методический доклад "О начальном этапе работы над звуком и техникой правой руки скрипача"

Печенкина Наталья Владимировна

Процесс звукоизвлечения - это работа над техникой обеих рук скрипача. Педагог обязан уделять огромное внимание развитию у ученика навыка слушать и слышать все элементы звучания и иметь дар пред слышать характер звучания музыки. "Пойте на скрипке.Это единственная возможность сделать ее голос приятным для слуха", - говорил професмор Леопольд Ауэр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад25.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г.Струве»

О начальном этапе работы над звуком и техникой правой руки скрипача

                           

                           Методический доклад

                                                                                   подготовила

                                                             преподаватель по классу скрипки

                                                           Печенкина Наталья Владимировна

г. Железногорск 2024 г. 

       Процесс звукоизвлечения - это работа над техникой обеих рук скрипача. Педагог обязан уделять огромное внимание развитию у ученика навыка слушать и слышать все элементы звучания и иметь дар пред слышать характер звучания музыки. «Пойте на скрипке. Это единственная возможность сделать её голос приятным для слуха», - говорил профессор Леопольд Ауэр.

  Чтобы обучение на скрипке было успешным, нужно с первых уроков особое внимание уделять постановке правой руки. Скрипку нужно держать высоко на левом плече, подбородком важно найти точку опоры на подбородник так, чтобы скрипка держалась свободно без какого - либо напряжения. Мостик регулируется по длине шеи.

     Качественный красивый звук появляется только тогда, когда смычок правильно ведется по струне. Огромное значение имеет то, как стоят пальцы на смычке. Большой палец должен быть согнут и касаться трости у выступа колодки. Средний палец должен находится напротив большого. Указательный и безымянные пальцы - округло лежать на трости. Указательный прикасается к трости средней фалангой. Мизинец прикасается к трости подушечкой. У колодки пальцы правой руки округлые, а при игре концом смычка выпрямлены.

     Для хорошего звукоизвлечения необходимо найти точку опоры смычка на струне, обязательно наклонить трость в сторону грифа, найти правильную скорость смычка и плотность прилегания его к струне, и обязательно вести смычок параллельно подставке.

      За спину локоть идет в том случае, если скрипка отведена вправо; или зажаты плечо, кисть и пальцы; или слишком длинный смычок. Длинный смычок может стать причиной и прогибания кисти у конца смычка.

  Положение кисти правильное, когда она при игре у колодки немного согнута и повернута в сторону мизинца. В середине же смычка, от локтя до пальцев прямая линия. А при игре у конца смычка кисть немного повернута в сторону указательного пальца. Смычок необходимо вести посередине между грифом и подставой, при этом параллельно подставке, уверенно, но без лишнего нажима. Звук извлекается с помощью давления кисти и должен быть красивым, певучим, без лишних призвуков. Для хорошего звукоизвлечения очень полезно играть очень медленно длинные ноты на открытых струнах и играть двух октавную гамму.

       При ведении смычка от колодки к концу сначала идет движение плеча с одновременным распрямлением кисти; далее включается предплечье, и у конца смычка плечо, выдвигаясь немного вперед, делает вспомогательное движение. Если рука свободна, то это движение возникает наверняка.

       При ведении смычка от конца смычка к колодке весь процесс происходит в обратном движении. Вначале идет предплечье, потом плечо и затем сгибается кисть. У колодки все пальцы круглые.

   Движение смычка лучше запомнится, если преподаватель будет держать смычок, а ученик будет везти по его трости рукой, как по рельсе. Так ученик освобождает пальцы и не сжимает трость, исключается «хватательный рефлекс».

   Процедура звукоизвлечения – это работа обеих рук. Педагог должен особое внимание уделять развитию у ученика навыка слушать и слышать все детали звучания и умение пред слышать характер звучания музыки.

         Процесс звукообразования:

-атака звука вырабатывает характер вибрации струны,

-характер вибрации струны определяет окраску звука- его тембр,

-результативная сторона вибрации струны, её плавность находятся в прямой зависимости от соблюдения акустических закономерностей.

    Следовательно первоклассное звучание струны получается при её свободной вибрации, которая образуется в результате контакта смычка со струной. Чем больше скорость смычка, тем сильнее плотность нажима волоса смычка на струну. Это дает возможность сохранять одинаковое звучание при любых изменениях темпа. Напор звука и его динамика зависят от точки звукоизвлечения на струне. Есть три основные зоны, в которых уместно извлечение звука определенной силы и тембра: pp и p – у грифа; mf -в центре между грифом и подставкой; f и ff -ближе к подставке. Неисполнение этого правила изменяет природу тембра. Качество звука зависит от правильного наклона трости: у колодки наклон трости в сторону грифа необходим несколько больший, чем в середине. При игре f и ff-волос необходимо максимально выпрямить; при игре p и pp – наклонить трость для облегчения звука.

                                            Кисть правой руки.

  Для работы над звуком огромное значение имеет положение корпуса. Скрипка должна быть отведена влево. Это освобождает левую руку, и рука может свободно двигаться. Локтевой сустав свободно разгибается и движения предплечья свободные, особенно при движении смычка в верхней половине. Ведение смычка должно быть параллельно подставке, иначе пальцы на смычке не успеют совершить атаку струны. Рука и смычок должны быть как одно единое целое, так, чтобы невозможно было осознать, где кончается смычок и начинается рука.

  Главное ученику нужно объяснить, что смычок не держат, а придерживают в трёх опорных точках: большой палец, указательный и мизинец. Смычок - это часть руки, продолжение её игровой зоны. Трость не нужно ощущать в пальцах как чужеродный предмет.

                                                     Атака звука.

   Атака звука - это очень серьезный этап звукоизвлечения. Чем больше плотность нажима на струну, тем больше скорость его ведения и наоборот. Все виды атак звука по характеру можно разделить на две разновидности:

  Мягкая, плавная - еле слышимая, используется при исполнении всех видов кантилены.

  Пронзительная, акцентированная - характерна для всех видов маркатированных отрывистых штрихов. После атаки струны смычком особое значение имеет строго определенное направление движения руки. Есть два метода:

   Традиционный метод – это горизонтальное прямое движение руки после атаки струны смычком; безымянный, большой и указательный пальцы должны делать выпрямительные движения,

   Нетрадиционный метод – это метод, где движения смычка должно быть продолжением движения руки. Штрих нужно производить по круговой линии. Силу удара смычка по струне определяет характер звучания.  

      Нижняя часть смычка – от колодки до середины смычка наименьшая опора руки на трость, положение пальцев на трости нацелено в сторону мизинца и безымянного пальца. Указательный палец еле прикасается к трости средней фалангой, а мизинец серединой подушечки. Движение смычка от колодки нужно производить за счет поворота плечевой части руки; опора переходит на указательный палец.

     Середина смычка – опора на указательном пальце, а мизинец немного касается трости.  

     Верхняя часть смычка – опора на указательный палец, а мизинец слегка приподнят.

    Движение смычка вверх – от конца к колодке. У конца смычка опора руки на указательный палец весома, а по мере приближения смычка к колодке – степень нажима на указательный палец уменьшается.

    Динамические оттенки: f и ff - требуют плотное звучание за счет нажима руки на смычок, а оттенки p и pp - это облегчение нажима руки. А при mf - смычок нужно ставить с опорой в сторону мизинца.

 В зависимости от изменений в динамических и тембровых оттенках звука, от длины звучащего отрезка струны меняются те места на струне, между подставкой и грифом, по которым движется смычок. Чем тише звук, тем прозрачнее тембр, соответственно ведение смычка должно быть относительно дальше подставки. При громком же звуке и насыщенном тембре, ведение смычка должно быть ближе к подставке.

 Для штриховой техники очень важна атака звука. Владение атакой звука создает предпосылки для виртуозного овладения штрихами, достижения их высокого качества, рождением яркости в интерпретации, артистической свободы высказывания.

Список используемой литературы:

1.И.Петрова. «К вопросу о развитии творческих способностей младших классов». Москва «Музыка» 1986

2.Л.Гуревич. «Воспитание аппликатурного мышления юного скрипача». Москва «Музыка» 1986

3.В.Григорьев. «Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта – исполнителя». Москва «Музыка» 1986

4.Ю.И.Янкелевич. «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке». Москва 1993

5.В.Стеценко. «Методика обучения игре на скрипке». Киев «Музыкальная Украина» 1982