Рабочая программа "Специальность фортепиано" срок обучения 5 лет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВ ОБЛАСТИ ИСКУССТВ «Музыкальное искусство»
по учебному предмету «Специальность (ФОРТЕПИАНО)» срок обучения 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_fortepiano_5_let.doc | 593.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Максатихинская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«Музыкальное искусство»
по учебному предмету
«Специальность (ФОРТЕПИАНО)»
срок обучения 5 лет
пгт. Максатиха, 2023 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Годовые требования
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Методическое обеспечение учебной и методической литературой
- Список методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств, в том числе, представленного в программах по фортепиано для учащихся струнных, духовых, народных отделений.
Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6,5 (7) – 12 лет.
В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена).
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Специальность (фортепиано)» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | ||||||||||
Годы обучения | 1-ый год | 2-ой год | 3-ий год | 4-ый год | 5-ый год | |||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Количество недель | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | ||
Аудиторные занятия | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 340 | |
Итого аудиторных занятий в год | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 340 | ||||||
Самостоятельная работа | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 340 | |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 680 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность» (балалайка)» при 5-летнем сроке обучения составляет 680 часа, из них: 340 часов – аудиторные занятия, 340 часов – самостоятельная работа. Недельная нагрузка по предмету «Специальность» (балалайка) составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (фортепиано)» при 5-летнем сроке обучения составляет 680 часов. Из них: 340 часов – аудиторные занятия, 340 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 1 - 5 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
- 1- 5 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Урок проводится в форме индивидуального занятия. Продолжительность урока 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
- приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Специальность (фортепиано)» обеспечивается:
- доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными 2 пианино.
В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. Содержание учебного предмета
Название темы | Содержание учебного материала |
Работа над полифоническими произведениями | |
Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами старинной клавирной музыки. Развитие слуха и полифонического мышления ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение многообразным туше звука. | |
Работа над произведениями крупной формы | Изучение произведений крупной формы (Сонатины, Сонаты, Рондо, Вариации). Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач. |
Работа над этюдами | Владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная, аккордовая, октавная и т.д. техника. Умение использовать художественно оправданные технические приемы. |
Работа над произведениями малой формы. | Работа над пьесами разного характера - кантиленой, виртуозными и образными произведениями. Использование всех видов техники, различных видов фортепианного туше. Развитие творческих способностей, фантазии. Воплощение художественного замысла автора. |
Чтение с листа | Уметь быстро ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения. Грамотно прочитать нотный текст. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения, видеть текст на 1-2 такта вперед. |
Самостоятельная работа учащихся | Выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), выступление на концертах в общеобразовательной школе. |
Участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения в течение всего периода обучения |
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Специальность (фортепиано)» рассчитана на 5 лет. В распределении учебного материала по годам обучения учитывается принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Специальность (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано вместе с педагогом или другим учеником.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников для первого года обучения игре на фортепиано: «В музыку с радостью» О. Геталовой, И.Визной; «Волшебный мир фортепиано» М.Глушенко; «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич)
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Гаммы До мажор, ля минор отдельно каждой рукой в одну-две октавы.
Аккорды – тоническое трезвучие с обращениями, хроматическая гамма – отдельно каждой рукой в одну-две октавы.
В I-ом полугодии учащийся выступает на прослушивании (без оценки), проходящем в форме концерта «Моё первое выступление» в праздничной обстановке.
В 3 и 4 четверти – академические концерты, на которых учащийся выступает по мере готовности произведений, согласно требованиям по классам
Результат первого года обучения.
Учащийся должен овладеть основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами игрового аппарата; начать освоение технических навыков, первоначальных навыков звукоизвлечения, развивать координацию.
Учащийся должен освоить навыки игры non legato, staccato, legato в пятипальцевой позиции и с подкладыванием первого пальца, простые ритмические рисунки; формироваться навыки слухового контроля и интонационного слышания, ансамблевой игры несложных пьес. Ученик получает первый опыт публичных выступлений.
Примерные репертуарные списки
1 класс
Этюды
- Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих.
- Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над
туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано (игровые упражнения).
- Милич Б. Фортепиано. 1 класс (по выбору).
- Николаев А. Школа игры на фортепиано (по выбору).
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1. Этюды №№ 1-7, 9
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108: №№ 1-15.
25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 1-20.
- Школа фортепианной техники. Сост. В. Дельнова, В. Натансон:
Этюды №№ 2, 6, 7, 10-13, 16, 18, 21.
- Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С. Барсукова вып.1: №№ 1-16.
- Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В. Григоренко: №№ 16-21.
Пьесы
- Александров А. Новогодняя полька.
- Благой Д. Шуточка.
- Весняк Ю. Скакалка.
- Виноградов Ю. Танец медвежат.
- Гедике А. Пьесы: Заинька, Танец, Плясовая, Полька.
- Гречанинов А. Детский альбом: В разлуке, Маленькая сказка, Скучный рассказ.
- Иордан И. Охота за бабочкой.
- Кабалевский Д. Избранные пьесы: Ёжик, Полька, Ночью на реке, Частушка.
- Кореневская И. Дождик.
- Майкапар С. Бирюльки: Пастушок, В садике, Дождик, Мотылёк, Вальс.
- Роули А. В стране Гномов.
- Рыбицкий Ф. Кот и мышь.
- Сумелиди А. «Малышатник», «Басовые картинки» (по выбору).
- Торопова Н. «Музыкальные зарисовки».
Полифонические произведения
- Бах И.Б. Нотная тетрадь А.М.Бах: Волынка, Менуэт ре минор
- Контрданс. Старинный танец.
- Кригер И. Менуэт ля минор.
-Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Менуэт Си-бемоль мажор
- Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ре минор
- «На горе, горе» укр.н.песня.
- «На речушке на Дунае» р.н.песня.
- Нефе К. Старинный танец
- Сперонтес С. Менуэт.
- Телеман Г. Гавот.
-Тюрк Д. Ариозо.
Произведения крупной формы:
- Беркович И. Вариации на тему р.н. песни «Во саду ли, в огороде»
- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1, № 4;
Сонатина (в старинном стиле) соч.1 №2.
- Вильтон К. Сонатина.
- Гайдн Й. Анданте.
- Назарова Т. Вариации на тему рус.нар. песни «Пойду ль я, выйду ль я».
- Потоловский Н. Песенка с вариациями.
- Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато,
Соч.12.Андантино из сонатины Соль мажор,
- Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1, вып.2 Сост. С.Барсукова.
- Тюрк Д. Сонатина.
- Школа игры на фортепиано. Под.ред. А.Николаева – по выбору
- Штейбельт Д. Адажио, Сонатина До мажор,ч.1.
- Щуровский Ю. Вариации на тему чешской песни.
- Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору
Ансамбли:
- Азбука игры на фортепиано. Сост. С.Барсукова.
- Бетховен Л. Сурок.
- Вивальди А. Финал из Маленькой симфонии №1.
- Геталова О. «Весёлый слонёнок». Фортепианные ансамбли.
-Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»
- Моцарт В. Отрывок из 1 части симфонии № 40.
- Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. Ч.1.
- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано: Хорошее настроение, Танец утят.
- Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше.
-Тушинок О. «Забавное музицирование». Ансамбли для фортепиано в 4 руки.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ вып.1. Сост.Е.Лепина
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
За год учащийся изучает:
2-3 этюда,
3-4 разнохарактерные пьесы,
1-2 произведения полифонического стиля или элементами полифонии,
1 произведение крупной формы,
1-2 ансамбля,
Техническое развитие: гаммы До, Соль, Фа мажор, ля, ми, ре минор одной или двумя руками в 2 октавы. Аккорды, хроматические гаммы к ним одной или двумя руками в две октавы.
1 раз в четверть проводится академический концерт, на котором учащийся выступает по мере готовности произведений и может исполнять 1-2 произведения.
Проведение академических концертов 1 раз в четверть позволяет учащимся чаще публично выступать на сцене и более уверенно в дальнейшем исполнять произведения.
В течение года учащийся на академических концертах должен исполнить: 1 полифоническое произведение или пьесу с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, пьесы и ансамбли.
1 четверть (октябрь) - технический зачёт (мажорные гаммы, этюд, знание терминов).
3 четверть (февраль) - технический зачёт (минорные гаммы, этюд, знание терминов).
Зачёт проходит в классе в присутствии другого педагога по классу фортепиано.
На всех зачётах выставляются оценки.
Результат второго года обучения:
Учащиеся должны научиться внимательно относиться к нотному тексту, освоить основные аппликатурные формулы. Продолжается работа над налаживанием игрового аппарата, приобретаются навыки педализации. Формируется навык самостоятельной работы. Развивается внутренний слух и музыкальное мышление.
Примерные репертуарные списки
Этюды
- Беренс Г. Этюд соч.70 №50
- Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.
- Кабалевский Д. Этюд «Маленькая арфистка»
- Лекуппэ Ф. Этюды соч.17 №6, соч.24 №3
- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.
- Фортепианная техника в удовольствие» 2 класс. Сост. О.Катаргина
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.
Этюды №№ 10-16, 18, 20, 21, 23-29, 40, 44.
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108 (по выбору).
25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 21-25.
- Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 ( с №17 по выбору).
- Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.
- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:
Этюды №№ 22, 25, 26, 28,30, 31, 35, 39, 45, 49.
- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 2 класс. Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.
Пьесы
- Альперин Л. Петрушка.
- Беркович И. Танец куклы.
- Весняк Ю. Полька.
- Вольфензон С. Капель.
- Геворкян Ю. Обидели.
- Гедике А. Альбом пьес: В лесу ночью
- Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом (пьесы по выбору).
Соч.123. Бусинки (по выбору)
- Жилинский А. Мышки.
- Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Марш, Колыбельная, Полька.
- Иордан И. Охота за бабочкой.
- Кабалевский Д. Избранные пьесы: Клоуны, Вроде вальса, Печальная история,
Вальс ре минор.
- Коровицын В. Детский альбом (по выбору)
- Любарский Н. Плясовая.
- Майкапар С. «Бирюльки»: Маленький командир, Мимолётное видение, Мотылёк.
«Миниатюры»: Раздумье, Вальс
- Накада Е. Танец дикарей.
- Парцхаладзе М. Хоровод.
- Петерсен Р. Марш гусей.
- Слонов Ю.Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр.3. Джазовые миниатюры и песни.
- Торопова Н. «Музыкальные зарисовки».
- Флярковский А. Пони.
- Хачатурян А. Скакалка.
- Цильхер П. У гномов.
- Чайковский П. «Детский альбом»: Старинная французская песенка, Болезнь куклы,
- Школа игры на фортепиано. 2 год обучения.
Сост..Кувшинников и М.Соколов (по выбору).
- Шостакович Д. Шарманка.
- Шуман Р. Альбом для юношества: Марш, Мелодия, Первая утрата.
- Щуровский Ю. Вальс- шутка.
Полифонические произведения
- Ах ты зимушка-зима р.н.песня.
- Бах С.И. Нотная тетрадь А.М.Бах: Волынка, Менуэт ре минор, Ария ре минор,
Полонез соль минор.
- Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.
- Гайдн Й. Менуэт Соль мажор
- Гендель Г. Две сарабанды: Фа мажор, ре минор, Менуэт.
- Каттинг Ф. Куранта.
- Кларк Ж. Марш.
- Корелли А. Сарабанда.
- Кригер И. Менуэт ля минор.
- Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Ария Ми-бемоль мажор.
- Павлюченко В. Фугетта.
- Пирумов А. Маленькая инвенция.
- Пёрселл Г. Прелюдия.
- Щуровский Ю. Канон
Произведения крупной формы:
- Беркович И. Вариации на тему р.н.песни «Коровушка» в 4 руки.
- Беркович И. Сонатина Домажор, Соль мажор.
- Бетховен Л. Романс из сонатины Соль мажор в 4 руки. Обр. Е.Стрельбицкой.
- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 № 3.
- Диабелли А. Аллегретто.
- Клементи М. Сонатина До мажор.
- Литкова И. Вариации на тему белорусской нар.песни «Савка и Гришкасделали дуду».
- Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (соль минор).
- Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».
- Моцарт В. Анданте Ми-бемоль мажор, Аллегро Си-бемоль мажор.
- Назарова-Метнер Т. «Зайчик ты, зайчик» (на тему русской народной песни).
- Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1, вып.2. Сост. С.Барсукова (по выбору).
- Хаслингер Т. Сонатина До мажор.
- Штейбельт Д. Адажио. Сонатина, До мажор.
Ансамбли
- Бетховен Л. Марш из музыке к пьесе « Афинские развалины».
- Бизе Ж. Хор мальчишек из оперы «Кармен».
- Вангаль Я. 2 пьесы.
- Глинка М. Полька.
- Когда не хватает техники ред. Е.Медведовского.
- Соловьёв-Седой В. Подмосковные вечера.
- Спадавеккиа А. Добрый жук.
- Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.
- Чайковский П. Танец маленьких лебедей. Переложение В.Малинникова.
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1
I-IIкл ДМШ. Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян (по выбору).
- Школа игры на фортепиано. Ред. А.Николаева – по выбору
- Юный пианист. Вып.1 Сост. и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона (по выбору).
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
За год учащийся должен освоить различных музыкальных произведений, в разной степени готовности:
3-4 этюда,
3-4 разнохарактерные пьесы,
1-2 полифонических произведения,
1 произведение крупной формы,
1-2 ансамбля,
Техническое развитие: гаммы Ре, Фа, Си-бемоль; си, ре, соль минор, аккорды, хроматические гаммы к ним двумя руками в 2 октавы. Арпеджио каждой рукой в 2 октавы.
1 раз в четверть проводится академический концерт, на котором учащийся выступает по мере готовности произведений и может исполнять 1-2 произведения.
Проведение академических концертов 1 раз в четверть позволяет учащимся чаще публично выступать на сцене и более уверенно в дальнейшем исполнять произведения.
В течение года учащийся на академических концертах должен исполнить: 1 полифоническое произведение или пьесу с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, пьесы и ансамбли.
1 четверть (октябрь) - технический зачёт (мажорные гаммы, этюд, знание терминов).
3 четверть (февраль) - технический зачёт (минорные гаммы, этюд, знание терминов).
Зачёт проходит в классе в присутствии другого педагога по классу фортепиано.
На всех зачётах выставляются оценки.
Результат третьего года обучения.
Продолжается работа по развитию внимательного отношению к нотному тексту, осмысленного разбора музыкального произведения с использованием элементов анализа. Формирование устойчивых пианистических навыков: техническое развитие, свобода пианистических движений, ощущения клавиатуры. Совершенствуются навыки педализации, полифонического и образного мышления. Ученик получает конкретные задания, которые должен выполнить в результате домашних занятий.
Примерные репертуарные списки
Этюды
- Беренс Г. Этюд соч.70 №50
- Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.
- Кабалевский Д. Этюд «Маленькая арфистка»
- Лекуппэ Ф. Этюды соч.17 №6, соч.24 №3
- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.
- Фортепианная техника в удовольствие 3 класс .Сост. О.Катаргина
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.
Этюды №№ 10-16, 18, 20, 21, 23-29, 40, 44.
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108 (по выбору).
25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 21-25.
- Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 (с №17 по выбору).
- Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.
- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон: Этюды с № 49 (по выбору).
- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 3 класс. Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.
Пьесы
- Беркович И.12 пьес для фортепиано на тему народной мелодии: Токкатина.
- Вольфензон С. Пятнашки.
- Гайдн И. Две пьесы: Фа мажор, ми-бемоль мажор
Двенадцать легких пьес: Ми-бемоль мажор
- Гедике А. Избранные пьесы (по выбору).
- Глинка М. Полька
- Гнесина Е. Пьесы-картины: №4 С прыгалкой
- Гречанинов А Соч.123.Бусинки (по выбору)
- Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Мчат по небу облака, Снежный вальс.
- Кабалевский Д. Медленный вальс, Токкатина.
- Коровицын В. Детский альбом (по выбору).
- Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пастораль.
- Майкапар С. Соч.23. Миниатюры: Тарантелла, Маленькая сказка, Жалоба.
Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною.
- Свиридов Г. Перед сном, Парень с гармошкой, Упрямец.
- Селиванов В. Шуточка
- Франк Ц. Жалоба куклы, Осенняя песенка
- Хачатурян А. Андантино, Вечерняя сказка.
- Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Марш деревянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка, Полька.
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1 III-IVкл. ДМШ
Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян.
- Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец
- Шуберт Ф. Экосез Соль мажор, Менуэт
- Шуман Р. Соч.68.Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин, Смелый наездник.
Полифонические произведения
- Александров Ан. Пять легких пьес: Кума
- Арман А. Фугетта До мажор
- Бах И.С. Ария соль минор
- Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт №3 до минор, Менуэт № 12
Соль мажор, Марш №16, Полонез №19
Маленькие прелюдии и фуги. Терт.1: Прелюдия До мажор, Прелюдия соль минор
- Бах И.Х. Аллегретто
- Бах Ф.Э. Менуэт
- Гедике А. Прелюдия ля минор
- Гендель Г. Чакона, 2 сарабанды ре минор, Менуэт ми минор, Фугетта ля минор.
- Кирнбергер И. Менуэт Ми мажор
- Корелли А. Сарабанда ми минор
- Кригер И.Сарабанда
- Майкапар С. Прелюдия и фугетта до-диез минор
- Моцарт Л. Бурре ре минор
- Павлюченко С. Фугетта ля минор.
- Пахельбель И. Сарабанда фа-диез минор, Сарабанда Си-бемоль мажор.
- Скарлатти Д. Ария ре минор.
- Сборник полифонических пьес, ч.1.Сост.С.Ляховицкая
- Циполи Д. Менуэт.
Произведения крупной формы
- Андрэ А. Соч.34. Сонатина №5 Фа мажор, ч.1.
- Беркович И. Вариации на украинскую тему ля минор, Сонатина До мажор,
Вариации на тему белорусской нар.песни «Перепёлочка».
- Бетховен Л. Сонатина Соль мажор. Сонатина Фа мажор,ч.1.
- Ванхаль И.Рондо.
- Весняк Ю. Сонатина соч.1 № 5.
- Гайдн Й. Дивертисменты. (Нетрудные сонаты).
- Голубовская Н. Вариации на тему Русской народной песни.
- Диабелли А. Соч.151.Сонатина №1: Рондо.
- Дюссек.Ф. Рондо соль мажор.
- Клементи М. Соч.36. Сонатина До мажор, ч.2,3: Сонатина Соль мажор,ч.1,2
- Кулау Ф. Вариации Соль мажор Соч.55. №1, Сонатина До мажор, ч.1, 2
- Любарский Н. Вариации на тему рус.нар. песни «Коровушка» соль минор
- Моцарт В. Лёгкие вариации До мажор. Сонатина Фа мажор,ч.1,2
- Некрасов Ю. Маленькая сонатина ми минор.
- Плейель И. Сонатина Ре мажор
- Раков Н. Тема и вариации.
- Рыбкин Е. Фольклорные вариации в 4 руки (по выбору).
- ЧимарозаД.Сонатина ре минор
- Чичков Ю. Маленькая сонатина.
- Шпиндлер Ф. Сонатина.
Ансамбли
- Ансамбли младшие классы. Сост.В.Пороцкий: Г.Фрид. Чешская полька.
-Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (по выбору).
- Брат и сестра. Вып.2,3 Сост. В. Натансон – по выбору
- Вильельдо А. Танго Эль-Чокло.
- Глинка М. Краковяк и Вальс из оперы «Иван Сусанин».
- Джоплин С. Рэгтайм.
- Зив. «Прогулка по клавишам».
- Медведовский Е. Когда не хватает техники. Ансамбли для фортепиано(по выбору).
- Морозов И. Танец ласточки из балета «Доктор Айболит».
- Музицируют дети. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. А.Борзенков.
- Мусоргский М. Гопак.
- Фортепианные ансамбли выпуск 5.Ред. А.Бакулов: М.Блантер. «Футбол».
- Хачатурян К. Музыка из балета «Чипполино» : Танец Тыквы, Помидор.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.
-Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
-«Чарующий ритм» фортепианные ансамбли в 4 руки.
Сост.Е.Анисимова, А.Кормишина.
- Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред .Л.Ройзмана и В. Натансона.
Четвертый год обучения
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-12 различных музыкальных произведений, в разной степени готовности:
1-2 полифонических произведения;
1-2 произведения крупной формы;
4- 5 пьес;
4-6 этюдов;
1-2 ансамбля.
- Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений (уровень трудности примерно на 1-2 класса ниже, чем в пьесах, изучаемых учеником); дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор знакомых мелодий по слуху с гармоническим оформлением.
- Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений. Постепенный переход к работе для развития кистевой техники (упражнения секстами).
- Играть мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении гаммы с симметричной аппликатурой) на 4 октавы. Тонические трезвучия с обращениями аккордами, короткие арпеджио, хроматические гаммы – двумя руками на 4 октавы.
В 4-ом классе ученик должен уже обладать необходимыми пианистическими навыками для того, чтобы разучить самостоятельно пьесу, уметь исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле с педагогом или другим учеником, читать с листа.
Техническое развитие. Ранее изученные тональности играть в виде гамм, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы двумя руками на 2-4 октавы.
1 четверть (октябрь) - технический зачёт (мажорные гаммы, этюд, знание терминов).
3 четверть (февраль) - технический зачёт (минорные гаммы, этюд, знание терминов).
Зачёт проходит в классе в присутствии другого педагога по классу фортепиано.
На всех зачётах выставляются оценки.
Результат четвертого года обучения:
Продолжается развитие беглости пальцев на основе изучения различных технических упражнений и этюдов. Развитие координации при исполнении произведений гомофонно – гармонического и полифонического склада. Продолжение работы по воспитанию грамотного анализа произведения (форма, гармонический и мелодический анализ). Развитие полифонического слуха и навыков педализации. В работе над художественным произведением акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении.
Примерные репертуарные списки
Этюды:
- Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61 и 66; №№1-3,24
Соч.88. Этюды: №№5,7
-Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 32; №№4,5,9
- Избранные этюды иностранных композиторов, вып.3 (по выбору)
- Лемуан А.Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,50
- Лешгорн А. Соч.66. Этюды №№1-4
- Майкапар С.Соч.31. Прелюдия-стаккато
- Черни К.Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера,ч.2: №№1,6,8,12
- «Фортепианная техника в удовольствие» 4 класс сост.О.Катарина
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2 (по выбору)
- Школа фортепианной техники. Вып.1. Сост.Натансон, В.Дельнова (по выбору)
- Этюды IV-VIIкл. ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон: Сироткин Е. На велосипеде
- Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В.Натансона (по выбору)
Пьесы:
- Амиров Ф.12 миниатюр для фортепиано: Ноктюрн
- Библиотека юного пианиста.Вып.2, 3, 4,5. Сост. В.Натансон (по выбору)
- Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро Фа мажор, Менуэт Фа мажор,
Виваче Ре мажор, Маленькая пьеса Си – бемоль мажор, Анданте
-ГладковскийА. Детская сюита: Маленькая танцовщица
- Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч.31: №3. Колыбельная, №11.Листок из альбома;
соч.34№15. Русская песня; соч.35; №8. Арлекин;
соч.43: №3. Мазурка, №4. Утро, №7. Ариетта.
- Гнесина Е. Альбом детских пьес: №6 Марш
- Гречанинов А. Папа и мама, Нянюшкина сказка, Облака плывут, Русская пляска
- Григ Э.Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины
- Гуммель И. Скерцо Ля мажор, Анданте, Жига
- Даргомыжский А. Меланхолический вальс
- Кабалевский Д. Соч.14. Из пионерской жизни (по выбору)
Соч.27.Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская, Токкатина
- Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка,
Балетная сцена
- Майкапар С. Соч.33. Элегия, Токкатина, На катке, На море ночью.
- Моцарт В. Жига, Престо Си-бемоль мажор.
- Пахульский Г. В мечтах.
- Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков
- Раков Н. 8 пьес на тему рус.нар. песни: Вальс ми минор, Полька, Сказка ля минор
Из юных дней: Увлекательная игра, Полька До мажор.
- Сигмейстер Э. Новый Лондон.
- Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов.
Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон;
- Современная фортепианная музыка для детей.IVкл. ДМШ Сост. и ред. Н. Копчевского.
- Тактакишвили О. Колыбельная, Мелодия
- Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская, Песня жаворонка,
Полька, Вальс
- Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс, Танец. Детская тетрадь: Заводная кукла
-Шуман Р.Соч.68. Альбом для юношества: Деревенская песня, Народная песенка, Дед Мороз,
Смелый наездник, Песенка жнецов, Маленький романс, Охотничья песня
- Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона.
Полифонические произведения:
-Бах И.С. Полонез соль минор.
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: №№1, 3, 5-8, 11, 12
Тетр.2: №№1, 2, 3, 6
- Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта
- Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор
- Мясковский Н.Соч.43. Элегическое настроение, Охотничья перекличка
- Скарлатти Д. Менуэт ре минор, Жига ре минор
-Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2. III-IVкл. ДМШ
Сост. и ред. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян
- Циполи Д. Фугетта ми минор
Произведения крупной формы:
- Беркович И. Концерт Соль мажор
- Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2
- Библиотека юного пианиста. Вып.3, 4. Сост. В. Натансон – по выбору
- Вебер К. Сонатина До мажор, ч.1
- Глиэр Р. Рондо.
- Гуммель И. Сонатина Домажор, ч.1; Вариации на тирольскую тему
- Диабелли А. Соч.151.Сонатина Соль мажор
- Дюссек И. Сонатина Соль мажор
- Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3.
Под ред. Н.Кувшинникова: Бах Ф.Э. Соната Соль мажор
- Клементи М.Соч.36. Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа мажор,№5 Соль мажор
- Кулау Ф. Соч.55,№1. Сонатина До мажор
- Медынь Я. Сонатина До мажор
- Моцарт В. Шесть сонатин: №1 До мажор, №4 Си-бемоль мажор
- Рыбкин Е. Фольклорные вариации на темы русских народных песен
- Чимароза Д. Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор, Соль мажор
- Шуман Р. Соч.118.Детская соната, ч.1
Ансамбли:
-Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины».
- Бизе Ж. Болеро из оперы «Кармен».
- Брат и сестра. Вып.2, 3. Сост. В. Натансон – по выбору
- Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
- Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.2.
- Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и Волк»
- Шмитц М. Танцуем буги, Джазовый этюд, Буги, Рэгтайм.
- Шуберт Ф. Экосезы, Три вальса.
Пятый год обучения
Основная задача – подготовка к итоговой аттестации, которая проводится в форме экзамена в конце года.
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 13-19 различных музыкальных произведений, в разной степени готовности:
1-2 полифонических произведения;
1-2 произведения крупной формы;
5-6 пьес (включая 1 ансамбль);
3-4 этюда.
Учащиеся готовят выпускную программу из 4-х произведений: полифония, этюд, крупная форма, пьеса.
2. Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений (уровень трудности примерно на 1-2 класса ниже изучаемых учеником); дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор знакомых мелодий по слуху с гармоническим оформлением.
3. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений.
4. Мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом и противоположном движении на четыре октавы, мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении, хроматическая гамма двумя руками в прямом движении, арпеджио короткие, длинные двумя руками, ломаные отдельно каждой рукой.
Результат пятого года обучения:
В течение учебного года продолжается работа по техническому развитию ученика: беглость пальцев, умение свободно исполнять аккорды, арпеджио различных видов. Развиваются навыки ансамблевой игры. Укрепляются навыки чтения с листа как сольных произведений, так и партий аккомпанемента. Умение разбираться в особенностях фактуры и ритмическом разнообразии произведения. Понимать приёмы развития тематического материала, расширять музыкально – слуховые представления.
Уметь самостоятельно работать над музыкальным произведением.
Примерные репертуарные списки
5 класс.
Этюды:
- Беренс Г.32 избранных этюда из соч.61 и 88: №№4-9,12,16,18-20,23,25,30
- Бертини А.28 избранных этюдов из соч.29 и 42: №№1,6,7,10,13,14,17
- Бургмюллер Ф. Этюды – по выбору.
- Геллер С. 25 мелодических этюдов: №№6,7,8,11,14-16,18
- Избранные этюды на двойные ноты, аккорды и октавы. Сост.Э.Федорченко, Е.Эфруси.
- Кабалевский Д. Соч.27.Избранные пьесы: Этюды Ля мажор, Фа мажор, ля минор
- Лак Т. 20 избранных этюдов из соч.75 и 95: №№1,3,5,11-19,20
- Лешгорн А. Соч.66. Этюды: №№6,7,12,18,19,20
Соч.136. Школа беглости. Тетр. 1 и 2 (по выбору)
- Равина Ж. Этюд соч.60 №22
- Черни К. Избранные фортепианные этюды, ч.2.Под ред. Г.Гермера:№№9-12,15-21, 24.
Соч.299. Школа беглости: №№1-4, 6, 7-11
Соч.337.40 ежедневных упражнений (по выбору)
- Шитте Л. Соч.68. 25 этюдов: №№18, 19
- «Фортепианная техника в удовольствие» 5 класс сост.О.Катаргина
- Этюды IV-VIIкл. ДМШ. Сост. В.Натансон (по выбору)
Пьесы:
- Амиров Ф. Баллада.
- Бах Ф.Э. Сольфеджио
- Бетховен Л. Семь народных танцев (по выбору)
- Бизе Ж. Колыбельная
- Гедике А. Избранные пьесы.
- Глинка М. Прощальный вальс Соль мажор, Мазурка до минор
- Глиэр Р. Соч.26. Шесть пьес (по выбору)
- Грибоедов А. Вальсы: Ми мажор, Ля-бемоль мажор
- Григ Э. Соч.12. «Лирические пьесы»: Ариетта, Народный напев, Листок из альбома
Соч.38. Лирические пьесы: Народная песня, Странник
Соч. 17 Халлинг Ля мажор, Ре мажор
- Гурилев А. Прелюдии: фа - диез минор, до-диез минор
- Дебюсси К. Маленький негритенок
- Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Новелла, Драматический фрагмент, Скерцо
Соч.61. Токката, Песня
- Казелла А. Полька-галоп
- Калинников В. Грустная песенка соль минор
- Майкапар С. Соч.8. Маленькие новеллетты: Романс, Итальянская серенада, Токкатина,
Бурный поток, Шествие марионеток
- Мак-доуэлЭ.Тарантелла
- Мачавариани А. Караван
- Мендельсон Ф. Соч.72. Шесть детских пьес: Ми- бемоль мажор, Ре мажор
- Нильсен К. Часы с музыкой, Миньона
- Парцхаладзе М. Вальс
- Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс
- Раков Н. Скерцино, Бабочки, Простая полька, Первая фиалка
- Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Зима, Дождик, Маленькая токката
- Сильванский М. Ночью на реке
- Чайковский П. Соч.39.Детский альбом: Утреннее размышление, Нянина сказка,
Сладкая греза, Баба-яга, Игра в лошадки
- Шостакович Д. Сюита «Танцы кукол»: Полька, Вальс-шутка, Романс
- Шуберт Ф.Вальс си минор. Утренняя серенада
- Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Северная песня, Песня матросов
- Щуровский Ю. Мазурка
- Франк С. Пьеса
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Пьесы зарубежных
композиторов. V класс ДМШ. Сост. ред. В.Дельновой – по выбору
Полифонические произведения
- Бах И.С. Двухголосные инвенции: Домажор, Си-бемоль мажор, ми минор, ля минор
Французские сюиты: №2 доминор - Сарабанда, Ария, Менуэт
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр .I: Домажор, Фа мажор; Тетр. 2: Ре мажор
- Гендель Г.12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда
- Кирнбергер И. Полонез соль минор, Прелюдия ми минор, Менуэт
- Майкапар С. Соч.8. Фугетта соль-диез минор, Соч.37. Прелюдия и фугетта ля минор
- Мясковский Н. Соч.43. В старинном стиле (фуга)
- Павлюченко С. Фугетта Ми-бемоль мажор
- Сборник полифонических пьес: ч.2. Сост. С.Ляховицкая
- Фрид Г. Инвенции: Домажор, фа минор, ля минор
Произведения крупной формы:
- Гайдн Й. Дивертисменты.
- Гендель Г. Соната До мажор (Фантазия), Концерт Фа мажор, ч.1, Концерт Си-бемоль мажор
- Дюссек И. Соч.20. Сонатина Ми-бемоль мажор
- Кабалевский Д. Соч.40, №1. Вариации Ре мажор
Соч.51.Легкие вариации на тему словацкой народной песни
- Клементи М. Соч.36. Сонатина Ре мажор, ч.1
Соч.37.Сонатины: Ми-бемоль Мажор, Ре мажор
Соч.38. Сонатины: Соль мажор, ч.1, Си-бемоль мажор
- Лукомский Л. Вариации фа минор
- Моцарт В. Сонатины: Ля мажор, До мажор
- Рейнеке К. Соч.47.Сонатина №2, ч.1
- Роули А. Маленький концерт Соль мажор
- Рыбкин Е. Фольклорные вариации на темы русских народных песен
- Чимароза Д. Сонатины: ля минор, Си-бемоль мажор
Ансамбли:
- Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли – по выбору
- Глинка М.Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (для 2-х фортепиано в 8 рук)
- Джоплин С. Рэгтайм.
- Григ Э. Соч.35. Избранные произведения: Норвежский танец №2
- Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» (для ф-но в 4 руки)
- Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»,
Красная шапочка и волк из балета «Спящая красавица»
- Штраус И. Анна-полька
- Шуберт Ф. Серенада
- Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В .Натансона: Прокофьев С. Соч.25.
Гавот из классической сюиты (для 2-х фортепиано в 8 рук)
- Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Специальность (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Специальность (фортепиано)» включает в себя:
- текущий контроль успеваемости
- промежуточную аттестацию
- итоговую аттестацию.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на данный предмет и осуществляется регулярно (каждый урок, либо 2 урок). Оценки текущего контроля успеваемости обучающегося вносятся в журнал учета успеваемости и посещаемости преподавателя, в дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. В четвертной оценке учитывается заинтересованность обучающегося и его активное участие в концертной работе школы. В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся ДШИ может использовать контрольные уроки, технические зачеты, академические концерты, контрольные просмотры и прослушивания, концертные выступления.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и освоение ими образовательной программы на определенном этапе обучения. В течение года обучающиеся выступают на академических концертах, которые проводятся систематически, 1 раз в четверть. В течение года для показа на академических концертах педагог с учеником готовит 3 – 4 произведения различных по жанру и форме (в том числе ансамблевых). Первое публичное выступление обучающихся первого класса проходит в конце первого полугодия (без оценки). Далее они участвуют в академических концертах в соответствии с действующими учебными планами 1 раз в четверть. Академический концерт в последней четверти учебного года приравнивается к переводному экзамену. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Оценки промежуточной аттестации вносятся в журнал учета успеваемости и посещаемости преподавателя, в дневник учащегося. Годовая оценка выставляется на основе четвертных оценок.
Проверка технической подготовки обучающихся осуществляется один раз в полугодие в форме технического зачета, начиная со второго класса обучения, во время классного урока в присутствии другого педагога отдела. В первом полугодии обучающиеся исполняют мажорные гаммы и «Этюд», проверяются знания музыкальной терминологии, теоретические знания; во втором полугодии - минорные гаммы и «Этюд», проверяются знания музыкальной терминологии, теоретические знания. В выпускном классе только в первом полугодии.
Выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, представляющего собой концертное исполнение программы, в соответствии с действующими учебными планами.
В течение учебного года обучающиеся экзаменационного класса выступают на 2 прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
Критерии оценки
«Отлично»:
- выступление может быть названо концертным;
-ученик владеет необходимой исполнительской техникой;
- присутствие музыкальной образности.
-в программе представлены произведения различных стилей достаточно высокого уровня сложности.
- у ученика сформирован устойчивый интерес к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой.
«Хорошо»:
- владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;
-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений.
«Удовлетворительно»:
- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика, ученик не владеет навыками педализации. Исполнение нестабильно.
«Неудовлетворительно»:
- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.
В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более точно отметить выступление обучающегося.
V. Методическое обеспечение учебной и методической литературой
Методические рекомендации преподавателям
Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
- разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
- вариативность темпа освоения учебного материала;
- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Список методической литературы
1. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – Л., Музыка, 1979г.
2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., Классика - ХХI, 2004г.
3. Бурштейн А. Методическое пособие: Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в классе фортепиано ДМШ. - Калинин. 1980г.
4. Геталова О. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. Фортепиано.
Музыкально-эстетическое развитие детей. - С-П., Композитор, 2009г.
5. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве.- Л., Музыка, 1985г.
6.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 класс.- Киев.: Музична Украина, 1977г.
Воспитание ученика-пианиста. 3-4 класс.- Киев.: Музична Украина, 1979г.
7. Науменко С. Формирование музыкальности у младших школьников в процессеиндивидуального обучения. Журнал Музыкальная психология и психотерапия №1, 2010г.
8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., Музыка, 1982г.
9.Программа для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. - М.1973г.
10.Программа для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. - М. 1988г.
11. Роль и значение репертуара в воспитании музыканта.
Методическая разработка для преподавателей ДМШ. - М. 1988г.
12.Стрельбицкая Е. Учебно-методические пособия:
«Начинаю играть на рояле» или 30 первых уроков маленького пианиста ч.1,
«Начинаю играть на рояле» или первая академическая программа
маленького пианиста ч.2.
13. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М,. Сов. Композитор, 1989г.
14. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.- Л., Музыка, 1971г.