Открытый урок на тему: "Работа над певческим дыханием на уроках сольного и хорового пения".
Цель: сформировать у учащихся комплекс вокально-хоровых знаний, умений и навыков в процессе работы над упражнениями, а также музыкальными произведениями, позволяющие петь без зажимов, дискомфорта или нехватки воздуха во время исполнения вокальной партии.
Задачи:
Образовательные:
– приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здоровья;
– этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики;
– разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.
Развивающие:
– развитие навыка концентрации внимания;
– развитие навыка певческого дыхания активной артикуляции и хорошей дикции на основе специальных упражнений;
– развитие воображения и музыкального вкуса;
– развитие основных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, мышления, музыкальной памяти, воображения и восприятия;
– развитие, укрепление и оздоровление всего дыхательного аппарата.
Воспитательные:
– воспитание у учащихся интереса к хоровому и сольному вокальному искусству;
– воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку и содержательную часть исполняемых вокальных произведений;
– способствовать возникновению чувства товарищества в процессе совместного обучения. Хор – как единый организм.
– воспитание здоровой, физически развитой личности;
– способствовать формированию интереса учащихся к выполняемым упражнениям, творческому самовыражению, концертным выступлениям
Тип урока: комбинированный. Демонстрация дыхательных упражнений, дикционных и вокальных. Отработка ранее выученных и знакомство с новыми упражнениями, применение полученных знаний в момент исполнения вокальных произведений.
Форма урока: практическое занятие, групповое.
Методы: словесный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного), наглядно-слуховой, репродуктивный.
Возраст учащихся: 6-13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План проведения открытого урока на тему: «Работа над певческим дыханием на уроках сольного и хорового пения».
Цель: сформировать у учащихся комплекс вокально-хоровых знаний, умений и навыков в процессе работы над упражнениями, а также музыкальными произведениями, позволяющие петь без зажимов, дискомфорта или нехватки воздуха во время исполнения вокальной партии.
Задачи:
Образовательные:
– приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здоровья;
– этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики;
– разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.
Развивающие:
– развитие навыка концентрации внимания;
– развитие навыка певческого дыхания активной артикуляции и хорошей дикции на основе специальных упражнений;
– развитие воображения и музыкального вкуса;
– развитие основных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, мышления, музыкальной памяти, воображения и восприятия;
– развитие, укрепление и оздоровление всего дыхательного аппарата.
Воспитательные:
– воспитание у учащихся интереса к хоровому и сольному вокальному искусству;
– воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку и содержательную часть исполняемых вокальных произведений;
– способствовать возникновению чувства товарищества в процессе совместного обучения. Хор – как единый организм.
– воспитание здоровой, физически развитой личности;
– способствовать формированию интереса учащихся к выполняемым упражнениям, творческому самовыражению, концертным выступлениям
Тип урока: комбинированный. Демонстрация дыхательных упражнений, дикционных и вокальных. Отработка ранее выученных и знакомство с новыми упражнениями, применение полученных знаний в момент исполнения вокальных произведений.
Форма урока: практическое занятие, групповое.
Методы: словесный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного), наглядно-слуховой, репродуктивный.
Возраст учащихся: 6-13 лет.
Продолжительность: 40 мин.
Используемые технологии: игровые, здоровье сберегающие.
Оборудование: рояль, ноты, раздаточный материал.
Этапы занятия | Время | Задачи | Содержание деятельности |
Организационный этап | 10 мин. | 1.Привествие с целью создания благоприятной атмосферы; 2.Объявление темы и целей урока; 3.Настроить на восприятие нового материала; 4.Развитие дикции и артикуляционного аппарата. | 1.Приветствие; 2.Теоретические знания: Речевое и певческое дыхание. Диафрагма. 3. Эффективные методики дыхательных упражнений. 4.Скороговорки. |
Основной этап | 25 мин. | 1.Упражнения для постановки певческого дыхания: 1.1. Дыхательные упражнения без звука; 1.2. Звуковые дыхательные упражнения; 2.Одновременная работа дыхания и голоса. 3.Работа над певческим дыханием в вокализах и вокальных произведениях: 3.1. Отработка четкости произношения звуков и чистоты интонирования. 3.2. Зависимость дыхания от характера исполняемого произведения; 3.3. Создание художественного образа исполняемого произведения. | 1.1. «Собачка»; - «Насосы»; - «Задуваем свечу»; - «Цветочек»; - «Одуванчик»; - «Воздушные шарики». 1.2. «Шмель»; - Считалочка; - Мычание; - Звуки природы. 2. Распевание. 3. - Ф. Абт. Вокализы №1, №2, №4, №5. -Р.Паулс, О.Петерсон «Сонная песенка»; - З.Роот «Чудо-балалайка»; - Е. Крылатов, Ю.Яковлев «Колыбельная медведицы»; - Романс неизв. авт. «Тихо, так тихо…». |
Заключительный этап | 5 мин. | 1.Закрепить полученные знания путем опроса; 2. Укрепить потребность учащихся через эмоциональную составляющую к творческой деятельности. | 1.Подведение итогов; 2.Краткий анализ занятия. |
Ход урока:
Добрый день, уважаемые преподаватели и участники Открытого урока. Сегодня предлагаю вашему вниманию тему, которая звучит следующим образом: «Работа над певческим дыханием на уроках сольного и хорового пения».
Сначала поговорим о дыхании как таковом. О его роли в нашей жизни и профессии.
Вы когда-нибудь задумывались, правильно ли вы дышите? Обращаете ли внимание на то, как дышите в повседневной жизни? Как и куда вы дышите и как долго выдыхаете, например, при разговоре?
Сделайте удобный для вас вдох прямо сейчас. Понаблюдайте, как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и как плавно выдохнули. В какую область грудной клетки пошел воздух?
Как вы понимаете, существует несколько видов дыхания, а именно: речевое и певческое.
Обычное жизненное – это самопроизвольный процесс, происходящий без нашего вмешательства, не зависит от нашего сознания. При речевом дыхании выдох примерно равен по времени вдоху.
Певческое дыхание — осознанный процесс. Главное отличие заключается в выдохе. Певческий выдох во много раз длиннее вдоха. Несмотря на то, что строение дыхательного аппарата одинаково, у мужчин дыхание глубже.
Дыхание играет важную роль в пении. Искусство пения – искусство дыхания.
От дыхания зависит точность интонации, звуковедение, атака звука и красота голоса. Если дыхание работает правильно, то автоматически снимаются главные зажимы с
-голосовых связок;
- шейного отдела;
- нижней челюсти. Свобода присутствует во всем процессе и пении, и движении тела.
Посмотрите на картинку. Легкие имеют треугольную форму и их верхняя часть гораздо уже нижней. Это значит, что количества воздуха, которое вы взяли в момент речевого дыхания будет недостаточно для пения. Чтобы петь красиво и свободно, важно научиться впускать воздух в нижнюю часть легких.
Различают несколько типов певческого дыхания:
1 –ключичное. Вдох сопровождается поднятием плеч, этот тип дыхания является неприемлемым.
2 – грудное. Сопровождается активным движением грудной клетки. Грудь поднимается, а живот втягивается / автоматически ведет к зажимам /. Больше свойственно женщинам и используется певцами для исполнения в высокой тесситуре, трелей, пассажей и рулад.
3 – диафрагмальное (брюшное). Легкие в полном объеме заполняются воздухом за счет работы пресса. Этот тип дыхания от природы больше развит у мужчин. Именно глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоение нервной системы. (Все помним советы психологов о спокойном глубоком дыхании? Йога?) К тому же мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.
Диафрагма. Как её почувствовать в своем теле? Сделайте 2 интенсивных коротких выдоха «Фу-фу». Есть болевые ощущения в области солнечного сплетения? Это и есть та самая крупная мышца, которую мы тренируем во время пения.
4 – смешанное (грудобрюшное). Объем легких увеличивается за счет большего объема забранного воздуха. Нижние ребра расходятся в стороны. Это самый лучший тип певческого дыхания. Не вызывает перенапряжения и обогащает легкие кислородом, что так же очень полезно для здоровья.
Само дыхание состоит из двух компонентов: вдох и выдох.
Певческий вдох должен быть активным, но его скорость зависит от темпа и характера исполняемого произведения. Вдох можно брать как носом, так и ртом. Но постоянно дышать при пении носом некомфортно, тем более, если в произведении быстрый темп.
Если постоянно брать вдох ртом, происходит осушение задней стенки носоглотки и начинается першение. Лучше комбинировать и пользоваться смешанным вдохом – когда-то носом, когда-то ртом.
При этом нужно стремиться к бесшумному вдоху.
Вдох – задержка дыхания – выдох.
Выдох должен быть максимально продолжительным, ровным и экономичным. Для тренировки выдоха можно использовать скороговорку, строку стихотворения или фразу из песни. Сначала проговаривая ее короткими словосочетаниями, затем укрупняя и в итоге проваривая полностью на одном дыхании, не дробя ее. Обязательно с самоконтролем дыхания.
Управление диафрагмой. Возьмите в руку полоску бумаги, удерживая её свободно, поднесите к губам и на расстоянии 10-15 см слегка подуйте на полоску. Вы увидите, что полоска реагирует на выдох.
Теперь выдыхайте настолько долго, на сколько позволяет ваш объем дыхания. Выдыхайте равномерно, чтоб полоска не прыгала туда-сюда. Сделайте то же самое со звуком У. Смысл упражнения приучить голос и дыхание работать вместе.
Овладеть навыком певческого дыхания, управлением мускулатурой дыхательных мышц детям помогают специальные упражнения:
- дыхательные упражнения без звука,
- звуковые дыхательные упражнения,
- упражнения под музыку.
Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно отучить детей петь крикливо, резко, напряжённо, научить соблюдать правильною певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе потому, что он не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой корпус / прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея/ его грудная клетка уже принимает положение вдоха и самый вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения, без перегрузки.
Как обучить детей младшего школьного возраста правильному дыханию? Ведь они не поймут общепринятых сухих объяснений. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Не все дети сразу понимают, как нужно дышать. Надо рассказать и наглядно показать детям, как следует дышать, чтобы работали мышцы живота. А также нижних и верхних отделов грудной клетки. Певческий вдох следует брать бесшумно, достаточно глубоко, одновременно через нос и рот / в медленном темпе через нос /, обязательно с небольшой задержкой, которая активизирует вдох и создаёт «опору» / говорят «пение на опоре» /; задержка дыхания рождает звук, интонационно точный / «без подъезда» /, служит предпосылкой одновременного вступления хора по руке дирижёра.
Выдох должен быть постепенный, равномерный, продолжительный, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты, иначе звук будет сиплым и тяжёлым.
Всему этому ребёнка можно научить в форме игры. Предлагаются такие варианты игры:
Упражнения для постановки певческого дыхания.
Давайте рассмотрим простейшие дыхательные упражнения для пения, которые самостоятельно освоит начинающий. Выполнять комплекс таких упражнений следует ежедневно по 5 минут в день:
- Собачка. Представляем, как дышит собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи-выдохи.
- М-Ха. Вдох – носом, выдох – ртом.
- «Насосы» - ритмичное выталкивание воздуха на звук «с». 4*8*12*16 р.
- Задуваем свечу. Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. На каждый вдох обратите внимание, как раздвигается грудная клетка, а на выдох выпускайте воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу.
- «Кораблики». Изготовление кораблика. Принцип этой игры тот же что и в упражнениях «свеча». Ставятся столы с гладкой /!/ поверхностью, по которым дети выдохами /медленными или резкими/ посылают друг другу кораблики. Игра ведётся по двое с одним корабликом. Можно устраивать «морские бои», сбивая корабли «противника»
- «Цветочек» - Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все «сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч/ - Понюхали цветочек. Давайте спрячем этот приятный запах, чтобы он нам надолго запомнился, глубоко в животике и закроем его там на «замочек» - задержка дыхания для опоры звука. Держите крепко и не выпускайте этот запах. А я буду считать: 1, 2, 3, 4…/ больше 3-4 сек. считать не рекомендуется; при вдохе, когда «нюхаем» цветочек, не рекомендуется делать слишком глубокий вдох, т.к. возникает излишнее мышечное напряжение в голосовом и артикуляционном аппаратах/.
- «Одуванчик».
- Посмотрите сюда, ребята! Как много здесь воздушных цветков! А вы знаете как они называются?
- Одуванчики.
- Правильно. Давайте поиграем с ними! На каждом цветочке много пушинок-парашютиков. Если мы дунем на них, парашютики полетят. Сначала мы будем дуть легко, медленно и плавно / дети сдувают пушинки с воображаемых одуванчиков/.
- Посмотрите, нам не удалось сдуть все пушинки сразу. Давайте попробуем набрать побольше воздуха и одним резким выдохом сдуть все пушинки сразу. / дети делают глубокий вдох / задачи те же, что и в игре «Цветочек»/ и затем активный короткий резкий выдох, что развивает мышцы брюшного пресса; много раз подряд выполнять это упражнение не рекомендуется, т.к. это приводит к гипервентиляции лёгких, что ведёт к головокружению/.
- Ребята, вы не забыли, как пахнут ваши цветочки? Давайте вспомним. Ещё раз понюхаем… / дети делают бесшумный вдох /. Не забудьте закрыть на замочек в животике приятный запах. А теперь подуем на одуванчики «мягким ветерком». / Дети выполняют плавный продолжительный выдох/.
- Как красиво полетели пушинки! / Чередовать плавный выдох с активным коротким – « сдуть все пушинки сразу»/.
- «Воздушные шарики». Наполняем грудь воздухом, надуваем щеки, а затем резко выпускаем воздух, одновременно произнося букву «П».
После того, как дети ознакомились с упражнениями на дыхание без звука. Начинаем работу над певческим дыханием со звуком. Для этого мы применяем такие упражнения: гудок парохода или паровоза в примальной зоне /ми-соль/ - на гласную «у»;
Вой ветра – «у-у-у-…»;
Шелест листвы – «ш-ш-ш-…»;
Звуки насекомых: пчела – «з-з-з…»; жук – «ж-ж-ж…»; шмель – «в-в-в…»; все звуки стараться протягивать как можно дольше.
- «Шмель». - Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. (Змея С-с-с, Тигр Р-р-р, Жук Ж-ж-ж, Комарик З-з-з и т.д.) Ребята, не берите много воздуха в животик и не выпускайте его сразу весь, тогда ваша песенка получится долгой. Ну-ка, шмелик, кто дольше споёт? / используйте эффективный приём соревнования/.
- Считалочка. Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».
- Долгий выдох. Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты.
- Мычание. Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».
- Выучите недлинную скороговорку и громко произносите ее на одном дыхании.
- Стараемся быстро стучать кончиком языка по зубам, совершая неглубокие вдохи и выдохи и проговаривая «да-да-да».
Достаточная натренированность дыхательных мышц является исключительно важным моментом в выработке ровного выдоха – звука.
На начальном этапе работы действенным методом являются именно игровые приемы и их нельзя недооценивать. Приобщение к искусству – через игру. Научно доказано, что музыкальное воспитание детей раннего возраста способствует их эстетическому развитию благодаря чему и возрос интерес к инновационным методам к вопросу развития их творческого потенциала, так как традиционные подходы не решают задач настоящего времени.
Таким образом, учебный материал, построенный на основе игры, решает ряд поставленных задач и является одним из основных побудителей к творческому началу, самоорганизации и хорошей эмоциональной отзывчивости учащихся во время работы на уроке.
Данный вид работы выступает дополнительным источником вдохновения и творчества, прививает интерес к занятиям, помогает раскрыть индивидуальные способности учащихся. Развитие творческой инициативы играет важную роль во всём процессе обучения, с помощью творческих заданий развивается наблюдательность, музыкальный вкус, активизируется слуховое внимание, тренируется музыкальный слух и чувство метроритма.
Существуют целые методики дыхательных упражнений с доказанной эффективностью не только для вокалистов, педагогов, лекторов, т.д., но и для лечения и предупреждения ряда заболеваний таких как: бронхиальная астма, общего укрепления здоровья
Дыхательная гимнастика Бориса Сергеевича Толкачева. Педагог, доцент кафедры физического воспитания, автор системы физической реабилитации для людей с заболеваниями органов дыхания, особенно в детском возрасте.
Звуковое дыхание Михаила Львовича Лазарева. доктор медицинских наук, педиатр, профессор Международной академии наук и искусств, создатель известного музыкального метода дородового обучения «Сонатал».
Он окончил Магнитогорское музыкальное училище имени М.И. Глинки по классу хорового дирижирования, а затем получил медицинское образование во 2-ом Московском медицинском институте им. Н. И. Пирогова.
Автор программ: «Сонатал», «Познай себя», «Здравствуй», «Иптоника». Сочинил более 1000 детских песен в созданном им жанре «Музыка детства и материнства».
М.Л. Лазарев считает, что разные звуки порождают разные вибрации в нашем организме, которые стимулируют обменные процессы в клетках. Звук «в», «ж», «з».
Система трехфазного дыхания Лео Кофлера. немецкий оперный певец конца 19 начала 20 века, профессор медицины, создатель первой Школы правильного дыхания при движении, речи и пении в Америке.
Методика была разработана в конце 19 века. Кофлер перенес туберкулез, из-за которого ушел со сцены. Он разработал комплекс дыхательных упражнений, которые позволили ему избавиться от болезни.
О.Г. Лобанова и Е.А. Лукьянова – последовательницы методики Кофлера, которые вели пропаганду трехфазного дыхания в России. В 20 веке эта методика была дополнена, после чего получила название метода Кофлера-Лобановой-Лукьяновой.
Книги:
- "Дышите правильно" (1920)
- "Правильное дыхание, речь и пение" (1923 год)
- Упражнение 1
Работа сопровождается звуками «п-ф-ф-ф», «с-с-с», «ж-ж-ж», «з-з-з».
Освоение естественного вдоха и упругого выдоха.
- Схема упражнения:
Вдох. Пауза. Выдох – со звуком «п-ф-ф-ф».
Упражнение выполняется 6-12 раз, после 3 повторений необходим отдых.
- Упражнение 2
На выдохе произносить продолжительное «с-с-с». Звук ровный, не ослабевает, не прерывается.
- Схема упражнения:
Вдох. Пауза. Выдох (с-с-с). Пауза.
Вдох. Пауза. Выдох (п-ф-ф-ф). Пауза. Возврат дыхания (п-ф-ф-ф). Пауза. Возврат дыхания (п-ф-ф-ф). Отдых.
Упражнение выполняется 2-3 раза подряд. Дается отдых мускулатуре дыхательных путей и снижается напряжение организма.
Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой. Оперная певица, театральный педагог (Театр Сатиры), автор уникальной дыхательной гимнастики. Весь комплекс состоит из 12 упражнений. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для вокалистов и восстановления голоса требует соблюдения правил:
- Вдох - короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы должны сомкнуться непроизвольно.
- Выдох - свободный (происходит как бы сам собой). Выполняется через рот.
- На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот».
- Все упражнения выполняются в темпе марша. Это примерно 60 вдохов в минуту.
Упражнения для начинающих
Если вы только осваиваете упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой для голосовых связок с нуля, сделайте 8 вдохов – отдохните 15-30 секунд. Затем еще 8 – и снова отдых. Так делаем 4 подхода. Дальше переходите ко второму упражнению и следующим.
Почувствовали головокружение? Не переживайте, для начинающих это нормально. В организм поступило много кислорода, и он пока не привык. Передохните, пока головокружение не пройдет, и попробуйте снова.
Гимнастика для восстановления голоса: упражнения
Упражнение «Ладошки». Станьте прямо, спина прямая, ноги на ширине плеч. Руки нужно согнуть в локтях, локти опустить вниз, а раскрытые ладони развернуть вперед. На вдохе резко сожмите ладони в кулак, а на выдохе – медленно раскройте.
«Обними плечи» Упражнение, которое разогревает голос сразу. Вокалистам, готовящимся к выступлению: выполните это одно упражнение перед выходом на сцену – и сразу услышите эффект. Встаньте прямо, руки держите перед собой присогнутыми. «обнимите» себя за плечи, руки как бы бросьте с силой за лопатки. Вдох (выдох). Повторите 8 раз и отдохните. Руки менять нельзя!
«Повороты головы». Станьте прямо, плечи расслаблены. Поверните голову вправо и сделайте резкий вдох, голову влево – вдох. Повторите 8 раз и отдохните.
«Ай-Ай-Ай» - упражнение называется так, потому что мы делаем резко вдох и покачиваем головой из стороны в сторону – к левому плечу и к правому. Плечи не поднимайте. Сделайте 8 вдохов-выдохов - и перерыв.
Какую бы дыхательную гимнастику вы ни выбрали, для того чтобы она как и любая другая гимнастика, приносила пользу, нужно соблюдать несколько правил:
- гимнастику нужно проводить систематически, лучше каждый день;
- дыхательную гимнастику можно проводить у любое удобное время дня, но не позже чем за 30 минут до еды и не раньше чем через 1 час после приема пищи;
- обычная длительность дыхательной гимнастики – от 10 до 20 минут в зависимости от возраста и самочувствия ребенка;
- в теплое время года дыхательную гимнастику лучше проводить на свежем воздухе;
- если вы проводите дыхательную гимнастику в помещении, предварительно хорошо проветрите его.
Затем дыхательные упражнения, навыки певческого дыхания переносим на практическую работу в процессе исполнения распевок, вокализов, а также песенного репертуара. Добавляем упражнения с пропеванием гласных на одном дыхании на определённой высоте:
- На 1 звуке «Ма-а-а» в конце с толчком выдохнуть оставшийся воздух.
- На 1 звуке «Ма-мэ-ми-мо-му» с выдохом в конце.
- На 3 звуках с поступенным движением вверх и вниз пропеваем слоги «Ма-а-А-а, Мо-о-О-о, Мэ-э-Э-э» с толчком диафрагмой на верхнем звуке.
- Едет, едет паровоз. Исполнять спокойно с ритмизацией и оттяжкой последнего длинного звука по руке дирижера. С динамикой.
- У кота-воркота + канон.
- Гамма на легато, крещ. и диминуэн., стаккато, удваивая и утраивая каждый звук.
- Ми-и-я-а-а. Вверх на легато, вниз на стаккато толкая диафрагмой звук.
- Далее работа над певческим дыханием проводится непосредственно в песне.
- Муз. Р. Паулса, сл. О. Петерсона «Сонная песенка»;
- «Чудо-балалайка».
- Муз. Евгения Крылатова, сл. Юрия Яковлева «Колыбельная медведицы» исп. Кучерова Сафие уч-ся ___ кл. Кл.пед. Шедько Л.В.
- Вокализы Ф. Абта № 1, № 2, № 4, № 5. (Чехмейстер К., Свищ А.)
- Романс. Музыка и слова неизв. авт. «Тихо, так тихо» исп. Чехмейстер Ксения уч-ся 7 кл.М.
- Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок» исп. уч-ся 5 кл. Курбангалиева Карина.
Дышите животом не два раза в неделю на уроках, но и в жизни, как делают все профессиональные вокалисты. Сделайте диафрагмальное дыхание естественным. Последите за ним несколько дней: куда вы вдыхаете, сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаете в процесс – при разговоре, перед сном, когда взволнованы или наоборот спокойны.
Вопросы педагога:
– Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? - (концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох),
– Что влияет на дыхание? – (болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация),
– Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – (развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное)
- Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – (брюшное и грудобрюшное)
Важно помнить:
Личность каждого ученика индивидуальна. У каждого свой уникальный психологический склад, характер, волевые качества, музыкальные способности и индивидуальные особенности строения и работы голосового аппарата. Индивидуальный подход к учащемуся приобретает важное значение. Каждый новый ученик – неповторимая задача для педагога, которую приходится решать сочитая различные методы и приемы.
На начальном этапе не злоупотреблять дыхательной гимнастикой. Сначала использовать упрощенные варианты упражнений, затем усложнять их по мере привыкания. От переизбытка кислорода может возникнуть гипервентиляция легких, что ведет к головокружению.
В голосе ценится тембр, объемность, полетность, звонкость, активная подача звука. Добиться этих качеств нельзя без последовательной и упорной работы над выработкой певческого дыхания.
Дыхание – основа пения. Только благодаря правильному дыханию голос зазвучит более профессионально и более качественно.
Спасибо за внимание!