ДООП "Маленькие музыканты"
Программа направлена на обучение дошкольников игре на фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 144 «Сказкоград»
Принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ д/с № 144
МБДОУ д/с № 144 ___________А. А. Полнова
протокол № 1, от «29» августа 2024г. приказ № ___ от «29» августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Маленькие музыканты»
Составитель: Анна Андреевна Останина,
музыкальный руководитель
Новосибирск-2024
Содержание:
1. | Пояснительная записка…………………………………………………………... | 3 |
1.1 | Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………… | 6 |
2. | Организация учебного процесса………………………………………………… | 7 |
3. | Организация воспитывающей деятельности…………………………………… | 9 |
4. | Учебный план, 1 обучения………………………………………………………. | 10 |
4.1 | Учебный план, 2 год обучения…………………………………………………... | 11 |
5. | Содержание дополнительной образовательной программы, 1 год обучения... | 12 |
5.1 | Содержание дополнительной образовательной программы, 2 год обучения... | 14 |
6. | Материально-техническое обеспечение………………………………………... | 15 |
Список литературы………………………………………………………………. | 16-17 |
- Пояснительная записка
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. Необходимо с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления.
Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки –выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.
Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.
В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку,
чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на
общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы
способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.
Программа “Маленькие музыканты” имеет художественно-эстетическую направленность и является авторской. Программа “Маленькие музыканты” имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:
- общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие обще-музыкальных и творческих задатков детей;
- создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
- создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. Дополнительное образование, Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых;
- приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
- постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
- устав ДОО.
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии творческих способностей ребенка. Важное направление в развитии творческих способностей занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.
Цель: воспитание и развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано
Задачи:
Образовательные:
- обучить игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по
слуху, основы аккомпанирования);
- обучить основам музыкальной грамоты;
- формировать технические навыки игры на фортепиано.
Развивающие:
- развивать основные музыкальные способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
- развивать мышление, воображение, восприятие;
- развивать физические навыки (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к музыкальному искусству;
- воспитывать черты характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
- воспитывать музыкальный вкус, самостоятельное суждение, творческую активность.
Данная программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач детского сада в условиях модернизации системы образования.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы: 5–7 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы: 2 года.
Формы и режим занятий - индивидуальный.
Занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут
1.1 Формы подведений итогов реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы:
- индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении
выученных произведений;
- выступление на отчетных концертах;
- участие детей в конкурсах, фестивалях.
- Организация учебного процесса
На первом этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении.
Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими терминами, обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.
Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, канонов, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности.
Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.
Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.
Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.
- Организация воспитывающей деятельности
Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.
Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие воспитанника. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство.
Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей.
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Кол-во часов в неделю: 1
Кол-во учебных недель: 31
Общее кол-во часов: 31
Название разделов и тем | Кол-во занятий |
Знакомство с инструментом. | 1 |
Ключи | 1 |
Динамические оттенки | 1 |
Ноты | 2 |
Клавиатура | 2 |
Первые аппликатурные навыки | 6 |
Знакомство с нотным станом | 3 |
Длительность нот | 2 |
Паузы | 1 |
Ритмо-стиховое воспитание | 3 |
Знаки альтерации | 1 |
Звукоряд | 1 |
Интервалы | 2 |
Музыкальные диктанты | 2 |
Трезвучия | 1 |
Лад | 1 |
Малыш за роялем (отчетный концерт) | 1 |
4.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
Кол-во часов в неделю: 1
Кол-во учебных недель: 31
Общее кол-во часов: 31
Название разделов и тем | Кол-во занятий |
Динамические оттенки | 3 |
Работа с правой рукой | 3 |
Работа с левой рукой | 3 |
Игра двумя руками | 4 |
Ритмо-стиховое воспитание | 3 |
Знаки альтерации | 3 |
Аккорды | 3 |
Игра в ансамбле | 3 |
Музыкальные диктанты | 3 |
Проверка техники исполнения | 2 |
Маленький музыкант (заключительный концерт) | 1 |
- Содержание дополнительной образовательной программы.
1-й год обучения
Педагогические задачи:
- освоение нотной грамоты;
- развитие у детей навыков чтения нот с листа;
- обучение подбору мелодий по слуху;
- формирование у ребенка естественных и целесообразных приемов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры.
Тема занятия | Содержание занятия |
Знакомство с инструментом. | Знакомство с ребенком, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук. |
Нотная грамота. Знакомство с нотами на клавиатуре. Игровые методы обучения. | |
Ключи | Знакомство со скрипичным ключом. Басовый ключ |
Динамические оттенки | Пиано. Форте. |
Ноты | Знакомство с октавами. Осязание черных клавиш. Белые клавиши. Скрипичный ключ. |
Клавиатура | Знакомство с октавами. |
Первые аппликатурные навыки | Обучение через игры, «Волшебная коробочка» |
Знакомство с нотным станом | Игра с «разноцветными нотами» Игра «Магазинчик» |
Длительность нот | Игра в «карты-ритмы». Ноты с точками. Соотношение нотных длительностей. Кабалевский «Маленькая полька», укр.н.п. «Журавль» |
Паузы | Сказка «Кот и мыши». Гнесина «Этюд» №5, р.н.п. «Зайка» |
Ритмо- стиховое воспитание | Узнавание песни, изображенной на карточках нотами одной высоты. Р.н.м. «Коровушка», Красев «Журавль», Александров «А кто у нас умный», р.н.п. «Веселые гуси», «Во саду ли…» Знакомство с разными музыкальными ритмами. Р.н.п. «Во поле береза», Тиличеева «Вальс», Кабалевский «Марш». Марш (двудольный размер), вальс, менуэт (трехдольный) |
Знаки альтерации | Песенки-загадки про знаки альтерации. Диез. Бекар. Бемоль. Тиличеева «Полька», Витлин «Киска» |
Звукоряд | До мажор |
Интервалы | Чистая прима, большая секунда, большая терция, большая септима, чистая октава, чистая кварта, большая секста, малая секста Ломов «Зайка», р.н.м. «Дождик», «В лесу родилась елочка», «Кукушка», Лядова «Грустная песенка», |
Музыкальные диктанты | Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие |
Трезвучия | Учить детей различать разницу между интервалом и аккордом |
Лад | Функции лада- мажор, минор. Р.н.п. «Тень-тень», «Укр.народная песня» |
Малыш за роялем | Игра на фортепиано. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка» |
По окончании 1 года обучения дети должны:
- свободно ориентируется в клавиатуре;
- «слышит» нотный текст;
- свободно сольфеджирует;
- погружен в мир музыки, иначе говоря, достиг в определенной мере «музыкального насыщения»;
- слух относительно развит;
- освоил комплекс двигательных и дыхательных упражнений;
- ребенок хочет играть.
5.1 Содержание дополнительной образовательной программы
2-й год обучения
Педагогические задачи:
- обучение выразительному исполнению произведений с использованием основных динамических оттенков, средств музыкальной выразительности;
- формирование музыкально-эстетического вкуса на основе исполняемых музыкальных произведений.
Тема занятия | Содержание занятия |
Обучение игре на фортепиано | |
Техника исполнения | Работа с правой рукой. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка» |
Игра двумя руками. Е.Гнесина «Этюд №15», «Этюд №22», «Этюд №36», «Этюд | |
Работа над выразительностью | №45», А.Шмидт «Этюд №21», «Этюд №55», «Этюд №56». Р.н.п. «Веселые гуси», «Зайка», «Журавель», Ходила младешенька.», «Коровушка». М.Красев «На льду», В.Калинников «Тень-тень», Д. Кабалевский «Маленькая полька». Ж.Арман «Пьеса». А Гедике «Ригодон», «Менуэт». И Гайдн «Анданте». |
Игра в ансамбле | Укр.н.п. «Казачок», «Журавель». Р.Шуман «Песня». П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица |
Итоговые занятия | Проверка техники исполнения: гамма до-мажор, этюды |
Заключительный концерт. Пьесы |
По окончании 2 года обучения дети должны:
- самостоятельно разбирать музыкальное произведение (играть отдельно правой и левой рукой);
- уметь играть в ансамбле, слышать исполнение партнера;
- уметь «читать с листа» несложные произведения;
- хорошо ориентироваться в басовом и скрипичном ключе;
- играть произведения в различных темпах.
6. Материально-техническое обеспечение
Необходимое оборудование для реализации общеобразовательной общеразвивающей программы индивидуального обучения дошкольников игре на фортепиано «Маленькие музыканты»:
- фортепиано (электронное);
- столы и стулья;
- компьютер;
- принтер;
- проектор;
- музыкальный центр;
- акустическая система;
- синтезатор;
- подставка для ног.
Список используемой литературы:
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград. Всесоюзное изд. Советский композитор, 1988.
- Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развития навыков транспонирования. Этюды. Изд. союз художников. С-Петербург, 2000.
- Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - М: Изд. объед. "Композитор", 1993.
- Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. - М.: Музыка, 2003 .-26 с.
- Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. - М.:
- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с: нот., ил. - (б-ка учителя музыки).
- Минько Н.Г. Программа по дополнительному образованию детей. Музыкально-эстетическое направление. - М.: 2000.
- Николаев А. Школа игры на фортепиано (Под общей редакцией А. Николаева). Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М.: Музыка, 2004. - 199 с.
- Соколова Н. Ребѐнок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, с пением. С-Петербург, Изд. Лань, 1997.
- Программа для детских музыкальных школ. Класс специального фортепиано. –М.: 1973.
- Бакулова А., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано. – Москва. “Музыка”. 1991.
- Хереско Л. Музыкальные картинки. Л. “Советский композитор”. 1985.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. “Музыка”, 1987.
- Гиндин Р.С. Этюды. М.: “Музыка”, 2000.
- Олешко Т.Н. Избранные пьесы для младших классов –М.: Музыка, 2002.
- Ляховицкая С. Маленькому любителю музыки. Л.: “Музыка”, 1993.
- Бакулов А., Сорокин К. “Калинка” Альбом начинающего пианиста. – М.: “Советский композитор”, 1991.
- Любомудрова Н., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано – М.: “Музыка”, 2000.
- Майкапар С. Первые шаги. – М.: “Музыка”, 2000.
- Денисов Э. “Альбом для фортепиано” – М.: Музыка, 1999.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.
- Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе фортепиано. – М., 2008.
- Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М.: Музыка, 1987.
- Ребенок за роялем. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной методике/ Ред. Ян Достал. – М.: Музыка, 1981.
- Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.
- Пианисты рассказывают./ Под редакцией М. Соколова. – М.: Музыка, 1984.
- Осовицкя З., Казаринова А. В мире музыки. – М.: Музыка, 1997. Литература, рекомендуемая учащимся
- Школа игры на фортепиано./ Под редакцией А.Николаева. – М.: Музыка, 1980.