Открытый урок-игра "Путешествие в страну Интервалию" для учащихся 2-х классов ДШИ

Григорюк Екатерина Васильевна

Цель: Укрепить взаимосвязь между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся. Повысить интерес к предмету «сольфеджио» путем применения различных форм музыкальной деятельности, а также мотивировать учащихся к изучению темы «Интервалы», активизировать их творческую деятельность на уроке.

Задачи:

Образовательные:

– приобретение новых и закрепление ранее полученных знаний и умений о музыкальных интервалах;

– создание и закрепление связи видимого и слышимого;

– систематизация знаний по теме «Интервалы» путём использования игровых моментов и творческих заданий;

– введение новой терминологии.

 

Развивающие:

– развитие навыка концентрации внимания;

– развитие основных музыкальных способностей: музыкального слуха, мышления, музыкальной памяти и восприятия;

– способствовать формированию логического мышления;

– умение применять теоретические знания на практике и аналитически мыслить.

 

Воспитательные:

– воспитание у учащихся интереса к предмету «Сольфеджио»;

– воспитание коммуникативных навыков и творческой активности при работе в группе;

– воспитание организованности, работоспособности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_putushestvie_v_stranu_intervaliyu.doc605 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План проведения открытого урока-игры на тему:

«Путешествие в страну Интервалию».

Выполнили и провели преподаватели

 отдела музыкально-теоретических дисциплин

 Григорюк Е.В. и Сейтасанова И.Н.

Цель: Укрепить взаимосвязь между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся. Повысить интерес к предмету «сольфеджио» путем применения различных форм музыкальной деятельности, а также мотивировать учащихся к изучению темы «Интервалы», активизировать их творческую деятельность на уроке.

Задачи:

Образовательные:

– приобретение новых и закрепление ранее полученных знаний и умений о музыкальных интервалах;

– создание и закрепление связи видимого и слышимого;

– систематизация знаний по теме «Интервалы» путём использования игровых моментов и творческих заданий;

– введение новой терминологии.

Развивающие:

– развитие навыка концентрации внимания;

– развитие основных музыкальных способностей: музыкального слуха, мышления, музыкальной памяти и восприятия;

– способствовать формированию логического мышления;

– умение применять теоретические знания на практике и аналитически мыслить.

Воспитательные:

– воспитание у учащихся интереса к предмету «Сольфеджио»;

– воспитание коммуникативных навыков и творческой активности при работе в группе;

– воспитание организованности, работоспособности, самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практическое занятие, групповое.

Методы: словесный (беседа), информационный, наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного), проблемно-поисковый, наглядно-слуховой, репродуктивный.

Возраст учащихся: 7 - 10 лет.

Продолжительность урока: 60 мин.

Используемые технологии: игровые, здоровье сберегающие, развивающие, информационно-коммуникативные.

Оборудование: рояль, ноты, раздаточный материал, презентация, дидактический материал, компьютер, usb носитель.

Структура учебного занятия:

Этапы занятия

Время

Задачи

Содержание деятельности

Вводный: организационный этап

5 мин.

1.Привествие с целью создания благоприятной атмосферы;

2.Объявление темы и постановка цели урока;

3.Настроить на восприятие нового материала.

1.Приветствие;

2.Представление команд.

3«Интервальная песенка»

Основной этап

50 мин.

1.Закрепление и систематизация ранее полученных теоретических знаний:

1.1. Практические задания;

1.2. Развивающая игровая деятельность.

2.Применение знаний и умений на практике:

2.1. Работа над зрительным восприятием и анализом;

2.2. Анализ музыкального текста;

2.3. Мелодические интервалы;

3. Музыкально-дидактические игры:

3.1. Консонансы и диссонансы;

3.2. Тоновая величина интервалов.

1. – «Музыкальная зарядка для интервалов»;

– «Блиц-опрос»;

– «Пальчики»;

– «Интервальное лото»;

– «Музыкальный кроссворд».

2. – «Определи и назови»;

– «Музыкальная пауза»;

– «Кроссворд»;

– «Услышь и определи меня»;

– «Прятки»;

3. – «Ёлочный базар»;

– «Корзинки».

 

Заключительный этап

5 мин.

1.Закрепить полученные знания;

2. Укрепить потребность учащихся через эмоциональную составляющую к творческой деятельности.

1.Подведение итогов;

2.Краткий анализ занятия.

                                             

                                         Спасибо за внимание!

Ход урока.

Организационный этап.

Е.В.: Добрый день, уважаемые коллеги, добрый день, ребята! Рады видеть вас!

И.Н.: Наш открытый урок посвящен теме «Путешествие в страну Интервалию». Но сегодня у нас будет необычный урок, а урок-игра.

Е.В.: Постарайтесь, как всегда быть внимательными и активными. Давайте покажем, каким азартным и интересным может быть сольфеджио.

И.Н.: Знакомство с интервалами обычно начинается еще во втором полугодии 1 класса. Как только дети познакомились с нотной грамотой, мы начинаем их учить считать расстояние между ступенями (полутон, тон), объясняем, что такое интервал. И конечно, в ходе этой работы мы знакомимся с их названием. Во 2 классе идет работа над определением их тонового состава, построением, пением и определением на слух.

Вообще, тема «Интервалы» очень большая. Об интервалах мы будем говорить столько, сколько вы будете учиться в нашей школе, всё время пополняя свои знания и умение работать с этим очень важным и выразительным элементом музыкального языка.

Е.В.: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - в страну интервалов. Для этого мы подготовили для вас задания, которые помогут вам закрепить уже имеющиеся знания по данной теме и освоить новые. Надеемся, что они вам понравятся.

И.Н.: Итак, представляем вашему вниманию наши команды!

Команда «Кварты» (девиз-кричалка, представляют себя);

Команда «Тритоны»;

Команда «Квинты».

Основной этап.

Е.В.: Теперь мы готовы и отправляемся в путешествие.

У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные-звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка – латыни. И сейчас мы споем песенку о том, что каждый уважающий себя музыкант обязан знать интервалы.

  1. «Интервальная песенка».

И.Н.: Мы прибыли на первую станцию нашего путешествия! Сейчас я попрошу вас ответить на следующие вопросы:

2. «Блиц-опрос».

- Как называют созвучие из двух звуков? (интервал)

- Сколько простых интервалов в музыке? (восемь)  

- Верхний звук интервала называют? (вершиной)

- Как переводится с латинского языка слово «интервал»? (промежуток)

- Нижний звук интервала называют? (основание)

- Что такое интервал?

- Интервал, звучащий последовательно? (мелодический)

- С какого интервала начинается «Гимн России»? (кварта)

- Интервал, звучащий одновременно? (гармонический)

- Интервал, охватывающий 3 ступени? (терция)

- Какой интервал шире секунды? (терция)

- Какой интервал стоит за терцией? (кварта)

- Интервал, охватывающий 8 ступеней? (октава)

- С какого интервала начинается песня «В лесу родилась елочка»? (6)

- Какой интервал меньше октавы? (септима)

- Какие интервалы не могут быть малыми и большими? (чистые)

- Интервал, охватывающий 5 ступеней? (квинта)

- Сколько вы знаете чистых интервалов, назовите? (4)

- Интервал, который звучит некрасиво? (диссонанс)

- Какие интервалы не могут быть чистыми?

- Сколько ступеней содержится в квинте? (5)

- Интервал, который звучит красиво? (консонанс)

(Молодцы, вы отлично справились с первым заданием.)

Е.В.: Продолжаем наше путешествие по музыкальной стране, в которой живут восемь простых интервалов и все они находятся в пределах октавы.

И как нам измерить интервалы в музыке? Мы считаем количество ступеней от одного звука до другого. При чем делаем это на латинском языке. Каждый интервал мы обозначаем цифрой от 1 до 8.

  1. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Пальчики»: я показываю цифру на пальцах, а вы называете мне интервал, обозначающий эту цифру.

 (Прекрасно, без ошибок! Каждая команда получает балл.)

  1. «Интервальное лото».      

И.Н.: Ребята, сейчас каждая команда должна показать очень слаженную работу, потому что следующий конкурс будет проходить с ограничением по времени. Подумайте и соедините верно названия интервалов и цифры, которыми они обозначаются. Для этого я вам предлагаю «интервальное лото». На задание дается минута. Кто быстрее?

Время пошло! (Выкладывают лото.)

  1. Е.В.: Следующая остановка «Логика» и здесь нас ждёт «Музыкальный кроссворд» - ИНТЕРВАЛ. У каждой команды на столах есть кроссворд и задания к нему, будьте внимательны и проявите сообразительность. Готовы приступать? – Да.
  2. И.Н.: Пятая остановка и здесь вас ждёт новое задание. Вы видите перед собой интервалы, посмотрите на них внимательно. Ваша задача правильно определить и подписать цифрой каждый интервал. Справились с заданием – поднимайте руки вверх! Игра: «Определи и назови».

Е.В.: 7. Следующая станция путешествия по волшебной стране «Интервалия» называется «Ёлочный базар». Я предлагаю посетить необычный базар. Это «Ёлочный базар - интервалия», на котором мы купим по 3 ёлочки. А что будем делать с ёлочками - вы узнаете из следующей игры.

Мы знаем, что каждый интервал имеет не только свое название и обозначение, но и характер. Есть интервалы мягкие и покладистые (как они называются?) А есть злючки-колючки (их тоже назовите).

Игра «Ёлочный базар - интервалия» - проверка знания терминов «Диссонанс», «Совершенный консонанс», «Несовершенный консонанс».

Первую ёлочку -  украсьте игрушками с обозначениями интервалов – совершенных консонансов.

Вторую ёлочку -  необходимо украсить игрушками с обозначениями интервалов – несовершенных консонансов.

Третью ёлочку   - следует украсить игрушками с обозначениями интервалов – диссонансов.

Важно выполнить задание не только быстро, но и верно! Желаем вам успеха! Вперёд!

И.Н.: 8. Седьмая станция! Остановка поезда 5 минут. Предлагаю выйти из своих воображаемых вагонов и размяться. Но в стране «Интервалия» всё должно быть интервальным, музыкальным и весёлым. Подтянитесь, улыбнитесь, приготовьтесь петь и танцевать – у нас «Музыкальная пауза» («Песня-танец «Интервалы»).

Е.В.: 9. Наш поезд снова отправился в путь, все пассажиры на местах, и я предлагаю вашему вниманию еще один кроссворд. Обратите внимание, что у вас уже есть правильные ответы, вам остаётся лишь проявить смекалку и верно расставить их в нужном порядке. Готовы начинать? –Да!   Кроссворд «КВАРТА».

И.Н.: 10. Перед вами новое интересное задание. Разложи «фрукты» по корзинкам. Соедини стрелками.

Е.В.: 11. Вы готовы к дальнейшему путешествию?

Следующая игра называется «Услышь и определи меня!». Ребята, вы хорошо знаете расположение интервалов и, что они бывают чистыми, малыми и большими. Итак, интервалы, звучащие мажорно - большие, звучащие минорно- малые, а есть чистые интервалы, которые звучат чисто: не мажорно и не минорно. Каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание, своя характеристика.

Также можно охарактеризовать каждого из вас: рост, черты характера (добрый или не очень добрый), цвет волос или глаз. Интервал тоже можно определить на слух, зная его характеристику.

И.Н.: Когда вы услышите интервал, который я сыграю, то сначала спросите себя о том:

— как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, секста, октава) или неприятно, резко (секунда, септима)?

— узкий интервал или широкий?

— есть ли у него ладовая окраска?

Каждому из них принадлежит своя песенка. С помощью этих песенок мы учимся определять интервалы на слух. Давайте послушаем песенки и разгадаем какие же мелодические интервалы в них зашифрованы. Начинаем? – Да!

Молодцы! Справились ещё с одним заданием.

12. «Прятки».

Е.В.: Дети, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что любая мелодия состоит из интервалов? И мы с вами можем определить, из каких именно интервалов состоит мелодия. Только надо помнить о том, что два звука мелодии должны находиться рядом друг с другом. Хотите попробовать поиграть в прятки с интервалами?

Ученики: Да!

На примере этой замечательной песенки мы будем определять интервалы. Песня состоит из 8 тактов и затакта.

Заключительный этап.

И.Н.: Ребята, сегодня на уроке мы путешествовали в страну «Интервалию» за полезными знаниями. Вы все старались, наблюдали, мыслили, делали выводы.

А сейчас давайте подведем итог, что мы с вами сегодня узнали, повторили:

Интервал – это не только определенное количество ступеней. Каждый интервал может еще иметь свою окраску, характер, у каждого интервала своё настроение.

Е.В.: Мы вспомнили, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. А самое главное узнали, что интервалы важный элемент музыкального языка.

И.Н.: Конечно на одном уроке невозможно охватить весь материал по данной теме, поэтому в дальнейшем мы еще очень часто будем с ними встречаться.

Е.В.: -Понравился вам урок?

И.Н.: -Все ли было понятно?

Е.В.: Сегодня все команды работали прекрасно, и вы все уже победители. Пришло время подсчитать баллы и распределить заслуженные места!

Команда «Кварты» - ___ место!

Команда «Тритоны» - __ место!

Команда «Квинты» - ___ место!

Поздравляем!

И.Н.: Наш урок закончен. Спасибо всем за работу. Мы вам всем сегодня ставим пятерки.

Список использованной литературы:

1. Ю. Фролова. Учебное пособие для ДМШ. Сольфеджио. 1 год обучения. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2008г.

2. Г.Ф. Калинина, Сольфеджио, Рабочая тетрадь, 1-2 класс, М., 2010 г.

3. Л. Пилипенко . «Простые интервалы», -М.,2000г.

4. Лехина Л.Н., «Путешествие в страну интервалов», - М.,2010;

        5. А.Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио», Ленинград, «Музыка» 1970 г.

Кроссворд «ИНТЕРВАЛ»        

   

Заполняется  снизу

                         вверх:

1.Самое маленькое расстояние между двумя клавишами, которое

 содержится  в малой секунде

2.Интервал из одной ступени

3.Интервал из восьми ступеней

4.Интервал из 2 с половиной тонов, с него начинается мелодия

 Гимна России

5.Интервал из трёх ступеней, бывает малой и большой

6.Расстояние из двух полутонов, в них измеряются все интервалы

7.Интервал из двух ступеней, звучит резко, «остро»

8.Интервал из пяти ступеней, имеет «пустое», мягкое звучание

2. Разложи «фрукты» по корзинкам. Соедини стрелками.

Интервальная песенка