"Фортепиано и синтезатор для начинающих"

Музыка - неотъемлемая составляющая в жизни человека. Она способна передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые иногда невозможно выразить словами.

Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Быстро изменяющиеся условия жизни, рост объема информации требует от человека не только напряженной умственной деятельности, но и высокого уровня духовной культуры.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать музыку.

Формирование интереса к музыкальному искусству, воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры, потребности к самостоятельному общению с музыкой как составляющей музыкальной культуры – актуальная задача нашего времени.

Именно фортепиано, обладая широкими выразительными возможностями, является универсальным инструментом, как для обучения профессиональных музыкантов, так и музыкантов-любителей и предоставляет реальные возможности для получения общего музыкального образования через разнообразные формы музыкальной деятельности в усвоении инструментально- исполнительских навыков в классе фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sintezator.docx65.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Г.Вязьмы Смоленской области

ПРИНЯТА «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете Директор МБУ ДО ДДТ

МБУ ДО ДДТ _________Л.П.Чинарева

Протокол №__1_ Приказ №______________

От «_31_»__08__2023 года от «_»____2023 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«ФОРТЕПИАНО И СИНТЕЗАТОР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»

Возраст учащихся 7-18 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель:

Ларина Полина Олеговна

Педагог дополнительного образования.

Год разработки 2023

г.Вязьма

2023 год

Ӏ. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Музыка - неотъемлемая составляющая в жизни человека. Она способна передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые иногда невозможно выразить словами.

Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Быстро изменяющиеся условия жизни, рост объема информации требует от человека не только напряженной умственной деятельности, но и высокого уровня духовной культуры.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать музыку.

Формирование интереса к музыкальному искусству, воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры, потребности к самостоятельному общению с музыкой как составляющей музыкальной культуры – актуальная задача нашего времени.

Именно фортепиано, обладая широкими выразительными возможностями, является универсальным инструментом, как для обучения профессиональных музыкантов, так и музыкантов-любителей и предоставляет реальные возможности для получения общего музыкального образования через разнообразные формы музыкальной деятельности в усвоении инструментально- исполнительских навыков в классе фортепиано.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Фортепиано» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН от № 41 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 (письмо Минобрнауки России «О направлении информации»);
  • Положением «О разработке, рецензировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Вязьмы Смоленской области», утверждённым приказом МБУ ДО ДДТ г. Вязьмы Смоленской области №67/01-04 от г.

Программа «Фортепиано» имеет художественную направленность, и обладает широкой амплитудой предлагаемого педагогического репертуара различной степени трудности.

Основными принципами отбора музыкального материала являются художественная ценность, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

К актуальности и новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.

Исходя из реалий сегодняшнего темпа жизни – ограниченного количества времени, данная программа представляет один из возможных вариантов раскрытия творческого потенциала и реализации индивидуальных способностей детей.

В связи с тем, что программа «Фортепиано» рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей:

  1. индивидуальный подход к каждому ребенку;
  2. гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;
  3. раскрепощение инициативы ребенка;
  4. работа и тесный контакт педагога с родителями учащегося.

Реализация данной программы осуществляется на основе следующих

принципов:

  • доступности;
  • приоритета интересов каждого ребенка и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
  • непрерывности образования и воспитания;
  • обеспечение детям комфортной эмоциональной среды и создание

«ситуации успеха»;

  • выбор индивидуального репертуара и темпа его освоения.

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7-12 лет.

Форма обучения: очная.

Основной формой организации учебной деятельности в творческом объединении является занятие. Занятия по фортепиано (аудиторные занятия) проводятся индивидуально, а также мелкогрупповые коллективные занятия (от 2-х до 4-х человек). Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий, создавая условия для творческого развития и воспитания каждого ребенка, позволяют построить процесс обучения в соответствии с принципами индивидуального и дифференцированного подхода.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут, перерыв между занятиями -10 минут.

Доступность программы для детей, проявивших выдающиеся способности.

Если ребенок проявляет выдающиеся способности к фортепиано, для него имеется возможность занимать углублено.

Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для реализации программы имеются необходимые музыкальные инструменты, поэтому по программе могут заниматься дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и не имеющие музыкальных инструментов.

  1. Цель и задачи программы:

Цель программы: создание условий для творческого развития учащихся и их самореализации посредством обучения игре на фортепиано.

Задачи:

Образовательные

  • освоить основные пианистические приёмы игры на фортепиано;
  • сформировать технические и исполнительские навыки игры на фортепиано;
  • освоить базовые знания по музыкальной теории;
  • сформировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле, аккомпанирования;
  • сформировать необходимые навыки для самостоятельной работы над произведением, а также навыки самостоятельного музицирования.

Развивающие

  • развить музыкальные способности учащегося (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память);
  • развить музыкальное мышление, воображение, восприятие;
  • развить творческие способности учащегося к импровизации и сочинению музыки;
  • развить физические данные учащегося (двигательные навыки, координацию движения, осанку, трудолюбие, выносливость);

Воспитательные

  • воспитать интерес к музыкальному искусству;
  • воспитать художественно-эстетический, музыкальный вкус учащегося;
  • воспитать исполнительскую и сценическую культуру учащегося;
  • расширить кругозор учащегося посредством посещения концертов, музеев, выставок, а также чтения популярной музыкальной литературы;
  • воспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, ответственность.
  1. Содержание программы:

Учебный план

(1-й год обучения)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с инструментом.

Инструктаж по технике безопасности.

1

0,5

0,5

Беседа.

Творческое задание.

2.

Беседы о музыке

2

2

-

Беседа.

Творческое задание.

3.

Нотная грамота

17

11

6

Беседа,творческое задание

4.

Ритм. Размер.

8

4

4

Творческое задание.

беседа

5.

Интервалы.

5

4

1

Творческое задание.

беседа

6.

Лад.

21

8

13

Беседа

Творческое задание.

7.

Знаки альтерации.

8

5

3

Творческое задание.

беседа

8.

Фортепиано. Индивидуальные практические

занятия 2раза в неделю -2 академических часа

80

-

80

сдача произведений в классе.

9.

Итоговое занятие.

2

1

1

Концерт.

Выполнение творческих заданий.

ИТОГО

144

36,5

107,5

Первый год обучения

На первых занятиях педагог знакомит детей с инструментом, клавиатурой, упражнениями для рук и пальцев.

Исполняются сольно и подбираются на слух знакомые песенки и попевки. Это необходимо для определения музыкальных способностей ребенка: музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональному восприятию мелодии, памяти, а также для дальнейшего подбора репертуара.

На занятиях дети учатся слышать мелодическую линию, протяженность фортепианного звука, знакомятся и овладевают приемами игры – non legato (несвязно), legato (связно). Ребёнок должен ощутить (почувствовать), что его руки могут извлекать звуки громко, нежно, сердито, резко, певуче и т.д.

В течение учебного года учащиеся проходят различные музыкальные произведения: народные песни, этюды, пьесы песенного и танцевального характера, ансамбли. При работе произведений выбирается наиболее удобная аппликатура и объясняется значение музыкальных терминов.

В течение 1-го года обучения дети изучают:

  • 2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно и двумя руками вместе. 1-2 минорные гаммы каждой рукой отдельно. Хроматическую гамму от «фа» в прямом движении каждой рукой отдельно, от «ре» - в прямом и противоположном движении каждой рукой отдельно и двумя руками вместе.
  • 20-25 различных по форме музыкальных произведений: пьесы песенного и танцевального характера, народные песни, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли.

Примерный репертуар педагог составляет индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от его возраста и музыкальных данных.

Содержание программы

(1-й год обучения)

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (правила поведения на занятиях, во время перерыва). Знакомство с инструментом. Определение музыкальных способностей обучающихся (музыкальный слух, чувство ритма, память).
  2. Беседы о музыке.

  • Музыкальные инструменты.
  • Композиторы.
  1. Нотная грамота.

Теория: познакомить детей с основными элементами нотной грамоты.

  • Звуки низкие и высокие, долгие и короткие.
  • Тон, полутон.
  • Нота, штиль.
  • Скрипичный ключ. Ноты в скрипичном ключе.
  • Басовый ключ. Ноты в басовом ключе.

Практика: отработка знаний по теме «Нотная грамота»: знание клавиатуры фортепиано; запись нот в определённой последовательности; запись ключей и определение нот в скрипичном и басовом ключах; работа с дидактическим материалом по данной теме. Разбор и разучивание пьес и попевок: «Паровоз», «Василёк», «Ходит Васька серенький» и т.д.

  1. Ритм. Размер.

Теория: познакомить детей с понятиями – ритм, размер.

  • Длительность нот.
  • Длительность пауз.
  • Простые размеры.
  • Сильная доля, такт, затакт.

Практика: правильность написания длительности нот и пауз, определение их в нотном тексте; запись простых размеров в нотном тексте; группировка длительностей в тактах простых размеров; понятие и определение сильной доли; работа с нотным материалом. Разбор и разучивание пьес и песен: «Как мне маме объяснить», М.Старокадомский «Весёлые путешественники», В.Калинников «Тень, тень», «Ходит зайка по саду».

  1. Интервалы.

Теория: познакомить детей с интервалами.

  • Понятие интервала.

Интервалы: ч.1; ч.8; м.2; б.2; м.3; б.3.

Практика: определение интервалов на клавиатуре и запись в скрипичном и басом ключах; определение интервалов в предлагаемых музыкальных произведениях: М.Красев «Ёлочка», Русская песня, этюды, «Весёлые гуси».

  1. Лад.

Теория: познакомить детей с ладами в музыке.

  • Тоника.
  • Гамма.

Практика: определение тоники в мажорных и минорных гаммах. Построение и разучивание мажорной гаммы от «до», «соль», «фа»; минорной гаммы от «ля», «ми», «ре».

  1. Знаки альтерации.

Теория: познакомить детей со знаками альтерации.

  • Диез, бемоль.
  • Бекар.

Практика: запись знаков альтерации в скрипичном и басовом ключах, определение их в нотном тексте. Построение интервалов от заданных нот с применением знаков альтерации.

  1. Фортепиано. Индивидуальные практические занятия.

Разбор и разучивание музыкальных произведений, упражнений.

Упражнения:

  1. приказы пальцам;
  2. «Радуга»;
  3. упражнения на приёмы игры non legato, legato.

Пьесы:

Г.Эрнесакс «Паровоз», Е.Теличеева «Колыбельная», С.Ляховицкая.

Сборник пьес, А.Артоболевская. Сборник пьес.

Этюды:

Сборники этюдов Е.Гнесиной, К.Черни, А.Шитте.

Ансамбли:

Русские народные песни «Птичка», «Тень-тень»; Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»; А.Артоболевская «Вальс собачек» (1 партия);

Д. Кабалевский «Про Петю» (1 партия); И.Гайдн отрывок из симфонии (1 партия); М.Соколова «Баба Яга» (1 партия).

Пьесы с элементами полифонии:

Д.Левидова. Песня; М.Крутицкий «Зима»; Г.Ф.Телеман. Пьеса; А.Корелли «Сарабанда».

  1. Итоговое занятие.

Определение уровня теоретических знаний в форме опроса, тестирования и творческих заданий.

Отчетный концерт. Исполнение разученных и любимых пьес и произведений.

  1. Планируемые результаты освоения программы «Фортепиано»

Предметные:

Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • знания музыкальной грамоты и терминологии;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • умения играть в ансамбле;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков публичных выступлений; в области теории музыки:
  • знания музыкальной грамоты;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

Метапредметные:

  • развиты гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память учащегося;
  • развито музыкальное воображение, восприятие;
  • развиты творческие способности учащегося к сочинению музыки;
  • развиты двигательные навыки, координация движения, осанка учащегося.

Личностные:

  • формирование социальной активности;
  • воспитание навыков культуры общения; художественно-эстетического, музыкального вкуса, учащегося;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и любви к музыке, интерес к музыкальному искусству;
  • воспитание эмоциональной исполнительской и сценической культуры учащегося;
  • воспитание трудолюбия, целеустремленности, аккуратности, собранности, усидчивости, ответственности.

ӀӀ. Комплекс организационно – педагогических условий:

  1. Календарный учебный график

(1-й год обучения)

№ п/ п

Дата про веде ния занят

ия

Форма занятия

Кол

– во ча сов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Беседа

1

Вводное занятие. Знакомство с инструментом.

Инструктаж по технике

безопасности.

МБУ ДО ДДТ

(ул. Покровского, д.2)

Беседа.

2.

Беседа.

1

Беседы о музыке

-музыкальные инструменты;

Беседа. Творческое задание.

3

беседа

1

Беседы о музыке

-композиторы;

Беседа. Творческое задание.

4

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-звуки низкие и высокие

Беседа. Творческое задание.

5

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-звуки долгие и короткие

Беседа. Творческое задание.

6

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-тон,полутон

Беседа. Творческое задание.

7

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-нотный стан

Беседа. Творческое задание.

8

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-нота,штиль

Беседа. Творческое задание.

9

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-скрипичный ключ

Беседа. Творческое задание.

10

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-расположение нот в первой октаве

Беседа. Творческое задание.

11

Показ,практическое задание

2

Разучивание элементарных пьес в первой октаве

Сдача пьес в классе

12

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-расположение нот во второй октаве

Беседа. Творческое задание.

13

Показ,практическое задание

2

Разучивание элементарных пьес во второй октаве

Сдача пьес в классе

14

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-басовый ключ

Беседа. Творческое задание.

15

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-расположение нот в малой октаве

Беседа. Творческое задание.

16

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Нотная грамота

-расположение нот в большой октаве

Беседа. Творческое задание.

17

Показ,практическое задание

2

Разучивание элементарных пьес в басовом ключе

Сдача пьес в классе

18

Объяснение,

Показ,практическое задание

2

Ритм. размер.

Беседа. Творческое задание.

19

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Длительности нот

Беседа. Творческое задание.

20

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Длительности пауз

Беседа. Творческое задание.

21

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Простые размеры

Беседа. Творческое задание.

22

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Сильная доля

Беседа. Творческое задание.

23

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Такт, тактовая черта

Беседа. Творческое задание.

24

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

затакт

Беседа. Творческое задание.

25

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Интервалы

-понятие инервала

Беседа. Творческое задание.

26

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Интервалы

-таблица интервалов

Беседа. Творческое задание.

27

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Интервалы

-интервалы: ч.8 и ч.1

Беседа. Творческое задание.

28

Объяснение. Практическое задание.

1

Интервалы.

-интервалы: м.2;б.2;

Творческое задание.

беседа

29

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Интервалы

-интервалы: м.3;б.3.

Беседа. Творческое задание.

30

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Лад

-мажор, построение мажора

Беседа. Творческое задание.

31

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Лад

-минор, построение минора

Беседа. Творческое задание.

32

Объяснение. Практическое задание.показ.

1

Лад.

-тоника

беседа. Творческое задание.

33

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Лад

-звукоряд

беседа. Творческое задание.

34

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Лад

-гамма

беседа. Творческое задание.

35

Показ, практическое задание

2

Разучивание мажорной гаммы

Сдача гаммы в классе

36

Показ

Практическое задание

2

Разучивание минорной гаммы

Сдача гаммы в классе

37

Объяснение,

Показ

1

Виды арпеджио в гаммах

беседа. Творческое задание.

38

Показ,практическое задание

2

Разучивание арпеджио

Творческое задание

39

Объяснение,

Показ

1

Понятие аккорд

беседа. Творческое задание.

40

Показ,практическое задание

2

Разучивание аккордов

Творческое задание

41

Объяснение,

Показ

1

Понятие хроматическая гамма

беседа. Творческое задание.

42

Объяснение,

Показ,практическое задание

2

Разучивание хроматической гаммы

Творческое задание

43

Показ,практическое задание

3

Исполнение полноценной гаммы

Творческое задание

44

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Знаки альтерации.

-ключевые знаки

беседа. Творческое задание.

45

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Знаки альтерации.

-случайные знаки(встречные)

беседа. Творческое задание.

46

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Знаки альтерации.

-диез

беседа. Творческое задание.

47

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Знаки альтерации.

-бемоль

беседа. Творческое задание.

48

Объяснение,

Показ,практическое задание

1

Знаки альтерации.

-бекар

беседа. Творческое задание.

49

Объяснение,

Показ,практическое задание

3

Знаки альтерации.

-применение знаков альтерации

беседа. Творческое задание.

50

Практическое задание, показ

61

Разучивание пьес

Сдача пьес

51

2

Итоговое занятие.

Концерт. Выполнение творческих

заданий.

ИТОГО:

144

  1. Условия реализации программы:

  • учебный класс;
  • музыкальный инструмент (фортепиано);
  • столы, стулья, подставки для ног;
  • нотная литература (различные сборники фортепианных произведений для каждого года обучения, учебно-методические пособия по фортепиано);
  • письменные принадлежности.

  1. Формы аттестации

  1. Опрос, тестирование, зачёт, беседа.
  2. Участие в конкурсных и концертных программах.
  3. Выполнение творческих заданий.
  4. Самостоятельный разбор и сдача произведений в классе.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках занятия в целях контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся и проводится с целью определения:

  • качества теоретической и практической подготовки по предмету;
  • уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определённом этапе обучения.

Итоговая аттестация проводится в форме концерта и творческого задания.

Оценочные материалы

  1. Методика А.Д. Артоболевской: Развитие учебно – познавательных мотивов, отношение ребёнка к предмету.
  2. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей.

Методическое обеспечение программы

Музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей независимо от того, откроется ли сразу в ребенке музыкальная одаренность. Наиболее важным в фортепианном обучении является начальный этап.

Помимо разучивания и исполнения музыкальных произведений, с ребенком необходимо беседовать о музыке, о ее выразительности, о фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот. Беседы должны быть доступны для ребенка, занимательны, но, в то же время достаточно серьезны. В этом помогает методика выдающегося педагога - музыканта Л. Баренбойма. Он предлагает ряд важных дидактических приемов:

  1. вопросительная форма изложения, способная натолкнуть ученика на размышления, побудить к мыслительной работе, вызвать у него интерес;
  2. проведение аналогии и поиск различий;
  3. дидактический прием «Реши сам!» дает импульс умственной деятельности ребенка, будит его образное мышление.

Структура занятий

  • организационный этап;
  • введение в тему занятия;
  • основная часть;
  • физминутка;
  • подведение итогов занятия.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, подражание, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • эмоциональный (импровизация, подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение:

  • разработка индивидуальных образовательных планов для каждого учащегося, позволяющих обеспечить комфортные, безопасные условия для развития и реализации музыкального потенциала каждого ребенка.

Здоровьесберегающие технологии:

  • сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам.

Необходимо учитывать следующие моменты:

  • соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;
  • построение занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • соблюдение гигиенических требований к аудитории;
  • организация активно–двигательных занятий на уроках. Технология сотрудничества (ансамбль):
  • отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и ученика;
  • постановка целей и пути их достижении;
  • самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся);
  • использование педагогом по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала;
  • коллективная творческая воспитательная деятельность;
  • личностный подход к воспитанию;
  • сотрудничество преподавателей;
  • сотрудничество с родителями.

Игровые технологии:

  • постановка дидактических целей перед учащимися в форме игровой задачи;
  • подчинение учебной деятельности правилам игры;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Информационно-коммуникационные технологии и технология диалога:

  • постоянное общение с учащимися и родителями,
  • акценты на вербализацию;
  • совместная (педагог, ученик и родители) постановка целей обучения. Технология индивидуализации обучения:
  • адаптирование содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его возрастным, психологическим особенностям;
  • мониторинг действий учащегося, его продвижения от незнания к знанию, коррекция деятельности в случае необходимости (наличие индивидуального плана для каждого учащегося);
  • мотивация процесса обучения, создание условий работы учащегося на доступном уровне, с целью дальнейшего развития и углубления знаний;
  • создание на занятии ситуации выбора;
  • использование интегрированных форм работы на уроке (индивидуальных и групповых).

Технология развивающего обучения:

  • ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой;
  • использование принципа «зоны ближайшего развития»: постепенный переход от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве;
  • использование принципа опережающего обучения. Технология проблемного обучения:
  • организация учебной деятельности, предполагающая создание педагогом проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности ученика.

Список литературы

Рекомендуемая литература для педагога:

  1. Артоболевкая А. Первая встреча с музыкой. - М.: Советский композитор, 2010.
  2. Баренбойм М., Фортепианная педагогика. - М.: Классика-XXI, 2010.
  3. Вахромеев В. Элементарная теория. - М.: 1966; 2-е издание – М.,2004.
  4. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-XXI, 2007.
  5. Головинский Г.Л., Ройтерштейн М.И. Книга о музыке. - М.: Советский композитор, 1988.
  6. Корто А. О фортепианном искусстве. 2-е издание – М.,2005.
  7. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика-XXI, 2009.
  8. Майкапар С. Годы учения. М. – Л; 2-е издание – М.,2003.
  9. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2008.
  10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Дека-ВС, 2008.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Альманах для школьников «Музыка и ты» / сост. Зильберквит М.А. - М.: Советский композитор, 2001.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Ленинград: Музыка, 1980.
  3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. -М.: Советский композитор, 1990.
  5. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов. - Ленинград: Музыка, 1988.
  6. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский композитор, 1988.
  7. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я (занимательное чтение с картинками и фантазиями). - Ленинград: Советский композитор, 1991.