Открытый урок на тему: "Вокально-интонационная работа на уроке Сольфеджио во 2 классе ДШИ".

Григорюк Екатерина Васильевна

Цель урока: Развитие интереса к изучению предмета «Сольфеджио», а также формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Показать важность овладения чистым интонированием благодаря применению вокально-интонационных упражнений, которые способствуют развитию таких музыкальных форм деятельности как: чтение с листа, запись музыкального диктанта, определение на слух интервалов, аккордов, т.д.

 Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать понимание о понятии лада и тональности;

- демонстрирование навыка пения в тональности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, восприятия и мышления.

Развивающие:

- развитие вокально-интонационных навыков, основанных на пройденном музыкально-теоретическом материале;

- развитие музыкального слуха, памяти и ритмического чувства;

- развитие навыка написания мелодического диктанта.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио»;

- воспитать музыкально-художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_solf.doc621 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему:

«Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио во 2 классе ДШИ».

Учащиеся 2 класса ПП 8-летнее обучение.

Цель урока: Развитие интереса к изучению предмета «Сольфеджио», а также формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Показать важность овладения чистым интонированием благодаря применению вокально-интонационных упражнений, которые способствуют развитию таких музыкальных форм деятельности как: чтение с листа, запись музыкального диктанта, определение на слух интервалов, аккордов, т.д.

 Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать понимание о понятии лада и тональности;

- демонстрирование навыка пения в тональности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, восприятия и мышления.

Развивающие:

- развитие вокально-интонационных навыков, основанных на пройденном музыкально-теоретическом материале;

- развитие музыкального слуха, памяти и ритмического чувства;

- развитие навыка написания мелодического диктанта.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио»;

- воспитать музыкально-художественный вкус.

Тип урока: урок-закрепление.

Методы реализации поставленных задач:

- словесный (беседа, рассказ, объяснение)

- наглядно-демонстративный (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, использование компьютерных технологий – презентация.

- практический (пение попевок, номеров из учебника Н. Якубовской);

- игровой.

Формы работы на уроке:

- вокально-интонационные упражнения;

- анализ музыкального произведения;

- чтение с листа;

- диктант;

- практические задания.

Материально-техническое оснащение:

- доска, фортепиано, нотная тетрадь, наглядные пособия, клавиатура, учебник по сольфеджио автора Н. Якубовской, рабочая тетрадь автора Г.Ф. Калининой, Г.Ф. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты».

Продолжительность урока: 60 минут.

Содержание урока:

1. Организационный момент: музыкальное приветствие.

2. Повторение музыкально-теоретических терминов, правил: викторина.

3. Вокально-интонационные упражнения, ручные знаки ладовых ступеней по системе Дмитрия Ерофеевича Огородного.

4. Сольфеджирование музыкальных номеров в 1 и 2-а голоса.

5. Диктант.

6. Ритмическая работа: импровизированный шумовой оркестр.

7. Обобщение и закрепление материала.

8. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Как ваше настроение? Настроены ли вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку?

Музыкальное приветствие, благодаря которому задается эмоциональный настрой учащихся.

-Здравствуйте, ребята! (поступенное движение вверх к V ступени)

- Здравствуйте. (движение вниз по Т53)

Затем предлагаю небольшую импровизацию с вариантами музыкальных ответов учащихся, но главное условие прийти к Тонике.

У нас сегодня необычный урок и мы с вами постараемся и продемонстрируем все наши навыки и умения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися 2 класса на тему: «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио во 2 классе». Урок сольфеджио предназначен для развития музыкального слуха. И вокально-интонационные упражнения играют в этом важную роль.

Достигать чистоты интонации, развивать музыкальный слух и память помогают очень простые упражнения, такие как пение гамм, пение номеров по нотам, метроритмические упражнения, слуховой анализ и работа с музыкальным диктантом.

Но прежде, чем перейти к практической деятельности нужно хорошо усвоить теоретический материал. И сегодня мы наш урок начнем с теоретической разминки «Вопросики с подвохом».

2.Теоретическая разминка.

Найти ошибки в теоретических определениях и исправить их:

1. Знаки альтерации – написаны справа от ключа, называются «ключевыми» и сохраняют действие только на один такт.

2. Фа-до-соль-ре-ля-ми-си –это порядок бемолей при ключе?

3. Затакт – полный такт, начинающийся со слабой доли.

4. Гамма – скачкообразное восходящее или нисходящее движение звуков лада.

5. Разрешение – это переход устойчивых звуков в неустойчивые.

6. Диез – знак понижения звука на тон.

7. Реприза – это знак молчания, перерыв в звучании.

8. Тоника – это IV ступень.

9. II и VII ступени –это устойчивые ступени?

10. Параллельные тональности – это тональности у которых одинаковые тоники и разные знаки?

11. Строение мажорной гаммы: Т-Т-Т-½т –Т-Т-½т

12. Интервал – это расстояние между тремя звуками.

13. Три вида минора – это диез, бемоль, бекар?

14. Консонанс звучит резко.

15. Размеры 2\4,3\4 и 4\4 являются сложными размерами.

16. Соль мажор и соль минор являются параллельными тональностями.

17. Сольфеджирование – это пение номера нотами или со словами?

3.Вокально-интонационная работа.

Преп.: Ребята, музыкант не только тот человек, который знает все правила, но и умело применяет их на практике. Давайте покажем, один из видов работы с гаммой, но сначала ответьте мне на вопрос, что такое тональность?

Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук – тоника+ лад.

Преп.: А какие лады вы знаете?

Учащиеся: Мажорный и минорный.

Преп.: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?

Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.

Преп.: Внимательно посмотрите на слайд и скажите, какую гамму мы будем петь?

Учащиеся: Ре-мажор.

Учащиеся хором поют гамму Ре-мажор под гармонический аккомпанемент с ручными знаками по системе Д. Огородного. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.

Преп.: Ручные знаки помогают наглядно изобразить звуковысотное движение мелодии, требуют осмысленных достаточно крупных движений, которые помогают ребенку сосредотачивать внимание на отдельных звуках. Ручные знаки помогают с самого начала создать у учащихся ясные слуховые представления ладовых ступеней и закрепить их, они соединяют воедино слуховые, зрительные и двигательные ощущения, что соответствует детской психике.

А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.

- Учащимся предлагается спеть гамму в разных размерах и ритмах с дирижированием. Обращается внимание, что главный звук в тональности – это тоника.

Петь: Устойчивые, неустойчивые, вводные. Обороты.

4. Слуховой анализ.

Затем учащимся предлагается угадать полученные звуковые обороты, которые проигрываются на фортепиано. Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения необходимо пение наиболее характерных ступеневых последовательностей.

Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.

5. Сольфеджирование.

Преп.: Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю.

Курс «сольфеджио» является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.

Пение – основа сольфеджио. Хотя пение природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже. Задача педагога на уроках сольфеджио научить детей петь, безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука и т.д. Таким образом, развитие вокально-интонационных навыков – сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом не только на уроках сольфеджио, но и в ряде других дисциплин, что оправдывает важность выстраивания меж предметных связей – хор, постановка голоса.

Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.

В 1-2 классах дети должны приобрести первоначальные певческие навыки: уметь правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и т.д., но физиологические особенности детского организма ограничивают возможности учащихся. Диапазон голоса может быть небольшим или же наоборот большим, но, одинаково ли хорошо звучит голос на всем его протяжении? Обычно «звучащая зона» детского голоса находится между ми и си первой октавы. Детям 7-8 лет, интонирующим точно, она наиболее удобна и для слухового восприятия, и для воспроизведения. Эта акустическая особенность детского голоса требует от учителя большого внимания при выборе репертуара.

Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над интонацией включается практически во все разделы сольфеджио.

Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.

Всегда пение следует начинать с певческой установки:

  1. правильная удобная посадка – это установка на внимание,
  2. правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

Развитие навыка чистого пения у начинающих следует начинать с небольших попевок, часто рекомендуют петь нисходящую терцовую интонацию.

Интонация III-II-I

Педагог поет свой вопрос, а дети по отдельности пропевают свой ответ.

(«У кота-воркота» - можно применить канон)

Интонация I-V, V-I

Игра в клоунов «Скакунок» и «Прыгунок»

Один игрок «скатывается» с определенной ноты на квинту вниз, (то есть поет подряд пять нот), а другой с того же звука «прыгает» на квинту вниз. Первоначальную ноту дает педагог. То же самое можно сделать и при движении вверх.

Октава

Игра «Октавная дразнилка»

Педагог поет на низких звуках четвертную ноту, а дети «передразнивают» этот звук двумя восьмушками, взятыми на октаву выше.

Интонация V-VI-V-III-II

Игра «ЭХО».

Учитель задает вопрос, например – Зайчик, зайчик, где ты был?

Ученик отвечает – За морковкой я ходил.

При этом ученик должен точно повторить мелодию, спетую учителем. Это задание удобно тем, что дает возможность подстроиться под каждого ученика, учесть его индивидуальные возможности.

6. Пение интервалов.

Преп.: Для воспитания ладоинтонационного и гармонического слуха очень важно уметь правильно называть, слышать и интонировать интервалы в тональности и от звука. Овладение интервалами – длительный путь. Предлагаю спеть интервальные цепочки.

https://ru-static.z-dn.net/files/de3/becea203e91803a954da4310f4f7fbba.png

https://otvet.ya.guru/media/im/87/7f/877f2c70bea43e6a914068258a35292b.jpg

7. Сольфеджирование.

Преп.: Сейчас покажем, как необходимо работать с новым номером по нотам. (Учебник с.24 №46)

Ребята, посмотрите внимательно на текст этого упражнения, определите тональность, назовите размер. Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

Преп.: Давайте проанализируем упражнение - с какой ступени лада начинается, по каким ступеням движется, какой ступенью заканчиваются фразы, предложения, направление движения мелодии, обратите внимание на ритмические особенности.

Учащиеся настраиваются в тональности и сольфеджируют номер с дирижированием.

8. Сольфеджирование с ритмическим сопровождением

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza10/1187701430463.files/image018.jpg

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza10/1187701430463.files/image019.jpg

9. Диктант.

Преподаватель предлагает учащимся записать песню «Чудак» по памяти.

Г.Ф. Калинина «Музыкальные занимательные диктанты» - записать недостающие элементы в нотной записи. 

Преп.: А сейчас посмотрим и проверим себя, правильно ли мы выполнили задание. Сольфеджирование готовой нотной записи с дирижированием. Убеждаются, что спели правильно.

10. Чтение с листа.

Учебник с. 14 № 66, с. 37 № 62.

11. Завершение урока. 

Подведение итогов – над чем работали, все ли успели, все ли получилось. Называет домашнее задание, объясняет методы его выполнения. (Ответы детей)

Вокально-интонационные упражнения в младших классах ДШИ на уроках сольфеджио необходимо, это закладывает базу у учащихся в правильном певческом дыхании, формировании певческого диапазона, слухового контроля, ладового ощущения, функционально-гармонического слуха, развивает координацию у «гудошников» между слухом и голосом. Необходимо помнить, что игровое начало на уроках сольфеджио помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание, поскольку игра позволяет работать на уроке не пассивно, а творчески. Но также следует помнить, что данный вид работы является вспомогательным средством воспитания основных навыков.

Преп.: Уважаемые коллеги, спасибо за ваше присутствие сегодня на нашем уроке.

А вам, ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до следующего урока. До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. - М., 1979г.
  2. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1966г.
  3. Барабошкина А. Сольфеджио 2 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
  4. Никитин В. «Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы» / Музыка детям вып.2. - Л., 1975г.
  5. Орлова Н. «О певческом рабочем диапазоне школьников» / Музыкальное воспитание в школе вып.7. - М.,1971г.
  6. Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». - М., 2000г.
  7. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Лад. - Омск, 1992г.
  8. Калужская Т. Сольфеджио 6класс ДМШ. Методическое пособие. М., Музыка,1988.
  9. Давыдова Е. Методические пособия по сольфеджио для ДМШ. М., «Музыка» 1976, 1981, 2005.
  10. Петренко А. Пособие по сольфеджио для ДМШ, ДШИ «Цифровки и цепочки». «Композитор. Санкт-Петербург».
  11. Ошуркова Т. Учебно-методическое пособие для ДМШ.ДШИ «Интервалы-это просто».