Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. Фортепиано
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани «Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО
Нягань 2024 г.
Составитель:
И.Н.Петрова, преподаватель высшей категории МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»
Рецензент:
С.П.Саяфарова, директор, преподаватель высшей категории МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» составлена на основе «Примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.03. Фортепиано», разработанной О.А. Дмитриевой, Т.В. Казаковой, под редакцией И.Е. Домогацкой (Москва, 2012г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» имеет большое значение в процессе воспитания музыканта. Кроме усвоения базовых знаний в области музыкального искусства и развития исполнительских умений у обучающихся, учебный предмет ориентирован на повышение художественного вкуса детей, формированию у них эстетической и духовно-нравственной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки обучающихся-инструменталистов. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет исполнительские умения юных музыкантов, обучающихся по предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», т.к. осваиваются новые исполнительские навыки, приемы игры на инструменте фортепиано.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения музыкально-теоретических дисциплин, таких как сольфеджио и т.д., поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся народного отдела и оркестрового отдела духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом. Исполнительские навыки, освоенные на уроке «Фортепиано», позволяют обучающимся лучше ориентироваться за инструментом, понимать строение интервалов, звукорядов и пр., развивать гармонический слух.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с лучшими образцами мировой музыкальной культуры.
2. Срок реализации учебного предмета
Рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» составляет 5 лет (с 4 по 8 класс), для 5-летнего обучения – 4 года (со 2 по 5 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» для обучающихся народного и оркестрового (духовые и ударные инструменты) отделов, осваивающих 5-летнюю ДПОП, по учебному плану предлагается 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю.
На освоение учебной дисциплины «Фортепиано» по 8-летнему сроку обучения в течение 4 лет предоставляется 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю.
Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут, 0,5 часа соответствует 20 минутам.
Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 2 часу в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Народные инструменты (8 лет) | Народные инструменты (5 лет) | Духовые и ударные инструменты (8 лет) | Духовые и ударные инструменты (5 лет) | |
Срок обучения | 5 лет | 4 года | 5 лет | 4 года |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 429 | 346,5 | 429 | 346,5 |
Количество часов на аудиторные занятия | 99 | 82,5 | 99 | 82,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 330 | 264 | 330 | 264 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная. Индивидуальная форма обучения имеет ряд преимуществ, главными из которых являются учет преподавателем индивидуальных особенностей обучающегося (эмоционально-психологических особенностей, музыкально-творческих способностей) и применение педагогических методов и приемов в соответствии с познавательными особенностями, уровнем общего развития обучающегося. Индивидуальная форма обучения позволяет адаптировать содержание учебного материала под каждого обучающегося, предоставляя ему право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования – смысла, целей, задач, темпа обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
В учебном процессе обучающийся имеет возможность выбирать образовательные компоненты из предлагаемого набора и создавать собственные элементы своей образовательной траектории. Это позволяет воспитывать творческую личность, способную к осознанию себя и претворению своих идей, интересов в творческом самовыражении.
- 5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель: развития музыкально-творческих способностей обучающегося, становление творческой личности на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
Образовательные:
- освоение музыкальной грамоты, особенностей написания музыкального текста для инструмента фортепиано, усвоение условных обозначений;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
Развивающие:
- овладение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов – non legato, legato, staccato;
- овладение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- формирование творческой личности посредством различной музыкально-творческой деятельности (сольное исполнение, игра в ансамбле, подбор и гармонизация мелодий и пр.)
Воспитательные:
- поддержание и стимулирование у обучающегося интереса к музыке посредством исполнения произведений композиторов различных эпох, знакомства с музыкальными произведениями различных жанров;
- формирование личностных качеств у обучающегося: трудолюбия, усердия;
- повышение общей культуры обучающегося: расширение музыкального кругозора, развитие эстетических чувств, формирование духовно-нравственных основ.
- 6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- 7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- объяснительно-иллюстративный (разбор текста музыкального произведения);
- наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
- эвристический (подбор необходимых красок звучания, штрихов и т.д.);
- практический (выполнение технических упражнений, чтение с листа, исполнение музыкальных произведений);
- положительный настрой перед выходом на сцену.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальный инструмент должны быть настроен.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО»
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 8-летнее обучение (духовые и ударные, народные инструменты) | - | - | - | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
5-летнее обучение (духовые и ударные, народные инструменты) | - | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 8-летнее обучение (духовые и ударные, народные инструменты) | - | - | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
5-летнее обучение (духовые и ударные, народные инструменты) (отдел духовых и ударных инструментов) | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) | 8-летнее обучение (духовые и ударные, народные инструменты) | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5-летнее обучение (духовые и ударные, народные инструменты) | - | 2 | 2 | 2 | 2 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармонии, театра, концертных выступлений и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2. Требования по годам обучения
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для обучающихся оркестрового отдела (духовые и ударные инструменты) и народного отдела рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.
Первый год обучения соответствует:
4 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 8-летнему сроку обучения,
2 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 5-летнему сроку обучения.
Второй год обучения соответствует:
5 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 8-летнему сроку обучения,
3 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 5-летнему сроку обучения.
Третий год обучения соответствует:
6 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 8-летнему сроку обучения,
4 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 5-летнему сроку обучения.
Четвертый год обучения соответствует:
7 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 8-летнему сроку обучения,
5 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 5-летнему сроку обучения.
Пятый год обучения соответствует:
8 классу для обучающихся оркестрового и народного отделов, занимающихся по 8-летнему сроку обучения.
Первый год обучения
Знакомство с инструментом фортепиано: устройство инструмента, названия составных частей, особенности ухода за инструментом, разновидности фортепиано, регистры инструмента, названия октав, местоположение нот на инструменте и т.д.
Знакомство с основными приемами игры, штрихами non legato, legato, staccato.
Усвоение музыкальной терминологии: определений темпа и характера исполнения на итальянском языке.
Ознакомление с нотной грамотой, длительностями, особенностями написания музыкального произведения на нотном стане и т.д.
Введение творческих видов деятельности: подбор по слуху музыкальных попевок, песенок; подбор аккомпанемента (басового голоса); импровизация и т.д.
Работа над упражнениями на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
В течение года обучающиеся должны освоить 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1-3 четвертях по результатам текущего контроля, в 4 четверти проводится промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой. На зачете исполняются два разнохарактерных произведения (в том числе ансамблевые пьесы).
Примерные репертуарные списки
Пьесы
Гедике А. Танец
Гречанинов А. В разлуке
Кабалевский Д. Маленькая полька
Кореневская И. Дождик
Крутицкий М. Зима
Любарский Ю. Курочка
Майкапар А. Пастушок
Моцарт В. Менуэт фа мажор
Старокадомский М. Веселые путешественники
Филипп Н. Колыбельная
Этюды
Гнесина Е. Фортепианная азбука
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65
Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: Этюды
Ансамблевые пьесы
Витлин В. Детская песенка
Гречанинов А. На зеленом лугу
Кабалевский Д. Наш край
Калинников В. Киска
Королькова И. Крохе-музыканту, ч. I, II (по выбору)
Красев М. Елочка
Моцарт В. Тема вариаций
Польская н.п. Висла
Прокофьев С. Болтунья
Примеры программ к зачету
Вариант 1
М.Крутицкий «Зима»
В.Витлин «Детская песенка»
Вариант 2
И.Кореневская «Дождик»
Польская н.п. «Висла»
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
За год учащийся должен изучить: гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву; 4 этюда; 4 разнохарактерные пьесы; 2-3 произведения полифонического стиля; 1-2 ансамбля.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, в 4 четверти проводится промежуточная аттестация в виде зачета. На зачете исполняются два разнохарактерных произведения.
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
За год учащийся должен изучить: гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву; 4 этюда; 4 разнохарактерные пьесы; 2-3 произведения полифонического стиля; 1-2 ансамбля.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1, 2 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, в 4 четверти проводится промежуточная аттестация в виде зачета. На зачете исполняются два разнохарактерных произведения.
Примерные репертуарные списки
Пьесы (в том числе полифонического склада)
Арман Ж. Пьеса ля минор
Аглинцова Е. Русская песня
Гедике А. Ригодон
Кригер И. Менуэт
Майкапар С. Соч.28 «Бирюльки»
Моцарт Л. Волынка, Бурре, Менуэт
Сароян С. Кукле
Степаненко М. Обидели
Украинская н.п. Ой, лопнув обруч
Чайковский П. соч.39 «Детский альбом»: Старинная французская песенка
Этюды
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65
Черни К.- Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева: Этюды
Ансамблевые пьесы
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Гайдн Й. Менуэт Соль мажор
Глинка М. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
Глинка М. Полька
Глинка М. Танец из оперы «Иван Сусанин»
Гречанинов А. На зеленом лугу
Грузинская н.п. Сулико
Примеры программ к зачету
Вариант 1
С.Сароян «Кукле»
А.Гречанинов «На зеленом лугу»
Вариант 2
М.Степаненко «Обидели»
Украинская н.п. «Ой, лопнув обруч»
Третий год обучения
Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа, а также необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.
За год учащийся должен освоить: гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы; 4 этюда; 4 разнохарактерные пьесы; 2 полифонических произведения; 1 часть произведения крупной формы; 1-2 ансамбля.
Примерные репертуарные списки
Пьесы (в том числе полифонического склада)
Арман Ж. Пьеса ля минор
Аглинцова Е. Русская песня
Бах И.С. Полонез соль минор, Бурре
Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, Осенью в лесу
Гайдн Й. Анданте Соль мажор
Гедике А. Ригодон
Гедике А. Русская песня, соч. 36
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12
Кригер И. Менуэт
Курочкин Д. Пьеса
Левидова Д. Пьеса
Моцарт Л. Волынка, Бурре, Менуэт
Телеман Г.Ф. Гавот
Шостакович Д. Марш
Штейбельт Д. Адажио
Чайковский П. Мой Лизочек, В церкви
Крупная форма
Беркович И. Сонатина До мажор
Ванхаль Я. Сонатина До мажор
Вилтон В. Сонатина До мажор
Этюды
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Шитте Л. Соч. 108 №№ 1,3,5,7
Ансамблевые пьесы
Королькова И. Туман, Считалка, Сказочный сон
Литовко Ю. Марш синьора Помидора
Моцарт В. Менуэт До мажор
Польская н.п. Розочка, перелож. Руббаха А.
Прокофьев С. Петя (отрывок из симф. сказки «Петя и Волк»)
Прокофьев С. Сцена из балета «Ромео и Джульетта»
Чайковский П.И. Марш деревянных солдатиков
Чайковского П. Немецкая песня, перелож. Руббаха А.
Чайковский П. Осень
Примеры программ к зачету
Вариант 1
И.Кригер «Менуэт»
Д.Шостакович «Марш»
Вариант 2
Д.Штейбельт «Адажио»
Ю.Литовко «Марш синьора Помидора»
Четвертый год обучения
В целом, требования совпадают с 3 классом, но с учетом усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжение формирования навыков чтения с листа.
За год учащийся должен освоить: гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы; 4-5 этюдов; 2-3 пьесы; 2 полифонических произведения; 1 часть крупной формы; 1-2 ансамбля.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: До мажор, ре минор,
Фа мажор
Бах И.С. Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бём Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г. Ария
Пёрселл Г. Сарабанда
Чюрленис М. Фугетта
Пьесы
Александров А. Новогодняя полька
Гедике А. Русская песня
Гайдн Й. Анданте
Гречанинов А. На лужайке, Вальс
Григ Э. Вальс ми минор
Дварионас Б. Прелюдия
Майкапар С. Соч.28 «Бирюльки»: Маленькие новеллетты,
Листок из альбома
Прокофьев С. Соч.65. Сказочка, Утро, Прогулка
Свиридов Г. Ласковая просьба
Сигмейстер Э. Блюз
Тюрк Д.Г. Песенка
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник
Крупная форма
Беркович И. Сонатина До мажор
Ванхаль Я. Сонатина До мажор
Вилтон В. Сонатина До мажор
Диабелли А. Сонатина До мажор
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15
Лемуан А. Соч. 37 №№ 1,2
Черни К.- Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19
Ансамблевые пьесы
Бетховен Л. Афинские развалины
Векерлен Ж.Б. Пастораль
Моцарт В. Ария Папагено
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Шуберт Ф. Немецкий танец
Чайковский П. Танец феи Драже
Чайковский П. Утреннее размышление
Примеры программ к зачету
Вариант 1
А.Диабелли «Сонатина»
С.Майкапар «Песенка»
Вариант 2
Ф.Э.Бах «Маленькая фантазия»
А.Гречанинов «Вальс»
Пятый год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.
Годовые требования: мажорные гаммы от черных клавиш, к ним -аккорды и арпеджио на 2 октавы; 4-5 этюдов; 2-4 разнохарактерные пьесы; 2 полифонических произведения; 1-2 части крупной формы; 1-2 ансамбля или аккомпанемента.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж. Фугетта
Бах И.С. Маленькие прелюдии до минор, ми минор
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;
Бах Ф.Э. Анданте
Гедике А. Инвенция ре минор
Гендель Г. Три менуэта
Кирнбергер И.Ф. Сарабанда
Корелли А. Сарабанда
Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор
Рамо Ж. Менуэт в форме рондо
Скарлатти Д. Ария ре минор
Циполи Д. Фугетта
Пьесы
Алябьев А. Пьеса соль минор
Гедике А. Скерцо
Дварионас Б. Прелюдия
Кабалевский Д. Токкатина
Кюи Ц. Испанские марионетки
Лядов А. Колыбельная
Майкапар С. Соч.28 «Бирюльки»: пьесы на выбор
Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор
Мясковский Н. Беззаботная песенка
Николаева Т. Детский альбом: Сказочка
Питерсон О. Зимний блюз
Роули А. Акробаты
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Соч.39 «Детский альбом»: Болезнь куклы, Полька,
Немецкая песенка, Сладкая греза, Песня жаворонка
Шуман Р. Соч. 68 Марш, Смелый наездник, Дед Мороз,
Веселый крестьянин, возвращающийся с работы
Крупная форма
Андрэ А. Сонатина Соль мажор
Бенда Я. Сонатина ля минор
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.
Беркович И. Сонатина До мажор
Ванхаль Я. Сонатина До мажор
Вебер К. Сонатина До мажор
Дамкомб В. Сонатина До мажор 1 и 3 части
Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор
Кулау А. Сонатина № 4
Моцарт В. Легкие вариации
Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор
Этюды
Гедике А. Этюды
Геллер С. Этюды
Гурлит К. Этюды
Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20
Лешгорн А. Соч. 65
Черни К.-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35
Шитте Л. Соч.160: №10,14,15,18
Ансамблевые пьесы
Беркович И. Соч. 90: Фортепианные ансамбли
Бетховен Л. Немецкие танцы
Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки
Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6
Шмитц М. Веселый разговор
Примеры программ к зачету
Вариант 1
Я.Бенда «Сонатина» ля минор
Д.Тюрк «Песенка»
Вариант 2
Д.Циполи «Фугетта»
А.Лядов «Колыбельная»
Шестой год обучения (8 класс)
В целом, требования совпадают с пятым годом обучения. Учащиеся как можно чаще должны привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.
Годовые требования: мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками; 4-5 этюдов; 2-3 пьесы; 2 полифонических произведения; 1-2 части крупной формы; 1-2 ансамбля или аккомпанемента.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор, Фа мажор
Бах И.С. Менуэты Соль мажор, до минор
Гедике А. Соч. 60: Инвенция, Прелюдия ля минор
Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Фугетта
Маттезон И. Ария, Менуэт
Моцарт В. Контрданс
Павлюченко С. Фугетта ми минор
Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта
Рамо Ж. Менуэт
Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4
Пьесы
Бетховен Л. Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор
Гречанинов А. Соч. 123: Грустная песенка
Григ Э. Соч. 12: Родная песня, Песня сторожа
Косенко В. Соч. 15: Вальс, Пастораль
Майкапар С. Соч. 8: Мелодия, Соч. 28: Колыбельная
Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7
Парцхаладзе М. Осень, Танец, Колокольчики
Прокофьев С. Соч. 65: Сказочка, Дождь и радуга, Вечер
Слонов Ю. Скерцино
Чайковский П. Соч.39 «Детский альбом»: Новая кукла, Полька, Вальс
Шопен Ф. Кантабиле
Шуман Р. Соч. 68 «Альбом для юношества»: Сицилийская песенка
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч.
Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46
Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151
Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27
Кулау Ф. Сонатина До мажор, соч.55 №3: 1, 2 ч.
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.
Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор
Этюды
Беренс Г. Соч.100 №4
Гедике А. Соч. 58 №№ 13,18,20
Геллер С. Соч.47 №12,13
Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8
Лемуан А. Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39
Черни К.-Гермер 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42, 43
Шитте Л. Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9
Ансамблевые пьесы
Беркович И. Скерцо
Дога Е. Вальс
Мартини Дж. Гавот
Шуберт Ф. Два вальса Ля-бемоль мажор
Шуберт Ф. Лендлер
Чайковский П. Не бушуйте, ветры буйные
Примеры программ итогового зачета для обучающихся
Вариант 1
Д.Чимароза «Сонатина» ре минор
Э.Григ «Песнь сторожа»
Вариант 2
Ф.Кулау «Сонатина» соч.55 №3: 2 ч.
Ф.Мендельсон «Песня без слов №7»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
- знания музыкальной терминологии;
- умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
- умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
- умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
- навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
- навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
- навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения обучающегося, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного обучающегося.
В зависимости от желания педагога и способностей обучающегося репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время обучающегося, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).
В работе с обучающими используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и обучающегося над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения обучающимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности обучающегося и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с обучающимся включает:
решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования- составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.
Часто необходим показ – игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.
2. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы обучающимися оркестрового и народного отделов по предмету «Фортепиано» с учетом сложившихся педагогических традиций – 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у обучающегося музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., 2003
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И.Беркович. Киев, 1964
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. М., 1991
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М., 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но. М., 2010
Беренс Г. Этюды. М., 2005
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М., 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., 1987
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб, 2005
Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих. М., 1987
Лещинская И. Малыш за роялем. М., 1994
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. СПб, 1994
Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
Милич Б. Фортепиано 4, 5, 6 кл. Кифара, 2001
Музицирование для детей и взрослых, вып.2, издание 4. Сост. К.Сорокина М., 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А.Руббах. М., 1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова. М., 1973
Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но/Учебно-
метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д., 2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Горошко. Ростов н/Д., 2007
Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-3. М., 1993
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. М., 1988
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ. М., 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ. М., 1989
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ. М., 1983
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М., 2006
Черни К.- Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р. Альбом для юношества. М., 2011
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М., 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II; Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М., 1967
2. Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978
Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
Голубовская Н. Искусство педализации. Л.,1974
Гофман И. Фортепианная игра.
Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,1961
Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техника. М.,1966
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
Савшинский С. Пианист и его работа. М., 2002
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926