Презентация.Иоган Себастьян Бах. Органное творчество.
В презентации представлены сведения о творчестве композитора И.В.Баха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bah.organnoe_tvorchestvo.pptx | 1.86 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орган – любимый инструмент Баха, постоянный спутник его жизни С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. Еще ребенком, в родном Эйзенахе , он слушал игру на органе своего дяди, а затем, в Ордруфе – брата. В Арнштадте Бах сам начинает работать органистом, и несомненно, уже там пробует сочинять для органа, хотя его хоральные обработки, смущавшие арнштадтских прихожан своей необычностью, и не дошли до нас. В должности органиста композитор служил и в Веймаре, где полностью сформировался его самобытный органный стиль. Как известно, именно на Веймарские годы приходится исключительная активность в области баховского органного творчества – создано большинство органных сочинений: Токката и фуга d- moll , Токката, adagio и фуга C- dur , Прелюдия и фуга a- moll , Фантазия и фуга g- moll , Пассакалия c- moll и многие другие.
Основные черты органного стиля В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность . Подобный стиль требовал развернутых форм, виртуозности. Органные произведения подобны монументальной (фресковой) живописи, где всё подано крупным планом.
В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности: хоральные прелюдии , как преимущественно небольшие композиции; «малые» полифонические циклы , как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги. Бах написал более 150 хоральных прелюдий, большинство из которых заключено в 4-х сборниках. Особое место среди них занимает «Органная книжечка» – самый ранний (1714–1716), состоящий из 45 обработок. Позднее появился сборник «Клавирные упражнения», включающий 21 обработку, некоторые из которых рассчитаны на органное исполнение. Следующее собрание – из 6-ти пьес – известно под названием « шюблеровских хоралов» (по имени издателя и органиста Шюблера , ученика Баха). Последний сборник хоральных обработок – «18 хоралов» – композитор подготовил к печати незадолго до смерти. При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют: небольшие масштабы; господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами ; камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство; широкое использование полифонических приемов. Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.
Прелюдия Es-dur («Проснитесь, голос нас сзывает») Ее музыка носит величаво–спокойный, просветленный характер, развивается плавно и неторопливо. Тема хорала довольно однообразна в ритмическом и мелодическом отношении. Она основана на движении по устойчивым ступеням лада с многократными повторениями одного звука. Однако Бах начинает свою прелюдию не с хоральной мелодии, а с собственной темы – более напевной, гибкой и подвижной, и вместе с тем родственной хоралу.
Спасибо за внимание!!!