Открытый урок на тему: "Работа над унисоном в младшем хоре".

Григорюк Екатерина Васильевна

Цель: Дать определение понятию унисон. Совершенствование навыков пения в унисон. 

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление и расширение знаний об одноголосном пении;
  • формирование вокально-хоровых навыков у учащихся: звукообразование и звуковедение, дикция, чистое интонирование и ответ дирижерскому жесту;
  • умение применять навыки цепного дыхания.

Развивающие:

  • развитие музыкального восприятия, слуха и памяти;
  • совершенствование навыков работы в хоровом коллективе;
  • привить умение следить за развитием музыкального образа в произведении.

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости к хоровому пению и музыкальному искусству в целом;
  • воспитание эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: комбинированный, получение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_konspekt_otkrytogo_uroka.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект Открытого урока

Работа над унисоном.

Ход урока.

I Блок урока

Организационный момент.(Приветствие)

Вступительное слово педагога.

II Блок урока.

Вокально – практическая работа.

  • Мимическая гимнастика «Кривое зеркало»;
  • Дыхательная гимнастика «Собачка», «Цветочек», а также упражнения с элементами работы над дикцией «Пружинка».

Вдох через нос → задержка → выдох через рот на звуки «Ж», «С», «Р».

  • Распевание.

Данные упражнения нацелены на подготовку голосового аппарата к длительной вокальной работе и приведение его в состояние движения. Распевания повышают общий тонус организма, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность.

  • Работа над дикцией и активной артикуляцией.

#1050;укушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как кукушонок в капюшоне смешон.

#1054;т топота копыт пыль по полю летит.

  • Работа над унисоном в песнях «Девятое мая» Муз. и сл. З.Роот и

«Почемучка» Муз. и сл. А.Савиной, Аранжировка В.Малярова.

  • Знакомство и разбор нового произведения «Булочник» («The muffin man»). На данном этапе идет работа над литературным текстом, чистым интонированием и характером исполнения.

Итог.

Оценивание.

Завершение урока.

Учитель:

- Всем гостям мы скажем:

- Здравствуйте!

- Как ваше настроенье?

-Очень хорошо.

- Урок гостям покажем?

- Да, да, да.

- Вы будете стараться?

-Также как всегда.

- Будем отвечать, Гостей всех удивлять,

Прошу, ребята вас, места свои занять.

Добрый день, уважаемые гости. Мы сегодня рады приветствовать Вас на Открытом уроке младшего хора Красногвардейской ДМШ. Темой нашего сегодняшнего урока будет работа над одноголосием, унисоном.

Сегодня мы решили показать вам не только песни, которые мы поем, но и формы работы на уроке с пояснением, что и для чего мы делаем.

Как правило, каждый урок мы начинаем с мимической гимнастики для того, чтоб разогреть артикуляционный аппарат.

Наше упражнение называется «Кривое зеркало», когда учащиеся являются зеркалом педагога. Но они выполняют все движения с точностью до наоборот. Т.е. если я хмурюсь, то они бровки поднимают вверх и т. д.

Так же в обязательном порядке на каждом уроке мы выполняем дыхательную гимнастику. Объясню зачем.

Голос формируется за счет проходящего сквозь связки воздуха. Если вдох правильный и глубокий – звук будет ровным и насыщенным. Амплитуда звука также будет большая. Если же вдох остаточный (задействовано ключичное дыхание), то звук иссякающий часто форсированный за счет того, что деток не слышно и они начинают кричать. При таком дыхании достаточно сложно контролировать высоту звука, вследствие чего идет интонационное понижение звука.

Сейчас мы вам продемонстрируем правильное дыхание.

Ручки ложим на животик и дышим мелко, как «Собачки».

«Цветочек». Руки плавно от себя-вдох, к себе-выдох.

Когда мы добавляем движения физически довольно сложно поднять плечи и вдохнуть грудью. Поэтому вдох производится правильно. В последствии это дыхание становится привычным и никто из вокалистов не задумывается верно ли он берет дыхание? Вдох происходит естественно.

Следующее упражнение позволяет нам соединить дыхательную гимнастику с элементами дикционной работой.

«Пружинка». Уверенные движения рук вперед на вдохе – Задержка дыхания и Согласный звук на выдохе (Руки подтягиваем к себе). «Р», «Ж», «С».

Вот мы размялись и начинаем распеваться.

  1. С помощью данного упражнения мы добиваются плавного, непрерывно льющегося звука – КАНТИЛЕНЫ и максимального ЦЕПНОГО ДЫХАНИЯ. Ми-и-и-я, Лё-о-о.
  2. Зи-я. С помощью этого упражнения мы добиваемся академического звука, который формируется достаточно быстро.
  3. Ми-о-рэ-о-ми. Это упражнение дает возможность почувствовать опору звука задействуя диафрагму.
  4. Гамма. Работа над динамикой и штрихами, следуя дирижерскому жесту.
  • Легато р ˂ f ˃ р
  • Стаккато
  • ↑ легато ↓ стаккато
  • Удваивая звук
  • Утраивая звук.

Препод.: Ребята, а как вы думаете, какая перед нами только что стояла задача?

Ответы детей.

Препод.: Правильно петь всем одновременно, одинаково произносить слова, хором, чтоб наши голоса сливались и звучали как один.

А кто же знает, как называется такое пение?

Ответы.

Препод.: Верно! УНИСОН - это слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. Например, унисоном является хоровое исполнение одноголосной песни.

Скажите мне, пожалуйста, а в унисон можно только петь? А если мы все одновременно будем произносить одни и те же слова. Например, скороговорку, это тоже будет называться унисон?

Ответы.

Препод.: Какие вы молодцы. Давайте мы прямо сейчас вспомним одну из них. Только не забывайте, что перед нами стоит задача произносить текст скороговорки одновременно, т.е. в унисон.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как кукушонок в капюшоне смешон.

  • От топота копыт пыль по полю летит. (По руке) Пиано, МеццоФорте. Меняются темпы.

Поем на 1 звуке, затем на 2. Распеваем в октаву.

А сейчас давайте покажем нашим гостям, что мы успели выучить. Так как работаем мы над унисоном, то и произведения наши одноголосные.

«Девятое мая» Муз. и сл. З. Роот. Что это за праздник? День великой Победы над фашистскими захватчиками. Это праздник радостный, но в то же время и грустный, потому что победа стоила тысячей жизни наших дедушек и прадедушек.

Данное произведение написано в темпе марша и исполнять его необходимо сдержанно, упругим звуком. Все окончания поем тише и по моей руке.

«Почемучка» Муз. и сл. В. Савиной.

Совершенно другой характер, задорный, веселый. Песня про любознательного ребенка!

А сейчас позвольте продемонстрировать вам, как мы работаем над разбором нового произведения. «Булочник».

Давайте прочитаем слова:

#1047;наком ли вам наш булочник,

Наш булочник, наш булочник?

Веселый добрый булочник

Живет на Друри-Лэйн.

, do you know the muffin man,

The muffin man, the muffin man?

Oh, do you know the muffin man,

That lives in Drury-Lane?

А теперь пропоем по фразам с помощью рилитива. Приготовили ручки и поем, повторяя за мной.

На этом наш открытый урок подошел к концу. За активную работу на уроке все получают бабочек. Давайте попрощаемся с вами (ПОПЕВКА)

Используемая литература

  1. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/ авторы - составители Е.Х.Афанасенко, С.А,Клюнеева, К.Б.Шишова, А.И.Коняшов - В.: Учитель, 2009;
  2. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.А. Михайлова - Я.: Академия развития, 2006.
  3. Что надо знать учителю о детском голосе. Н.Добровольская, Н.Орлова. М.: "Музыка", 1972;
  4. Журнал: «Музыкальный руководитель» - Москва.