Рабочая предпрофессиональная программа "Народные инструменты" ПО.01.УП.03 Фортепиано

Cкребец Нелли Валерьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО Срок обучения 8(9) лет

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpop_narodnye_instrumenty_po.01.up_.03_fortepiano.docx368.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Максатихинская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Срок обучения 8(9) лет

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО

Автор программы: Скребец Нелли Валерьевна

-

преподаватель по классу фортепиано

пгт. Максатиха 2023 г.

E:\программы ДШИ локального диска Е\Сканы титулов НИ 5 лет\Фортепиано.jpg

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации преподавателям;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы        обучающихся;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы.
  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Фортепиано» предпрофессиональной программы «Народные инструменты» для 5-летнего срока обучения составляет 4 года (со 2 по 5 класс), для 8-летнего обучения – 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.

  1. Объем        учебного        времени,        предусмотренный        учебным        планом образовательного        учреждения        на        реализацию        учебного        предмета

«Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану для учащихся сначала составляет - 0,5 часа в неделю, в выпускном 5/8 классах – 1 час в неделю. В 6 и 9 классах занятия по предмету «Фортепиано» относятся к вариативной части учебного плана.

Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.

Срок обучения 5 лет.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (2 – 5кл.)

346,5

- индивидуальные занятия

82,5

- самостоятельная работа

264

- зачёты,контрольные уроки (по полугодиям)

4,6,8,10

- участие в творческих мероприятиях и культурно –

просветительская деятельность

В течение

учебного года

Срок обучения 8 лет.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (4 – 8 кл.)

429

- индивидуальные занятия

99

- самостоятельная работа

330

- зачёты,контрольные уроки (по полугодиям)

8-16

- участие в творческих мероприятиях и культурно –

просветительская деятельность

В течение

учебного года

Учебный план (обязательные предметы) Срок обучения 5 лет.

Наименование предмета

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

ПО.01.УП.03 фортепиано

-

0,5ч

0,5ч

0,5ч

Срок обучения 8 лет.

Наименование предмета

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

ПО.01.УП.03

фортепиано

-

-

-

0,5ч

0,5ч

0,5ч

0,5ч

1час

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут; 0,5 ч урока составляет 20 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано» Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащихся, на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- non legato, legato, staccato;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

  1. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В        соответствии        с        данными        направлениями        строится        основной        раздел программы "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой        метод        (показ        с        демонстрацией        пианистических приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические        методы        обучения        (работа        на        инструменте        над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы учебные классы для индивидуальных занятий оснащены 2-мя «фортепиано», имеют площадь не менее 6 кв. метров, зал реакриации с 2-мя кабинетными роялями. В ДШИ есть нотная библиотека и фонотека.

Материально-техническая        база        образовательного        учреждения соответствует        санитарным        и                противопожарным        нормам,        нормам        охраны труда.

Музыкальные        инструменты        регулярно обслуживаются настройщиком фортепиано (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

  1. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Классы:

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

5-летнее обучение (народные

инструменты)

-

33

33

33

33

учебных занятий (в неделях)

8-летнее обучение (народные инструменты)

-

-

-

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

5-летнее обучение (народные

инструменты)

-

0,5

0,5

0,5

1

8-летнее обучение (народные

инструменты)

-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Количество часов на внеаудиторные занятия

(в неделю)

5-летнее обучение (народные

инструменты)

-

2

2

2

2

8-летнее обучение (народные инструменты)

-

-

-

2

2

2

2

2

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся отделения народных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

  1. год обучения соответствует:
  2. классу для учащихся по 5-летнему сроку обучению, 4 классу для 8-летнего срока обучения.
  1. год обучения соответствует:
  2. классу для учащихся по 5-летнему сроку обучению, 5 классу для 8-летнего срока обучения.
  1. год обучения соответствует:
  2. классу для учащихся по 5-летнему сроку обучению, 6 классу для 8-летнего срока обучения.
  1. год обучения соответствует:
  2. классу для учащихся по 5-летнему сроку обучению, 7 классу для 8-летнего срока обучения.

5 год обучения соответствует:

8 классу для 8-летнего срока бучения.

1 год обучения.

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

Разучить гаммы ДО и СОЛЬ мажор, ля минор – отдельно каждой рукой на одну октаву, аккорд - тоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.

Чтение с листа отдельно каждой рукой лёгкого нотного текста. Изучать музыкальную терминологию.

В II полугодии проводится промежуточная аттестация в форме академического зачёта, на котором учащийся исполняет 2 разнохарактерные пьесы, в том числе может быть ансамбль.

Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная:

  • Андреева М.«Ехали медведи»
  • Артоболевская А. «Вальс собачек»
  • Берлин Б. «Пони-звездочка»
  • Визная И. «Вальс»
  • Витлин В. «Серенькая кошечка»
  • Геталова О. «Рыжий кот», «Добрый гном», «Часы»
  • Гретри А.«Кукушка и осел»
  • Игнатьева В. «Тихая песня»
  • Красев М. «Гуси», «Елочка»
  • Лещинская Ф. «Лошадки»
  • Литовко С. «Паровозик»
  • Металлиди Ж. «Кот-мореход»
  • р. н. песни «Во саду ли, в огороде», «У кота-воркота», «Каравай»
  • Тиличеева Е. «Про елочку»
  • украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»
  • Уотт Д. «Три поросенка» ансамбль
  • Филиппенко А. «Цыплята» ансамбль

Этюды

  • Беркович И. «Маленькие этюды» №№ 6-14
  • Гедике А. Соч. 6. «20 маленьких пьес для начинающих»
  • Черни К. Избранные фортепианные этюды (ред. Гермера). Ч.1 №№ 4-10.
  • «Школа игры на фортепиано». Ред. А. Николаева (этюды по выбору).

Произведения крупной формы

  • Беркович И. Вариации «Во саду ли, в огороде»
  • Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1, № 4; Сонатина (в старинном стиле) соч.1 №2.
  • Вильтон К. Сонатина.
  • Потоловский Н. Песенка с вариациями.
  • Тюрк Д. Сонатина
  • Штейбельт Д. «Адажио».

Полифонические произведения

  • Бах Ф. Менуэт.
  • Власова Л. «На лужочке, на лугу».
  • Каттинг Ф. Куранта.
  • Корелли Ф. Сарабанда.
  • Кригер И. Менуэт.
  • Моцарт В. Менуэт C-dur, Ария Es-dur.
  • Моцарт Л. Менуэт d-moll.
  • Сперонтес. Менуэт d-moll.
  • Телеман Г. Пьеса.

Пьесы

  • Александров А. «Новогодняя полька».
  • Берлин Б. «Марширующие поросята».
  • Бетховен Л. «Немецкий танец».
  • Гречанинов А. «В разлуке», «Мазурка».
  • Кабалевский Д. «Вроде вальса», «Ёжик», «Маленькая полька».
  • Канэда В. «Марш гусей».
  • Кореневская Н. «Дождик».
  • Любарский Н. «Курочка».
  • Майкапар С. «Вальс», «В садике», «Дождик», «Мотылёк», «Пастушок».
  • Стрибогг И. «Вальс петушков».

Ансамбли

  • Глинка М. «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
  • Калинников В. «Киска».
  • Металлиди Ж. Пьесы для фортепиано в 4 руки (по выбору).
  • Прокофьев С. «Болтунья».
  • Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца».
  • Чайковский П. «Мой садик», «Вальс цветов».
  • Шеринг Д. «Колыбельная».
  • Шуберт Ф. «Шарманщик», «Вальс», «Швейцарская песенка».

2 год обучения

В течение учебного года ученик должен изучить 10-12 пьес, несколько в порядке ознакомления. Усовершенствовать игру двумя руками, работать над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

Изучить:

  • 2 -3 этюда,
  • 3- 4 разнохарактерных пьесы
  • 1 пьесу с элементами полифонии,
  • 2-3 ансамбля.

Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа. Изучать музыкальную терминологию.

Техническое развитие. Продолжать разучивание гамм – РЕ, ЛЯ, ФА мажор, ми и ре минор - на две октавы отдельно каждой рукой. Играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельно каждой рукой.

В I полугодии на контрольном уроке в классе исполнить 2 разнохарактерных произведения, в том числе можно и ансамбль.

Во II полугодии проводится промежуточная аттестация в форме академического зачёта, надо исполнить 2 разнохарактерных произведения по выбору педагога (одно из них с элементами полифонии).

Этюды:

  • Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано.
  • Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих.
  • Милич Б. Фортепиано. 1 класс (по выбору).
  • Николаев А. Школа игры на фортепиано (по выбору).
  • Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.

Этюды №№ 3-7, 9.

  • Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108: №№ 1-15.
  • Шитте Л. 25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 1-20.
  • Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1: №№ 1-16.
  • Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 16-21.
  • Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

Этюды №№ 2, 6, 7, 10-13, 16, 18, 21.

Полифонические произведения:

  • «Весёлые нотки».1-2 класс. Сост.С.Барсукова. Пьесы с элементами полифонии: №№ 27-33.
  • «На горе, горе» укр.н.песня.
  • «На речушке на Дунае» р.н.песня.
  • Нефе К. Старинный танец
  • Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Менуэт Си-бемоль мажор
  • Моцарт Л. Менуэт ре минор.
  • Сперонтес С. Менуэт.
  • Леденёв Р. Маленький канон.

-Телеман Г. Гавот.

  • Контрданс. Старинный танец.
  • Кригер И. Менуэт ля минор.
  • Бах И.С. Волынка.
  • Тюрк Д. Ариозо.

Произведения крупной формы:

  • Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1, № 4, Сонатина (в старинном стиле) соч.1 №2.
  • Гайдн Й. Анданте.
  • Штейбельт Д. Адажио, Сонатина До мажор ч.1.
  • Щуровский Ю. Вариации на тему чешской песни.

Пьесы.

  • Благой Д. Шуточка
  • Виноградов Ю. Танец медвежат.
  • Гречанинов А. Детский альбом: В разлуке, Маленькая сказка,
  • Гедике А. Пьесы: Танец, Плясовая, Полька.
  • Джаз для детей вып.1. Сост. С.Барсукова (по выбору).
  • Иордан И. Охота за бабочкой.
  • Кабалевский Д. Избранные пьесы: Ночью на реке, Частушка.
  • Кореневская И. Дождик.
  • Майкапар С. Бирюльки: Пастушок, В садике, Дождик, Мотылёк.
  • Роули А. В стране номов.
  • Рыбицкий Ф. Кот и мышь.
  • Сумелиди А. «Басовые картинки» (по выбору).
  • Торопова Н. «Музыкальные зарисовки»: Баба-яга, Песня, Биф, Жук, Прогулка, Мурка танцует.

-Чайковский П. «Детский альбом»: Болезнь куклы.

  • Шмитц М. Джазовые пьесы (по выбору).

Ансамбли:

  • Бетховен Л. Сурок.
  • Вивальди А. Финал из Маленькой симфонии №1.
  • Геталова О. «Весёлый слонёнок». Фортепианные ансамбли.
  • Моцарт В. Отрывок из 1 части симфонии № 40.
  • Смирнова Н. Ансамбли для ф-но: Хорошее настроение, Танец утят - -

Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше.

-Тушинок О.В. «Забавное музицирование». Ансамбли для ф-но в 4 руки. Детские песни, популярные мелодии в облегчённом переложении.

  • Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. Ч.1.

  1. год обучения.

Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов

«Грустная песенка» и др.).

Происходит усложнение изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения.

В течение учебного года ученик должен играть упражнения для технического развития, пройти 10-12 различных по характеру и форме музыкальных произведений, в том числе ряд пьес в порядке ознакомления:

  • 2-3 этюда,
  • 1 полифоническое произведение или пьесу с элементами полифонии,
  • вариации на тему р. н. песни или лёгкая сонатина,
  • пьесы, ансамбли классического репертуара,
  • облегчённые переложения классической и популярной музыки, джазовые пьесы.

Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа. Читать с листа пьесы с несложным аккомпанементом из сборников 1-го класса.

Техническое развитие. Играть гаммы: МИ, СИ мажор и СОЛЬ и ФА минор на 2 октавы, тоническое трезвучие с обращениями аккордами по 3 звука и

хроматическую гамму на 2 октавы каждой рукой, для более продвинутых учащихся - гаммы играть двумя руками.

Изучать музыкальную терминологию.

В I полугодии на контрольном уроке в классе исполнить 2 разнохарактерных произведения, в том числе можно и ансамбль.

Во II полугодии проводится промежуточная аттестация в форме академического зачёта, надо исполнить 2 разножанровых произведения.

Этюды.

- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1. Этюды №№ 14-16, 18, 44.

  • Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108 (по выбору).
  • Шитте Л. 25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 21-25.
  • Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 ( с №17 по выбору).
  • Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.
  • Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

Этюды №№ 22, 25, 26, 28,30, 31, 35, 39, 45.

  • Этюды для фортепиано на разные виды техники. 2 класс.

Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.

Раздел 1: №№ 3, 5, 10; Раздел 3: №№ 2, 4, 8;

Раздел 5: № 1; Раздел 6: №№ 1, 4.

Полифонические произведения.

  • Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.
  • Бах И.С.. Нотная тетрадь А.М.Бах: Волынка, Менуэт ре минор, Ария ре минор.
  • Гайдн Й. Менуэт Соль мажор.
  • Каттинг Ф. Куранта.
  • Кларк Ж. Марш.- Пирумов А. Маленькая инвенция.
  • Кригер И. Менуэт ля минор.
  • Моцарт. Менуэт Фа мажор, Ария Ми-бемоль мажор.
  • Пёрселл Г. Прелюдия.
  • р.н.песня «Ах ты зимушка-зима».

Произведения крупной формы.

  • Штейбельт Д. Сонатина До мажор.
  • Бетховен Л.. Романс из сонатины Соль мажор в 4 руки. Обр. Е.Стрельбицкой.
  • Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 № 3.
  • Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1, вып.2. Сост. С.Барсукова
  • Моцарт В. Анданте Ми-бемоль мажор, Аллегро Си-бемоль мажор.
  • Диабелли А. Аллегретто.
  • Назарова-Метнер Т. «Зайчик ты, зайчик» (на тему русской народной песни).
  • Беркович И. Сонатина До мажор, Соль мажор.
  • Хаслингер Т. Сонатина До мажор.
  • Литкова И. Вариации на тему песни «Савка и Гришка сделали дуду».

Пьесы.

  • Беркович И. Танец куклы.
  • Гедике А. В лесу ночью.
  • Гречанинов А. Мазурка, Необычное происшествие.
  • Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Марш, Колыбельная, Полька.
  • Кабалевский Д. Клоуны, Вроде вальса, Печальная история.
  • Майкапар С. «Бирюльки»: Маленький командир, Мимолётное видение.

«Миниатюры»: Раздумье, Вальс.

- Парцхаладзе М. Хоровод.

  • Петерсен Р. Марш гусей.

-Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 3. Джазовые миниатюры.

  • Чайковский П. Старинная французская песенка, Танец маленьких лебедей.
  • Шуман Р. Марш, Смелый наездник, Первая утрата.
  • Хачатурян А. Скакалка.

Ансамбли.

  • Бетховен Л. Марш из музыке к пьесе « Афинские развалины».
  • Бизе Ж. Хор мальчишек из оперы «Кармен».
  • Ваньгал Я. 2 пьесы.
  • Глинка М. Полька.
  • Градески Э. Счастливые буги.
  • Когда не хватает техники ред. Е.Медведовского.
  • Соловьёв-Седой В. Подмосковные вечера.
  • Спадавеккиа А. Добрый жук.
  • Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли.
  • Чайковский П. Танец маленьких лебедей.

Вальс из балета «Спящая красавица».

  • Штраус И. Анна-полька,
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.

  1. год обучения.

В течение учебного года ученик должен играть упражнения для технического развития и изучить 8-10 различных по характеру и форме музыкальных произведений:

  • 2- 3 этюда,
  • 1 полифоническое произведение,

-1 произведение крупной формы,

  • 2 пьесы классического репертуара,
  • 2-3 ансамбля,
  • облегчённые переложения классической, популярной музыки, джазовые пьесы.

Заниматься чтением с листа, изучать музыкальную терминологию.

   Техническое развитие. Расширить круг изучаемых тональностей до 4-х знаков. Ранее изученные тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками. Гаммы и аккорды новых тональностей играть отдельными руками на 2 октавы. Расходящиеся гаммы от одного звука играть по выбору педагога и ученика. Начать изучение коротких арпеджио в одной – двух тональностях отдельными руками.

В I полугодии на контрольном уроке в классе исполнить 2 произведения, в том числе можно этюд и ансамбль.

Во II полугодии для учащихся с 8-летним сроком обучения проводится промежуточная аттестация в форме академического зачёта, нужно исполнить 2 разнохарактерных, разножанровых произведения (пьеса и полифония, пьеса и крупная форма).

Для учащихся с 5-летним сроком обучения проводится итоговая аттестация в форме академического зачёта. Нужно исполнить 2 разнохарактерных, разножанровых произведения (пьеса и полифония, пьеса и крупная форма).

Этюды.

  • Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.

- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.

  • Черни К. Избранные этюды под ред. Г.Гермера ч.1. Этюды №№ 12-14, 26.
  • Этюды для фортепиано на разные виды техники. 2 класс.

Сост.Р.Гиндин, М.Карафинка.

Раздел 1: №№ 2, 8.        Раздел 2: №№ 7, 8.

Раздел 3: №№ 2, 6.        Раздел 4: № 2.

Раздел 5: № 2.        Раздел 7: № 4.

  • Шитте Л соч.108. 25 маленьких этюдов: №№ 16, 21-23.
  • Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

Этюды с № 49 (по выбору).

Полифонические произведения.

- Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.

- Бах И.С. Нотная тетрадь А.М.Бах: Менуэты Соль мажор и ре минор, Полонез соль минор, Ария ре минор.

- Бём Г. Прелюдия.

- Бланджини Ф. Ариетта.

- Гендель Г. Ария ре минор, Менуэт.

- Корелли А. Сарабанда.

- МоцартЛ. Менуэт ми минор.

- Пёрселл Г. Ария ре минор.

Произведения крупной формы.

- Гайдн Й. Дивертисменты. (Нетрудные сонаты).

- Голубовская Н. Вариации на тему Русской народной песни.

- Диабелли А. Соч.151.Сонатина №1: Рондо.

- Дюссек.Ф. Рондо соль мажор.

- Клементи М. Соч.36. Сонатина До мажор, ч.2,3: Сонатина Соль мажор,ч.1,2

- Кулау Ф. Вариации Соль мажор Соч.55. №1, Сонатина До мажор, ч.1, 2

- Любарский  Н. Вариации на тему рус.нар. песни «Коровушка» соль минор

- Моцарт В. Лёгкие вариации До мажор. Сонатина Фа мажор,ч.1,2

- Некрасов Ю. Маленькая сонатина ми минор.

- Плейель И. Сонатина Ре мажор

- Рыбкин Е. Фольклорные вариации в 4 руки (по выбору).

- ЧимарозаД.Сонатина ре минор

- Шпиндлер Ф. Сонатина.

- Хаслингер Т. Сонатина До мажор.

Пьесы.

  • Альперин Л. Петрушка.
  • Беркович И. Марш Фа мажор.
  • Бетховен Л.. Сурок.
  • Весняк Ю. Полька.
  • Вольфензон С. Капель.
  • Геворкян Ю. Обидели.
  • Гречанинов А. Грустная песенка, Вальс, Маленький попрошайка.
  • Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Мишкин вальс, Яга, Заколдованный замок.
  • Жилинский А. Мышки.
  • Кабалевский Д. Вальс ре минор.
  • Коровицын В. Детский альбом (по выбору).
  • Любарский Н. Плясовая.
  • Майкапар С. Колыбельная, Сиротка, Осенью, Тревожная минута

-Накада Е. Танец дикарей.

  • Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 3. Джазовые миниатюры и песни.
  • Торопова Н. «Музыкальные зарисовки»: Чарли Чаплин, Ми-вальсик,

Шутка, Романс.

  • Флярковский А. Пони, Романс.
  • Цильхер П. У гномов.
  • Чайковский П. Детский альбом: Новая кукла.
  • Шостакович Д. Шарманка.
  • Щуровский Ю. Вальс- шутка.

Ансамбли.

  • Балаев Г. Фортепианные ансамбли (по выбору).
  • Бетховен Л. Три немецких танца.
  • Грибоедов А. Вальс ми минор.
  • Иванов-Радкевич Н. Марш.

-МедведовскийА. Когда не хватает техники. Ансамбли для ф-но (по выбору).

  • Моцарт В. Турецкий марш.
  • Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ вып.1. Ред. Е.Лепина.

-Чарующий ритм- фортепианные ансамбли в 4 руки. Сост.Е.Анисимова, А.Кормишина.

  • Шуберт Ф. Экосезы.

  1. год обучения.

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

В течение учебного года ученик должен разучить

  • 2-3 этюда,
  • 2-4 разнохарактерные пьесы,

-1 полифонических произведения,

-1 произведение крупной формы,

  • 1-2 ансамбля.

Также рекомендуется включать в репертуар обработки народных песен и ансамблевые произведения. Продолжать работу по совершенствованию навыков чтения с листа.

Техническое развитие. Расширить круг изучаемых тональностей до 5-ти знаков. Ранее изученные тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками, короткие арпеджио отдельными руками. Для технически продвинутых учащихся, требования можно усложнить.

В I полугодии на контрольном уроке в классе исполнить 2 произведения (этюд и пьеса или ансамбль).

Во II полугодии для учащихся с 8-летним сроком обучения проводится итоговая аттестация в форме академического зачёта, нужно исполнить 2 разнохарактерных, разножанровых произведения (пьеса и полифония, пьеса и крупная форма).

Этюды.

  • БургмюллерФсоч.100. 25 лёгких этюдов: Искренность, Арабеска, Пастораль,

Беспокойство.

- Лак Т. Этюды соч.172: №№ 5,6,8.

  • Лемуан А. Этюды соч.37. 50 характерных прогрессивных этюдов:

№ №4, 5, 9, 11, 12, 15,16, 20-23, 35,39.

  • Лешгорн А. Избранные этюды (по выбору).
  • Черни К. Избранные этюды под редакцией Г.Гермера часть 1.

Этюды №№ 17, 23, 24, 28, 29, 35,36,38.

  • Шитте А. соч.95. Лёгкие характерные этюды: №1 Танец гномов.
  • Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

Этюды с № 49 (по выбору).

  • Этюды и виртуозные пьесы 3 класс тетрадь 2. Сост.С.Голованова (по выбору).
  • Этюды для фортепиано на разные виды техники. 3 класс.

Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.

Раздел 1: №№ 3, 4.        Раздел 3: № 4.

Раздел 5: №№ 2, 4.        Раздел 6: № 2.        Раздел 7: № 3.

Полифонические произведения.

- Бах И.С Нотная тетрадь А.М.Бах: Менуэт Соль мажор и ре минор,

Марш Ре мажор, Полонез соль минор.

Маленькие прелюдии и фуги тетрадь 1: Прелюдии До и Фа мажор.

- Гедике А. Прелюдия ля минор, Инвенция Фа мажор.

- Гендель Г. Чакона, 2 сарабанды, Менуэт ми минор, Фугетта ля минор.

- Корелли А. Сарабанда.

- Скарлатти Д. Ария ре минор.

- Павлюченко С. Фугетта ля минор.

- Пахельбель И. Сарабанда фа-диез минор, Сарабанда Си-бемоль мажор.

- Циполи Д. Менуэт.

- Фортепиано. Полифонические произведения 3 класс. Тетрадь 1.

Сост. С.Голованова (по выбору).

Произведения крупной формы.

  • Беркович И. Вариации на украинскую тему ля минор.
  • Бетховен Л. Сонатина Соль мажор.
  • Весняк Ю. Сонатина соч.1 № 5.
  • Гайдн Й. Дивертисменты. (Нетрудные сонаты).
  • Голубовская Н. Вариации на тему Русской народной песни.
  • Глиэр Р. Рондо.
  • Клементи М. Сонатина соч.36, № 1.
  • Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта», Лёгкие вариации До мажор.
  • Некрасов Ю. Маленькая сонатина ми минор.
  • Рыбкин Е. Фольклорные вариации в 4 руки (по выбору).
  • Чичков Ю. Маленькая сонатина.

Пьесы.

  • Беркович И. Токкатина.
  • Вольфензон С. Пятнашки.
  • Гедике А. Избранные пьесы (по выбору).
  • Глинка М. Чувство, Жаворонок.
  • Гречанинов А. Грустная песенка.
  • Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Мчат по небу облака, Снежный вальс.
  • Кабалевский Д. Медленный вальс, Воинственный танец.
  • Коровицын В. Детский альбом (по выбору).
  • Косенко В. Вальс, Скерцино, Дождик.
  • Майкапар С. Маленькая сказка, Жалоба.
  • Петерсен Р. Здравствуйте, господин Моцарт! Старый автомобиль.

-«Санта-Лючия» итальянская народная песня в обр. И.Кочуговой.

  • Свиридов Г. Парень с гармошкой, Упрямец.
  • Селиванов В. Шуточка.
  • Чайковский П. Детский альбом: Новая кукла, Итальянская песенка, Немецкая песенка, Полька, В церкви, Камаринская.
  • Шуман Р. Весёлый крестьянин, Первая утрата, Сицилийская песенка.
  • Хачатурян А. Вечерняя сказка, Андантино.

Ансамбли.

  • Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (по выбору).
  • Блантер М. «Футбол». Спортивный марш.
  • Вильельдо А. Танго Эль-Чокло.
  • Глинка М. Краковяк и Вальс из оперы «Иван Сусанин»
  • Джоплин С. Рэгтайм.
  • Медведовский Е. Когда не хватает техники. Ансамбли для фортепиано (по выбору).
  • Морозов И. Танец ласточки из балета «Доктор Айболит».
  • Музицируют дети. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. А.Борзенков.

Произведения зарубежных, русских композиторов, обработки народных песен.

  • Фрид Г. Чешская полька.
  • Хачатурян К. Музыка из балета «Чипполино» : Танец Тыквы, Помидор, Вальс цветов.
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин».

- «Чарующий ритм» фортепианные ансамбли в 4 руки.

Сост.Е.Анисимова, А.Кормишина.

Лёгкие переложения популярной классической музыки.

  • Вместе весело играть. Сост.Е.Алёшина, Е.Никитина, О.Житнухина.
  • Тушинок О. Забавное музицирование. Облегчённые переложения.
  • Фиртич Г. Великие мелодии для фортепиано в облегчённом переложении.
  • Юдовина-Гальперина Т. « Большая музыка – маленькому музыканту». Лёгкие переложения классической музыки. Ред. О.Геталовой. Альбомы 1-3.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • первичные навыки   в   области   теоретического   анализа   исполняемых

произведений.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одна из форм текущего контроля контрольный урок без присутствия комиссии. Проводится в конце I полугодия на уроке. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце II полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – контрольный урок с приглашением преподавателя фортепианного отделения, на котором ученик должен исполнить пьесы, в соответствии с зачетными требованиями по годам обучения, с выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация.

На контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония или пьесы с элементами полифонии, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.

По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося. Годовая оценка выставляется на основе четвертных оценок и с учетом оценки промежуточной аттестации.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольног урока с приглашением преподавателя фортепианного отделения, на котором ученик должен исполнить пьесы, в соответствии с зачетными требованиями по годам обучения, с выставлением оценки. Годовая оценка выставляется на основе четвертных оценок и с учетом оценки промежуточной аттестации и заносится в «Свидетельство» об окончании ДШИ.

На каждого ученика заводится индивидуальный план.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает        исполнение        программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ,

соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого

произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения

не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую

самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды        оценочных        средств        призваны        обеспечивать        оценку        качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В        критерии        оценки        уровня        исполнения        должны        входить        следующие составляющие:

  • техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
  • художественная трактовка произведения;
  • стабильность исполнения;
  • выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса 1.Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.

Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка        художественно-исполнительских        навыков:        работа        над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование        теоретических        знаний:        знакомство        с        тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение        учащемуся        принципов        оптимально        продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования- составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися отделения народных инструментов по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия

при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка        результатов        самостоятельной        работы        учащегося        должна проводиться педагогом регулярно.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список рекомендуемой нотной литературы

  • «Азбука игры на фортепиано». Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 .
  • Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 3 кл. - Р-Д., Феникс, 2011.
  • Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». - М., Сов. композитор, 1985.
  • Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста.- М., Сов. композитор, 1989.
  • Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». – Л., Сов. композитор, 1989 .
  • Бах И.Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 1973 .
  • Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. С-П: Композитор, 1997 .

-Бернес Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88). – М., Музыка, 1964 .

  • Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992.
  • Бургмюллер Ф. Этюды соч. 100. - Р-Д., Феникс, 1999 .

-«Весёлые нотки». 1-2 класс. Сост. С.Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2007 г.

  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». – С-П., Композитор, 2006 г.
  • Геталова О. «Обученье без мученья!» учебное пособие на материале детских песен. - С-П., Композитор, 2011г.
  • Золотницкая В. Цветные фантазии. - С-П., Композитор, 2006.

-Кабалевский Д. Альбом фортепианных пьес. М., Музыка, 1964.

  • Калинка ч. 1. Альбом начинающего пианиста под ред. А.Бакулова, К.Сорокина.- М., Сов. композитор, 1987.
  • Коровицын В. Детский альбом. - Р-Д., Феникс, 2008.
  • Лак Т. Соч.41. Этюды для фортепиано.
  • Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных и прогрессивных этюдов для фортепиано. – М., Музыка, 1965.
  • Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 кл. ДМШ. Сост. С. Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2011.
  • Любимое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ. Сост. С. Барсукова.- Р-Д., Феникс, 2012 .
  • Майкапар С. «Бирюльки». – М., Музыка, 1964 .
  • Металлиди Ж. «Иду, гляжу по сторонам». Ансамбли для фортепиано в 4 руки. - С-П., Композитор, 2010 .
  • Милич Б. Хрестоматия 1, 2, 3, 4 класс. – М., Кифара, 2005.
  • Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 1-2, 3-4 классов ДМШ.- Сост. С. Барсукова.- Р-Д., Феникс, 2011.
  • Мордасов Н. Сборник ансамблей для фортепиано в стиле джаза. Для средних классов ДМШ. - Р-Д., Феникс, 1999.
  • Музыкальная мозаика 2-3 класс, вып.5. Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2007.
  • Николаев А. Школа игры на фортепиано. – М., Музыка, 1979 г.
  • Прокофьев С. Детская музыка. 12 лёгких пьес для фортепиано.- М., Музыка, 1980.
  • Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 класс, выпуски 1, 2. Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 г.
  • Рыбкин Е. Фольклорные вариации на темы рус. Нар. песен. –Белгород, 2002 г.
  • Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ. - Р-Д., Феникс, 2007
  • Смирнова Н. Фортепиано интенсивный курс тетрадь 3. Джазовые миниатюры и пьесы. – М., Крипто-логос, 1992 г.
  • Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.ч.1. Сост. С. Ляховицкая.- Л., Музыка, 1976.
  • Сборник пьес «Весёлые нотки» 3-4 класс вып.2. Сост. С.Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2007.

-Тушинок О. «Забавное музицирование». – Тверь, 2005 г.

  • Хрестоматия. 1 часть. Пьесы, этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы. Сост. В.Григоренко. – М., Кифара, 2003 г.
  • Торопова Н. Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ. – Р-Д., Феникс, 2008 .
  • Фортепиано. Музицирование 3 кл. тетрадь 5. – М., Крипто-Логос, 1995 г.
  • Фортепиано. Полифонические произведения, старинные танцы 3 кл. тетрадь 1. – М., Крипто-Логос, 1995.
  • Фортепиано. Пьесы 3 кл. тетрадь 4. – М., Крипто-Логос, 1995 г.
  • Фортепиано. Этюды и виртуозные пьесы 3 кл. тетрадь 2. – М., Крипто-Логос, 1995.

-Фортепиано. Полифонические произведения 4 кл. тетрадь 1.– М., Крипто-Логос, 1996.

  • Фортепиано. Пьесы и ансамбли 4 кл. тетрадь 4. – М., Крипто-Логос, 1996.
  • Фортепиано. Этюды 4 кл. тетрадь 2. – М., Крипто-Логос, 1996.
  • Хрестоматия для фортепиано 1, 2, 3, 4 класс. Сост. Н.Любомирова, К.Соркин,А.Туманян. – М., Музыка, 1980 .
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля I-IV кл. ДМШ вып.1. С-П., Композитор, 2005 .
  • «Фортепианная техника в удовольствие» 1, 2, 3, 4 классы. Сост. О.Катаргина. –

Челябинск, MPI, 2006.

  • Хрестоматия. Пьесы, Этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы ч. 2. Сост.В.Григоренко. – М., Кифара, 2003 .
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля I-IV кл. ДМШ вып.1. С-П., Композитор, 2005 г.
  • Хрестоматия фортепианный дуэт (для 2 фортепиано) 2-4 кл. ДМШ. –С-П., Композитор, 2004.
  • Черни К. (Редакция Г. Гермера). Избранные этюды для фортепиано.- М., Музыка, 1965 г.
  • Чайковский П. Детский альбом. – М., Кифара, 2004 г.
  • Шитте Л. Лёгкие характерные этюды для младших и средних классов ДМШ. – Р-Д., Феникс, 1999 .
  • Шитте Л. Этюды ор.108, ор.160. М., Музыка, 2005.
  • Этюды для фортепиано 1-2 кл. вып 1. Сост.С Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002.
  • Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 кл. – Киев, Музична Украина, 1986 .
  • Юному        музыканту-пианисту.        Хрестоматия        3        класс.Сост.        Г.Цыганова,        И. Королькова.

  1. Список рекомендуемой методической литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978.
  2. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979.
  3. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
  • Музыка.Ленинград.1979.
  1. Бурштейн А. Методическое пособие: Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в классе фортепиано ДМШ. -Калинин.1980.
  2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - Классика ХХI, 2004г.
  3. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. - Л., Музыка, 1985.
  4. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре".
  • Москва, 1961
  1. Коган Г. "Работа пианиста". - Москва, 1953.
  2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 класс, 3-4 класс. - Киев. Музична Украина. 1977.
  3. Науменко С. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения. Журнал «Музыкальная психология и психотерапия» №1, 2010.
  4. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987.
  5. Роль и значение репертуара в воспитании музыканта. Методическая Разработка для преподавателей ДМШ. - Москва. 1988.
  6. Стрельбицкая Е. Учебно-методические пособия:

«Начинаю играть на рояле» части 1, 2.

«Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, арпеджио и аккордами». - Москва, 2006 .

  1. Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М., Сов. Композитор. 1989.
  2. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974
  3. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков».
  • Ленинград. Музыка. 1971.
  1. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973.
  2. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959.