Открытый урок-конкурс-игра по сольфеджио "Битва музыкантов" к празднованию Дня защитника Отечества

Григорюк Екатерина Васильевна

Цель: повысить интерес к предмету на всех этапах обучения, используя элементы игры, коллективную форму выполнения заданий, наглядные пособия.

Задачи:

Обучающие задачи, которые учитель ставит перед собой:

-закрепление в игровых формах знаний, умений, навыков;

- использование дифференцированного подхода в обучении;

- повысить интерес к предмету путём использования нестандартных форм занятий.

Развивающие задачи, которые учитель ставит перед собой:

-развитие творческих навыков;

-развитие музыкальной памяти;

-формирование чувства метроритма;

-развитие мелодического и гармонического слуха;

-закрепление навыков чистого интонирования.

Воспитательные задачи, которые учитель ставит перед собой:

- стимулировать активность в обучении;

- воспитание лидерских качеств;

-формирование чувства ответственности и уверенности в своих силах;

-воспитание коммуникативных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-konkurs-igra_bitva_muzykantov.docx216.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок-игра по сольфеджио «Битва музыкантов»

(для учащихся 3-5 классов)

Цель: повысить интерес к предмету на всех этапах обучения, используя элементы игры, коллективную форму выполнения заданий, наглядные пособия.

Условия необходимые для реализации данного мероприятия.

  1. Зал;
  2. Фортепиано;
  3. Компьютер;
  4. Проектор;
  5. Эмблемы участников;
  6. Дидактический материал
  7. Компетентное жюри;
  8. Оценочные листы;
  9. Мультимедийная разработка мероприятия;
  10. Грамоты (командные)

Команда 1. «ТОН» (8 чел.)              

Команда 2. «ЛАД» (8 чел.)

Ход открытого урока-игры «Битва музыкантов»

1.Организационный момент

- приветствие участников;

- представление жюри;

- формирование команд: выбор командиров;

-  вручение эмблем;

-  сдача рапорта командами.

2. Основная часть

 Выполнение командами предложенных заданий:

- спеть гамму, разрешение неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней;

- повторение и закрепление темы интервалов;

- слуховой анализ;

- простучать ритм (8 тактов);

- построение интервалов и аккордов вверх и вниз;

- ритмический диктант (4 такта);

- исполнение номера, выученного наизусть;

- конкурс дирижёров;

- музыкальный диктант (с пропуском отдельных звуков);

- проверка знания порядка появления диезов и бемолей и квинтового круга тональностей;

- музыкальное лото: закрепление всех теоретических знаний.

3.Заключение.

-  работа жюри;

- подведение итогов, оглашение результатов конкурса председателем жюри;

-поздравление и вручение грамот победителям в командном первенстве.

       Примечание:

Задания оцениваются – 1 балл за каждый верный ответ.

Ход:

Вед.1: Добрый день, уважаемые преподаватели, зрители и, конечно, же участники нашей игры под названием «Битва музыкантов». Я скажу несколько слов о том, как возникла идея проведения этого соревнования, и почему оно так называется.

Дело в том, что некоторые учащиеся считают, что сольфеджио – это не очень интересный, но очень сложный предмет. Но это совсем не так, потому что неинтересно и трудно бывает только тем, кто не хочет заниматься. Но в этом случае сложной и неинтересной может оказаться любая наука – и математика, и история, и литература.

И сегодня ребята, участники этой встречи, покажут вам, что сольфеджио может быть очень разным: серьезным, увлекательным, интересным и даже смешным.  

Вед.2: Мы проводим наше соревнование накануне 23 февраля, поэтому назовем его ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОЙ - «БИТВА МУЗЫКАНТОВ».

 И потому цель его участников – не во что бы то ни стало добиться победы, а показать, ЧТО они знают и умеют делать по предмету сольфеджио.  

Среди военных есть люди разных специальностей: снайперы, сапёры, радисты, военные дирижёры и разведчики – предлагаем сегодня вам побыть в роли военных и выполнить ряд специальных заданий-поручений.  

Вед.1: Наш урок-игра совпал с еще одним праздником – Днем Св. Валентина, днем всех влюбленных. Поэтому желаем всем сегодня подружиться с предметом сольфеджио и полюбить его так, как любим его мы – ваши преподаватели.

Вед.2: Позвольте представить вам членов жюри, наших судей, которые будут оценивать ваши знания, следить за ходом игры и соблюдением всех правил, штаб военных действий: 

Вед.1: Правила нашей игры просты. Командам предстоит отправиться в военный поход, выполнить все задания, выстоять в сражениях и стать победителями.

Сегодня играют две команды: Команда «Тон» и Команда «Лад». В каждой команде есть свой Командир, который берет на себя всю ответственность за команду: сдает рапорт (т.е. отвечает) Командир или же назначает отвечающего, в ходе игры мы работаем сообща – можно советоваться, после того как готовы дать ответ быстро встаете – называете ИМЯ Команды и девиз. Давайте сейчас попробуем это сделать и представить ваши Команды! (Имя Команды и девиз).

Команда 1.   «ТОН». Командир – ФИ учащегося

Наш девиз: (все) «Близок нам победы звон

                               Если верный задан тон».

Команда 2.   «ЛАД». Командир – ФИ учащегося

Наш девиз: (все) «Жить в согласье каждый рад

                               Сила там, где правит лад»

 

Вед.2: ИТАК… Битва начинается, к бою!

Задание № 1. «Сдать рапорт по гамме» Фа мажор и Соль мажор.  Здесь же – разрешение неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней (индивидуально). (Жюри оценивает).

Задание № 2. «Снайперам стрелять на поражение». Каждой команде предлагается поразить 8 мишеней- интервалов.

Задание № 3. «Радистам принять радиограмму». Командир лично или выбирает ответчика Радиста, который принимает и стучит 8-тактовую ритмическую радиограмму. (Содержание радиограмм отображается на экране проектора.)

Задание № 4. «Сапёрам пройти и обезвредить минное поле».

Описание: каждый участник должен построить интервал (или аккорд для 4-5 кл.)  вверх или вниз. На выполнение задания 5-7 минут.

Задание № 5. «Секретные агенты контрразведки – информация чрезвычайной важности».

Задание: определить секретный код и расшифровать его.

Описание: играется последовательность интервалов, аккордов, ладов – каждая команда быстро определяет и дает ответ. 

РАЗМИНКА: ВСЕМ! (На музыку «Добрый жук» участники обеих команд выстукивают предложенный ритмический рисунок).

Задание № 6 «Секретное донесение».

Разведчикам важное поручение – передать секретные данные особой важности (1 участник от команды исполняет номер наизусть).

Задание № 7. «Конкурс на лучшего военного дирижёра».

 Играются музыкальные примеры в разных размерах, участники определяют и дирижируют. 3 пары конкурсантов, от каждой команды по 3 человека. (Исполняются произведения в размере 2/4 и 3/4.)

Задание № 8. «Ночной дозор». Каждой команде предлагается два варианта «Музыкального домино» (строение интервалов, устойчивые ступ, три вида минора, тональности, строение трезвучий, обращений трезвучий).

Командир рапортует о готовности своей команды! (Девиз!)

Задание № 9. Командиры, «Построить команду к боевой готовности».

Каждому участнику даётся знак альтерации. Одной команде - диез, другой - бемоль. Капитану нужно выстроить последовательность в порядке появления знаков.

Заключение.

Вед.1: Задание считать выполненным! Военный поход команд «Тон» и «Лад» завершен успешно! Всем командам – ВОЛЬНО!

Вед.2: Ребята, сегодня вы работали прекрасно, и вы все уже победители. Хочется отдельно отметить Командиров – вы умело управляли целой командой.

Вед.1: Вам было интересно сегодня с нами? (Ответ). Пришло время подсчитать баллы и распределить заслуженные места! (Работа жюри: подсчет баллов и определение победителей).

Команда «Тон» - ___ место!

Команда «Лад» - ___ место!

Вед.2: Наш урок окончен. Спасибо всем за работу. Грамоты от Администрации КДШИ вручат вам преподаватели в классах, а сегодня мы хотели бы вас поблагодарить за участие, заинтересованность, отзывчивость, отличную командную работу и интерес к изучению предмета «Сольфеджио» сладкими призами. И поздравить с Победой!

Фото с участниками Открытого урока-игры «Битва музыкантов».