"Фортепиано и синтезатор для начинающих"
Музыка - неотъемлемая составляющая в жизни человека. Она способна передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые иногда невозможно выразить словами.
Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Быстро изменяющиеся условия жизни, рост объема информации требует от человека не только напряженной умственной деятельности, но и высокого уровня духовной культуры.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать музыку.
Формирование интереса к музыкальному искусству, воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры, потребности к самостоятельному общению с музыкой как составляющей музыкальной культуры – актуальная задача нашего времени.
Именно фортепиано, обладая широкими выразительными возможностями, является универсальным инструментом, как для обучения профессиональных музыкантов, так и музыкантов-любителей и предоставляет реальные возможности для получения общего музыкального образования через разнообразные формы музыкальной деятельности в усвоении инструментально- исполнительских навыков в классе фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Г.Вязьмы Смоленской области
ПРИНЯТА «УТВЕРЖДАЮ»
На педагогическом совете Директор МБУ ДО ДДТ
МБУ ДО ДДТ _________Л.П.Чинарева
Протокол №__1_ Приказ №______________
От «_31_»__08__2023 года от «_»____2023 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«ФОРТЕПИАНО И СИНТЕЗАТОР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»
Возраст учащихся 7-18 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Ларина Полина Олеговна
Педагог дополнительного образования.
Год разработки 2023
г.Вязьма
2023 год
Ӏ. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Музыка - неотъемлемая составляющая в жизни человека. Она способна передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые иногда невозможно выразить словами.
Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Быстро изменяющиеся условия жизни, рост объема информации требует от человека не только напряженной умственной деятельности, но и высокого уровня духовной культуры.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать музыку.
Формирование интереса к музыкальному искусству, воспитание художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры, потребности к самостоятельному общению с музыкой как составляющей музыкальной культуры – актуальная задача нашего времени.
Именно фортепиано, обладая широкими выразительными возможностями, является универсальным инструментом, как для обучения профессиональных музыкантов, так и музыкантов-любителей и предоставляет реальные возможности для получения общего музыкального образования через разнообразные формы музыкальной деятельности в усвоении инструментально- исполнительских навыков в классе фортепиано.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фортепиано» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− СанПиН от № 41 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 (письмо Минобрнауки России «О направлении информации»);
- Положением «О разработке, рецензировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Вязьмы Смоленской области», утверждённым приказом МБУ ДО ДДТ г. Вязьмы Смоленской области №67/01-04 от г.
Программа «Фортепиано» имеет художественную направленность, и обладает широкой амплитудой предлагаемого педагогического репертуара различной степени трудности.
Основными принципами отбора музыкального материала являются художественная ценность, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
К актуальности и новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.
Исходя из реалий сегодняшнего темпа жизни – ограниченного количества времени, данная программа представляет один из возможных вариантов раскрытия творческого потенциала и реализации индивидуальных способностей детей.
В связи с тем, что программа «Фортепиано» рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей:
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;
- раскрепощение инициативы ребенка;
- работа и тесный контакт педагога с родителями учащегося.
Реализация данной программы осуществляется на основе следующих
принципов:
- доступности;
- приоритета интересов каждого ребенка и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- непрерывности образования и воспитания;
- обеспечение детям комфортной эмоциональной среды и создание
«ситуации успеха»;
- выбор индивидуального репертуара и темпа его освоения.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7-12 лет.
Форма обучения: очная.
Основной формой организации учебной деятельности в творческом объединении является занятие. Занятия по фортепиано (аудиторные занятия) проводятся индивидуально, а также мелкогрупповые коллективные занятия (от 2-х до 4-х человек). Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий, создавая условия для творческого развития и воспитания каждого ребенка, позволяют построить процесс обучения в соответствии с принципами индивидуального и дифференцированного подхода.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут, перерыв между занятиями -10 минут.
Доступность программы для детей, проявивших выдающиеся способности.
Если ребенок проявляет выдающиеся способности к фортепиано, для него имеется возможность занимать углублено.
Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации программы имеются необходимые музыкальные инструменты, поэтому по программе могут заниматься дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и не имеющие музыкальных инструментов.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий для творческого развития учащихся и их самореализации посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи:
Образовательные
- освоить основные пианистические приёмы игры на фортепиано;
- сформировать технические и исполнительские навыки игры на фортепиано;
- освоить базовые знания по музыкальной теории;
- сформировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле, аккомпанирования;
- сформировать необходимые навыки для самостоятельной работы над произведением, а также навыки самостоятельного музицирования.
Развивающие
- развить музыкальные способности учащегося (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память);
- развить музыкальное мышление, воображение, восприятие;
- развить творческие способности учащегося к импровизации и сочинению музыки;
- развить физические данные учащегося (двигательные навыки, координацию движения, осанку, трудолюбие, выносливость);
Воспитательные
- воспитать интерес к музыкальному искусству;
- воспитать художественно-эстетический, музыкальный вкус учащегося;
- воспитать исполнительскую и сценическую культуру учащегося;
- расширить кругозор учащегося посредством посещения концертов, музеев, выставок, а также чтения популярной музыкальной литературы;
- воспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, ответственность.
Содержание программы:
Учебный план
(1-й год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с инструментом. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Творческое задание. |
2. | Беседы о музыке | 2 | 2 | - | Беседа. Творческое задание. |
3. | Нотная грамота | 17 | 11 | 6 | Беседа,творческое задание |
4. | Ритм. Размер. | 8 | 4 | 4 | Творческое задание. беседа |
5. | Интервалы. | 5 | 4 | 1 | Творческое задание. беседа |
6. | Лад. | 21 | 8 | 13 | Беседа Творческое задание. |
7. | Знаки альтерации. | 8 | 5 | 3 | Творческое задание. беседа |
8. | Фортепиано. Индивидуальные практические занятия 2раза в неделю -2 академических часа | 80 | - | 80 | сдача произведений в классе. |
9. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Концерт. Выполнение творческих заданий. |
ИТОГО | 144 | 36,5 | 107,5 |
Первый год обучения
На первых занятиях педагог знакомит детей с инструментом, клавиатурой, упражнениями для рук и пальцев.
Исполняются сольно и подбираются на слух знакомые песенки и попевки. Это необходимо для определения музыкальных способностей ребенка: музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональному восприятию мелодии, памяти, а также для дальнейшего подбора репертуара.
На занятиях дети учатся слышать мелодическую линию, протяженность фортепианного звука, знакомятся и овладевают приемами игры – non legato (несвязно), legato (связно). Ребёнок должен ощутить (почувствовать), что его руки могут извлекать звуки громко, нежно, сердито, резко, певуче и т.д.
В течение учебного года учащиеся проходят различные музыкальные произведения: народные песни, этюды, пьесы песенного и танцевального характера, ансамбли. При работе произведений выбирается наиболее удобная аппликатура и объясняется значение музыкальных терминов.
В течение 1-го года обучения дети изучают:
- 2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно и двумя руками вместе. 1-2 минорные гаммы каждой рукой отдельно. Хроматическую гамму от «фа» в прямом движении каждой рукой отдельно, от «ре» - в прямом и противоположном движении каждой рукой отдельно и двумя руками вместе.
- 20-25 различных по форме музыкальных произведений: пьесы песенного и танцевального характера, народные песни, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли.
Примерный репертуар педагог составляет индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от его возраста и музыкальных данных.
Содержание программы
(1-й год обучения)
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (правила поведения на занятиях, во время перерыва). Знакомство с инструментом. Определение музыкальных способностей обучающихся (музыкальный слух, чувство ритма, память).
Беседы о музыке.
- Музыкальные инструменты.
- Композиторы.
Нотная грамота.
Теория: познакомить детей с основными элементами нотной грамоты.
- Звуки низкие и высокие, долгие и короткие.
- Тон, полутон.
- Нота, штиль.
- Скрипичный ключ. Ноты в скрипичном ключе.
- Басовый ключ. Ноты в басовом ключе.
Практика: отработка знаний по теме «Нотная грамота»: знание клавиатуры фортепиано; запись нот в определённой последовательности; запись ключей и определение нот в скрипичном и басовом ключах; работа с дидактическим материалом по данной теме. Разбор и разучивание пьес и попевок: «Паровоз», «Василёк», «Ходит Васька серенький» и т.д.
Ритм. Размер.
Теория: познакомить детей с понятиями – ритм, размер.
- Длительность нот.
- Длительность пауз.
- Простые размеры.
- Сильная доля, такт, затакт.
Практика: правильность написания длительности нот и пауз, определение их в нотном тексте; запись простых размеров в нотном тексте; группировка длительностей в тактах простых размеров; понятие и определение сильной доли; работа с нотным материалом. Разбор и разучивание пьес и песен: «Как мне маме объяснить», М.Старокадомский «Весёлые путешественники», В.Калинников «Тень, тень», «Ходит зайка по саду».
Интервалы.
Теория: познакомить детей с интервалами.
- Понятие интервала.
− Интервалы: ч.1; ч.8; м.2; б.2; м.3; б.3.
Практика: определение интервалов на клавиатуре и запись в скрипичном и басом ключах; определение интервалов в предлагаемых музыкальных произведениях: М.Красев «Ёлочка», Русская песня, этюды, «Весёлые гуси».
Лад.
Теория: познакомить детей с ладами в музыке.
- Тоника.
- Гамма.
Практика: определение тоники в мажорных и минорных гаммах. Построение и разучивание мажорной гаммы от «до», «соль», «фа»; минорной гаммы от «ля», «ми», «ре».
Знаки альтерации.
Теория: познакомить детей со знаками альтерации.
- Диез, бемоль.
- Бекар.
Практика: запись знаков альтерации в скрипичном и басовом ключах, определение их в нотном тексте. Построение интервалов от заданных нот с применением знаков альтерации.
Фортепиано. Индивидуальные практические занятия.
Разбор и разучивание музыкальных произведений, упражнений.
Упражнения:
- приказы пальцам;
- «Радуга»;
- упражнения на приёмы игры non legato, legato.
Пьесы:
Г.Эрнесакс «Паровоз», Е.Теличеева «Колыбельная», С.Ляховицкая.
Сборник пьес, А.Артоболевская. Сборник пьес.
Этюды:
Сборники этюдов Е.Гнесиной, К.Черни, А.Шитте.
Ансамбли:
Русские народные песни «Птичка», «Тень-тень»; Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»; А.Артоболевская «Вальс собачек» (1 партия);
Д. Кабалевский «Про Петю» (1 партия); И.Гайдн отрывок из симфонии (1 партия); М.Соколова «Баба Яга» (1 партия).
Пьесы с элементами полифонии:
Д.Левидова. Песня; М.Крутицкий «Зима»; Г.Ф.Телеман. Пьеса; А.Корелли «Сарабанда».
Итоговое занятие.
Определение уровня теоретических знаний в форме опроса, тестирования и творческих заданий.
Отчетный концерт. Исполнение разученных и любимых пьес и произведений.
Планируемые результаты освоения программы «Фортепиано»
Предметные:
Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- знания музыкальной грамоты и терминологии;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения играть в ансамбле;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков публичных выступлений; в области теории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Метапредметные:
- развиты гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память учащегося;
- развито музыкальное воображение, восприятие;
- развиты творческие способности учащегося к сочинению музыки;
- развиты двигательные навыки, координация движения, осанка учащегося.
Личностные:
- формирование социальной активности;
- воспитание навыков культуры общения; художественно-эстетического, музыкального вкуса, учащегося;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и любви к музыке, интерес к музыкальному искусству;
- воспитание эмоциональной исполнительской и сценической культуры учащегося;
- воспитание трудолюбия, целеустремленности, аккуратности, собранности, усидчивости, ответственности.
ӀӀ. Комплекс организационно – педагогических условий:
- Календарный учебный график
(1-й год обучения)
№ п/ п | Дата про веде ния занят ия | Форма занятия | Кол – во ча сов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Беседа | 1 | Вводное занятие. Знакомство с инструментом. Инструктаж по технике безопасности. | МБУ ДО ДДТ (ул. Покровского, д.2) | Беседа. | |
2. | Беседа. | 1 | Беседы о музыке -музыкальные инструменты; | Беседа. Творческое задание. | ||
3 | беседа | 1 | Беседы о музыке -композиторы; | Беседа. Творческое задание. | ||
4 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -звуки низкие и высокие | Беседа. Творческое задание. | ||
5 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -звуки долгие и короткие | Беседа. Творческое задание. | ||
6 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -тон,полутон | Беседа. Творческое задание. | ||
7 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -нотный стан | Беседа. Творческое задание. | ||
8 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -нота,штиль | Беседа. Творческое задание. | ||
9 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -скрипичный ключ | Беседа. Творческое задание. | ||
10 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -расположение нот в первой октаве | Беседа. Творческое задание. | ||
11 | Показ,практическое задание | 2 | Разучивание элементарных пьес в первой октаве | Сдача пьес в классе | ||
12 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -расположение нот во второй октаве | Беседа. Творческое задание. | ||
13 | Показ,практическое задание | 2 | Разучивание элементарных пьес во второй октаве | Сдача пьес в классе | ||
14 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -басовый ключ | Беседа. Творческое задание. | ||
15 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -расположение нот в малой октаве | Беседа. Творческое задание. | ||
16 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Нотная грамота -расположение нот в большой октаве | Беседа. Творческое задание. |
17 | Показ,практическое задание | 2 | Разучивание элементарных пьес в басовом ключе | Сдача пьес в классе | ||
18 | Объяснение, Показ,практическое задание | 2 | Ритм. размер. | Беседа. Творческое задание. | ||
19 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Длительности нот | Беседа. Творческое задание. | ||
20 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Длительности пауз | Беседа. Творческое задание. | ||
21 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Простые размеры | Беседа. Творческое задание. | ||
22 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Сильная доля | Беседа. Творческое задание. | ||
23 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Такт, тактовая черта | Беседа. Творческое задание. | ||
24 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | затакт | Беседа. Творческое задание. | ||
25 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Интервалы -понятие инервала | Беседа. Творческое задание. | ||
26 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Интервалы -таблица интервалов | Беседа. Творческое задание. | ||
27 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Интервалы -интервалы: ч.8 и ч.1 | Беседа. Творческое задание. | ||
28 | Объяснение. Практическое задание. | 1 | Интервалы. -интервалы: м.2;б.2; | Творческое задание. беседа | ||
29 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Интервалы -интервалы: м.3;б.3. | Беседа. Творческое задание. | ||
30 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Лад -мажор, построение мажора | Беседа. Творческое задание. | ||
31 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Лад -минор, построение минора | Беседа. Творческое задание. | ||
32 | Объяснение. Практическое задание.показ. | 1 | Лад. -тоника | беседа. Творческое задание. | ||
33 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Лад -звукоряд | беседа. Творческое задание. | ||
34 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Лад -гамма | беседа. Творческое задание. | ||
35 | Показ, практическое задание | 2 | Разучивание мажорной гаммы | Сдача гаммы в классе | ||
36 | Показ Практическое задание | 2 | Разучивание минорной гаммы | Сдача гаммы в классе | ||
37 | Объяснение, Показ | 1 | Виды арпеджио в гаммах | беседа. Творческое задание. | ||
38 | Показ,практическое задание | 2 | Разучивание арпеджио | Творческое задание | ||
39 | Объяснение, Показ | 1 | Понятие аккорд | беседа. Творческое задание. | ||
40 | Показ,практическое задание | 2 | Разучивание аккордов | Творческое задание | ||
41 | Объяснение, Показ | 1 | Понятие хроматическая гамма | беседа. Творческое задание. | ||
42 | Объяснение, Показ,практическое задание | 2 | Разучивание хроматической гаммы | Творческое задание | ||
43 | Показ,практическое задание | 3 | Исполнение полноценной гаммы | Творческое задание | ||
44 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Знаки альтерации. -ключевые знаки | беседа. Творческое задание. | ||
45 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Знаки альтерации. -случайные знаки(встречные) | беседа. Творческое задание. | ||
46 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Знаки альтерации. -диез | беседа. Творческое задание. | ||
47 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Знаки альтерации. -бемоль | беседа. Творческое задание. | ||
48 | Объяснение, Показ,практическое задание | 1 | Знаки альтерации. -бекар | беседа. Творческое задание. | ||
49 | Объяснение, Показ,практическое задание | 3 | Знаки альтерации. -применение знаков альтерации | беседа. Творческое задание. | ||
50 | Практическое задание, показ | 61 | Разучивание пьес | Сдача пьес | ||
51 | 2 | Итоговое занятие. | Концерт. Выполнение творческих заданий. | |||
ИТОГО: | 144 |
Условия реализации программы:
- учебный класс;
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- столы, стулья, подставки для ног;
- нотная литература (различные сборники фортепианных произведений для каждого года обучения, учебно-методические пособия по фортепиано);
- письменные принадлежности.
Формы аттестации
- Опрос, тестирование, зачёт, беседа.
- Участие в конкурсных и концертных программах.
- Выполнение творческих заданий.
- Самостоятельный разбор и сдача произведений в классе.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках занятия в целях контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся и проводится с целью определения:
- качества теоретической и практической подготовки по предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определённом этапе обучения.
Итоговая аттестация проводится в форме концерта и творческого задания.
Оценочные материалы
- Методика А.Д. Артоболевской: Развитие учебно – познавательных мотивов, отношение ребёнка к предмету.
- Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей.
Методическое обеспечение программы
Музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей независимо от того, откроется ли сразу в ребенке музыкальная одаренность. Наиболее важным в фортепианном обучении является начальный этап.
Помимо разучивания и исполнения музыкальных произведений, с ребенком необходимо беседовать о музыке, о ее выразительности, о фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот. Беседы должны быть доступны для ребенка, занимательны, но, в то же время достаточно серьезны. В этом помогает методика выдающегося педагога - музыканта Л. Баренбойма. Он предлагает ряд важных дидактических приемов:
- вопросительная форма изложения, способная натолкнуть ученика на размышления, побудить к мыслительной работе, вызвать у него интерес;
- проведение аналогии и поиск различий;
- дидактический прием «Реши сам!» дает импульс умственной деятельности ребенка, будит его образное мышление.
Структура занятий
- организационный этап;
- введение в тему занятия;
- основная часть;
- физминутка;
- подведение итогов занятия.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, подражание, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (импровизация, подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение:
- разработка индивидуальных образовательных планов для каждого учащегося, позволяющих обеспечить комфортные, безопасные условия для развития и реализации музыкального потенциала каждого ребенка.
Здоровьесберегающие технологии:
- сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам.
Необходимо учитывать следующие моменты:
- соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;
- построение занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- соблюдение гигиенических требований к аудитории;
- организация активно–двигательных занятий на уроках. Технология сотрудничества (ансамбль):
- отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и ученика;
- постановка целей и пути их достижении;
- самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся);
- использование педагогом по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала;
- коллективная творческая воспитательная деятельность;
- личностный подход к воспитанию;
- сотрудничество преподавателей;
- сотрудничество с родителями.
Игровые технологии:
- постановка дидактических целей перед учащимися в форме игровой задачи;
- подчинение учебной деятельности правилам игры;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Информационно-коммуникационные технологии и технология диалога:
- постоянное общение с учащимися и родителями,
- акценты на вербализацию;
- совместная (педагог, ученик и родители) постановка целей обучения. Технология индивидуализации обучения:
- адаптирование содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его возрастным, психологическим особенностям;
- мониторинг действий учащегося, его продвижения от незнания к знанию, коррекция деятельности в случае необходимости (наличие индивидуального плана для каждого учащегося);
- мотивация процесса обучения, создание условий работы учащегося на доступном уровне, с целью дальнейшего развития и углубления знаний;
- создание на занятии ситуации выбора;
- использование интегрированных форм работы на уроке (индивидуальных и групповых).
Технология развивающего обучения:
- ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой;
- использование принципа «зоны ближайшего развития»: постепенный переход от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве;
- использование принципа опережающего обучения. Технология проблемного обучения:
- организация учебной деятельности, предполагающая создание педагогом проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности ученика.
Список литературы
Рекомендуемая литература для педагога:
- Артоболевкая А. Первая встреча с музыкой. - М.: Советский композитор, 2010.
- Баренбойм М., Фортепианная педагогика. - М.: Классика-XXI, 2010.
- Вахромеев В. Элементарная теория. - М.: 1966; 2-е издание – М.,2004.
- Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-XXI, 2007.
- Головинский Г.Л., Ройтерштейн М.И. Книга о музыке. - М.: Советский композитор, 1988.
- Корто А. О фортепианном искусстве. 2-е издание – М.,2005.
- Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика-XXI, 2009.
- Майкапар С. Годы учения. М. – Л; 2-е издание – М.,2003.
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2008.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Дека-ВС, 2008.
Рекомендуемая литература для учащихся:
- Альманах для школьников «Музыка и ты» / сост. Зильберквит М.А. - М.: Советский композитор, 2001.
- Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Ленинград: Музыка, 1980.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М.: Просвещение, 1989.
- Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. -М.: Советский композитор, 1990.
- Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов. - Ленинград: Музыка, 1988.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский композитор, 1988.
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я (занимательное чтение с картинками и фантазиями). - Ленинград: Советский композитор, 1991.