Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»
1. Цель урока: показать на практике некоторые методы работы над музыкальным произведением, способствующие развитию музыкального мышления учащегося.
2. Задачи:
- Формировать и совершенствовать профессиональные умения, необходимые для овладения культурой музыкального исполнительства.
- Развивать музыкальное и художественное мышление учащегося, создавая на уроке условия для формирования и развития у него познавательных интересов, творческой активности; способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.
- Формировать устойчивый интерес к своей будущей профессии, стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции) и творческой самореализации.
3. Тип урока: комбинированный.
4. Технологии: личностно-ориентированное обучение; педагогика сотрудничества, творческая мастерская.
5. Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрация, показ.
6. Формы работы: индивидуальная, работа с аудиторией (фронтальная).
7. Оборудование: инструмент (фортепиано), раздаточный материал.
8. Используемый музыкальный материал: Ю. Весняк. «Листок из альбома», В. Косенко. «Балетная сценка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с учащейся 3 класса ДПП «Фортепиано» (срок обучения 8 лет)
на тему:
«Развитие музыкального мышления в процессе учебно-исполнительской работы над кантиленной пьесой на занятиях специального фортепиано»
Преподаватель по классу фортепиано Филиппова А.С.,
МБУ ДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» г. Сургут
Урок проведен с учащейся 3 класса ДПП «Фортепиано» (срок обучения 8 лет) Килиной Златой.
Дата проведения: 24 декабря 2022г.
- Тема: «Развитие музыкального мышления в процессе учебно-исполнительской работы над кантиленой пьесой на занятиях специального фортепиано».
- Цель урока: показать на практике некоторые методы работы над музыкальным произведением, способствующие развитию музыкального мышления учащегося.
- Задачи:
- Формировать и совершенствовать профессиональные умения, необходимые для овладения культурой музыкального исполнительства.
- Развивать музыкальное и художественное мышление учащегося, создавая на уроке условия для формирования и развития у него познавательных интересов, творческой активности; способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.
- Формировать устойчивый интерес к своей будущей профессии, стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции) и творческой самореализации.
- Тип урока: комбинированный.
- Технологии: личностно-ориентированное обучение; педагогика сотрудничества, творческая мастерская.
- Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрация, показ.
- Формы работы: индивидуальная, работа с аудиторией (фронтальная).
- Оборудование: инструмент (фортепиано), раздаточный материал.
- Используемый музыкальный материал: Ю. Весняк. «Листок из альбома», В. Косенко. «Балетная сценка».
План урока представлен в таблице 1.
Таблица 1. План урока.
Этапы урока | Действия преподавателя | Действия обучающегося |
Первый этап | 1.Введение - объявление темы урока, цели и задач. 2. Теория музыкального мышления. | |
Второй этап | Работа с учащейся над интонацией произведения. | 1. Ответы на вопросы преподавателя. 2. Практическое освоение полученного материала. |
Третий этап | Виды и операции музыкального мышления. | |
Четвертый этап | Работа с учащейся. | 1. Ответы на вопросы преподавателя. 2. Практическое освоение полученного материала. |
Пятый этап | Поэтапная работа на уроках над музыкальным произведением. | |
Шестой этап | Работа с учащейся. | 1. Ответы на вопросы преподавателя 2. Практическое освоение материала. |
Седьмой этап | Развитие музыкального мышления. | |
Восьмой этап | Работа с учащейся. | Выполнение творческого задания. |
Девятый этап | Выводы по уроку |
- Введение: сегодня наш урок посвящен тому, как работа над музыкальным произведением может влиять на развитие мышления учащегося. Тем самым на данном занятии мы отражаем межпредметные связи между психологией и музыкальным искусством и говорим, что не только знания психологической науки влияют на работу преподавателя специального фортепиано, но и сам процесс работы над произведением непосредственно влияет на развитие личности учащегося (его познавательных процессов, эмоциональной – волевой сферы и др.). В связи с этим, темой нашего урока мы выбрали «Развитие музыкального мышления в процессе учебно-исполнительской работы над кантиленой пьесой». Сегодня мы поговорим о музыкальном мышлении:
- Что такое музыкальное мышление?
- Какова его внутренняя природа?
- Каковы особенности его развития?
- Что должен сделать педагог для развития музыкального мышления учеников?
Некоторые факты из исторического развития теории музыкального мышления: впервые термин «музыкальная мысль» встречается в музыкально-теоретических трудах 18 века (историк Форкель, педагог Кванц).
- Понятие «музыкальное мышление» – И. Гербарт (1776-1841г.).
- Понятие «ассоциативные представления» – Г. Фехнер (1801-1887г.).
- Понятие «музыкальная логика» – Г. Риман (1849-1919г.).
- Понятие «музыкальная психология» – Э Курт (1886-1946).
Среди создателей концепций, связанных с музыкальным мышлением, одно из первых мест принадлежит Б.А. Асафьеву. Суть его учения заключается в следующем: музыкальная мысль проявляется и выражает себя через интонирование. Интонация как базовый элемент музыкальной речи и есть концентрат, смысловая первооснова музыки. Эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее выразительную сущность – исходный пункт процессов музыкального мышления. Исследования в области музыкального мышления продолжили Б.Л. Яворский, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, В. А. Цуккерман и др.
- Работа с учащейся. В исполнении учащейся звучит Ю. Весняк. «Листок из альбома».
Работа по произведению:
- Вычленить главную интонацию, услышать и найти «скрытую» мелодическую линию;
- Охарактеризовать интонацию (выразительные средства, эмоциональная окраска);
- Выводы (интонация является зерном построения темы и всего произведения).
- Виды и операции музыкального мышления: музыкальное мышление включает в себя следующие операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности.
- Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний (отнести к стилю).
- Прием сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний.
- Работа с учащейся:
- Рассмотрение всех мыслительных операций на примере произведения Ю. Весняк. «Листок из альбома».
- Анализ (дать понятие, разобрать строение произведения на составные части).
- Сравнение (дать понятие, сопоставить проведение тем в разных фактурах и регистрах).
- Обобщение (дать определение, по определенным признакам отнести исполняемое музыкальное произведение к жанру).
- Выводы по работе: интенсивное развитие мышления осуществляется при овладении учащейся знаниями:
- о стиле композитора;
- об исторической эпохе;
- о музыкальном жанре;
- о структуре произведения;
- об особенностях музыкального языка;
- о замысле композитора.
- Эффективности развития интеллектуальных возможностей учащейся способствует поэтапная работа на уроках над музыкальным произведением (3 этапа):
Этап 1. Охват в целом его содержания, характера, логики развития музыкальной мысли (стиль, жанр, историческая эпоха) - рекомендуются: метод целостного анализа музыкального произведения, метод сравнительной характеристики, метод обобщения и метод историко-стилистической дедукции (жанр).
Этап 2. Пополнение знаний в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительности - через метод дифференцированного анализа.
Этап 3. Эмоциональное восприятие музыкального произведения и воплощение его в звуковом образе. На этом этапе для более эффективного развития образного мышления учащейся целесообразно систематически пополнять его знания в области смежных искусств. Рекомендуются: метод комплексного анализа исторической эпохи, метод словесной интерпретации художественного образа, метод художественного сравнения.
- Работа с учащейся:
- Исполнение произведения В. Косенко. «Балетная сценка»;
- Показ трех этапов работы;
- Выводы по работе:
- Поэтапная работа над музыкальным произведением интенсивно влияет на развитие профессионально-интеллектуальных качеств учащейся и позволяет успешно осуществлять самостоятельное изучение музыкального материала;
- На практике часто все три этапа идут одновременно.
- Развитие музыкального мышления. Начальным толчком для включения процессов мышления чаще оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся знания не соответствуют новым требованиям. Проблемные ситуации применительно к задачам музыкального обучения могут быть сформулированы следующим образом:
Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки:
- выявить главное интонационное зерно;
- определить на слух стиль произведения;
- подобрать произведения живописи и литературы в соответствии с образным строем музыкального произведения;
- найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других и т.п.
Для развития навыков мышления в процессе исполнительства:
- сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях;
- составить несколько исполнительских планов одного произведения;
- исполнить одно и то же произведение с различной воображаемой оркестровкой и т.п.
- Работа с учащейся (выполнение творческого задания)
- Исполнение педагогом отрывка произведения;
- Краткий анализ исполняемого музыкального отрывка (жанро-выразительные средства – угадать название произведения);
- Вывод: подобные творческие задания влияют на развитие мышления у учащихся и дают возможность увидеть, как применяются мыслительные операции в работе над музыкальным произведением.
- Заключение по уроку. Музыкальное мышление – способ формирования личности учащихся. Каждый вид искусства по-своему входит в жизнь людей, по-своему участвует в осуществлении главной задачи – в преобразовании человека в качестве субъекта и личности, в формировании его отношения к самому себе и миру. Изучить специфику музыки – значит, прежде всего, обнаружить ее своеобразный характер влияние на общественное бытование. Познавать мир в связи с отношением к нему человека – значит одновременно оценить его. Ведь личностные отношения непременно содержат в себе оценки, которые выражают важность тех или иных явлений для данного человека и служат ему вехами ориентации в его взаимодействии с другими людьми. Таким человеком для искусства музыки является, в том числе, и слушатель. Искусство музыки, выполняя свое предназначение, стремиться ориентировать его в жизни. Музыка, как и любой другой вид искусства, одной стороной обращена к познанию, другой – к проектированию: оценивает и созидает в умственном плане такие отношения, которые намеревается привить своим слушателям. Значит, воедино сливаются познавательная, ценностно-ориентировочная и проективная работа музыки.
Список литературы
- Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Подуровский В.М., Суслова Н.В., Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.Киргнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М.Ципина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.