Дневник гитариста

Бабурина Елена Павловна

Вводный курс обучения игре на классической гитаре. Курс включает последовательность действий перед началом занятий. Подробное описание посадки гитариста. Постановка рук. Теоретические сведения длительностей нот. Строение гитаре. Схематическое расположение на грифе гитары и расшифровка обозначений табулатуры. Элементарная теория звукоряда. Знакомство с интервалами. Пояснения как учить ноты на грифе гитары и на нотном стане. Контрольные вопросы и перечень задач над которыми нужно работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вводный курс гитариста849.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Тема 1

Последовательность действий перед началом занятий.

  1. Приготовим стул. Высота стула должна быть такая, чтобы ступня стояла на полу полностью.
  2. Подножка под ногу гитариста. Нужно научится раскладывать и собирать её.
  3. Ноты и подставка для нот (пюпитр). Для нот нужна папка. Освещение на ноты.
  4. Гитара. Нужно научится доставать и убирать гитару из чехла.
  5. Тюнер. Настраивать малышам должен взрослый. Нужно научится настраивать гитару.

Классическая посадка гитариста

Правильная посадка - не цель, а средство к достижению качеств исполнителя. Формируется долго. Должна отвечать двум основным требованиям:

  1. Устойчивость инструмента благодаря трём точкам опоры: левая и правая нога, грудь.
  2. Свобода движений.

Вид спереди:

Левое колено стоит прямо вперёд, не заваливаясь в сторону- Ступня правой ноги стоит на полу полностью -

Колено отведено в сторону и помогает в корректировке расположения грифа так, чтобы уровень головки графа был на уровне головы 45% -

Левая рука не удерживает гриф -

Вид сверху:

Голова и левая нога расположены в одной плоскости -

Пунктирной линией показан прямой угол и расположение грифа гитары -

Вид с боку:        1

Сидеть надо на краю стула, без опоры на спинку стула –

Левая нога стоит на подставке так, чтобы получался небольшой наклон для упора гитары _-

Изгиб гитары располагается на бедре и немного наклонен к телу -

Спина гитариста ровная и немного наклонена вперед -

Расположение правого локтя на гитаре.

Локоть правой руки лежит на боковой части корпуса и удерживает корпус в балансе. Своим весом, рука

участвует в расположении грифа (в сочетании с расположением бедра правой ноги-

Советы:

При занятиях гитарой дома нужно использовать твердый стул, так же подойдет табуретка. Не диван, особенно мягкий, тело проваливается, спина изгибается, одно плечо может заваливаться выше

другого, это недопустимо, так как может привести к проблемам со спиной в будущем. Высоту стула выбрать такую, чтобы правая ступня стояла полностью на полу. Обратные ситуации чреваты

искривлением позвоночника, усталостью. Тем более существует общеизвестный факт, что при прямой спине, мозг работает гораздо эффективнее.

Плечи ровные, без перекосов. Иногда человек может завалиться в какую-то конкретную сторону для

«псевдо» удобства при игре, для того чтобы быть поближе к грифу, это тоже может привести к заболеваниям спины, неровной осанке.

Спина должна быть прямая. Обратные ситуации чреваты искривлением позвоночника, усталостью.

Тем более существует общеизвестный факт, что при прямой спине, мозг работает гораздо эффективнее. Напряжение в теле должно быть, но умеренным. Нельзя так же полностью

расслабляться с опорой спины на спинку стула, как бы развалится как в кресле. Тонус должен быть, но умеренный. Наклон корпуса вперёд нужен, чтобы гитара имела опору о грудную клетку, не на живот.

Положение ног должно быть определённым, так как гитара на них тоже опирается. Правая рука

участвует в балансе грифа своим весом, и если вес руки маленького ребенка слишком мал, то может помочь ремень и поролоновая подложка на колени. Поролоновая подложка используется часто так как гитара может скользить на брюках и даёт излишнюю зажатость. Если левая нога отводится

слишком влево, можно подставить ограничитель в виде, например тумбочки.

Подставка под ногу ставится для того, чтобы гриф гитары держать в удобном месте для глаз, не перегружая спину. Ориентиром является положение бедра выше горизонтальной линии.

Уход за инструментом. Сушить намокший чехол после дождя вытащив из него гитару. Иначе не только струны проржавеют, но и гитара рассохнется, гриф искривится. Носить гитару на лямках так, чтобы гриф располагался вверх. Иначе можно ударить грифом так, что расклеятся швы. Не держать гитару около

батареи. Иначе дерево гитары сильны высохнет и швы рассохнутся. Колки при туго-подвижности смазывать машинным маслом, иначе они сложно будет настраивать струны, и через время колки сломаются. Струны – это расходный материал. Качество влияет на звучание. Выбирать струны в

зависимости от модели гитары.

Настраивать гитару маленькому ребёнку должен взрослый. Строй гитары и буквенное обозначение найдёте в уроке «ноты на гитаре». Недавно натянутые струны долго тянутся и требуют частой

подстройки. Так же на устойчивость строя влияет правильное накручивание струн. Если кончики струн будут зажаты, а витков 2-3, то тянутся такие струны будут не долго. Последнее движение при

настройке гитаре должно быть в натяг струны. Ориентироваться последовательностью нот.

2

Постановка правой руки.

Положение кисти-

Работа пальцев при игре без опоры на соседние струны -

Кисть округлая -

Начало движения пальца с небольшого расстояния до струны, резким ударом по струне -

Ошибкой будет, если палец сначала положить на струну, а потом оттянуть её. При этом получится не только пауза между нотами, но и не красивый

звук -

Вид сверху. Большой палец отведен в сторону и при движении идёт мимо указательного –

Движение остальных пальцев под ладошку -

Помогут наработать правильную мышечную память подставка под запястье правой руки с помощью разрезанного, теннисного мячика.

Используют для того, чтобы формирования

округлой кисти в ладошку взять 1\4 часть мячика или не большой круглый предмет. Под запястье – остальную часть мячика (больше половины). При этом двигать удобно только большим и

указательным пальцами, что для начала вполне достаточно.

Угол изгиба запястья и положение кисти к грифу -

Длительности

Теория: у ноты есть два параметра. Высота звучания - до, ре, ми, фа, соль, ля, си. И длительность. Длительности нот указывают продолжительность звука. Например, Собака лает – звуки короткие, а кошка мяукает – звуки долгие. Для отчета существует размер, который ставят в начале произведения. Такты на нотном стане обозначаются тактовой чертою. Размеры такта бывают разными. Для знакомства с длительностями нот рассмотрим такт в четыре четверти (или доли).

такт.


На рисунке показана целая нота, которая непрерывно звучит четыре доли.

Извлекать ноту нужно с началом счета - раз, два, три, четыре. И звучит до конца

Если разбить длительность звучания целой ноты напополам, то получим две половинные ноты. Половинная нота звучит на две доли. Извлекать ноты нужно на первую и третью доли

такта.

Если половинные ноты разбить пополам, то получим четвертные ноты, которые звучат на каждую четверть такта. В такте четвертных нот четыре, поэтому они называются четвертными.

Если разбить каждую четвертную ноту, то получим восемь нот в такте. Восьмые ноты считают вслух через “и”:-“1”, ”и”, “2”, “и”, “3”, “и”, “4”, “и”.

3

Упражнения играть на открытых струнах большим на толстой струне, указательным на тонкой.

Упражнения играют несколько раз без перерыва, один или два такта.

Карта отслеживания

Наличие инструментария

Последовательность действий

Точки опоры при посадке

Постановка правой руки

упражнения

И того

Тема 2

Постановка левой руки

Пальцы левой руки направлены поперёк грифа, как оказано на первом рисунке.

После этого расставляем пальцы на

первую струну, перед каждым ладом так, чтобы пальцы не заходили за лад и в то же время не были слишком далеко от лада.

Это нужно для того, чтобы было легче прижать струну к ладу. Задача пальцев левой руки в том, чтобы струны соприкоснулись с ладом, сильней давить смысла нет. Поэтому надо запомнить

силу прижатия такую, чтобы кисть не зажималась и пальцы были свободные. Важна «экономия действий». Не совсем расслабленно, но и не слишком напряженно, гитара не должна становиться тренажером для мышц. Нужно рассчитать оптимальную силу зажатия для себя.

Обозначения:

Ладов – I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Струн - ①②③④⑤⑥

Пальцев левой руки цифрами, начиная с указательного. Большой палец не считают.

4

Табулатура

Линиями обозначены 6 струн гитары. Сверху – самая тонкая, 1 струна.

Цифрами – номер лада.

Задание: расположите пальцы левой руки на грифе как указаны пальцы, округлив кисть, как указано на рисунке. Двигать поочередно пальцы не напрягая кисть и не выпрямляя пальцы. Придумайте

свою мелодию на других струнах тоже и запишите ее.

Задание: как обозначены

Лады Струны

Пальцы девой руки Пальцы правой руки

Что означают цифры табулатуры

Какие струны расположены снизу?

Как звучат струны, расположенные сверху?

Карта отслеживания

Строение гитары

Постановка левой руки

Задание темы 2

посадка

упражнения

И того

Тема 3

УЧИМ НОТЫ

Звукоряд — это последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Это движение можно сравнить с движением по лестнице,

поэтому звуки музыкальной системы называют ступенями. Нот всего семь. Весь звукоряд делится на октавы. Октава – это интервал, как на картинке ниже, следующая нота после

«СИ» - опять «ДО». Эта ступень будет восьмой. Так играют гаммы, от «ДО» до «ДО» - гамма «ДО мажор» или другие гаммы, например «ЛЯ минор» от «ЛЯ» до «ЛЯ».

5

Задание: выучить названия нот и их последовательность в прямом и обратном

порядке. Знать ноту, рядом стоящую вверх и вниз. Например, от «ДО» вверх – «РЕ» и так далее вверх. И так же вниз, от «ДО» вниз «СИ». От «СИ» вниз «ЛЯ» и т. д.

  1. Назовите прямой порядок нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
  2. Назовите обратный порядок нот (си, ля, соль, фа, ми, ре, до)
  3. Называть от любой ноты, ноту, звучащую вверх или вниз.

Нотный стан и ноты на линейках.

Пять линеек нотного стана считают снизу. Звучание нот так же располагается, низкие ноты снизу. Выше звучащие ноты движутся вверх, как на примере с лестницей, на картинке выше.

Ноты находятся на линейках.

Называем: на первой        на второй        и т д.

Ноты находятся между линейками

Называем: между первой и второй        и т д.

Задание: напишите ноты называя номер линейки вслух

Интервалы

Рассмотрите клавиатуру. Есть ли промежутки между чёрными клавишами? Как объединяются между чёрные клавиши? Найдите верный ответ: 2+3; 3 +5; 3 + 4.

Слева от двух чёрных клавиш находится нота «ДО», а от трёх чёрных – «ФА».

Задание – напиши буквенными обозначениями гамму от ноты «ЛЯ». При этом в западных изданиях си обозначают B, си бемоль B. Назовите ноты вверх и вниз.

Практика – С опорой большого пальца на листе, округлив кисть подвигать поочерёдно пальцами.

Задание – назови ноты между которыми расстояние полтона.

1 тон        1 тон


0,5 тона


1 тон        1 тон        1 тон        0,5 тона

6

Между нотами, где нет чёрной клавиши

интервальной расстояние пол тона – 0,5.

На чёрных клавишах находятся ноты со знаком альтерации- # диез (знак, повышающий ноту) или b бемоль (знак, понижающий ноту).

Самое короткое расстояние между нотами – полутон.

От «ДО» до «ДО#» - полутон. От «ДО#» до «РЕ» - полутон. От «ДО» до «РЕ» - тонн

Ноты на гитаре

Гриф гитары разделён ладами на полутона (1/2 т.). Ноты на гитаре звучат по принципу – чем

короче струна, тем выше звук. Почему короче? Потому что когда мы прижимаем ноту на каком-нибудь ладу то вибрирует, а значит звучит, часть

струны от лада, который прижат, до порожка как указано стрелкой на картинке.

7

Задание –

  1. нарисуйте схему гитары (по примеру выше) и напишите слоговыми обозначениями ноты.
  2. постройте звукоряд на остальных струнах соблюдая интервальное расстояние между нотами.

Карта отслеживания знаний

Строение гитары

Задание стр5 устно

Задание стр5 письменно

интервалы

Написать ноты на нотном стане

Написать схему нот на гитаре

Знаки альтерации

Длительности

И того

Тема 4

Чтение нот с листа

Для развития навыка чтения с листа нужно уметь из пройденного: Сидеть в классической посадке

Держать руки в правильной постановке, готовыми к игре.

Навык пальцевой техники при игре упражнений по табулатуре. Расположение нот на гитаре.

(Осталось выучить) Расположение нот на нотном стане.

Учим ноты на нотном стане, проговаривая вслух название ноты и расположение на нотном стане.

''ми'' — между 4 и 5

''фа'' — на 5-й

''соль'' — над 5-й

Учим ноты на гитаре, проговаривая вслух названия нот.

Называем ноты мелодии. Учим наизусть ноты по два такта и играем следя за посадкой и постановкой рук.        8

После того, когда мы выучили ноты на гитаре и на нотном стане отдельно, по два такта, играем на гитаре мелодию и поем ноты наизусть.

Чем больше разучиваем мелодий, тем лучше развивается навык чтения с листа.

Схема занятий теория, упражнения, чтение с листа, учим пьесу наизусть.

Карта отслеживания умений

Последовательность действий перед началом занятий

Классическая посадка гитариста

Постановка рук

Упражнения правой рукой

Упражнения по табулатуре

Писать ноты

Навык чтения нот

Игра наизусть

И того

9