформулированы следующим образом:

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки:

  • выявить главное интонационное зерно;
  • определить на слух стиль произведения;
  • подобрать произведения живописи и литературы в соответствии с образным строем музыкального произведения;
  • найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других и т.п.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства:

  • сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях;
  • составить несколько исполнительских планов одного произведения;
  • исполнить одно и то же произведение с различной воображаемой оркестровкой и т.п.

  1. Работа с учащейся (выполнение творческого задания)
  1. Исполнение педагогом отрывка произведения;
  2. Краткий анализ исполняемого музыкального отрывка (жанро-выразительные средства – угадать название произведения);
  3. Вывод: подобные творческие задания влияют на развитие мышления у учащихся и дают возможность увидеть, как применяются мыслительные операции в работе над музыкальным произведением.

  1. Заключение по уроку. Музыкальное мышление – способ формирования личности учащихся. Каждый вид искусства по-своему входит в жизнь людей, по-своему участвует в осуществлении главной задачи – в преобразовании человека в качестве субъекта и личности, в формировании его отношения к самому себе и миру. Изучить специфику музыки – значит, прежде всего, обнаружить ее своеобразный характер влияние на общественное бытование. Познавать мир в связи с отношением к нему человека – значит одновременно оценить его. Ведь личностные отношения непременно содержат в себе оценки, которые выражают важность тех или иных явлений для данного человека и служат ему вехами ориентации в его взаимодействии с другими людьми. Таким человеком для искусства музыки является, в том числе, и слушатель. Искусство музыки, выполняя свое предназначение, стремиться ориентировать его в жизни. Музыка, как и любой другой вид искусства, одной стороной обращена к познанию, другой – к проектированию: оценивает и созидает в умственном плане такие отношения, которые намеревается привить своим слушателям. Значит, воедино сливаются познавательная, ценностно-ориентировочная и проективная работа музыки.

Список литературы

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  3. Подуровский В.М., Суслова Н.В., Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
  4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.Киргнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М.Ципина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.