Развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе домры

План открытого урока по классу домры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka.docx24.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №4» города Курска

План

 открытого урока в классе домры

«Развитие технических навыков

 учащихся на начальном этапе обучения в классе домры»

                                           

Подготовила преподаватель первой категории

 по классу домры Горякина А.Л.

Концертмейстер Толмачева Л.М.                

Курск, 2023г.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Практическая часть

  3.1. Подготовительные упражнения: Г.Шрадик Упр.№1.2. Т.И. Вольская «Школа мастерства домриста» Упр.№3

       3.2. Работа над инструктивным материалом (гамма Е-dur в две октавы).  

       3.3. Применение полученных знаний и умений в работе над РНП «Ах вы сени, мои сени» обр. Ю. Соловьева.

       3.4.  Динамическая пауза.

  4. Домашнее задание.

  5. Подведение итогов урока.

 

 Цель урока: Способствовать развитию музыкальной культуры обучающегося, развитию навыков исполнения различных приемов игры на примере упражнений, пьес.      

 Задачи урока:

       Обучающая:

- освоение и развитие игровых навыков;

- применение технических формул для работы над выразительным художественным исполнением.

       Развивающая:

- развивать навыки работы над техническими трудностям,

- развивать навыки слухового восприятия музыки,

- развивать навыки самостоятельной работы, мышление, способность анализировать.

       Воспитательная:

-воспитание творческого отношения к работе над техническим развитием,

-сформировать у учащегося интерес к изучению упражнений и нового музыкального материала,

-формирование эмоционального отношения к исполнению музыкального произведения

      Тип урока: комбинированный.

       Форма урока: индивидуальная.

       Методы обучения: наглядно-иллюстративный, исследовательский, активного диалога, контроля, самоконтроля.

       Межпредметные связи: дисциплины теоритического цикла, ИЗО.

       Технология личностно - ориентированного обучения:

Выявление индивидуальности обучающегося, работа над устранением проблем в техническом развитии, подбор индивидуальных способов и методов обучения.

       Материально- техническое оснащение урока: классная комната, инструменты (домры для ученика и преподавателя, фортепиано для концертмейстера), пульт, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, ноутбук.

  1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие, представление обучающегося, объявление темы урока.

 Тема урока: «Развитие технических навыков учащихся на начальном этапе обучения в классе домры.»

        Урок проводится с обучающимся 2 класса ДПОП (домра) Романовым Михаилом, 12лет

        Стремясь к раскрытию художественного содержания исполняемой музыки, преподаватель должен научить ученика необходимым техническим приёмам. Работа над звукоизвлечением тесно связана с правой рукой домриста. Овладение качественным звуком, всеми нюансами и способами звукоизвлечения - одна из главных задач юного музыканта.

В музыкальной педагогике постановка правой руки является сложным и многосторонним процессом. Этот вопрос должен каждый раз решаться с учётом индивидуальных способностей ученика, физиологическим строением руки. При этом в мышцах не должно быть напряжения.

Вся красота домрового звучания заключается в его чистом, серебристом звуке, без скрежета и щёлканья. Поэтому у домриста в работе над звукоизвлеченим должно быть нетерпимое отношение к резкому, острому звуку, стуку медиатора. В своих повседневных занятиях необходимо стремиться достигать качественного звучания инструмента. При этом не следует допускать ни малейшего зажатия во всём игровом аппарате.

Воспитание культуры звука, культуры движений, свободных и рациональных, является одной из главных задач педагога класса домры.

  1. Актуализация опорных знаний (1минута)

  1. Практическая часть (30 минут)

  1. Подготовительные упражнения (3 минуты)

         Упражнение №1 Г.Шрадик. Исполняется на инструменте, двумя способами, способствует правильной постановке рук, синхронной работе правой и левой руки, развитию начальных средств художественной выразительности.

        Упражнение №2 «Змейка». Исполняется на всех струнах, способствует развитию беглости пальцев.

        Упражнение №3 Работа над упражнениями № 3 Т.И. Вольская «Школа мастерства домриста». Обратить внимание на координацию рук, синхронной работе правой и левой руки. В работе над упражнениями прежде всего необходимо добиваться лучшего качества исполнения и более подвижного темпа.

  1. Работа над инструктивным материалом (10 минут) 

        - Гамма F-dur. Гамма исполняется различными приёмами: тремоло, удары вниз, удары вверх, дубль штрих, переменные удары. Обратить внимание на исполнение гаммы в целом, на основы динамической градации pp, p, mр, mf, добиваться различной атаки звука (р – играть нажимом (со струны) нежно, мягко - legato; mf исполнять броском (с замахом) ярко – острое staccato.

     -Особенно большое внимание в настоящее время уделяется гаммам, арпеджио. Во время игры и изучения гамм учащийся приобретает необходимый навык и фундамент исполнения различных гаммообразных пассажей. Так же нельзя забывать про тот факт, что во время исполнения гамм идёт изучение расположения нот на грифе инструмента в верхних позициях. Гаммы так же тренируют ладогармонический слух учащегося, 8 чувство тональности, являются универсальным средством для изучения и закрепления различных штриховых и ритмических навыков. Гаммы, арпеджио - необходимый материал для профессионального становления музыканта, путь к свободному владению инструментом. Целенаправленная работа над инструктивным материалом это одновременно работа над ритмом и звуком, она укрепляет игровой аппарат, улучшает звукоизвлечение, способствует быстрой ориентации на грифе. Значение гаммы в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении, дают более прочное знание мажорно - минорной системы, воспитывают чувство ладотональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков

  1. Обр. Ю.Соловьева рнп «Ах вы, сени мои сени» (15 минут)

- Рассказ преподавателя о пьесе, истории её создания, характере: «Ах вы, сени, мои сени» — русская народная плясовая шуточная песня, в которой рассказывается история девушки, которая любит молодого пивовара Ваню, но её строгий отец запрещает им видеться. Сени во времена Древней Руси в богатом доме были в виде парадной террасы, расположенной на втором этаже. Песня имеет весёлый, задорный, танцевальный характер.

- Исполнение обучающимся пьесы целиком.

- Работа над ансамблем с концертмейстером.

- Работа над арпеджио в аккордах.

-Работа над атакой звука, над динамическими оттенками, над фразировкой, аппликатурой.

  1.  Динамическая пауза (5 минут) 

      Тамара Ильинична Вольская рекомендует проделать ряд упражнений:

       Упражнение №1. Расслабление мышц плечевого пояса. Встаем рядом со стулом, на счет «раз-два-три-четыре» ссутуливаемся, наклоняем голову к подбородку, опускаем плечи «как старичок», затем на счёт «раз-два-три-четыре» выпрямляем плечи, разводим руки в стороны, прямо держим спину и смотрим вперёд «как принц». Повторяем это упражнение 2-3 раза.

        Упражнение №2. Садимся на стул легко «как пушинка», пружинисто, беззвучно (без скрипа стула). Приседая, голову и туловище не наклоняем.

        Упражнение №3. Сидя на стуле, меняем тонусное состояние с активного на пассивное на счёт, как в упр. №2. Кисти рук, при команде «Сидеть, как старичок» расслабленно роняем на колени, а при команде «Сидеть, как принц» легко разводим в стороны, спину распрямляем.

       4. Обобщение занятия, домашнее задание (5 минут)

       Подведение итогов, выставление оценки ученику.

       Домашнее задание:    

- Следить за посадкой;

- Обязательно начинать домашние занятия с разыгрываний, исполнения упражнений и гамм;

- В работе над гаммами следить за координацией рук, чётко исполнять штрихи;

- В рнп «Ах вы сени, мои сени» постараться сдвинуть темп, обратить внимание на атаку звука, сложные места отрабатывать в медленном темпе.

-  Заниматься дома нужно вдумчиво и грамотно.

       5. Подведение итогов урока

        Работу над упражнениями, гаммами, этюдами нужно вести ежедневно.

      Техника не цель, а средство, без которого невозможно полноценное раскрытие художественного образа исполняемых произведений. Мастерство – это не только техника, но именно она является основой и необходима во всяком искусстве. Без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно.      При игре гамм, не следует ограничиваться их разовым проигрыванием. Гаммы и арпеджио должны исполняться в едином темпе от начала и до конца. Игра гамм и арпеджио разными ритмическими группировками дает возможность развить независимость пальцев левой руки и их самостоятельность. Игра гамм дает возможность существенно улучшить качество звукоизвлечения медиатором.

Принципы эффективного совершенствования техники исполнителя:

-принцип постепенного усложнения

-принцип многократного систематического повторения

-принцип разносторонней технической подготовки

-принцип индивидуального обучения

       Поэтому необходимо с первых же занятий приучать обучающихся к осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это прежде всего музыка. И, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность и художественную выразительность в широком смысле этого слова.

     По высказыванию А.А. Александрова: “Струнные народные инструменты, особенно домра, требует при игре значительных мышечных усилий. При отсутствии умения экономично распределять их, неполадки в руках могут возникнуть быстрее, чем на любом другом музыкальном инструменте”.      

   

   

Список используемой литературы

1. А. Александров. Школа игры на трёхструнной домре. М.,1990

2. А. Александров. Азбука домриста. М., 1963

3. В. Чунин «Развитие художественного мышления домриста» М., 1986

4. З. Ставицкий. Начальное обучение игре на домре. Л.,1984

5. И. Гареева. Ступени мастерства домриста. – Екатеринбург, 1996

6. И. Шитенков «Специфика звукоизвлечения на домре». Л.,1975

7. Н. Свиридов. Основы методики обучения игре на домре. Л.,1986

8.  Т. Вольская., М. Уляшкин. Школа мастерства домриста. – Екатеринбург, 1995

9. Т. Вольская, И. Гареева. Технология исполнения красочных приёмов игры на домре

10. С. Лукин. Методическое пособие для трёхструнной домры «Юный виртуоз»