Доклад на тему: "Артикуляция и дикция, как важнейшая составляющая вокально-речевой культуры певца-исполнителя"
Содержание
- Голос и его уникальные свойства.
- Артикуляция и дикция – составляющая вокального мастерства.
Артикуляционный аппарат.
- Гласные и согласные звуки. Речевая и вокальная дикция.
- Упражнения на артикуляцию и дикцию.
- Скороговорки;
- Вокализация скороговорок;
- Распевание.
- Выводы.
- Список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 193.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
- Голос и его уникальные свойства.
- Артикуляция и дикция – составляющая вокального мастерства.
Артикуляционный аппарат.
- Гласные и согласные звуки. Речевая и вокальная дикция.
- Упражнения на артикуляцию и дикцию.
- Скороговорки;
- Вокализация скороговорок;
- Распевание.
- Выводы.
- Список использованной литературы.
Голос и его уникальные свойства.
«У всех звуков, из которых складывается слово,
своя душа, своя природа, своё содержание,
которые должен почувствовать говорящий».
К. С. Станиславский
Человеческий голос – в своем роде уникальное явление, также, как и отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза. Тембр голоса, интонации и манера говорить могут многое сказать о характере человека и его чувствах. Ведь голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, робкий, и уверенный, ликующий, твёрдый, живой и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства. Способность говорить, выражать свои мысли характеризует человека как личность.
В социальной жизни голос является средством общение и коммуникации, но также и ценным капиталом для тех, кто использует голос в профессиональной деятельности: дикторы радио, певцы, артисты, пародисты, преподаватели, лекторы, экскурсоводы, дикторы и т. д.
Для становления такого чуткого аппарата, как голос важно создать благоприятный моральный и психологический климат. Условий много и все они играют важную роль в процессе обучения и достижения успеха.
1. Правильно воздействуя на психику можно отлично замотивировать начинающее дарование и вдохновить его на покорение новых вершин.
2. Преподаватель должен обладать знаниями в области гигиены голоса и физиологии и выбирать произведения учитывая природные задатки вокалиста.
3. Выработать систему занятий. Для правильной выработки рефлексов необходимы систематические занятия, которые помогут воспитать должную выносливость, отточить необходимые вокальные навыки, а также научиться прислушиваться к своим чувствам, чтобы избежать перегруженности связок.
4. Не форсировать звук. Молчание на вес золота. При сильных и частых нагрузках мышцы гортани слабеют, а звучность и сила голоса теряются. Для профессиональных певцов интенсивное время работы умещается в пределы 45-60 мин.
5. Выступайте! На уроке создаются наиболее комфортные, «тепличные» условия работы, но только в момент выхода на сцену учащиеся могут учиться самообладанию над собой, контролю над своими чувствами, бороться с волнением и страхами.
6. Правильно рассчитывать силы во время репетиций и в день выступления. Учащийся должен распланировать свой день так, чтоб избегать переутомлений, длительного сна, чтобы не вызвать вялости в голосе, а также ни в коем случае не принимать успокоительные средства – особенно новые.
7. Табу на многократное исполнение высоких нот или пения трудных мест в произведении. Велик риск лишиться голоса.
8. Правильно составлять режим занятий и чередовать предметы с нагрузкой на голос и без неё.
9. Распеваться при любой вокальной работе – подобно разминке спортсмена перед тренировкой. Она поможет разогреть мышцы и задать правильный настрой на работу.
10. Говорите с учащимися обо всём. Очень важно чтобы они доверяли вам, не молчали и без страха и стеснения могли спросить то, что им не понятно пока незнание не переросло в проблему.
11. Правильное питание – залог качественного звучания голоса. Пища – это наш энергетический двигатель, но певцу-вокалисту нужно следить за своим рационом дня. Нельзя употреблять в пищу чрезмерно горячее или холодное, острое. Перед пением запрещаются семечки, шоколад, орехи, печенье: продукты которые создают в горле першение.
Соблюдая эти простые правила Вы вместе со своим учеником сможете формировать правильные привычки и уверенными шагами идти к поставленной цели.
В чем же различие певческого и речевого голоса человека? В пении используется весь имеющийся диапазон голоса, а в речи только его часть. Независимо от типа голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо-сопрано, контральто), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь в примарном тоне голосу удобнее всего, он не подвергается напряжению, не устают связки и у человека есть возможность говорить долго без устали. Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.
Артикуляция и дикция – составляющая вокального мастерства.
Артикуляционный аппарат.
Многие учащиеся поступают в школу с вялой нечёткой дикцией, другими речевыми дефектами – часто в произношении согласных звуков, с мышечными или психологическими зажимами. Задача преподавателя выявить их и путем системных упражнений, длительных тренировок и упорной работе перед зеркалом с постоянным контролем помочь их устранить.
Пение является одним из главных видов работы для детей младшего возраста, так как в раннем возрасте голос является единственным доступным инструментом. Первые проявления музыкальности появляются ещё в самом раннем детстве, когда ребенок еще даже не понимает смысла и содержания песни. Благодаря музыке и вокальной работе ребёнок раскрепощается, становится эмоционально открыт, свободен, учится распоряжаться своим временем. Именно поэтому класс вокала настолько востребован.
В процессе пения вокалист переживает эмоциональное и музыкальное развитие. Прежде всего, пережить музыкальный образ помогает содержание произведения, его словесный текст. Произведение не может быть исполнено только лишь благодаря чистой интонации и звуковысотности, в нем обязательно присутствует литературный текст. И этот текст при исполнении должен быть филигранно связан с пением. Вокальное искусство своей совокупностью художественных и технических средств: тембром, четким словом, эмоциональностью помогает подчеркнуть смысловое содержание текста в его музыкальном воплощении. Это и есть профессионализм.
Каждое слово в речи и пении должно быть чётким, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная дикция. Она является одним из важнейших средств художественной выразительности, средством донесения смысла и содержания музыкального произведения, его образа. Чтобы добиться необходимых результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом практически ежедневно разрабатывая его технические возможности. Дикция – (лат.) означает «произношение» и артикуляция (от лат. articulo — «расчленяю») – одни из главных инструментов певца, наряду с опорой и правильным дыханием.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, фактически главный настройщик нашего голоса. Благодаря ему исполнитель создаёт наиболее благоприятные условия для гортани, а также может управлять динамикой звучания своего голоса. А органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание гласных и согласных звуков, называется артикуляцией.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Ротовая полость - это очень важный подвижный резонатор от строения которого зависит качество самого звука. Губы играют большую роль в разнообразии тонов. Каждая гласная, каждое слово могут быть окрашены, как по волшебству, хорошо контролируемой игрой губ. Когда губы жесткие и неподатливые, пение бесцветно. Губы — это окончательные резонаторы, через которые тон должен пройти, и движения губ могут быть самыми разными.
Лицо исполнителя не должно отражать технику вокала, всё должно быть доведено до автоматизма.
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная подача произношения звуков, чуть-чуть утрированная. Великий Энрико Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". У многих начинающих вокалистов артикуляционный аппарат работает слабо. Многие даже в разговорной речи «проглатывают» окончания, речь сумбурна, согласные звуки произносят вяло, мягко, шепеляво. Всё это ведёт к формированию зажимов: пению «на горле» - гортанному, напряжённому звуку, запрокидыванию головы в момент пения. Карузо ценит прежде всего гармонию и естественность в процессе творчества.
Длительная певческая практика даёт возможность проанализировать наиболее важные аспекты и трудности вокального мастерства. Лишь правильно воздействуя на органы артикуляционного аппарата, мы сможем воздействовать на весь голосовой аппарат. Ведь он участвует не только в формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.
Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе, будь то сольный исполнитель или же коллектив.
Гласные и согласные звуки.
Во время пения дикция зависит от формирования и произношения гласных звуков в то время как в обыденной речи она зависит от активных согласных. А вот они – согласные как раз очень схожи, и в пении, и в речи формируются практически одинаково, в пении лишь произносятся легче и чётче. Детский тембр голоса достаточно неровный, «пёстрый», все гласные звучат приближённо к разговорным, хотя в вокале они значительно отличаются. Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные – «носители» вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. Именно от вокальной гласной зависит красота, индивидуальность и тембр голоса. «Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса» (Сергей Петрович Юдин- оперный певец, автор книг «Формирование голоса певца» и «Певец и голос: о методологии и методике пения»).
Особо стоит отметить, что внимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессовать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным. "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая" (Н. Малышева). Именно согласная формирует слово и доносит его смысл до зрителя. Обязательно следует уделять внимание звукам и их природе: звонкие («б», «д», «г», «в», «з», «ж», «л», «м», «н», «р») и глухие звуки ((«п», «т», «к», «ф», «с», «ц», «ш», «щ», «х»). Так же звуки подразделяются на «губные», «вибрирующие», «гортанные» - «к», «г», «х». Следует всегда обращать внимание учащихся на эти звуки, особенно когда они стоят в конце слова, фразы.
Виктор Вадимович Емельянов – автор программы «Фонопедический метод развития голоса» пишет так: «Важным обстоятельством, способствующим выработке непринуждённой манеры пения, является активная свободная артикуляция. Гласные А и О можно произнести при разной форме рта (закреплённого положения для каждой гласной нет). Но всё же в артикулировании отдельных гласных есть что-то специфическое. Гласный У – глубокий, губы – мягкие, расслабленные – вытянуть вперёд дудочкой, но при этом оттянуть вниз подбородок, увеличив ротовое отверстие. Гласный О лучше всего образуется из самого У, только надо ещё ниже опустить подбородок («открыть рот широко вниз»). На А представить, что рот широко открывается вверх, хотя верхняя челюсть на самом деле неподвижна. В этом случае А получится светлым и радостным. Гласные И и Е петь как можно тише на начальном этапе. Е приближен к И». Необходимо научить вокалиста правильно открывать рот и артикулировать каждую гласную. Для этого можно использовать упражнения, в которых чередуются гласные. В этих упражнениях они представлены без согласных и систематизированы от простейших произношений к сложным. Ведь именно гласный звук открывает нам все вокальные возможности голоса исполнителя. Во врем исполнения необходимо добиваться единой манеры их звучания, слитности, неизменной ровности при переходе одной гласной в другую, округлённости.
Гласных в русском языке 6 основных («и», «ы», «э», «а», «о», «у») и 4 йотированные («е», «е», «я», «ю») – это сложные гласные, в которых звучит сразу два звука. Гласный «И» самый звонкий, создаёт активную атаку звука. «Ы» - самый неудобный вокально звук. Чтобы не создать напряжения в корне языка и избежать зажима гортани – его следует петь приближённо к звуку «и». Звук «Э» - также не самый удобный, но не для всех. Он так же помогает формировать активную атаку звука и голос у некоторых исполнителей на этом звуке также может звучать лучше. «А» - петь его легко, свободно, легко сделать округлым, поможет раскрыть всю красоту тембра голоса. При произношении гласного «О» можно ощутить зевок, снять зажимы в области рта и глотки. Гласный «У» активизирует упругость губ и голосовых складок, помогает исправить плоское звучание голоса. Пение йотированных гласных также целесообразно, но внимание следует сосредоточить на втором звуке, например, звук «Я» - быстрый «й» и длинный «а».
Гласные в академическом пении округлые и не чистые по произношению:
Гласный «А» - исполняем как звук «О»;
Гласный «У» - как «О»;
Гласный «Е» - как «Э»;
Гласный «И» - приближённо к «Ы».
На начальном этапе для развития дикции очень полезно читать вслух небольшие стишки, контролируя артикуляционный аппарат перед зеркалом, сопровождая их движениями, подключая эмоциональную оставляющую.
Дабы не потерялась ровность и кантилена звучания необходимо стремиться к слитности согласного звука с гласным, в процессе пения быстро его присоединять к последующей гласной. Особое внимание следует уделять исполнению произведения по фразам, не допускать деления каждого слова на слоги. Особое внимание необходимо уделять согласным, стоящим в конце слова, заключающего фразу. Нередко неопытные исполнители «съедают» его. Часто не хватает дыхания в этих местах, певец ослабляет артикуляцию и значение слова не доходит до зрителя. Вокалиста надо сразу приучать к четкому произнесению согласных в конце слова.
Константин Сергеевич Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь".
Упражнения на артикуляцию и дикцию.
На первых уроках, учащихся необходимо ознакомить со строением голосового аппарата. Стоя перед зеркалом посмотреть на лицо, его естественное спокойное состояние, открыв рот исследовать ротовую полость: красивую форму рта, как лежит спокойно в нижней челюсти язык. Обращаем внимание на верхний маленький язычок, находящийся в своде над корнем языка, попробуем его подтянуть и освободить глотку. Сделать зевок и ощутить подвижное мягкое нёбо, перед мягким нёбом за верхними зубами рассмотреть твердое небо – ощупать его языком. Сделать круговые движения языком, сложить его в трубочку, облизать губы, быстро пошевелить им вправо и влево. Ощутить твёрдый кончик языка, постучать им о зубы, как будто бы говорим да-да-да, но без звука. Губы – пошлёпать ими, пошевелить, вытянуть в трубочку, растянуть в улыбке и т. д. Как вариант здесь можно придумать любой вид артикуляционной гимнастики для разогрева мышц лица – «Кривое зеркало».
1. Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки «опадают»);
2. Для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г;
3. Для активизации мышц губ надуть щеки, сбросить воздух резким хлопком через сжатые губы, энергично произнося: П-Б, П-Б, П-Б;
4. Упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью из стороны в сторону, почувствуйте свободу и расслабление от этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость;
5. Послушайте звучание своего голоса прочитав любое стихотворение или прозу с различной интонацией, в разных регистрах, в разном темпе. Желательно утрированно в качестве гимнастики для артикуляционного аппарата. Пусть учащийся сам даст себе оценку – своего психологического, эмоционального состояния, искренности, гармонии и т. д.
6. Для чёткого произношения согласных звуков внутри слога можно дополнительно проговаривать такие комбинации: вдохнув и задержав дыхание, на выдохе произнести следующие слоги:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ и т.д.
Следите, чтобы согласная звучала коротко и резко, а гласная – длинно.
Жа, жо, жу, жи, же
Ап, оп, уп, ып, эп
Ат, от, ут, ыт, эт, ас
Ос, ус, ыс, эс
Аш, ош, уш, ыш, эш
Они проговариваются сначала медленно, а затем постепенно все быстрее и быстрее:
Би, Бэ, Ба, Бы, Бу; Ба-ба-ба-ба-бап;
Би-би-би-би-бип; Бы-бы-бы-бы-бып;
Бэ-бэ-бэ-бэ-бэп; Бу-бу-бу-бу-буп;
Пи, Пэ, ПА, Пы, Пу; Па-па-па-па-паб;
Пи-пи-пи-пи-пиб; Пы-пы-пы-пы-пыб;
Пэ-пэ-пэ-пэ-пэб; Пу-пу-пу-пу-пуб.
Обратите внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие - не уставать, а в работе с артикуляционными органами - повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат. Простое рассматривание процессов в зеркале дает информацию для памяти и воображения. Очень часто бывает так, что само слово "упражнение" вызывает у человека зажатие, неверный психологический настрой, особенно у начинающих. Однако слово "упражнение" должно вызывать рабочее, активное состояние, подключать воображение и этому надо учиться.
7. Скороговорки – их очень полезно использовать для тренировки органов речи, так как они построены на чередовании согласных звуков сложных для произношения. Читать их следует в медленном темпе, ускоряя лишь по мере успешного прочтения. Следить за ритмичностью, чёткой дикцией, упругостью губ, активной артикуляцией.
- «Т»: От топота копыт пыль по полю летит;
- Три сороки тараторки тараторили на горке;
- Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа;
- Ткет ткач ткани на платье Тане;
- «Р»: На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора;
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу;
- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап;
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет;
- «Ш», «С»: Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
- Шит колпак не по-колпапаковски, надо колпак переколпаковать – перевыколпаковать;
- Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи;
- Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок;
- Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб;
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Кто хочет выговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно
Чтоб было всем понятно и т.д.
Акцентировать внимание следует на том, что четкость произношения касается не фразы, не слова, а каждой буквы. И проговаривать их надо не так как они пишутся, а как произносятся. Темпы можно варьировать, а также говорить их в разном настроении: с радостью, обиженно, с удивлением, гневом, восторгом и т. д.
Полезно соединять произнесение скороговорок с вокальным интонированием (примеры). Пропевать желательно в удобном регистре, в примарном диапазоне.
Такие же упражнения можно проговаривать со звуками «З», «С»:
- В саду у Дуси утки и гуси.
- Саня сено косит, а Соня сено носит.
- Зоя зайкина хозяйка, только Зайка тот зазнайка.
- В зоопарке обезъяны, змеи, зубры и фазаны.
В сочетании согласных «Г» и «Д» губы не участвуют. Кончик языка ударяется о верхние передние зубы:
1. Гд-гд-гд-гд…
2. Ги-гэ-га-ги-гу.
3. Дуг-диг-даг-диг-дуг-диг-даг-диг-дуууг (в качестве распевки).
Все эти упражнения очень помогают в выработке чёткой дикции и формированию длительного дыхания.
- Распевание. 10-15 минутного распевания обычно достаточно чтоб разогреть и подготовить певческий аппарат к активной работе на уроке. Конечно, распевание решает не только дикционные или артикуляционные задачи, но и вопросы дыхания, расширения певческого диапазона, опоры дыхания и различных приёмов звуковедения.
Распевки и упражнения могут быть различными, как правило это:
- «моторная лодка» по звукам квинты вверх и вниз;
- пение на одном звуке:
БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ; ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ и т.д.
- на двух и трех звуках «Лё-о»:
- Бэ-ля-ро-за: по трезвучию;
- Ми-и-я-а-а: вверх на легато, вниз на стаккато.
- Упражнение на развитие дикции и артикуляции: до, до-ре-до…соль-до.
- Гамма на одном дыхании, легато или стаккато, динамика.
- Выравнивание гласных:
- Смена штрихов:
- Сглаживание регистров:
- правильное чёткое своевременное формирование гласной губами и ровный по плотности поток воздуха:
- данное упражнение в медленном темпе позволит выработать кантилену, в быстром – подвижность. Следует исполнять в единой вокальной певческой позиции:
- пение вокализов Ф. Абта.
Заключение.
Работа с артикуляцией – это отдельный пласт работы вокалиста. И понадобится не один день тренировок, чтобы появились улучшения. Зато вы будете счастливы, когда увидите первые результаты – голос зазвучит иначе, обогатится новыми красками, а художественное слово станет выразительнее, что позволит певцу создать целостный живой образ. В комплексе с работой над звуком, текстом и образом благодаря этому создается настоящее вокальное искусство.
Артисту необходимо всё время учиться и воспитывать в себе такие качества, как смелость, уверенность, целеустремлённость, самодисциплина, воля, требовательность к себе и стабильность настроения. Не забывать слушать своих педагогов, верить в себя и мечту.
Список использованной литературы.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – Москва.: институт психологии РАН, 2008. – 351 с.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. — 6-е изд., стер. – СПб. – Москва – Краснодар: Лань, 2007. – 189 с.
- Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально – артикуляционных навыков у учащихся младших классов. - Москва, 1983. - 223 с. + Прил. (289 с.: ил.)
- Науменко Г. Книга за книгой. Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки. - Санкт-Петербург: 1989г.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – Москва, изд. «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.
- http://nova56.ru/highschool/vocart
- Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005. https://ua1lib.org/book/3044241/0e8f65?regionChanged=&redirect=184652693