Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. Концертмейстерский класс

Петрова Ирина Николаевна

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pp_konts.klass_.doc181 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.03. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

                 

                                             

Нягань 2024

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению и реализации

на методическом совете

МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»

Протокол от «  »__________2024г.  №__

«Утверждаю»

Директор МАОУК ДО

г. Нягани «ДШИ»

___________    С.П.Саяфарова

«   » ______________2024г.

Составитель:

И.Н.Петрова, преподаватель высшей квалификационной категории МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»

Рецензент:

Н.Е.Шумкова, преподаватель высшей квалификационной категории, член методического совета МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»

                                                                                                                                                       

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета        

- Сведения о затратах учебного времени

- Годовые требования по классам

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса        

- Методические рекомендации педагогическим работникам

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

         - Сборники вокального репертуара

         - Сборники инструментального репертуара

         - Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль учебного предмета «Концертмейстерский класс» в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» составлена на основе «Примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.03. Концертмейстерский класс», разработанной Т.В. Казаковой, О.Е. Мечетиной (Москва, 2012 г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, также на приобретение новых исполнительских навыков, расширение репертуарных рамок, навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы «Фортепиано» федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс», которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

2. Срок реализации учебного предмета

«Концертмейстерский класс»

Срок реализации данной программы по 8-летнему учебному плану составляет два года: 7 и 8 класс.

3. Объем учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс»:

Таблица 1

Виды учебной нагрузки

7 - 8 класс

Количество часов (общее на 2 года)

Максимальная нагрузка

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

66 часов

(из расчета 1 час в неделю)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

66 часа

(из расчета 1 час в неделю)

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных занятий индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.

Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.

В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • формирование навыков совместного творчества учащихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
  • развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
  • умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
  • умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
  • приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и инструментального (строение инструмента, настройка, тембровая окраска, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;
  • формирование навыков работы над звуковым балансом в процессе исполнения произведения с солистом;
  • приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;
  • приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие);
  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

8. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету «Концертмейстерский класс» должны иметь площадь не менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 8 лет

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

-

-

-

-

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

-

-

-

-

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения)

66

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю)

-

-

-

-

-

-

1

1

Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения)

66

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

132

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Годовые требования по классам

«Концертмейстерский класс» начинается с изучения наиболее простого вокального или инструментального репертуара. Изучение предмета «Концертмейстерский класс» может быть аккомпанемент в классе скрипки, флейты, домры и др.

7 класс (1 час в неделю)

Знакомство с новым предметом – вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.

Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.

Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.

Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.

Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте.

Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.

Так же предмет «Концертмейстерский класс» может проводиться в классе скрипки, флейты, домры и др. Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов, студенты или преподаватели образовательного учреждения.

В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.

Процесс последовательного освоения музыкального материала с инструменталистами включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.

В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 2-х произведений и регулярно читать с листа в классе и дома.

В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 пьесы на зачете или концерте.

Примерный рекомендуемый вокальный

репертуарный список для учащихся 7 класса:

Алябьев A. «Соловей», «Два ворона», «И я выйду ль на крылечко»

Балакирев M. «Взошел на небо», «Слышу ли голос твой»

Бетховен Л. «Тоска разлуки», «Воспоминание», «Люблю тебя», «К надежде»

Бородин A. «Песня темного леса», «Фальшивая нота»

Брамс И. «Колыбельная», «Кузнец»

Варламов A. «Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Красный    сарафан», «На заре ты ее не буди», «Напоминание»

Векерлен Ж.Б. «Ах, зачем я не лужайка!»

Вивальди А. «Ужели перестанет любить моя душа?», «В бурю не жду покоя», «Слёзы в сердце тая»

Гладков Г. «Край, в котором ты живешь», «Дождь идёт по улице», «Песенка друзей», «Синяя вода»

Глинка M. «Бедный певец», «Как сладко с тобою мне быть», «Мери», «Скажи, зачем», «Сомнение», «Я здесь, Инезилья», «Я люблю, ты мне твердила», «В крови горит огонь желания»

Григ Э. «В челне», «Лебедь», «Люблю тебя», «Первая встреча», «Песня Сольвейг», «Розы», «Сердце поэта»

Гурилев A. «И скучно, и грустно», «Матушка-голубушка», «Однозвучно гремит колокольчик», «Она миленькая», «Отгадай моя родная», «Разлука», «Домик-крошечка», «Сарафанчик»

Даргомыжский A. «Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Не скажу никому», «Я вас любил», «Привет», «Оделась туманом»

Кабалевский Д. «Наш край», «Песенка умного крокодила»

Каччини Д. «Ave Maria», «Амариллис»

Крылатов Е. «Кабы не было зимы», «Колыбельная медведицы», «Крылатые качели», «Песенка Деда Мороза», «Песенка о лете»

Мендельсон Ф. «Весенняя песня»

Моцарт В. «Волшебник», «Вы, птички, каждый год», «Мой тяжек путь»

Римский-Корсаков H. «Восточный романс», «Ha холмах Грузии», «Не ветер, вея с высоты», «Октава», «О чем в тиши ночей», «Эхо»

Рубинштейн A. «Клубится волною», «Певец»

Савельев Б. «Если добрый ты», «Неприятность эту мы переживем», «Настоящий друг», «Песенка Леопольда»

Сен-Санс К. «Ave Maria»

Хренников T. «Зимняя дорога», «Колыбельная Светланы», «Песня о Москве»

Чайковский П. Из песен для детей: «Весна», «Мой садик», «Детская песенка», «Ни слова, о друг мой», «Нам звезды кроткие сияли»

Шаинский В. «Антошка», «Веселая карусель», «Голубой вагон», «Крейсер Аврора», «Песенка про кузнечика», «Улыбка», «Чебурашка», «Чунга-Чанга»

Шопен Ф. «Желание», «Колечко»

Шуберт Ф. «Юноша у ручья», «К музыке», «Блаженство», «Полевая розочка»

Шуман Р. Альбом для юношества: «Подснежник», «Совёнок», «Приход весны»

Примерный рекомендуемый инструментальный

репертуарный список для учащихся 7 класса:

Бах И. С. «Ария»

Бетховен Л. «Менуэт», «Сурок»

Боккерини Л. «Менуэт»

Бом К. «Непрерывное движение»

Варламов А. «Что ты рано, травушка»

Вераччини Ф. «Largo»

Вивальди А. «Адажио»

Гисслер-Хаазе Б. «Волшебная флейта»

Глинка М. Ноктюрн «Разлука», «Полька»

Дженкинсон Э. «Танец»

Должиков Ю. «Детская сюита»

Копылов А. «Песенка»

Латвийский народный танец «Рыбачок» обр. Фурмина С.

Майкапар С. «В садике»

Моцарт В.А. «Колыбельная песня»

Пономаренко Г. «Отговорила роща золотая»

Прокофьев С. «Песня без слов», «Марш»

Раков Н. «Вокализ»

Русская народная песня «Позарастали стёжки-дорожки». Обр. Лобова В.

  Русская народная песня «У ворот, ворот». Обр. Трояновского.

Русская народная песня «Ты раздолье мое». Обр. Василенко

Швейцарская народная песня «Кукушка». Обр. Лобова В.

Шопен Ф. «Прелюдия»

Шостакович Д. «Хороший день»

Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:

Булахов Г. «He пробуждай воспоминаний»

Варламов A. «Ha заре ты ее не буди», «Напоминание»

Векерлен Ж.Б. «Ах, зачем я не лужайка!»

Вивальди А. «Адажио»

Гладков Г. «Дождь идет по улице», «Песня друзей», «Синяя вода»

Глинка M. «Признание», «Как сладко с тобою мне быть»

Гурилев A. «Матушка-голубушка», «И скучно, и грустно»

Даргомыжский A. «Мне грустно», «Я вас любил», «Привет», «Старина», «Не скажу никому», «Как часто слушанию», «Вертоград»

Должиков Ю. «Детская сюита»

Кабалевский Д. «Наш край»

Каччини Д. «Ave Maria»

Прокофьев С. «Песня без слов», «Марш»

Раков Н. «Вокализ»

Шопен Ф. «Прелюдия»

Чайковский П. «Мой садик», «Детская песенка»

Во 2 полугодии следует пройти в классе 2-3 произведения. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.

Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников, на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.

В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация, контрольный урок, на котором ученик должен исполнить 1-2 произведения в классном порядке.

Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:

Бом К. «Непрерывное движение»

Варламов A. «Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Красный сарафан»

Вебер К. «Хор охотников»

Вераччини Ф. «Largo»

Вивальди А. «В бурю не жду покоя», «Слёзы в сердце тая»

Глинка M. «B крови горит огонь желания», «Сомнение»

Гурилев A. «Домик крошечка», «Однозвучно гремит колокольчик», «Сарафанчик»

Дюбюк A. «Не брани меня, родная», «Не обмани»

Листов Н. «Я помню вальса звук прелестный»

Мендельсон Ф. «Весенняя песня»

Римский-Корсаков H. «Ha холмах Грузии»

Шопен Ф. «Прелюдия»

Шостакович Д. «Хороший день»

Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

Чайковский П. «Нам звезды кроткие сияли»

8 класс (1 час в неделю)

Продолжение предмета «Концертмейстерский класс» может быть аккомпанемент в классе скрипки, флейты, домры или остаться аккомпанементом с вокалистом. Объем часов рассчитан на одно полугодие. Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов, студенты или преподаватели образовательного учреждения.

Процесс последовательного освоения музыкального материала включает усложнение репертуара.

За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) минимум 2 произведения различного характера.

В конце 1 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация) – 1-2 произведения.

Во 2 полугодии следует пройти в классе 2-3 произведения. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.

Следует продолжать транспонировать легкие пьесы.

В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация, на котором ученик должен исполнить 2 произведения в классном порядке.

Примерный рекомендуемый инструментальный

 репертуарный список для учащихся 8 класса:

Бах В.Ф. «Весной»

Бах И.С. «Ария», «Сицилиана»

Бетховен Л. «Два народных танца», «Багатель»

Боккерини Л. «Менуэт»

Глинка M. «Мазурка», «Полька», «Чувство»

Глиэр Р. «Вальс»

Глюк K.B. «Веселый танец», «Мелодия» из оперы «Орфей»

Данкля Ш. «Вариации на тему Вейгля», «Вариации на тему Паччини»

Корелли А. «Ларго и Аллеманда»

Крейслер Ф. «Grave в стиле Баха»

Люлли Ж.Б. «Гавот»

Майкапар С. «Вечерняя песнь»

Массне Ж. «Размышление»

Моцарт B. «Вальс», «Менуэт»

Мясковский Н. «Мазурка»

Перголези Дж. «Ария» (обр. В. Бурмейстера), «Сицилиана»

Раков Н. «Вокализ», «Рассказ»

Рамо Ж. «Ригодон», «Тамбурин» (переложение Г. Дулова)

Римский-Корсаков Н. «Песня индийского гостя»

Свиридов Г. «Грустная песня», «Музыкальный момент»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Тартини Дж. «Сарабанда»

Телеман Г.Ф. «Бурре»

Чайковский П. «Вальс», «Мазурка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песня», «Шарманщик поёт»

Шостакович Д. «Весенний вальс» из к/ф «Мичурин», «Романс»

Штраус И. «Фантазии на тему Венских вальсов»

Шуман Р. «Грёзы»

Примерный рекомендуемый вокальный

 репертуарный список для учащихся 8 класса:

Алябьев А. «Соловей», «Я вижу образ твой»

Андреев В. «Грёзы», переложение Глуховой С.А.

Варламов А. «Горные вершины», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «На заре ты её не буди», «Ты не пой, душа-девица»

Глинка М. «Как сладко с тобою мне быть», «В крови горит огонь желания», «Северная звезда», «Венецианская ночь», «Не искушая меня без нужды», «Песня Маргариты» к драме «Фауст»

Гурилев А. «Домик-крошечка», «Сарафанчик», «Однозвучно гремит колокольчик»

Даргомыжский А. «Поцелуй», «Каюсь, дядя, черт попутал», «Я умер от счастья», «Как пришел мужик из-под горок», «Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Вертоград»

Дюбюк А. «Не брани меня, родная», «Не обмани»

Мендельсон Ф. «Весенняя песня»

Моцарт В. «Детские игры»

Моцарт В. «Тоска по весне»

Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»

Петербургский Г. «Синий платочек»

Римский-Корсаков Н. «На холмах Грузии»

Свиридов Г. «Вальс» из муз. иллюстраций к повести Пушкина «Метель», переложение Глуховой С.А.

Чайковский П. «Нам звезды кроткие сияли», «Сентиментальный вальс», переложение Глуховой С.А.

Шереметьев Б. «Я вас любил»

Эшпай А. «Москвичи»            

Примерный список произведений для зачета 8 класса:

Бах И.С. «Сицилиана»

Глюк K.B. «Мелодия» из оперы «Орфей»

Дакен Л.К. «Кукушка»

Корелли А. «Ларго и Аллеманда»

Массне Ж. «Размышление»

Мендельсон Ф. «Весенняя песня»

Мострас К. «Восточный танец»

Моцарт В. «Тоска по весне»

Мясковский Н. «Мазурка»

Поппер Д. «Прялка»

Римский-Корсаков Н. «На холмах Грузии»

Рис Ф. «Вечное движение»

Сен-Санс K. «Лебедь»

Чайковский П. «Мазурка», «Неаполитанская песенка»

Шостакович Д. «Романс»

Эшпай А. «Москвичи»      

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);
  • знание основных принципов аккомпанирования солисту;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
  • умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;
  • умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
  • навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
  • наличие первичного практического опыта репетиционной, концертной деятельности в качестве концертмейстера.

     IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, выступления на концертах.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебного предмета «Концертмейстерский класс» проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

2. Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачёт» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной работы по предмету «Концертмейстерский класс» является урок, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта. Кроме новых практических навыков, эта форма работы приносит большое эмоциональное удовлетворение учащемуся, расширяет рамки концертных выступлений.

Главной задачей первых уроков является осознание совместной работы: «я и солист – одно целое». Тщательное изучение партии солиста должно стать привычкой концертмейстера.

В первую очередь необходимо осмыслить форму произведения как единое целое. Ученик должен четко представлять структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные места. Важно обратить внимание на темповые изменения и характер музыки.

Фразировка является одним из средств музыкальной выразительности. Концертмейстер должен точно знать, где у солиста начинается фраза, где ее вершина и окончание. Пианист должен четко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии.

Применение педали в аккомпанементе обязательно, так как является дополнительным средством музыкальной выразительности. Только с помощью педали возможно решение большинства музыкальных задач по «раскрашиванию» звука, соединению далеко разбросанных голосов, скачкообразных ходов, гармонического баса и дополняющих его аккордов.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

2. Рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов Обвязанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах: темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И

МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сборники вокального репертуара

  1. Алябьев Романсы и песни. Т.2 Полное собрание: Для пения в сопровождении фортепиано – М., 1975
  2. Бекетова В. Песни радио, кино и телевидения 1982г. – М., 1983
  3. Березовская Э. Старинные русские романсы – М., 1978
  4. Булахов П. Избранные романсы – М., 1980
  5. Варламов A. Романсы и песни. Полное собрание, том 4 – М.,1976
  6. Вивальди А. Арии из опер. Ред. Городецкая М. – М., 1986
  7. Глинка M. Романсы и песни – М., 1978
  8. Гурилев A. Избранные романсы и песни – М., 1980
  9. Даргомыжский А. Романсы – М., 1971
  10. Денисенко А. Гори, гори, моя звезда. Сборник романсов вып.1 – Донецк, 2002
  11. Кабалевский Д. Избранные романсы и песни – М., 1971
  12. Кюи Ц. Избранные романсы – М., 1957
  13. Песни, романсы на стихи С. Есенина: Для голоса в сопровождении фортепиано, сост. Жаров В.  М., 1986
  14. Марченко Л. Лучшие детские песни о разном – Р.-н-Дону,2007
  15. Милькович Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар Е. Милькович; ред. К.П. Тихоновой. - 3-е изд.  М., 2005
  16. Моцарт В. Песни  М., 1981
  17. Мовчан С. Популярные романсы русских композиторов – М., 2006
  18. Романсы и дуэты русских композиторов – СПб., 2012
  19. Римский-Корсаков H. Романсы – М., 1969
  20. Свиридов Г. Романсы и песни – М.,1970
  21. Тебина Е. Ave Maria – СПб., 2001
  22. Три века русского романса для голоса и фортепиано в 4-х томах сост. Березовская Э. – СПб., 2004
  23. Чайковский П. Избранные романсы. Для среднего голоса в сопровождении фортепиано – М., 1981
  24. Шаинский В., Пляцковский М. Улыбка. Песни для детей – М., 2004
  25. Я живу в России. Песни для голоса и фортепиано, сост. Капунова И., Новосельцева И. – СПб., 2006

2. Сборники инструментального репертуара

  1. Альбом скрипача. Классическая и современная музыка, ред. Фортунатов К.А.  М., 1986
  2. Барбара Гислер-Хаазе. Волшебная флейта. Методика для начинающих. 1, 2 части. Universal Edition F.G.Wien, 1996
  3. Гислер-Хаазе Б. Волшебная флейта. Методика для начинающих. 1, 2 части. Universal Edition F.G.Wien, 1996
  4. Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке  М., 1985
  5. Должиков Ю. Нотная папка флейтиста. Части 1, 2 – М., 2004
  6. Золотой репертуар флейтиста. Пьесы для начинающих – СПб, 2002
  7. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке – М., 1985
  8. Крейслер Ф. Пьесы для скрипки и фортепиано  СПб., 2009
  9. Крупа-Шушарина С. Сборник для детей и юношестваРостов на Дону, 2006
  10. Легкие пьесы для флейты и фортепиано. Сост. Ю.Ягудин – М., 1968
  11. Легкие пьесы и ансамбли для флейты. Сост. О.Чернядьева – СПб, 2000
  12. Макарова Н. В. Пьесы для скрипки и фортепиано  М.: Юргенсон, 2010.
  13. На досуге. Репертуарная тетрадь домриста, Вып. 1, Сост. Рузаев Е. – М., 1982
  14. Педагогический репертуар балалаечника для 1-2 классов ДМШ. Вып. 5. – М., 1982
  15. Педагогический репертуар домриста для 1-2 кл. Вып.1. Сост. Александров А. – М., 1970
  16. Платонов Н. Школа игры на флейте – М., 1958
  17.  Пьесы для флейты и ф-но. Пер. В.Вишневского – М., 2000
  18. Репертуар домриста. Четырехструнная домра. Вып. 9. Сост. Евдокимов В. – М., 1975
  19. Репертуар домриста. Трехструнная домра. Вып. 10. Сост. Евдокимов В. – М., 1973
  20. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ, Ред. Шальмана С.  СПб., 1997
  21. Хрестоматия для скрипки. 3-7 классы ДМШ, Ред. Шальмана С. СПб.,1998
  22. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс, сост. Уткин Ю.  М., 1987
  23. Хрестоматия для флейты: 1-3 классы ДМШ. Часть 1. Сост. Ю.Должиков – М., 2010
  24. Юный скрипач вып. 2, ред. Фортунатов К.А.  М., 1985
  25. Юный скрипач вып. 3, ред. Фортунатов К.А.  М., 1986

3. Список методической литературы.

  1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент – Спб.: Композитор, 2009
  2. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента – Л., 1986
  3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище – М., 1966
  4.  Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами Глинки – М.: Музыка, 1974
  5. Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки – М., 1980
  6.  Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М., 1961
  7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс-М., 2001
  8. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера – М., 2001
  9. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л., 1972
  10. Макаренко А. О некоторых особенностях фортепианного аккомпанемента старинного романса и русской народной песни – Челябинск, 2000
  11. Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах – Л., 1986
  12. Музыкальный энциклопедический словарь. Ред. Келдыш Г.В., Изд. 2е. – М., 1998
  13. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа – М., 1974
  14. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии – М., 1991
  15. Смирнова М. О работе концертмейстера – М. Музыка, 1974
  16. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ – Л., 1986
  17. Чачава В. Искусство концертмейстерства – СПб., 2007
  18.  Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. Методическая разработка для преподавателей ДМШ и

 ДШИ – М., 1986

  1. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента – М., 1969
  2. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога – М., 1996