Открытый урок-игра "Путешествие в страну Интервалию" для учащихся 2-х классов ДШИ
Цель: Укрепить взаимосвязь между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся. Повысить интерес к предмету «сольфеджио» путем применения различных форм музыкальной деятельности, а также мотивировать учащихся к изучению темы «Интервалы», активизировать их творческую деятельность на уроке.
Задачи:
Образовательные:
– приобретение новых и закрепление ранее полученных знаний и умений о музыкальных интервалах;
– создание и закрепление связи видимого и слышимого;
– систематизация знаний по теме «Интервалы» путём использования игровых моментов и творческих заданий;
– введение новой терминологии.
Развивающие:
– развитие навыка концентрации внимания;
– развитие основных музыкальных способностей: музыкального слуха, мышления, музыкальной памяти и восприятия;
– способствовать формированию логического мышления;
– умение применять теоретические знания на практике и аналитически мыслить.
Воспитательные:
– воспитание у учащихся интереса к предмету «Сольфеджио»;
– воспитание коммуникативных навыков и творческой активности при работе в группе;
– воспитание организованности, работоспособности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 605 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План проведения открытого урока-игры на тему:
«Путешествие в страну Интервалию».
Выполнили и провели преподаватели
отдела музыкально-теоретических дисциплин
Григорюк Е.В. и Сейтасанова И.Н.
Цель: Укрепить взаимосвязь между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся. Повысить интерес к предмету «сольфеджио» путем применения различных форм музыкальной деятельности, а также мотивировать учащихся к изучению темы «Интервалы», активизировать их творческую деятельность на уроке.
Задачи:
Образовательные:
– приобретение новых и закрепление ранее полученных знаний и умений о музыкальных интервалах;
– создание и закрепление связи видимого и слышимого;
– систематизация знаний по теме «Интервалы» путём использования игровых моментов и творческих заданий;
– введение новой терминологии.
Развивающие:
– развитие навыка концентрации внимания;
– развитие основных музыкальных способностей: музыкального слуха, мышления, музыкальной памяти и восприятия;
– способствовать формированию логического мышления;
– умение применять теоретические знания на практике и аналитически мыслить.
Воспитательные:
– воспитание у учащихся интереса к предмету «Сольфеджио»;
– воспитание коммуникативных навыков и творческой активности при работе в группе;
– воспитание организованности, работоспособности, самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практическое занятие, групповое.
Методы: словесный (беседа), информационный, наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного), проблемно-поисковый, наглядно-слуховой, репродуктивный.
Возраст учащихся: 7 - 10 лет.
Продолжительность урока: 60 мин.
Используемые технологии: игровые, здоровье сберегающие, развивающие, информационно-коммуникативные.
Оборудование: рояль, ноты, раздаточный материал, презентация, дидактический материал, компьютер, usb носитель.
Структура учебного занятия:
Этапы занятия | Время | Задачи | Содержание деятельности |
Вводный: организационный этап | 5 мин. | 1.Привествие с целью создания благоприятной атмосферы; 2.Объявление темы и постановка цели урока; 3.Настроить на восприятие нового материала. | 1.Приветствие; 2.Представление команд. 3«Интервальная песенка» |
Основной этап | 50 мин. | 1.Закрепление и систематизация ранее полученных теоретических знаний: 1.1. Практические задания; 1.2. Развивающая игровая деятельность. 2.Применение знаний и умений на практике: 2.1. Работа над зрительным восприятием и анализом; 2.2. Анализ музыкального текста; 2.3. Мелодические интервалы; 3. Музыкально-дидактические игры: 3.1. Консонансы и диссонансы; 3.2. Тоновая величина интервалов. | 1. – «Музыкальная зарядка для интервалов»; – «Блиц-опрос»; – «Пальчики»; – «Интервальное лото»; – «Музыкальный кроссворд». 2. – «Определи и назови»; – «Музыкальная пауза»; – «Кроссворд»; – «Услышь и определи меня»; – «Прятки»; 3. – «Ёлочный базар»; – «Корзинки».
|
Заключительный этап | 5 мин. | 1.Закрепить полученные знания; 2. Укрепить потребность учащихся через эмоциональную составляющую к творческой деятельности. | 1.Подведение итогов; 2.Краткий анализ занятия. |
Спасибо за внимание!
Ход урока.
Организационный этап.
Е.В.: Добрый день, уважаемые коллеги, добрый день, ребята! Рады видеть вас!
И.Н.: Наш открытый урок посвящен теме «Путешествие в страну Интервалию». Но сегодня у нас будет необычный урок, а урок-игра.
Е.В.: Постарайтесь, как всегда быть внимательными и активными. Давайте покажем, каким азартным и интересным может быть сольфеджио.
И.Н.: Знакомство с интервалами обычно начинается еще во втором полугодии 1 класса. Как только дети познакомились с нотной грамотой, мы начинаем их учить считать расстояние между ступенями (полутон, тон), объясняем, что такое интервал. И конечно, в ходе этой работы мы знакомимся с их названием. Во 2 классе идет работа над определением их тонового состава, построением, пением и определением на слух.
Вообще, тема «Интервалы» очень большая. Об интервалах мы будем говорить столько, сколько вы будете учиться в нашей школе, всё время пополняя свои знания и умение работать с этим очень важным и выразительным элементом музыкального языка.
Е.В.: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - в страну интервалов. Для этого мы подготовили для вас задания, которые помогут вам закрепить уже имеющиеся знания по данной теме и освоить новые. Надеемся, что они вам понравятся.
И.Н.: Итак, представляем вашему вниманию наши команды!
Команда «Кварты» (девиз-кричалка, представляют себя);
Команда «Тритоны»;
Команда «Квинты».
Основной этап.
Е.В.: Теперь мы готовы и отправляемся в путешествие.
У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные-звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка – латыни. И сейчас мы споем песенку о том, что каждый уважающий себя музыкант обязан знать интервалы.
- «Интервальная песенка».
И.Н.: Мы прибыли на первую станцию нашего путешествия! Сейчас я попрошу вас ответить на следующие вопросы:
2. «Блиц-опрос».
- Как называют созвучие из двух звуков? (интервал)
- Сколько простых интервалов в музыке? (восемь)
- Верхний звук интервала называют? (вершиной)
- Как переводится с латинского языка слово «интервал»? (промежуток)
- Нижний звук интервала называют? (основание)
- Что такое интервал?
- Интервал, звучащий последовательно? (мелодический)
- С какого интервала начинается «Гимн России»? (кварта)
- Интервал, звучащий одновременно? (гармонический)
- Интервал, охватывающий 3 ступени? (терция)
- Какой интервал шире секунды? (терция)
- Какой интервал стоит за терцией? (кварта)
- Интервал, охватывающий 8 ступеней? (октава)
- С какого интервала начинается песня «В лесу родилась елочка»? (6)
- Какой интервал меньше октавы? (септима)
- Какие интервалы не могут быть малыми и большими? (чистые)
- Интервал, охватывающий 5 ступеней? (квинта)
- Сколько вы знаете чистых интервалов, назовите? (4)
- Интервал, который звучит некрасиво? (диссонанс)
- Какие интервалы не могут быть чистыми?
- Сколько ступеней содержится в квинте? (5)
- Интервал, который звучит красиво? (консонанс)
(Молодцы, вы отлично справились с первым заданием.)
Е.В.: Продолжаем наше путешествие по музыкальной стране, в которой живут восемь простых интервалов и все они находятся в пределах октавы.
И как нам измерить интервалы в музыке? Мы считаем количество ступеней от одного звука до другого. При чем делаем это на латинском языке. Каждый интервал мы обозначаем цифрой от 1 до 8.
- А теперь я предлагаю поиграть в игру «Пальчики»: я показываю цифру на пальцах, а вы называете мне интервал, обозначающий эту цифру.
(Прекрасно, без ошибок! Каждая команда получает балл.)
- «Интервальное лото».
И.Н.: Ребята, сейчас каждая команда должна показать очень слаженную работу, потому что следующий конкурс будет проходить с ограничением по времени. Подумайте и соедините верно названия интервалов и цифры, которыми они обозначаются. Для этого я вам предлагаю «интервальное лото». На задание дается минута. Кто быстрее?
Время пошло! (Выкладывают лото.)
- Е.В.: Следующая остановка «Логика» и здесь нас ждёт «Музыкальный кроссворд» - ИНТЕРВАЛ. У каждой команды на столах есть кроссворд и задания к нему, будьте внимательны и проявите сообразительность. Готовы приступать? – Да.
- И.Н.: Пятая остановка и здесь вас ждёт новое задание. Вы видите перед собой интервалы, посмотрите на них внимательно. Ваша задача правильно определить и подписать цифрой каждый интервал. Справились с заданием – поднимайте руки вверх! Игра: «Определи и назови».
Е.В.: 7. Следующая станция путешествия по волшебной стране «Интервалия» называется «Ёлочный базар». Я предлагаю посетить необычный базар. Это «Ёлочный базар - интервалия», на котором мы купим по 3 ёлочки. А что будем делать с ёлочками - вы узнаете из следующей игры.
Мы знаем, что каждый интервал имеет не только свое название и обозначение, но и характер. Есть интервалы мягкие и покладистые (как они называются?) А есть злючки-колючки (их тоже назовите).
Игра «Ёлочный базар - интервалия» - проверка знания терминов «Диссонанс», «Совершенный консонанс», «Несовершенный консонанс».
Первую ёлочку - украсьте игрушками с обозначениями интервалов – совершенных консонансов.
Вторую ёлочку - необходимо украсить игрушками с обозначениями интервалов – несовершенных консонансов.
Третью ёлочку - следует украсить игрушками с обозначениями интервалов – диссонансов.
Важно выполнить задание не только быстро, но и верно! Желаем вам успеха! Вперёд!
И.Н.: 8. Седьмая станция! Остановка поезда 5 минут. Предлагаю выйти из своих воображаемых вагонов и размяться. Но в стране «Интервалия» всё должно быть интервальным, музыкальным и весёлым. Подтянитесь, улыбнитесь, приготовьтесь петь и танцевать – у нас «Музыкальная пауза» («Песня-танец «Интервалы»).
Е.В.: 9. Наш поезд снова отправился в путь, все пассажиры на местах, и я предлагаю вашему вниманию еще один кроссворд. Обратите внимание, что у вас уже есть правильные ответы, вам остаётся лишь проявить смекалку и верно расставить их в нужном порядке. Готовы начинать? –Да! Кроссворд «КВАРТА».
И.Н.: 10. Перед вами новое интересное задание. Разложи «фрукты» по корзинкам. Соедини стрелками.
Е.В.: 11. Вы готовы к дальнейшему путешествию?
Следующая игра называется «Услышь и определи меня!». Ребята, вы хорошо знаете расположение интервалов и, что они бывают чистыми, малыми и большими. Итак, интервалы, звучащие мажорно - большие, звучащие минорно- малые, а есть чистые интервалы, которые звучат чисто: не мажорно и не минорно. Каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание, своя характеристика.
Также можно охарактеризовать каждого из вас: рост, черты характера (добрый или не очень добрый), цвет волос или глаз. Интервал тоже можно определить на слух, зная его характеристику.
И.Н.: Когда вы услышите интервал, который я сыграю, то сначала спросите себя о том:
— как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, секста, октава) или неприятно, резко (секунда, септима)?
— узкий интервал или широкий?
— есть ли у него ладовая окраска?
Каждому из них принадлежит своя песенка. С помощью этих песенок мы учимся определять интервалы на слух. Давайте послушаем песенки и разгадаем какие же мелодические интервалы в них зашифрованы. Начинаем? – Да!
Молодцы! Справились ещё с одним заданием.
12. «Прятки».
Е.В.: Дети, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что любая мелодия состоит из интервалов? И мы с вами можем определить, из каких именно интервалов состоит мелодия. Только надо помнить о том, что два звука мелодии должны находиться рядом друг с другом. Хотите попробовать поиграть в прятки с интервалами?
Ученики: Да!
На примере этой замечательной песенки мы будем определять интервалы. Песня состоит из 8 тактов и затакта.
Заключительный этап.
И.Н.: Ребята, сегодня на уроке мы путешествовали в страну «Интервалию» за полезными знаниями. Вы все старались, наблюдали, мыслили, делали выводы.
А сейчас давайте подведем итог, что мы с вами сегодня узнали, повторили:
Интервал – это не только определенное количество ступеней. Каждый интервал может еще иметь свою окраску, характер, у каждого интервала своё настроение.
Е.В.: Мы вспомнили, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. А самое главное узнали, что интервалы важный элемент музыкального языка.
И.Н.: Конечно на одном уроке невозможно охватить весь материал по данной теме, поэтому в дальнейшем мы еще очень часто будем с ними встречаться.
Е.В.: -Понравился вам урок?
И.Н.: -Все ли было понятно?
Е.В.: Сегодня все команды работали прекрасно, и вы все уже победители. Пришло время подсчитать баллы и распределить заслуженные места!
Команда «Кварты» - ___ место!
Команда «Тритоны» - __ место!
Команда «Квинты» - ___ место!
Поздравляем!
И.Н.: Наш урок закончен. Спасибо всем за работу. Мы вам всем сегодня ставим пятерки.
Список использованной литературы:
1. Ю. Фролова. Учебное пособие для ДМШ. Сольфеджио. 1 год обучения. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2008г.
2. Г.Ф. Калинина, Сольфеджио, Рабочая тетрадь, 1-2 класс, М., 2010 г.
3. Л. Пилипенко . «Простые интервалы», -М.,2000г.
4. Лехина Л.Н., «Путешествие в страну интервалов», - М.,2010;
5. А.Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио», Ленинград, «Музыка» 1970 г.
Кроссворд «ИНТЕРВАЛ»
Заполняется снизу
вверх:
1.Самое маленькое расстояние между двумя клавишами, которое
содержится в малой секунде
2.Интервал из одной ступени
3.Интервал из восьми ступеней
4.Интервал из 2 с половиной тонов, с него начинается мелодия
Гимна России
5.Интервал из трёх ступеней, бывает малой и большой
6.Расстояние из двух полутонов, в них измеряются все интервалы
7.Интервал из двух ступеней, звучит резко, «остро»
8.Интервал из пяти ступеней, имеет «пустое», мягкое звучание
2. Разложи «фрукты» по корзинкам. Соедини стрелками.
Интервальная песенка