ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА», Фортепиано.

Залесская Татьяна Анатольевна

Инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.

Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, и направлена на:

- развитие творческих способностей подрастающего поколения;

- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение  

   дополнительного образования                                        

 «Курчатовская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

                                                  «Фортепиано»

                             

                                            Срок реализации – 5 лет

                                                        Курчатов 2024 г.

«Рассмотрено»

Методическим советом

МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ»

____30.05.2024г.____

     (дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор МКОУ ДО

 «Курчатовская ДШИ»

Епифанова К.М.

__________________

                                    (подпись)

                                       03.06.2024г.____

                                   (дата утверждения)

Разработчик(и):        Карпова Светлана Владимировна, заместитель директора по УР,

                              преподаватель высшей квалификационной категории МКОУ ДО

                                 «Курчатовская ДШИ»

                               Залесская Татьяна Анатольевна, заведующая фортепианного отделения, преподаватель высшей квалификационной категории МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ»

                                   1. Пояснительная записка

       Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»  «Фортепиано» составлена в соответствии с «Рекомендациями об организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11. 2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства в детских школах искусств.

Общеразвивающая программа в области музыкального искусства основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на инструменте фортепиано.

 Инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.  

       Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, и направлена на:

- развитие творческих способностей подрастающего поколения;

- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Цели программы:

– приобщение обучающихся к музыкальному искусству, развитие их творческих способностей и приобретение начальных исполнительских навыков;

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучить игре на фортепиано, развить исполнительские навыки индивидуальной и ансамблевой игры;

- обучить основам нотной музыкальной грамоты;

- ознакомить с классической, народной и современной музыкой

Развивающие:

- развивать музыкальные способности (чувство ритма, память, художественное       мышление, мелодический и гармонический музыкальный слух);

- развивать творческие способности

Воспитательные:

- привить любовь к музыкальному искусству;

- воспитать трудолюбие, самостоятельность;

- воспитать чувство коллективизма.

       Срок освоения программы для детей, поступивших в   образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 10 до 14 лет, составляет 5 лет.

       При приеме на обучение образовательное учреждение проводит отборочное прослушивание детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти.

        Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

  1. Требования к структуре программы

      Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой) самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

      При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная организация устанавливает самостоятельно:

 - планируемые результаты освоения образовательной программы;

 - график образовательного процесса и промежуточной аттестации;

- содержание и форму итоговой аттестации;

- систему и критерии оценок.

     Учебный план отражает структуру программы и определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету.

     Учебный план со сроком реализации 5 лет предполагает изучение следующих предметов:

Учебные предметы исполнительской и художественно-творческой подготовки:

Основы музыкального исполнительства «Специальность» (фортепиано) - 1-5 классы - 2 часа в неделю;

Ансамбль – 2-5 классы – 1 час в неделю.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

Сольфеджио -1-5 классы – 1 час в неделю;

Музыкальная литература - 3 - 5 класс – 1 час в неделю.

Коллективное музицирование:

Хор - 1-5 класс – 1 час в неделю;

Продолжительность академического часа составляет 40 минут.

      При изучении учебных предметов предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу по каждому учебному предмету определен с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования. Объем самостоятельной нагрузки обучающихся, планируется следующим образом:

Учебные предметы исполнительской и художественно-творческой подготовки:

Основы музыкального исполнительства «Специальность» (фортепиано) - 2 часа в неделю;

Ансамбль – 1 час в неделю.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

Сольфеджио – 1 час в неделю;

Музыкальная литература – 1 час в неделю.

Коллективное музицирование:

Хор – 1 час в неделю;

     При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 945 часов, в том числе по предметным областям и учебным предметам:

Учебные предметы исполнительской и художественно-творческой подготовки:

 Основы музыкального исполнительства «Специальность» (фортепиано) - 350;

Ансамбль – 140.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

Сольфеджио - 175;

Музыкальная литература - 105.

Коллективное музицирование:

Хор –175.

II. Требования к условиям реализации программы

 С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, а также образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей.

 При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертые классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.

 В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

 Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

         Образовательное учреждение должно обеспечивать реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.

     

 Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

 Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

 Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается образовательным учреждением из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

   Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Образовательное учреждение должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.  

Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

        Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный зал с роялем, пультами и звукотехническим оборудованием, библиотеку, учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

       Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность», оснащаются роялями или пианино.

       Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Музыкальная литература», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

         

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися общеразвивающей программы

      Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков импровизации на фортепиано

- навыков подбора по слуху;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых);

в области теории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- навыков вокального исполнения музыкального текста;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результаты освоения программы «Фортепиано» должны отражать:

Специальность:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для фортепиано, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.

Сольфеджио:

– сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

– знание профессиональной музыкальной терминологии;

– умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

– умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

– навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Музыкальная литература:

– первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

– знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

– умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

– навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

– знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

– знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

– знание профессиональной музыкальной терминологии;

– сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

– умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

– навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 Хоровой класс.

– знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

– умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

– навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

– сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

– наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

Ансамбль:

– сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

– знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному исполнительству;

– навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

IV. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».

      Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

        Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательной организации, который принимается органом самоуправления образовательной организации (советом образовательной организации, методическим советом и др.) и утверждается руководителем. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные организации могут использовать зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

       Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.      

       В них учитываются:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

 - качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

         На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются академические концерты, прослушивания, контрольные работы, технические зачеты, устные опросы, письменные работы, тестирование. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.

       Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.

        Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

        В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году установлено не более четырех экзаменов и шести зачетов.

        К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

Образовательным учреждением разработаны критерии оценок успеваемости обучающихся по программе «Фортепиано».

       Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют:

- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- оценить обоснованность изложения ответа.

             Критерии оценки для различных форм аттестации:

Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы. Зачет (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.

       Освоение обучающимися программы «Фортепиано» завершается итоговой аттестацией обучающихся.

Итоговая аттестация проводится по следующим предметам:

1) Основы музыкального исполнительства «Специальность»;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

         По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

                              V. Программы учебных предметов

           Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Фортепиано». Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету, в соответствии с учебным планом образовательной программы, приняты на заседании педагогического совета и утверждены директором ДШИ.

      Программы учебных предметов выполняют следующие функции:

- нормативную, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.

       Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру и содержат:

- титульный лист;

- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения;

- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов);

- содержание учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, систему оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.

- список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета.

Программы учебных предметов:

Учебные предметы исполнительской и художественно-творческой подготовки:

Программа учебного предмета основы музыкального исполнительства «Специальность» инструмент: фортепиано;

Программа учебного предмета «Ансамбль».

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

Программа учебного предмета «Сольфеджио»;

Программа учебного предмета «Музыкальная литература».

Коллективное музицирование:

Программа учебного предмета «Хор».