ДООП "Маленькие музыканты"

Останина Анна Андреевна

Программа направлена на обучение дошкольников игре на фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_malenkie_muzykanty.doc161 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 144 «Сказкоград»

Принято                                                                                                                                           Утверждаю

на заседании педагогического совета                                                       Заведующий МБДОУ д/с № 144

МБДОУ д/с № 144                                                                                               ___________А. А. Полнова      

протокол № 1, от «29» августа 2024г.                                               приказ № ___ от «29» августа 2024 г.

                                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Маленькие музыканты»

Составитель: Анна Андреевна Останина,

музыкальный руководитель

                                                          Новосибирск-2024

Содержание:

1.

Пояснительная записка…………………………………………………………...

3

1.1

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………………

6

2.

Организация учебного процесса…………………………………………………

7

3.

Организация воспитывающей деятельности……………………………………

9

4.

Учебный план, 1 обучения……………………………………………………….

10

4.1

Учебный план, 2 год обучения…………………………………………………...

11

5.

Содержание дополнительной образовательной программы, 1 год обучения...

12

5.1

Содержание дополнительной образовательной программы, 2 год обучения...

14

6.

Материально-техническое обеспечение………………………………………...

15

Список литературы……………………………………………………………….

16-17

           


  1. Пояснительная записка

Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. Необходимо с раннего возраста заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления.

Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки –выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства.

Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.

В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку,

чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на

общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы

способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.

Программа “Маленькие музыканты” имеет художественно-эстетическую направленность и является авторской. Программа “Маленькие музыканты” имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:

  • общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие обще-музыкальных и творческих задатков детей;
  • создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
  • создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия.

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. Дополнительное образование, Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых;
  • приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
  • постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);
  • письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
  • устав ДОО.

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии творческих способностей ребенка. Важное направление в развитии творческих способностей занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цель: воспитание и развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано

Задачи:

Образовательные:

  • обучить игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по

слуху, основы аккомпанирования);

  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • формировать технические навыки игры на фортепиано.

Развивающие:

  • развивать основные музыкальные способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
  • развивать мышление, воображение, восприятие;
  • развивать физические навыки (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к музыкальному искусству;
  • воспитывать черты характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
  • воспитывать музыкальный вкус, самостоятельное суждение, творческую активность.

Данная программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач детского сада в условиях модернизации системы образования.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы: 5–7 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы: 2 года.

Формы и режим занятий - индивидуальный.

Занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут

1.1 Формы подведений итогов реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы:

  • индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении

выученных произведений;

  • выступление на отчетных концертах;
  • участие детей в конкурсах, фестивалях.

  1. Организация учебного процесса

На первом этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении.

Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими терминами, обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, канонов, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.  

При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности.

Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.

Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.

Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.

  1. Организация воспитывающей деятельности

Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам, для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие воспитанника. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство.  

Особое внимание нужно уделять воспитанию любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве, приводя в пример крупнейших композиторов прошлого и современности, видевших в народной музыке образец высших художественных ценностей.

                                                             4.    УЧЕБНЫЙ ПЛАН
            1 год обучения

Кол-во часов в неделю: 1

Кол-во учебных недель: 31

Общее кол-во часов: 31

Название разделов и тем

Кол-во занятий

Знакомство с инструментом.

1

Ключи

1

Динамические оттенки

1

Ноты

2

Клавиатура

2

Первые аппликатурные навыки

6

Знакомство с нотным станом

3

Длительность нот

2

Паузы

1

Ритмо-стиховое воспитание

3

Знаки альтерации

1

Звукоряд

1

Интервалы

2

Музыкальные диктанты

2

Трезвучия

1

Лад

1

Малыш за роялем (отчетный концерт)

1

4.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

   2 год обучения

Кол-во часов в неделю: 1

Кол-во учебных недель: 31

Общее кол-во часов: 31

Название разделов и тем

Кол-во занятий

Динамические оттенки

3

Работа с правой рукой

3

Работа с левой рукой

3

Игра двумя руками

4

Ритмо-стиховое воспитание

3

Знаки альтерации

3

Аккорды

3

Игра в ансамбле

3

Музыкальные диктанты

3

Проверка техники исполнения

2

Маленький музыкант (заключительный концерт)

1

  1. Содержание дополнительной образовательной программы.

1-й год обучения

Педагогические задачи:

  • освоение нотной грамоты;
  • развитие у детей навыков чтения нот с листа;
  • обучение подбору мелодий по слуху;
  • формирование у ребенка естественных и целесообразных приемов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры.

Тема занятия

Содержание занятия

Знакомство с инструментом.

Знакомство с ребенком, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук.

Нотная грамота. Знакомство с нотами на клавиатуре. Игровые методы обучения.

Ключи

Знакомство со скрипичным ключом. Басовый ключ

Динамические оттенки

Пиано. Форте.

Ноты

Знакомство с октавами. Осязание черных клавиш. Белые клавиши. Скрипичный ключ.

Клавиатура

Знакомство с октавами.

Первые аппликатурные навыки

Обучение через игры, «Волшебная коробочка»

Знакомство с нотным станом

Игра с «разноцветными нотами»

Игра «Магазинчик»

Длительность нот

Игра в «карты-ритмы». Ноты с точками. Соотношение нотных длительностей. Кабалевский «Маленькая полька», укр.н.п. «Журавль»

Паузы

Сказка «Кот и мыши». Гнесина «Этюд» №5, р.н.п. «Зайка»

Ритмо- стиховое воспитание

Узнавание песни, изображенной на карточках нотами одной высоты.

Р.н.м. «Коровушка», Красев «Журавль», Александров «А кто у нас умный», р.н.п. «Веселые гуси», «Во саду ли…»

Знакомство с разными музыкальными ритмами. Р.н.п. «Во поле береза», Тиличеева «Вальс», Кабалевский «Марш». Марш (двудольный размер), вальс, менуэт (трехдольный)

Знаки альтерации

Песенки-загадки про знаки альтерации. Диез. Бекар. Бемоль. Тиличеева «Полька», Витлин «Киска»

Звукоряд

До мажор

Интервалы

Чистая прима, большая секунда, большая терция, большая септима, чистая октава, чистая кварта, большая секста, малая секста

Ломов «Зайка», р.н.м. «Дождик», «В лесу родилась елочка», «Кукушка», Лядова «Грустная песенка»,

Музыкальные диктанты

Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие

Трезвучия

Учить детей различать разницу между интервалом и аккордом

Лад

Функции лада- мажор, минор. Р.н.п. «Тень-тень», «Укр.народная песня»

Малыш за роялем

Игра на фортепиано. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка»

По окончании 1 года обучения дети должны:

  • свободно ориентируется в клавиатуре;
  • «слышит» нотный текст;
  • свободно сольфеджирует;
  • погружен в мир музыки, иначе говоря, достиг в определенной мере «музыкального насыщения»;
  • слух относительно развит;
  • освоил комплекс двигательных и дыхательных упражнений;
  • ребенок хочет играть.

5.1 Содержание дополнительной образовательной программы

2-й год обучения

Педагогические задачи:

  • обучение выразительному исполнению произведений с использованием основных динамических оттенков, средств музыкальной выразительности;
  • формирование музыкально-эстетического вкуса на основе исполняемых музыкальных произведений.

Тема занятия

Содержание занятия

Обучение игре на фортепиано

Техника исполнения

Работа с правой рукой. Р.н.п. «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой…», бел.н.п. «Перепелочка»

Игра двумя руками. Е.Гнесина «Этюд №15», «Этюд №22», «Этюд №36», «Этюд

Работа над выразительностью

№45», А.Шмидт «Этюд №21», «Этюд №55», «Этюд №56». Р.н.п. «Веселые гуси», «Зайка», «Журавель», Ходила младешенька.», «Коровушка». М.Красев «На льду», В.Калинников «Тень-тень», Д. Кабалевский «Маленькая полька». Ж.Арман «Пьеса». А Гедике «Ригодон», «Менуэт». И Гайдн «Анданте».

Игра в ансамбле

Укр.н.п. «Казачок», «Журавель». Р.Шуман «Песня». П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица

Итоговые занятия

Проверка техники исполнения: гамма до-мажор, этюды

Заключительный концерт. Пьесы

По окончании 2 года обучения дети должны:

  • самостоятельно разбирать музыкальное произведение (играть отдельно правой и левой рукой);
  • уметь играть в ансамбле, слышать исполнение партнера;
  • уметь «читать с листа» несложные произведения;
  • хорошо ориентироваться в басовом и скрипичном ключе;
  • играть произведения в различных темпах.

6.  Материально-техническое обеспечение

Необходимое оборудование для реализации общеобразовательной общеразвивающей программы индивидуального обучения дошкольников игре на фортепиано «Маленькие музыканты»:

  • фортепиано (электронное);
  • столы и стулья;
  • компьютер;
  • принтер;
  • проектор;
  • музыкальный центр;
  • акустическая система;
  • синтезатор;
  • подставка для ног.

Список используемой литературы:

  1. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград. Всесоюзное изд. Советский композитор, 1988.
  2. Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развития навыков транспонирования. Этюды. Изд. союз художников. С-Петербург, 2000.
  3. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - М: Изд. объед. "Композитор", 1993.
  4. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. - М.: Музыка, 2003 .-26 с.  
  5. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. - М.:
  6. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с: нот., ил. - (б-ка учителя музыки).
  7. Минько Н.Г. Программа по дополнительному образованию детей. Музыкально-эстетическое направление. - М.: 2000.
  8. Николаев А. Школа игры на фортепиано (Под общей редакцией А. Николаева). Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М.: Музыка, 2004. - 199 с.
  9. Соколова Н. Ребѐнок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, с пением. С-Петербург, Изд. Лань, 1997.
  10. Программа для детских музыкальных школ. Класс специального фортепиано. –М.: 1973.
  11. Бакулова А., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано. – Москва. “Музыка”. 1991.
  12. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л. “Советский композитор”. 1985.
  13. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. “Музыка”, 1987.
  14. Гиндин Р.С. Этюды. М.: “Музыка”, 2000.
  15. Олешко Т.Н. Избранные пьесы для младших классов –М.: Музыка, 2002.
  16. Ляховицкая С. Маленькому любителю музыки. Л.: “Музыка”, 1993.
  17. Бакулов А., Сорокин К. “Калинка” Альбом начинающего пианиста. – М.: “Советский композитор”, 1991.
  18. Любомудрова Н., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано – М.: “Музыка”, 2000.
  19. Майкапар С. Первые шаги. – М.: “Музыка”, 2000.
  20. Денисов Э. “Альбом для фортепиано” – М.: Музыка, 1999.
  21. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1998.
  22. Бондарев А.А. Образовательная программа Начальное обучение в классе фортепиано. – М., 2008.
  23. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М.: Музыка, 1987.
  24. Ребенок за роялем. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной методике/ Ред. Ян Достал. – М.: Музыка, 1981.
  25. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.
  26. Пианисты рассказывают./ Под редакцией М. Соколова. – М.: Музыка, 1984.
  27. Осовицкя З., Казаринова А. В мире музыки. – М.: Музыка, 1997. Литература, рекомендуемая учащимся
  28. Школа игры на фортепиано./ Под редакцией А.Николаева. – М.: Музыка, 1980.