Доклад на тему: "Воспитание интонационного слуха на уроке сольфеджио в ДШИ"

Григорюк Екатерина Васильевна

Роль искусства, как и роль музыкального воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна на современном этапе развития. Ставя перед собой задачу воспитания всесторонне развитой личности нельзя забывать о ее гармоничном, духовном, эмоциональном развитии посредством музыки. 

Музыка оказывает на нас большое влияние начиная с раннего детского возраста, дает возможность испытать гамму чувств от радости и грусти, тревоги и переживания до нежности, гордости и возвышенности. Затрагивая такие психические процессы как речь, мышление, память, эмоциональную восприимчивость на уроках музыкально-теоретических дисциплин формируется фундамент музыкальности в виде музыкального слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitanie_intonatsionnogo_sluha.docx92.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Воспитание интонационного слуха на уроке сольфеджио в ДШИ

Свойства и виды музыкального слуха

Роль искусства, как и роль музыкального воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна на современном этапе развития. Ставя перед собой задачу воспитания всесторонне развитой личности нельзя забывать о ее гармоничном, духовном, эмоциональном развитии посредством музыки.  

Музыка оказывает на нас большое влияние начиная с раннего детского возраста, дает возможность испытать гамму чувств от радости и грусти, тревоги и переживания до нежности, гордости и возвышенности. Затрагивая такие психические процессы как речь, мышление, память, эмоциональную восприимчивость на уроках музыкально-теоретических дисциплин формируется фундамент музыкальности в виде музыкального слуха. Примерно в 7 годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей, об этом в своих исследованиях говорила К. В. Тарасова: «Музыкальное восприятие в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни развивается в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки, и ее индивидуальной интерпретации». Исходя из этого данный возраст можно считать наиболее благоприятным для развития музыкального слуха и музыкальных способностей, что позволяет выстроить работу на уроке сольфеджио таким образом, чтоб система развивающих упражнений была ориентирована как на групповую работу, так и индивидуальную.

Хорошо развитый слух для музыканта имеет большое значение. Благодаря этому качеству улучшается скорость читки с листа, ускоряется процесс заучивания исполняемых произведений наизусть, при пении или игре на инструменте повышается уровень самоконтроля над исполнением. Однако музыкальный слух явление сложное, тонкое и многогранное, существенно отличающееся от биологического слуха. Качество музыкального слуха зависит от развитости всех его типов.

С. М. Майкапар говорил о том, что музыкальный слух обычно делят на внешний и внутренний. В свою очередь Б. М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» говорит о звуковысотной чувствительности и возможности ее упражняемости: «Не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты». Ссылаясь на материалы исследований Л. В. Благонадежиной отмечает, что у учащихся на смычковых и духовых инструментах звуковысотная чувствительность значительно выше, чем у пианистов. Но это лишь благодаря тому, что смычковые специальности дают больше поводов упражнять звуковысотное чувство в отличии от фортепиано. К смычковым и духовым специальностям можно также отнести и вокалистов, которым все время приходится работать над чистотой интонирования, упражняться в совершенствовании звуковысотного чувства.

Итак, различают следующие виды музыкального слуха:

  • Абсолютный слух – способность точно определять любую услышанную ноту. Абсолютный слух делят на пассивный (без возможности воспроизведения его голосом) и активный (возможность точно определить и воспроизвести по заданной высоте).
  • Относительно абсолютный или интервальный слух – данный вид слуха позволяет определять расстояние между нотами в интервалах, аккордах, определять звуковысотное соотношение. В отличие от абсолютного слуха относительный наиболее важен для музыканта, так как его развитие входит в обязательную программу специальной профессиональной подготовки.    
  • Мелодический слух – целостное восприятие мелодии с чувствительностью к точной интонации, а не отдельных ее звуков или интервалов.
  • Ладовое чувство – является основой мелодического слуха. Это восприимчивость уха к ощущению музыкальной высоты, эмоциональное переживание в отношении «устойчивости», «неустойчивости», «разрешения» звуков, а также способность воспринимать каждый звук не сам по себе, а в отношении прежде всего к Тонике.
  • Гармонический слух – переход от тембрового восприятия к гармоническому, переход от единства к множеству, слиянию звуков, явление воспринимать целостно звучание гармонических интервалов, аккордов. А также умение воспроизвести услышанное путем арпеджирования. Ощущение консонанса и диссонанса.
  • Полифонический слух – способность воспринимать в общей звуковой ткани произведение движение двух и более отдельных голосов.
  • Внутренний слух – этот вид слуха связан с особенностью человека слышать, воспроизводить или переживать музыку без внешних источников звука, «про себя», достаточно взглянуть на партитуру и точно представить себе тембры, гармонические построения или услышать целиком музыкальное произведение.

Способность слуха различать высотные соотношения звуков, ощущать устойчивость и неустойчивость звучания в момент музицирования или пения, развивать чувствительность и обеспечивать контроль за точностью интонации является чрезвычайно важным на уроках сольфеджио. Б. Асафьев говорил, что музыка – это интонация, как и все другие выразительные средства музыки — гармония, тембр, ритм, они так же интонационны и вне интонации нет музыкального искусства. Именно на эти особенности музыкального слуха необходимо обращать особое внимание в работе с учащимися. Благодаря чему учащиеся будут легче справляться с написанием диктантов, сочинением музыки и другими видами деятельности.

Методы развития музыкального слуха

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной, ориентированной на развитие музыкальных способностей, необходимых для дальнейшей музыкальной деятельности. На современном этапе обучения важно развитие всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Рассмотрим один из компонентов: музыкальный слух, а именно его развитие на уроках сольфеджио.

Важным критерием музыкальности на современном этапе развития принято считать звуковысотный слух, так как именно он закладывает основу для мелодического, гармонического и полифонического слуха. Процесс формирования музыкального слуха у детей в большей степени зависит от задатков учащегося, а также разработанной дифференцированной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей, личностного подхода и развивающих заданий – упражнений, так как важной психологической основой для развития музыкального слуха является мышление. Для восприятия необходимо задействовать в работу все мыслительные операции. Важно, чтоб в процессе урока задействовались разные сферы деятельности, что позволит сохранить активность учащихся на протяжении всего урока, а также позволит учесть индивидуальную особенность музыкальности каждого учащегося в отдельности. В первую очередь необходимо диагностировать развитие музыкального слуха учащихся. На сегодняшний день разработаны специальные тесты, как правило применяемые и на вступительных прослушиваниях при зачислении в ДШИ. Среди них задания на восприятие музыки (прослушав 2 разнохарактерных произведения определить характер, жанр, выделить наиболее яркие средства музыкальной выразительности), пение (исполнить любую знакомую песню с целью определения особенностей интонирования, ощущение тональности), импровизацию (пение небольших мелодических фраз по очереди с педагогом-экзаменатором, что позволит определить вокальный диапазон, установить объем памяти, выявить особенности метроритмического чувства), определение музыкально-ритмического чувства (двигаться под музыку, будь то танец, дирижирование, другие виды движений исходя из опыта ребенка), ритмическое эхо (повтор заданного ритмического рисунка, что позволит определить состояние развитости ритмической памяти и метроритмического чувства как такового). При этом очень важно следить за эмоциональной отзывчивостью ребенка в момент тестирования. Важно все: мимика, взгляд, заинтересованность или же безразличие, выразительность движений, соответствие жестов характеру исполнения. Задачей педагога здесь является предоставить музыкально одаренным детям возможность для развития их музыкального слуха в непринужденной творческой атмосфере.

В работе над интонационными упражнениями нужно достигать качества пения: чистоты интонации, строя, правильного дыхания, умения петь распевно.

 Первый этап – первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Для некоторых учащихся владение своим голосом представляет некоторую трудность (гудошники, узкий диапазон). Умелое использование дыхания – один из верных путей раздвижения границ певческого диапазона у ребенка, так как именно культура певческой атаки определяет характер работы голосовых связок. 

«Расслаблению зажатости» голосового аппарата поможет «глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом – простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования.
     Постепенно связки учащегося приобретают определенную память извлечения звуков разной высоты, а сам ученик начинает владеть и управлять своим голосом, а соответственно и интонацией. К сожалению, развитие навыка «опертого» дыхания требует несколько большего времени и настойчивости.

Необходимо внимание учеников обращать на внимание, к счастью на уроке хора отрабатываются эти упражнения, в той или иной степени. В качестве «закрепляющего» упражнения рекомендуется пение без названий звуков (на гласных и закрытым ртом) звукорядов вверх и вниз, фраз на звуках мажорного трезвучия и мажорного трихорда (ДО – РЕ – МИ – РЕ – ДО). При пении этих упражнений особое внимание следует обращать на смену дыхания по фразам или тетрахордам (в звукорядах). Все упражнения необходимо петь с фортепианным гармоническим аккомпанементом.

 Второй этап –закрепление вокально-интонационной координации. Следует приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать «внутренним» слухом. Пение на гласную, с закрытым ртом, со словами.

 Третий этап – формирование навыков сольфеджирования. Предполагается, что к этому моменту ученик уже должен овладеть основами музыкальной грамоты. Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому, первые попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.  В первой четверти учебного года лучше урок начинать с песенки. И совсем не обязательно чтобы она была лёгкая (мелодически). Самое главное, чтобы она была красивая и интересная. Тогда дети, очарованные её красотой очень стараются. Цель песенки не в чистом пении, а в том, чтобы «разогреть» голосовые связки и раскрепостить их. 

Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду».   Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»: «Ладушки, ладушки, где были у бабушки?». Для того, чтобы дети слышали себя, преподавателю необходимо следить за тем, чтобы дети пели тихо. Необходимо все время обращать внимание учащихся на совпадение - слияние голоса с голосом инструмента.

Вводить различные интонации:

https://documents.infourok.ru/8a9af7aa-750c-482b-9461-cf1813f3924d/0/image001.jpg

Воспитывать у учеников ощущение устойчивости или неустойчивости.

https://documents.infourok.ru/8a9af7aa-750c-482b-9461-cf1813f3924d/0/image002.jpg

Кроме того, работа над интонацией вводных ступеней укрепляется ощущение тоники. 

https://documents.infourok.ru/8a9af7aa-750c-482b-9461-cf1813f3924d/0/image009.jpg

https://documents.infourok.ru/8a9af7aa-750c-482b-9461-cf1813f3924d/0/image010.jpg

Интонационные игры в большом количестве используются в методике Л. Ефремовой, описанной в пособии «Учиться интересно». Осветим некоторые из них:

         1. «Допеваем тонику» (упражнение на усвоение тоники):

         - педагог играет мелодию, в которой нет окончания;

- учащиеся допевают тонику на нейтральный слог.

2. «Живое пианино» (усвоение интонации ступеней лада):

- дети выстраиваются в шеренгу (8 человек): каждый из них «живая клавиша»;

- педагог каждому ученику вручает карточку с названием звука;

- педагог «нажимает» на плечо ученика (как бы нажимая клавишу);

- ученик поет свой звук в ладу.

3. «Вопрос-ответ» (вокальная импровизация):

- педагог «поет вопрос», заканчивая его на субдоминанте или доминанте;

- ученик «поет ответ», заканчивая его на тонике.

Интонирование – особый раздел сольфеджио. Прежде всего потому, что воспроизведение голосом музыкального материала всегда было и будет фундаментом музыкального образования. Голос – главный инструмент и учителя, и ученика, и это привносит в занятия некоторые особенности.

Для развития музыкального слуха и звуковысотного чувства являются необходимыми такие виды деятельности на уроке как:

- слушание и анализ музыкальных произведений (восприятие, воображение, чувство формы, эмоциональная составляющая, чувствительность к выразительным средствам музыки);

- интонационная работа (музыкальное приветствие и прощание с использованием ручных знаков. При помощи ручных знаков можно «зашифровывать» задуманные мелодии и использовать этот вид работы в качестве устного диктанта. Во время работы на уроке целесообразно пропевание наиболее ярких музыкальных примеров из предыдущих занятий с целью закрепления знаний: название произведения, кто автор и т. д.);

- исполнение песен без слов (вокализов) на слог «Лё», благодаря чему появляется возможность ощутить высоту звуков. Для выполнения этого задания научить детей различать регистры, дать четкое понимание высоты: «Высоко - низко». Благодаря естественной потребности детей к движению можно активизировать движения рук вверх или вниз. Полезно петь песни, построенные на интервалах, обратить внимание на восходящие и нисходящие интонации;  

- в процессе изучения интервалов необходимо иметь на слуху ряд песен, что позволит ощущать ладотональность и развивать интервальный слух, который напрямую связан с ладовым чувством, что и лежит в основе предмета сольфеджио. Определение на слух интервалов, количества голосов в песне и звуков, одновременно взятых на инструменте;

- дирижирование и движение под музыку (определение размера, дирижирование с передачей характера, движения под музыку марша, вальса, мазурки, польки. Дирижирование позволяет укрепить связи между гармоническим слухом и эмоциональной сферой восприятия, сформировать чувство метроритма, развить творческое воображение);

- игра на инструменте (будь то проигрывание музыкальных номеров, произведений по специальности, последовательностей – главное, чтоб слух и движение действовали неразрывно. «От уха к движению, а не наоборот». Полезно пение гамм, ступеней, интервалов от различных звуков, сольфеджирование исполняемых номеров, благодаря чему появляется чистая интонация);      

- сочинение мелодии за инструментом;

- запись сочиняемого;

- подбор одноголосия, других выученных песен с гармонизацией;

- пропевание одного из 2-х, 3-ёх голосов с параллельной игрой остальных;

- транспорт (осознание тождественности интонаций вне зависимости от высоты исполнения. Активизирует процессы запоминания, укрепляет музыкальный слух и память).

Выводы: Музыкальный слух необходим для всех видов музыкальной работы и развивается в тесной связи со всеми другими способностями. Развитие слуха происходит одновременно с музыкальным воспитанием учащегося. Творческая работа труднее механической, «тренировать ухо гораздо сложнее, труднее, чем тренировать пальцы», – говорил Константин Николаевич Игумнов.

Исследование методических трудов и существующих практик преподавания сольфеджио позволяет определить методическую основу работы с учащимися над интонацией на уроке сольфеджио:

1. Воспитание чувства лада и ладовых связей звуков.

2. Изучение и закрепление слуховых представлений элементов музыкального языка.

3. Выработка правильных певческих навыков.

4. Умение оперировать слуховыми представлениями и знаниями для воплощения их в пении.

5. Умение слушать и оценивать качество пения.

Используемая литература:

  1. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. / Е. В. Давыдова. − Москва: Музыка, 1975. − 158 с.
  2. Калинина Г. Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1 класс / Г.Ф.Калинина. – Москва, 2005. – 33 с.
  3. Майкапар С. М. Музыкальный слух / С. М. Майкапар. – 2-е изд., - Петроград, 1915. – С. 6.
  4. Майкапар С. М. Музыкальный слух / С. М. Майкапар. – 2-е изд., - Петроград, 1915. – С. 57.
  5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва – Ленинград, 1947. – 335 с.