Доклад на тему: "Формирование интереса у детей к занятиям с помощью музыкально-игровых приемов на уроках хорового класса в ДШИ".
Использование на уроках хорового класса комплекса музыкально-игровых приемов является основополагающей в работе с детьми младшего школьного возраста. Игра в процессе обучения рождает живой интерес и стимул к учебе, приносит удовольствие и носит импровизационный характер, эмоционально насыщая, носит творческий характер.
Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему:
Формирование интереса у детей к занятиям с помощью музыкально-игровых приемов на уроках хорового класса в ДШИ.
Использование на уроках хорового класса комплекса музыкально-игровых приемов является основополагающей в работе с детьми младшего школьного возраста. Игра в процессе обучения рождает живой интерес и стимул к учебе, приносит удовольствие и носит импровизационный характер, эмоционально насыщая, носит творческий характер.
С помощью внедрения в учебный процесс музыкально-игровых приемов гораздо быстрее достигаем выразительного исполнения музыкальных произведений за счет интереса к исполняемой музыке. С помощью игры можно закрепить такие вокально-хоровые навыки как: певческое дыхание, звукообразование, дикция и артикуляция.
Игра способствует развитию творческого воображения и образно-ассоциативного мышления, развитию музыкальности и ритмичности, ладового чувства и музыкальной памяти. Прививает учащимся любовь к музыкальному искусству, воспитывает чувство причастности и коллективизма, вежливости и уступчивости, воспитание трудолюбия и целеустремлённости.
Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач. Достоинство методов состоит в том, что они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Игровые методы:
- воображаемые ситуации,
- дидактические игры.
Игровые приёмы. Это составная часть метода, средство повышения активности детей. Чаще используются у малышей.
Игровые приёмы:
Пение и хлопки
Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни: часть класса поёт её мелодию, другая, отстав на один два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создаётся своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот приём, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.
Узнать песню по ритму
Ритмический аккомпанемент
Класс делится на две группы. Одна исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определённую ритмическую фигуру. Такой “аккомпанемент” улучшает выполнение ритмического рисунка песни, а общее её исполнение обогащается новой “краской”. Особенно хорошо исполнять таким образом песни маршевого и плясового характера (“Давор и аккардеон”, “Тихий марш” Ген. Гладкова).
Уши – назад!
На одном из семинаров в хоровой студии “Пионерия” ( рук. нар. артист России Г.Струве ) я был совершенно очарован игровым приёмом, значительно улучшающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог-вокалист В.В.Емельянов. Суть приёма заключается в том, что в процессе хорового пения учащиеся по команде руководителя хора: ”Уши- назад!” прикладывают к ушам спереди ладоши, в результате чего они начинают лучше слышать пение товарищей, сидящих сзади. и, удивительное дело, общее звучание и интонация хора при этом значительно улучшаются.
Пение с механическим аккомпанементом
Пением под фонограмму сегодня никого не удивишь. Наш приём учитывает эту особенность современного музицирования и заключается в следующем. На магнитофон записывается аккомпанемент песни вместе с хоровой партией подголоска (“-1”). Учащиеся под этот аккомпанемент поют основную мелодию, проверяя уровень своего гармонического слуха. Метод особенно актуален в подготовительный период перехода от унисона к многоголосному пению.
ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ.
1. «Эхо, отзовись!». Учащиеся должны представить, что они в лесу. Они - эхо. Педагог поёт то громко, то тихо (f и p). Ребята должны точно повторить. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся к пению a capella, развиваем координацию слуха и голос, тренируем чистоту интонации.
2. Игра - «Знакомство» (проводится обычно в начале учебного года). На вопрос как тебя зовут, ребёнок должен пропеть своё имя.
3. «Вопрос - ответ». Педагог, пропевая вопрос, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок должен придумать музыкальный ответ и спев его, возвратить мяч назад. Задача ученика – внятно спеть придуманный ответ. Далее роль педагога играет другой ребёнок.
4. «Цветы». Вдох - рот свободно открывается от удивления, брови слегка приподняты. Педагог обязательно демонстрирует процесс его исполнения. Данное упражнение применимо в качестве подготовки певческого аппарата к занятиям.
5. Артикуляционная гимнастика «Делай как я!».
а) Дети находятся в воображаемых машинах. С начала они едут по ровной дороге (упражнение- вибрация губ), далее по дороге, ведущий в гору (интонация повышается, выход на фальцет). Затем машина едет то на горку, то с горки (дети меняют интонацию).
Для следующего упражнения существуют игровые правила: вдох берём один раз. Это упражнение делается на развитие дыхания.
б) Наливаем в бак бензин. (Делаем вдох), а затем медленный выдох на «ПФ» или звук «У». (У кого из ребят длиннее выдох, кто дольше протянет звук, тот выиграл).
Следующие два упражнения помогают улучшить дикцию.
в) Нужно представить, что наш язычок, как у змеи (вытягиваем его вперёд, поднимаем кончик языка вверх, затем вниз, повторяем несколько раз).
г) Представим, что мы набрали в рот воды. Полощем зубы. Перекатываем воду из одной щеки в другую.
СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.
«Я забыла».
Нужно помочь педагогу продолжить песню, гамму (проверка знаний нотного материала).
«Живая клавиатура».Буратино шёл с гаммой «До» мажор, но упал, и она рассыпалась. Нужно помочь ему собрать ноты. На столе лежат карточки с нотами. Каждый ребёнок выбирает себе определённую ноту. По команде взрослого, дети должны выстроиться в гамму, например «До» мажор. Далее, дети вытягивают вперёд руки- клавиши, а педагог (или др. по желанию ученик) нажимает на эти «клавиши».Клавиши должны зазвучать. Для этого каждый ребёнок поёт свою ноту, затем все вместе пропевают гамму вверх и вниз.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.
Здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.
«Найди ноту». Нужно найти пропущенную ноту в гамме (украла Фальшь) и спеть всю гамму.
«Узнай и сложи попевку»
Разучивая вместе с педагогом попевку, учащиеся выкладывают её ритмический рисунок. Научившись выполнять это задание, учащиеся могут перейти к более сложному – узнать по выложенному педагогом ритмическому рисунку знакомую попевку.
ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
Позволяет в интересной форме рассказать детям о чём–то. Помогает усваивать и осознавать связи между предметами. Эта игра может быть командной, отгадав загадку найти отгадку на столе и т. д.
* * *
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит-
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
* * *
Палочкой железной тронь
Раздаётся тихий звон.
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш…(треугольник)
* * *
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки
Музыкальные сестрёнки
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких (ложках).
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить и тематический и сюжетный характер. На тематических играх всегда принимают участие, какие- либо персонажи: Королева Тоника – 1 ступень гаммы, ее придворные – Вводные ступени (вводят королеву в тронный зал) или Старуха Какофония, которая вносит беспорядок в чистое звучание и т.д.
ПРИЁМ СОРЕВНАВАНИЯ
Подготавливает детей, даёт возможность правильной оценки своих возможностей и достижений.
«Угадай мелодию». Дети делятся на команды. Придумывают название, выбирают капитана. Кто больше узнает и споёт детских песенок. Или отгадает их по прохлопанному ритму. Какой капитан назовёт больше муз. Инструментов и т. д.
« Я - дирижёр». Конкурс дирижеров. Дети примеряют на себя чужой образ, учатся быть более собранными, взаимопониманию и поддержке и др.
Подводя итог, скажу, что выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения и содержания занятия, а так же от возраста детей. Но педагог должен понимать, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение и заигрываться нельзя.
В настоящее время в системе образования главной является позиция гуманизация целей и принципов работы с учащимися. Поэтому процесс обучения с применением игровых приемов рассматривается интересным и занимательным, а значит и успешным.
Урок музыки значительно активизируется, если использовать различные приёмы работы, основанные на игровых, соревновательных проблемных принципах. Методическая копилка учительского опыта может обогащаться и за счёт накопления приёмов подобного типа.