Просветительская и педагогическая деятельность русских композиторов
Музыка является искусством, которое, обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека. Воздействие на человека, она с особенной силой пробуждает в нём всё хорошее, делает его чище.
Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического образования. Решение задач музыкально-эстетического воспитания детей и юношества должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный учитель музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konchakova_i.a._prosvetitelskaya_i_pedagogicheskaya_deyatelnost_russkih_kompozitorov.docx | 36.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 7»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Просветительская и педагогическая
деятельность русских композиторов»
Подготовила:
преподаватель, концертмейстер
Кончакова И.А.
Курск – 2025
Содержание
Введение. Что такое музыка? стр.3
I. Фортепиано и музыкально-воспитательные, стр.3
художественно-просветительские процессы
в России XIX века.
II. Выдающиеся русские композиторы-педагоги и просветители:
а) Н. А. Римский-Корсаков стр.5
б) С. И. Танеев стр. 5
в) Учитель и ученик. Р.М. Глиэр. стр.7
Заключение стр.
Библиография стр.
Музыка - великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времен и по сей день. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.
Музыка - язык звуков и интонаций - отличается особой эмоциональной глубиной. Маленький ребёнок, начиная своё знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, пробуждающих в нём чувство радости, стремление двигаться, улыбаться, незаметно для себя оказывается на пути, который приведёт к его к пониманию всего лучшего, что пережило, передумало человечество. Пройти этот путь человеку позволяет тесная связь в музыке с жизнью.
Услышать музыку - значит проникнуть в её смысл, в её художественный мир. Музыкальный язык, на котором слушатель воспитан с детства, кажется самым приятным, лёгким, красивым и понятным. В неодинаковой слуховой освоенности музыки - одна из причин различие восприятии. Общение с музыкой вырабатывает вкус - способность непосредственным чувством определять значимость музыки.
Через эстетическое воспитание в человеке формируется не только вкус и творческие начала, но происходит усвоение содержания духовной жизни и эстетического идеала конкретно исторической эпохи. Музыка является искусством, которое, обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека. Воздействие на человека, она с особенной силой пробуждает в нём всё хорошее, делает его чище.
Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического образования. Решение задач музыкально-эстетического воспитания детей и юношества должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный учитель музыки.
I. Oбучение игре на фортепиано с давних пор служило целям универсального музыкального воспитания и образования. Будучи одним из признанных, действенных средств общей профессиональной подготовки музыкантов различных специальностей, оно одновременно имело и другой аспект. В различные исторические эпохи обучения игре на клавире (фортепиано) способствовало решению общественно важных художественно-просветительских задач, приобщая к музыкальному искусству широкие круги любителей.
Удобные для использования в домашних условиях клавишно-струнные инструменты составляли подлинный фундамент бытового музицирования, в значительной мере способствуя как зарождению и возникновению этого музицирования, так и его расцвету.
Музицирование в России первой половины прошлого столетия целиком и полностью отвечает возрастанию потребности русских людей слушать музыку. В специфических условиях любительского русского музыкального быта фигура домашнего учителя музыки приобретает особое значение, играет исторически важную роль в процессе широкого общественного распространения музыкального воспитания и образования.
В России конца XVIII - начала XIX столетия активизируется обучение игре на клавишных инструментах в государственных учебных заведениях различных видов и типов (Московский университет, Смольный институт, Академия художеств и т.д.). Многие выдающиеся деятели русской культуры (А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский и др.) приобщаются к музыке, учатся играть на фортепиано уже со школьной скамьи.
Прогрессивные русские музыканты проводят в жизнь идеи свободного, широкого художественного воспитания. Одни, как, например, А.А. Герке (известный русский пианист и педагог, у которого брали уроки фортепианной игры Мусоргский и Чайковский), настойчиво пропагандируют и внедряют в музыкальный быт высокохудожественные образцы русского и зарубежного искусства. Тем самым они поднимают и облагораживают общественно-эстетические вкусы.
Другие, подобно А.И. Виллуану (русский педагог-музыкант, учитель братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов), предпринимают попытку усовершенствовать методику преподавания, сделать её более гибкой, эффективной. Занятия иных выдающихся русских педагогов, выходя за рамки инструментального урока, носят синтетический характер, приобретая подлинное музыкально-энциклопедическое содержание.
Такими бывали занятия известного русского педагога, пианиста и композитора А.И. Дюбюка, который по образу учителей-музыкантов времён клавира совмещал фортепианное обучение некоторых своих питомцев с обучением их теории музыки, гармонии и даже композиции.
Дальнейшее развитие массовой фортепианной педагогики в России характеризуется количественными сдвигами. Наплыв в музыкальное искусство любителей, желающих лично соприкоснуться с ним, возрастает с каждым десятилетием. Особый размах музыкальное движение в России приобретает с 60-х годов. Теперь игре на фортепиано и других инструментах обучаются не только привилегированные сословия, но и "низший круг".
Возникают музыкальные школы и училища. На авансцену выдвигаются частные школы (классы, курсы, школы, создававшие по инициативе частных лиц и им принадлежавшие).
Частная школа принесла определённую пользу музыкальной России. Основой и центральной фигурой здесь был любитель-человек, обучавшийся музыке параллельно с какими-либо другими занятиями. В 50-60 годах XIX века фортепиано как предмет получает новый импульс к развитию. С первых же лет создания Петербургской и Московской консерваторий - оно обязательная дисциплина.
Фортепиано обучали и учащихся непианистов. Крупнейшие умы музыкальной России - братья Рубинштейны, Римский-Корсаков, Танеев и другие самым энергичным образом содействовали становлению и развитию обязательного пианистического обучения. Всё большее число молодёжи хотела овладеть и навыками игре на инструменте, и прекрасно знать теорию музыки и научиться создавать музыку самим. В этом им помогали прекрасные русские педагоги и просветители Н.А. Римский-Корсаков, С.И.Танеев, А.С. Аренский, П.И.Чайковский и другие.
II. Выдающаяся роль в развитии отечественной музыкальной культуры принадлежит Н.А. Римскому-Корсакову (1844-1908) - русскому композитору, педагогу, дирижёру, музыкально-общественному деятелю, воспитавшему за 37 лет работы в консерватории свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов.
Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников - А. К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, А.Т. Гречанинов, С.С. Прокофьев, Б.В. Асафьев и др.
Значительный вклад внёс Римский-Корсаков в развитие музыкальной культуры народов России. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ - Украины, Латвии, Эстонии, Литвы, Армении, Грузии.
Большое внимание Римский-Корсаков уделял организации учебного процесса: ему принадлежат статьи "О музыкальном образовании" (1892), "Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях" (1901).
Частным обобщением огромного педагогического опыта являлись созданные им руководства: "Учебник гармонии", "Основы оркестровки".
Ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры второй половины XIX века содержит его автобиографическая книга "Летопись моей музыкальной жизни" (изд. 1909), которая способствовала осознанию автором собственного творческого пути.
Неоценимоё просветительское значение имели выступления Римского-Корсакова как дирижёра. В концертах Бесплатной музыкальной школы, РМО, "Русских симфонических концертах" он пропагандировал произведения русских классиков, творчество композиторов "Могучей кучки", сочинения современников - А. К. Глазунова, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова и др.
Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Готовил к изданию оперные партитуры Глинки, оркестровал "Каменного гостя" Даргомыжского, вместе с Глазуновым оркестровал "Князя Игоря" и инструментовал ряд романсов Бородина.
Редакторской обработке подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского (" Хованщина", " Борис Годунов", " Ночь на Лысой горе", "Саламбо", " Женитьба" и мн. др.). Эта огромная работа способствовала пропаганде творчества Мусоргского (хотя некоторые особенности стиля Мусоргского подверглись существенным изменениям).
Многогранная деятельность Римского-Корсакова оставила глубокий след в истории мировой музыкальной культуры.
Ещё одним из прекраснейших педагогов России был Сергей Иванович Танеев (1856-1915) - замечательный русский композитор, пианист, общественный деятель и великий музыкальный учёный и педагог. Он внёс огромный, неоценимый вклад в сокровищницу отечественной музыкальной классики.
Танеева-педагога - как достойного ученика, коллегу и последователи Чайковского и Римского-Корсакова, Н. Рубинштейна и Лароша - характеризовали передовые для своего времени художественные взгляды; Танеев развил свою огромную по значению и разнообразную по содержанию педагогическую деятельность, будучи материалистом в науке, реалистом в искусстве, человеком прогрессивных общественных устремлений.
Вся работа Танеева-педагога протекала под знаком постоянной защиты и дальнейшего развития здоровых реалистических традиций, под знаком борьбы за идейно-прогрессивное искусство, которому Танеев придавал большое воспитательное и познавательное значение.
Весьма характерным для Танеева - педагога были его взгляды на народность музыкального искусства. Народность, по мнению Танеева, - основа музыкального творчества. Как замечательный патриот-музыкант, Танеев верил в неисчерпаемый художественный талант русского народа, призывал учеников опираться на непреходящие ценности национального искусства.
В школе Танеева одинаково плодотворное образование получили такие различные по направлению и стилевым признакам композиторы, так Скрябин и Рахманинов, Глиэр и Василенко, Александров и Станчинский и др. За свою долголетнюю педагогическую работу Танеев руководил всеми музыкально-теоретическими курсами, а также свободным сочинением, инструментовкой и фортепианным классом.
В области фортепианной педагогики Танеев был непосредственным преемником и продолжателем Н.Г. Рубинштейна. Среди его учеников - Корещенко, Мазурина, Унтилова. Велико было воздействие пианизма Танеева на обучавшихся в его теоретических классах композиторов, на создавшиеся ими фортепианные сочинения.
Наибольшее значение в педагогическом творчестве Танеева имели курсы полифонии и музыкальной формы. Многие выдающиеся русские музыканты испытали на себе благотворное влияние танеевского курса контрапункта и фуги. Танеев был прирождённым педагогом, прежде всего потому, что собственный творческий метод выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам.
Преподавание Танеева, совершенно самостоятельное и не следовавшее известным в то время системам и авторитетам, было подчинено центральной для него идеи исторической преемственности в эволюции музыки. В Танееве было редкостное сочетание творческого дара и глубочайшей осмысленности, что делала его замечание особенно авторитетными.
Все ученики Танеева в один голос вспоминают прекрасную атмосферу творческого труда и подлинной заинтересованности, царившую на его занятиях. В класс Танеева шли как на праздник. Сергей Иванович был очень требователен и хвалил крайне редко, зато в случае удачи явно радовался: "Вот теперь вы написали, как настоящий композитор".
Танеев очень любил отвечать на вопросы, обсуждать спорные проблемы, был внимателен к мнению ученика. Свойственная Сергею Ивановичу доброта и душевная чуткость ярче всего проявлялась в отношении к ученикам. О многих из них он заботился как о родных, следя за интеллектуальным и физическим развитием, помогал, если нужно, материально. Танеев всегда делал замечание очень тактично, корректно, был не способен ни к чему грубому, хотя бы отдалённо могущему затронуть человеческое достоинство ученика.
Танеев создал композиторскую школу, а также воспитал много музыковедов, дирижёров, педагогов. Среди его учеников - Рахманинов, Скрябин, Метнер, Ляпунов, Палиашвили, Глиэр и др.
Репертуар Танеева-пианиста (крупнейшего из своего времени) свидетельствует о просветительской направленности исполнительской деятельности: исполнение высокохудожественных произведений, пропаганда новых сочинений русских композиторов, прежде всего Чайковского, а также А.С. Аренского. Танеев концертировал сравнительно редко, но его выступления всегда вызывали большой художественный резонанс.
Много тёплых слов о Танееве говорил его ученик Рейнгольд Морицевич Глиэр (1874-1956) - музыкально-общественный деятель и педагог, сумевший передать не одному поколению музыкантов основы мастерства и традиции Отечественной классики.
Учась с 1894 в Московской консерватории Глиэр, осваивая скрипку у Гржимали, гармонию у Аренского, композицию у Ипполитова-Иванова, мечтал попасть в класс полифонии к Сергею Ивановичу Танееву. Сдав экзамены по гармонии Глиэр, наконец, поступил в класс к Танееву. Началось тесное общение учителя и ученика.
"Танеев обладал огромной силой художественного убеждения, - писал Глиэр, уже закончив консерваторию. Показывая в классе какой-либо отрывок из классического произведения, он делал это с такой артистической законченностью, что буквально приводил в трепет своих слушателей-учеников".
Часто Танеев предлагал играть Глиэру в 4 руки. Заметив упорство молодого музыканта, Танеев снабжал Глиэра нотной литературой, разрешено было посещать домик, где жил Сергей Иванович, куда стекались различные музыканты, от начинающих учеников до крупных мастеров.
Любимый ученик Чайковского, гениально одарённый композитор и пианист, человек кристально чистой души, Танеев притягивал к себе, как магнит. Сколько музыки можно было услышать в доме Танеева. Там Глиэр встречал Скрябина.
В 1900 г. Глиэр окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Имя его было высечено на мраморной доске, висящей у входа в Малый зал консерватории, на которой уже блистали имена Танеева, Рахманинова, Скрябина. Основным своим учителем Глиэр считал Танеева, которого он в полной мере оценивал как композитора, теоретика, пианиста и человека. Во многих отношениях Танеев оставался для Глиэра примером, следовать которому Рейнгольд Морицевич призывал и своих учеников.
Огромен вклад Глиэра в развитии профессионального искусства Украины, Азербайджана, Узбекистана. Велики заслуги как музыкально-общественного деятеля, педагога, сумевшего передать ни одному поколению музыкантов основы мастерства и традиции отечественной классики. Недаром С. Прокофьев писал: "Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика".
Среди учеников: 1) первых частных - Н.Я. Мясковский, С. С. Прокофьев; 2) по классам оперного, оркестрового и камерно-инструментального - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М.П. Фролов; 3) по классу композиции - Ан. Н. Александров, А.А. Давиденко, Л.К. Книппер и др.
В первые годы после Великой Октябрьской революции вёл музыкально-просветительскую работу в красноармейских рабочих аудиториях. Глиэр - автор большого числа произведений для различных инструментов (главным образом фортепиано), занявших прочное место в учебно-педагогическом репертуаре.
Рейнольд Морицевич Глиэр был великим тружеником. Вся его жизнь с постоянным стремлением к самопожертвованию и неустанным служением интересам и запросам народа - поучительный пример молодым поколениям советских музыкантов.
Благодаря самоотверженному труду, педагогической и просветительской деятельности русских композиторов не утратилась в народе любовь к классическим образцам музыки (Бах, Бетховен, Моцарт и др.), к великим образцам русских композиторов, передались умения и навыки в преподавании различных музыкальных дисциплин нашему поколению.
Огромное спасибо вам, учителя!
Библиография
1. Музыкальная энциклопедия Т1-М., Советская энциклопедия,1973
2. Муз. Энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш т.6, Окунев-Симович. - М.: Советская энциклопедия, 1978-976с.
3. Муз. Энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш т.5 Симон-Хейлер - М.: Советская энциклопедия,1981-1056с.
4.Арзаманов Ф.Г. «С.И. Танеев – преподаватель курса музыкальных форм» - М.: Гос. муз. издательство, 1963-117с.
5. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984-111с.
6. Энциклопедический словарь юного музыканта - М.: Педагогика, 1985.
7. Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр - М.: Музыка, 1986-221с
8. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №:2119 "Музыка и пение". - М.: Просвещение, 1984.-176с.
9.Савенко С.И. Сергей Иванович Танеев. Второе издание - М.: Музыка, 1985-174с.