УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СКРИПКА (ПО.01.УП.01) в области музыкального исполнительства дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Срок реализации 8 (9) лет
Программа предназначена для преподавателей, реализующих предпрофессиональные программы в области Музыкального искусства по специальности Скрипка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_spets_skripka_fgt_8_let.9.docx | 66.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СКРИПКА
(ПО.01.УП.01)
в области музыкального исполнительства
дополнительной предпрофессиональной
программы в области музыкального искусства
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Срок реализации 8 (9) лет
УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств № 3» Протокол № 8 от « 13 » мая 2024 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств № 3» _______________С.В.Очирова Приказ № 91 от « 15 » мая 2024 года |
Разработчик: Преподаватель МАУДО «ДШИ №3» по классу скрипки Чуйко Ольга Ивановна
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV . Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Программа по учебному предмету «Специальность (скрипка)» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86).
Программа предназначена для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств с учетом обеспечения преемственности программ в области музыкального искусства и основных профессиональных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.
Программа направлена на духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности, приобретение детьми знаний, умений и навыков сольного, ансамблевого исполнительства, приобретение детьми опыта творческой деятельности, выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем возрасте и подготовку их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность» для детей, обучающихся по программе «Струнные инструменты», поступившие в возрасте 6,5 – 9 лет, составляет 8 лет.
Срок реализации программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Специальность»:
Трудоёмкость в часах | Распределение по годам обучения | |||||||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс | |||
количество недель аудиторных занятий | ||||||||||
32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |||
недельная нагрузка в часах | ||||||||||
ПО.01. УП.01 Специальность | Аудиторные занятия (в часах)
| 592 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Самостоятельная работа (в часах) | 1185 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | |
Максимальная учебная нагрузка по предмету | 1777 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 9 | 9 | |
Консультации (часы в год) | 40 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 |
4.Форма проведения аудиторного учебного занятия - индивидуальный урок, продолжительность одного урока - 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом - с 1 по 6 классы аудиторные занятия 2 часа в неделю, и по 3 часа в неделю с 7 по 8 классы.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:
1) работа над техническим материалом (гаммы, этюды);
2) работа над пьесами и произведениями крупной формы;
3) проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
4) самостоятельный разбор нового музыкального материала;
5) посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие учащегося в концертной деятельности класса и школы.
Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий. Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения. Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года – это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.
Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническим, учебным и концертным материалом.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.
5.Цель учебного предмета «Специальность» является:
- формирование художественно-творческой личности музыканта через инструментальное исполнительство и приобретение ею в процессе освоения учебного предмета умений и навыков для решения музыкально-исполнительских задач.
Задачи учебного предмета «Специальность»:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- привить обучающимся знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого исполнительства;
- сформировать навык публичного выступления;
- умения самостоятельно разучивать и преодолевать технические трудности, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
- овладение основными исполнительскими навыками игры на скрипке: чистотой интонации, владением тембровыми красками, тонкостью динамических оттенков, разнообразием вибрации и точностью штрихов, позволяющими грамотно и выразительно исполнять музыкальное произведение соло, в ансамбле и в оркестре;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (скрипка)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);
- практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Размеры скрипок должны соответствовать антропометрическим параметрам
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю
Консультации 4 часа в год
Постановка скрипки. Ознакомление с деталями скрипки и смычка. Ознакомление со строем инструмента. Подбор скрипки и смычка, подбор подушечки и подбородника, высота пульта. Положение головы, (поворот), скрипки на плече, её высота и наклон с учётом физиологических особенностей. Контроль за состоянием корпуса учащегося (скован, расслаблен), упражнения для расслабления рук, на координацию.
Постановка исполнительского аппарата левой руки. Дозвуковой период без инструмента – упражнения для развития основных движений и укрепления пальцев, кисти, руки. Постановка левой руки на грифе: чёткая вертикальная работа пальцев – последовательная и одновременная, скольжение пальцев не меняя позицию (подготовка к хроматизмам), скольжение руки вдоль грифа, как элемента свободных переходов, натуральный флажолет, свободное движение кисти на фиксированном пальце (подготовка к вибрации), положение локтя при игре на крайних струнах. Исполнение пьес pizz вне позиции, подбор и транспонирование в пределах тетрахорда.
Постановка исполнительского аппарата правой руки Постановка правой руки: развивающие упражнения в дозвуковом периоде без скрипки и с скрипкой: положение пальцев на смычке, роль локтя правой руки в звукоизвлечении, опора локтем в разных частях смычка, направление движение смычка и наклон. Звуковой период – развивающие штрихи. Соединение струн.
Музыкальная подготовка. Ключ, нота, звук, нотоносец. Инструментальное сольфеджирование с постановкой пальцев левой руки без исполнения смычком. Разучивание движений правой рукой без левой. Такт и тактовая черта, мотив, фраза, предложение, реприза. Длительности и игра со счетом вслух и «про себя», паузы, обозначения и выдерживание пауз при исполнении мелодии (со счетом). Знаки альтерации, расположение пальцев на струне - тон, полутон. Термины, их перевод, значение. Флажолет, его обозначение, и исполнение. Понятия: песня, танец, марш, этюд, пьеса, упражнение, гамма, трезвучие, штрихи, переходы.
Художественно-музыкальная работа. Работа над выразительностью исполнения мотива, фразы, мелодии с аккомпанементом и без; темпом как средством выразительности и образности. Взаимосвязь штрихов, темпа с характера произведения. Понятие музыкального образа и музыкальных средств выразительности. Аннотация об авторе и о произведении.
Импровизация. Игры со звуком («телефон», «снежный ком», «ты мне - я тебе», «портрет, настроение в звуках», имитация и т.д.). Ритмическая импровизация на подручных инструментах (методика Л. Виноградова). Импровизация в форме «вопрос-ответ» без метроритмической организации, далее в пределах мотива, фразы. Для осознанного представления услышанного импровизация может иметь фиксированный вид (запись нот).
В конце учебного года обучающиеся
Должны знать: правила постановки скрипки, положение правой и левой рук при игре щипком и смыком. В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, внимание к звукоизвлечению и чистому интонированию.
Получить первичные представления — правильной постановка с инструментом, свободное положение аппарата, инструментальные навыки, координация рук и синхронность действий, аппликатура в 1 позиции, в гаммах и арпеджио, интерес к музыке, к изобразительному искусству, театру, положительное отношение к занятиям,
Учащийся в течении года должен пройти: мажорных 3 – 5 гамм в одну октаву и гаммы в 2 октавы, 7 - 9 этюдов, 6 -8 разнохарактерных пьес pizz и смычком.
Примерный репертуарный список:
1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000
2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962
3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. С-Пб «Композитор», 2003
4. Гуревич Л. – Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998
5. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986
6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980
7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы). Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990
9. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К. Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Р.Н.П. «Как под горкой…» обр. Комаровского А.
Р.Н.П. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т.
Вариант 2
Моцарт В. Аллегретто
Метлов Н. «Баю-баюшки, баю»
Вариант 3
Гендель Г.Ф. Гавот с вариациями
Вариант 4
Ридинг О. Концерт си минор 1 часть
2 класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю
Консультации 4 часа в год
Постановка исполнительского аппарата правой и левой рук. Выявление степени приспособляемости учащегося к инструменту. Работа над правильными штриховыми приемами, координацией моторики пальцев, синхронизацией левой и правой рук, развитием двигательных навыков, над целесообразностью игровых движений. Контроль за напряжением, перенапряжением, зажатостью, судорожностью и другими недостатками в организации игрового аппарата, причины возникновения.
Музыкальная подготовка. Продолжение изучения иностранных музыкальных терминов и их обозначения. Закрепление названий и написание нот, их исполнение с учётом аппликатуры. Понятия этюд, пьеса, крупная форма, характеристика танцев: менуэт, полонез, мазурка, полька, хоровод, плясовая. Музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, форма, развитие мелодии, динамические оттенки.
Учебно-техническая работа. Работа над аппликатурой и постановкой пальцев тон-полутон в мажорных, минорных и хроматических гаммах, пальцевой свободой (замах-отскок), свободным скольжением левой руки вдоль грифа, подготовка к переходам без фиксирования позиции. Работа над штрихами (legato, martele, staccato), непрерывностью движения в деташе, ровностью звучания при смене струн в гаммаобразных последовательностях, работа над координацией рук при исполнении различных штрихов, над звуком как средством музыкальной выразительности, различными способами звукоизвлечения, ознакомление со спецификой самостоятельной работы над произведениями. Чтение с листа.
Художественно-музыкальная работа. Работа над нотным тестом и передача авторского замысла художественного образа - текстовые обозначения, развитие мелодии, темы, кульминации, главная кульминация, аппликатура, динамические оттенки, штрихи, темпы, смена размеров, короткие и длинные лиги.
В конце 2 класса обучающийся должен знать: часто употребляемые иностранные термины, их значение; требования к правильной организации игрового аппарата;
Учащийся должен получить навык самоконтроля за постановкой исполнительского аппарата, уметь играть с аккомпанементом и без, выразительно исполнять простые пьесы, ориентироваться в способах исполнения штрихов, их обозначение в нотах, читать ноты и знать аппликатуру в 1 позиции. Работа над более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от характера музыкального материала. Штрихи деташе, легато, мартелято и их сочетание. Культура распределения смычка. Чтение с листа на уроке.Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.
Учащийся в течении года должен пройти: 3 – 6 гамм в одну октаву и 1 -2 гаммы в 2 октавы, 8 - 10 этюдов, 6 -8 пьес, ознакомление с крупной формой.
Примерный репертуарный список:
1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000
2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962
3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003
4. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998
5. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986
6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980
7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990
9. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Бакланова Н. Колыбельная
Бакланова Н. Марш
Вариант 2
Бетховен Л. Сурок
Бетховен Л. Прекрасный цветок
Вариант 3
Бакланова Н. Романс
Бакланова Н. Мазурка
Вариант 4
Избранные этюды, вып.2 № 31
Зейтц Ф. Концерт Соль мажор, 1 часть
3 класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю
Консультации 4 часа в год
Постановка исполнительского аппарата. Анализ и развитие мышечных ощущений, зрительного, чувственного самоконтроля за постановкой аппарата, свободным движением, исполнением. Детализация постановочных моментов (положение большого пальца правой руки и мизинца на смычке, положение пальцев левой над струной), уточнение положения и роли в свободе движения.
Учебно-техническая работа. Работа над интонацией, ритмом, звукоизвлечением. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование. Ознакомление позициями (I, II, III) и их смена.
Двойные ноты с открытой струной и ломаными, несложные аккорды в I позиции. Гаммы и трезвучия в отдельных позициях и с применением переходов. Хроматические последовательности. Подготовительные упражнения к исполнению трели. Подготовительные упражнения по усвоению навыков вибрации.
Художественно-музыкальная работа. Работа над техническими и художественными задачами как единым средством музыкальной выразительности, духовное содержание произведения и художественный образ, работа над различными формами - как художественной организацией музыкального материала, воплощающей содержание произведения; характерностью выразительных средств различных художественных стилей, творческого музыкального мышления композитора, школы, направления, эпохи, национальными особенностями в произведении.
История развития струнно-смычковых инструментов Смычковые инструменты славянских народов. Европейские смычковые инструменты средневековья, распространенные в народных кругах и сыгравшие важную роль в появлении скрипки (ребек, фидель, виела).
Появление скрипичного семейства около XVI века. Широкое применение инструментов этого типа в народной музыкальной практике.
Художественное воспитание. Вовлечение учащегося в активную концертную, просветительную деятельность (участие в филармониях, беседах с показом возможностей инструмента, концертах, конкурсах и других мероприятиях). Анализ использования многообразных возможностей инструмента в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла; слуховой контроль, управление процессом исполнения; сценическое поведение, психологическая самопрофилактика; анализ исполняемых произведений (видео, аудио).
В конце 3 класса обучающийся должен иметь представления: Знать и понимать форму музыкального произведения, жанр, стиль, содержание произведения, отклонения и модуляции, драматургическое развитие произведения, выразительные средства в музыкальном произведении, технические приёмы, метроритмические указания автора.
Обучающийся должен самостоятельно контролировать постановку исполнительского аппарата, работать над техническими и художественными задачами произведений различных форм, владеть основами чтения с листа, воспроизводить по памяти отрывки и целиком произведения, владеть техникой ансамблевого (с аккомпанементом) исполнения, использовать навыки солирования и аккомпанирования.
Обучающийся должен пройти в течение года 4 – 6 гамм мажорных и минорных (2х – 3х октавные) со сменой позиций и арпеджио трезвучий с обращениями. 7 - 9 этюдов на различные виды техники, 5 -7 разнохарактерных пьес, 1 -2 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
1. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз. изд., 1987
2. Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996
3. Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996
4. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., « Композитор», 1992
5. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008
6. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы.
Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка, 1991
7. Юный скрипач, вып. 1 (составитель К. Фортунатов). М., «Советский композитор», 1992
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Богословский Б. «Грустный рассказ»
Раков А. «Прогулка»
Вариант 2
Чайковский П. «Неаполитанская песенка»
Кабалевский Д. «Шарманка»
Вариант 3
Ридинг О. Концерт си минор: 2,3 части
Вариант 4
Комаровский А. Вариации «Вышли в поле косари»
Вариант 5
Яньшинов А. Концертино
Примерная программа тех. зачёта
Вариант 1
Гамма Соль мажор в первой позиции 2-октавная
Избранные этюды, вып.1 №31
Вариант 2
Гамма фа мажор во 2-й позиции
Избранные этюды, вып.1 №37
Вариант 3
Гамма Ре мажор с переходом в 3-ю позицию
Избранные этюды. Вып.2 №45
Вариант 4
Гамма ля минор 3-октавная
Мазас К. Этюд №2
4 класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю
Консультации 4 часа в год
Постановка исполнительского аппарата. Воспитание свободной и естественной постановки, организация целесообразных игровых движений с учётом физиологии, а так же обусловленных художественно-техническими задачами.
Музыкально-теоретический анализ. Определение формы, жанра, стиля, содержания произведения, тональности, отклонений, модуляций, размера (размеров), темпа мелодии, темы, ее развития, кульминаций и динамики произведения в целом. Выразительные средства: музыкальная речь, тема и музыкальный образ, мотив, мотивный состав темы, построения - фразы, предложения, периоды; ритм, темп, характер и др.
Учебно-техническая работа. Работа над развитием беглости пальцев в гаммаобразных и арпеджированных пассажах, интонацией, ритмом, динамикой звучания и над развитием музыкально-образного мышления в целом. Изучение штрихов деташе, легато, стаккато, мартле, пунктир, дуоли, триоли, квартоли. Изучение I, II и III позиций, различные виды переходов. Упражнения и этюды в двойных нотах в I позиции, с открытой струной. Работа над аккордовой техникой. Дальнейшее изучение двухоктавных гамм, трезвучий и их обращений. Ознакомление с трёхоктавными гаммами и трезвучиями. Подготовительные упражнения к вибрации, её применение в произведениях.
Художественно-музыкальная работа. Работа над единством художественного образа произведения, динамикой и распределением смычка, артикуляцией, акцентами. Художественно-техническая работа над точность исполнения нотного текста и рекомендаций композитора. Работа над тембром и фразировкой. Анализ произведения (жанр, эпоха, стиль) и собственная интерпретация. Работа над целостностью произведений крупной формы.
История исполнительства. «Аристократический» струнный инструмент виола. Виольное (гамбовое) семейство в феодальной культуре XV-XVI веков. Совершенствование инструментов скрипичного семейства. Основные этапы развития смычка; реформа Фр. Турта.
У обучающихся должен быть сформирован навык самостоятельной исполнительской деятельности, опыт выступлений в классе и ДМШ; развитие творческой индивидуальности, способности к импровизации, к передаче своего отношения в исполняемом произведении, в использовании знаний и опыта в практической деятельности в общеобразовательной школе и пр.
Работа над штрихами (деташе, легато, мартле, сотийе, спиккато). Пунктирный штрих. Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев левой руки, разнообразное вибрато. Продолжение работы над кантиленой и звуковеденим. Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая пьеса. Учащийся должен пройти в течении года: 6 – 8 гамм (2х – 3х октавные) со сменой позиций и арпеджио трезвучий с обращениями. 8 -10 этюдов на различные виды техники, 5 -7 разнохарактерных пьес, 1 -2 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
1. Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
2. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983
3. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004
4. Донт Я. Этюды, соч. 37. М., Музыка, 1988
5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы (Составитель Ю. Уткин). М., Музыка, 1987
6. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995
7. Юный скрипач, вып.2 (Редактор К. Фортунатов). М., «Советский композитор», 1992
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Векерлен Э. Старинная французская песенка
Бах И.К. Марш
Вариант 2
Комаровский А. «Русская песня»
Леви Н. «Тарантелла»
Вариант 3
Данкля Ш. Вариации на тему Доницетти
Примеры программ тех.зачёта
Вариант 1
Гамма Ре мажор в 3 позиции
Избранные этюды, вып.2 № 16
Вариант 2
Гамма До мажор с переходом в 3-ю позицию
Избранные этюды, вып 2 №54
Вариант 3
Гамма ля минор 3-октавная
Мазас К. Этюд № 15
Донт Я. Этюд № 3
Вариант 4
Гамма Ре мажор 3-октавная, двойные ноты
Донт Я. Оп.37. Этюд № 11
Крейцер Р. Этюд ля минор № 10
5 класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 5-х часов в неделю
Консультации 4 часа в год
Постановка исполнительского аппарата. Самоконтроль ощущений за постановкой аппарата: зрительный, тактильный, мышечный. Работа над свободным движением, исполнением, самовыражением. Воспитание целесообразной и естественной постановки, организация игровых движений с учётом физиологии, а также обусловленных художественно-техническими задачами.
Музыкально-теоретический анализ. Работа над образным восприятием и художественным воплощением произведений, детализация целого для работы над штрихами, переходами, аппликатурой, динамическими оттенками, интонацией и слуховой координацией. Особенности стиля и основные трудности. Роль аккомпанимена в создании образа, гармонии, ритмической организации. Ознакомление с различными формами, жанрами скрипичной музыки и исполнителями.
Учебно-техническая работа. Ознакомление, изучение и закрепление штрихов и их комбинирование. Дальнейшее совершенствование штриховой деятельности, изучение спиккато, стаккато, сотийе и их способами исполнения. Продолжение изучения и соединения позиций I –III и ознакомление с V-VII позициями: гаммы и арпеджио с соединением позиций. Упражнения на развитие беглости. Навык вибрации, упражнение для трелей, интонация и проблемы интонирования. Упражнения в IV – VII позициях, аккорды, двойные ноты с открытой струной и без.
Художественно-музыкальная работа. Художественный образ, эстетический и нравственный идеал в индивидуальной интерпретации произведения. Работа над техникой, качеством звукоизвлечения и художественной законченностью произведения - содержанием и музыкальной формой, художественным образом, авторской концепцией и индивидуальной исполнительской интерпретацией.
Музыкальная память и её развитие Виды памяти и их использование. Слуховая память (звуковысотная, тембровая, ритмическая, линии, формы). Зрительная, тактильная, мускульная и моторная. Физиологические основы памяти – ассоциативность (словесно-логическая, эмоциональная), образность, представления. Приёмы рационального запоминания. Правила Л.Маккинон.
Художественное воспитание. Воспитание вкуса, самостоятельности (в выборе репертуара, самостоятельном разучивании произведений и программ, выборе разнообразных видов деятельности, потребности (в профессиональной деятельности, в художественных занятиях), формирование эстетического отношения к действительности, системы эстетических и этических знаний
История развития исполнительства Болонская школа (Витали, Торелли). «Чакона» Витали. Крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVII века Арканджело Корелли (1653 – 1713). Его инструментальное творчество. Новые аппликатурные приемы. Развитие пассажной техники, техники двойных нот, аккордов, арпеджио.
Обучающиеся должны уметь самостоятельно и грамотно, выразительно, разбирать и исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, играть в ансамбле, читать с листа произведения за 3-4 классы, подбирать по слуху, анализировать музыкальные произведения. Разбираться в основных стилях (классицизм, рококо, романтизм, реализм, XX век)
Обучающиеся должны знать основы музыкальной грамоты и применять ее в исполнительской практике, основные музыкальные понятия и термины, штрихи и их классификацию, позиции и их соединение, историю исполнительства, этапы его развития, характерные особенности исполнительских скрипичных школ, основные этапы развития струнно-смычковых инструментов.
Обучающимся рекомендуется пройти: в течение года 6 – 8 гамм (2х – 3х октавные) со сменой позиций и арпеджио трезвучий с обращениями, 1-2 октавные гаммы октавами, секстами (ломанными), 8 -10 этюдов на различные виды техники, 5 -7 разнохарактерных пьес, 1 - 2 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
1. Избранные этюды, вып.2, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
5. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987
6. Донт Я. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель Ю. Уткин, М., Музыка, 1987
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6 классы., Музыка, 1987
9. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,
1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)
10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995
(Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор :
1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть).
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Верачини Ф. М «Ларго»
Дженкинсон Е. «Танец»
Вариант 2
Корелли А. Соната Ля мажор
Вариант 3
Виотти Дж. Концерт № 23: 1 часть
Примеры программ тех.зачёта
Вариант 1
Гамма ля мажор 3-октавная
Избранные этюды, вып.2 № 24
Избранные этюды, вып.2 № 31
Вариант 2
Гамма ми минор 3-октавная
Мазас К. Этюд № 3
Мазас К. Этюд № 17
Вариант 3
Гамма Си-бемоль мажор, двойные ноты
Донт Я. Соч. 37. Этюд № 9
Фиорилло Ф. Этюд № 5
Вариант 4
Гамма Соль мажор 4-октавная, двойные ноты
Фиорилло Ф. Этюд № 13
Берио Ш. Этюд № 29
6 класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 5-х часов в неделю
Консультации 4 часа в год
Совершенствование исполнительского аппарата. Овладение навыком проверки свободной и естественной постановки, организация целесообразных игровых движений с учётом физиологии, а также обусловленных художественно-техническими задачами. Самоконтроль ощущений за постановкой аппарата: зрительный, тактильный, мышечный.
Музыкально-теоретический анализ. Навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания при игре на инструментах, следование указаниям композитора; процесс создания музыкального образа без сопровождения и с сопровождением; совершенствование навыков мелодической установки, звукообразования, дыхания, артикуляции, интонационного строя и ансамбля; координации деятельности исполнительского аппарата с основными свойствами мелодической линии (фразировкой, динамикой, «полетностью» и т.д.). Закрепление навыка звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения
Учебно-техническая работа. Дальнейшее закрепление полученных навыков. Изучение, прохождение, ознакомление с произведениями различной степени технической трудности, по жанрам, стилям, формам. Продолжение ознакомление со скрипичным творчеством различных исполнителей России и других стран.
Совершенствование и комбинирование штрихов, развитие техники левой руки. Дальнейшая работа по освоению позиций и их сменой, аккордами, хроматическим движением (чередование и скольжение пальцев), интонацией, ритмом и трелью. Работа над звуком и звучащей широкой вибрацией. Двойные ноты в умеренном темпе со сменой позиций. Продолжение работы над чтением нот с листа, самостоятельная постановка аппликатуры, динамических оттенков.
Художественно-музыкальная работа. Художественный образ, эстетический и нравственный идеал в индивидуальной интерпретации произведения. Выработка собственного стиля исполнения: тембр, насыщенность и полнота мелодической линии, стилистические особенности исполнения штрихов – интонационные, технические и физиологические. Анализ частей произведения, их развитие и взаимосвязь, концепция и содержание.
История исполнительства. Формирование классического стиля в скрипичном искусстве XVIII века. Прогрессивная роль итальянской скрипичной школы в этом процессе. Антонио Вивальди (1678-1741). Роль Вивальди в создании скрипичного концерта. Становление трехчастного концертного цикла. Развитие партии концертирующего солиста.
Обучающиеся должны получить навык: творческой исполнительской деятельности, также уметь анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность, определять сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей в исполнительской практике, склонностей к конкретным видам, жанрам, стилям; совершенствовать умения координировать слышимое с желаемым конечным результатом, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Обучающиеся должны знать: Эволюцию скрипичных школ, жанровые и стилистические особенности скрипичного репертуара, овладеть навыками физиологии движения: при осуществлении штриховой деятельности, в переходах в позиции и соединении струн; а также навыками музыкальной фразировки и динамики, исполнительского дыхания и артикуляции.
За учебный год рекомендуется пройти: 4 – 6 гамм 2х – 3х октавные, включая повторение пройденных, арпеджио с обращениями и 1-2 гамму двойными нотами, 7 – 9 этюдов, 4 – 6 пьес, 1 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
5. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987
6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы 5-6 классы.М., Музыка, 1987
9. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,
1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)
10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995(Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор :1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть.)
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Глиер Р. «Вальс»
Бом К. «Непрерывное движение»
Вариант 2
Вивальди А. Концерт ля-минор 2 и 3 части
Вариант 3
Бацевич Концерт 2 и 3 части
Вариант 4
Донт Я. Соч. 37 Этюд № 11
Берио Ш. Концерт № 9: 1 часть
Примеры программ тех.зачёта
Вариант 1
Гамма соль минор 3-октавная
Мазас К. Этюд № 17
Донт Я. Соч.37 № 3
Вариант 2
Гамма До мажор, двойные ноты
Мазас К. Этюд № 25
Донт Я. Соч.37. Этюд № 4
Вариант 3
Гамма ля минор, двойные ноты
Крейцер Р. Этюд № 10
Донт Я. Соч. 37 Этюд № 11
Вариант 4
Гамма ре минор, двойные ноты
Крейцер Р. Этюд № 12 Ля мажор
Роде П. Каприс № 2
7 класс
Аудиторные занятия 3 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6-и часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Совершенствование исполнительского аппарата. Овладение навыком проверки свободной и естественной постановки, организация целесообразных игровых движений с учётом физиологии, а так же обусловленных художественно-техническими задачами. Самоконтроль ощущений за постановкой аппарата: зрительный, тактильный, мышечный.
Музыкально-теоретический анализ. Навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания при игре на инструментах, следование указаниям композитора; процесс создания музыкального образа без сопровождения и с сопровождением; совершенствование навыков мелодической установки, звукообразования, дыхания, артикуляции, интонационного строя и ансамбля; координации деятельности исполнительского аппарата с основными свойствами мелодической линии (фразировкой, динамикой, «полетностью» и т.д.). Закрепление навыка звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения
Учебно-техническая работа. Дальнейшее закрепление полученных навыков. Изучение, прохождение, ознакомление с произведениями различной степени технической трудности, по жанрам, стилям, формам. Продолжение ознакомление со скрипичным творчеством различных исполнителей России и других стран.
Совершенствование и комбинирование штрихов, развитие техники левой руки. Дальнейшая работа по освоению позиций и их сменой, аккордами, хроматическим движением (чередование и скольжение пальцев), интонацией, ритмом и трелью. Работа над звуком и звучащей широкой вибрацией. Двойные ноты в умеренном темпе со сменой позиций. Продолжение работы над чтением нот с листа, самостоятельная постановка аппликатуры, динамических оттенков.
Художественно-музыкальная работа. Художественный образ, эстетический и нравственный идеал в индивидуальной интерпретации произведения. Выработка собственного стиля исполнения: тембр, насыщенность и полнота мелодической линии, стилистические особенности исполнения штрихов – интонационные, технические и физиологические. Анализ частей произведения, их развитие и взаимосвязь, концепция и содержание.
История исполнительства. Скрипичное искусство в Германии XVII-XVIII веков. Особенности использования скрипки в немецкой музыкальной культуре (полифония, двойные ноты, аккорды, высокие регистры, штрихи). Скрипичные произведения И.С.Баха (1685-1750). Инструментальное творчество Г.Ф.Генделя (1685-1759). Композиторы венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен) Скрипичные классы Венской консерватории; ее виднейшие воспитанники – Г.Эрнст, Й.Иоахим.
Обучающиеся должны получить навык: творческой исполнительской деятельности, также уметь анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность, определять сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей в исполнительской практике, склонностей к конкретным видам, жанрам, стилям; совершенствовать умения координировать слышимое с желаемым конечным результатом, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Обучающиеся должны: овладеть навыками физиологии движения: при осуществлении штриховой деятельности, в переходах в позиции и соединении струн; а также навыками музыкальной фразировки и динамики, исполнительского дыхания и артикуляции.
За учебный год рекомендуется пройти: 4 – 6 гамм 2х – 3х октавные, включая повторение пройденных, арпеджио с обращениями и 1-2 гамму двойными нотами, 7 – 9 этюдов, 4 – 6 пьес, 1- 2 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
5. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987
6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы
Составитель Ю. Уткин. М., Музыка, 1987
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы.М., Музыка, 1987
9. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,
1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)
10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995(Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть)
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Вивальди А. Концерт соль-минор
Шебалин В. «Прелюдия»
Вариант 2
Вивальди А. Концерт Соль мажор
Маттесон А. «Ария»
Вариант 3
Хачатурян А. «Ноктюрн»
Гендель Соната (2 части)
Вариант 4
Крейцер Р. Этюд № 2 До мажор
Данкля Ш. Концертное соло № 3
Вариант 5
Крейцер Р. Этюд № 7
Шпор Л. Концерт № 2: 1 часть
Примеры программ тех.зачёта
Вариант 1
Гамма Ре мажор, двойные ноты
Мазас К. Этюд № 30
Донт Я. Соч.37 Этюд № 6
Вариант 2
Гамма ми минор, двойные ноты
Донт Я. Соч.37. Этюд № 6
Крейцер Р. Этюд № 2 До мажор
Вариант 3
Гамма Фа мажор, двойные ноты
Данкля Ш. Этюд № 1
Крейцер Р. Этюд № 7
Вариант 4
Гамма Си-бемоль мажор, двойные ноты
Крейцер Р. Этюд № 35
Данкля Ш. Этюд № 13
8 класс
Аудиторные занятия 3 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6-и часов в неделю
Консультации 8 часов в год
В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может повторить произведение ранее исполнявшееся. В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на классных вечерах и школьных концертах. Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика, показать его с лучшей стороны.
Постановка исполнительского аппарата. Овладение навыком проверки свободной и естественной постановки, организация целесообразных игровых движений с учётом физиологии, а также обусловленных художественно-техническими задачами. Самоконтроль ощущений за постановкой аппарата: зрительный, тактильный, мышечный.
Музыкально-теоретический анализ. Музыкально-тематический разбор произведения, разобрать его музыкальную форму, ладотональный план, метр и ритм. Определить темп или темпы, подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, установить цезуры между музыкальными фразами и т. д.
Учебно-техническая работа. Дальнейшая работа по освоению позиций и их смены. Двухоктавные гаммы и трезвучия в подвижном темпе.
Трёхоктавные гаммы и трезвучия (мажорные и минорные) в умеренном темпе, ознакомление и изучение обращений секстаккордов, квартсекстаккордов и септаккордов. Двойные ноты в медленном темпе в объёме трёх позиций: терции, сексты, октавы с предварительным изучением двойных нот в ломанном движении. Работа над аккордовой техникой, трелью, хроматическим движением в первой позиции – скользящая аппликатура и чередование пальцев.
Работа над тембрами звукоизвлечения и широкой вибрацией. Продолжение работы над качеством исполнения штрихов на инструктивном и художественном материале.
Художественно-музыкальная работа. Интонационно-образное восприятие музыкального произведения в единстве его содержания и формы. Воплощение своего внутреннего состояния, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; передать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности. Дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции; понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;
Работа над текстом, преодоление имеющихся технических и художественных трудностей, работа над фразировкой, определение кульминаций и цезур, поиски нужных звуковых красок, смысловых решений и вариантов. Решение технических и художественных задач, выстраивание стержня произведения и формирование вокруг него всех остальных инструктивных и фразировочных элементов - интонационная чистота, единый строй, единый замысел, ощущение пульса произведения, единообразие звукоизвлечения, тембровая совместимость.
История исполнительства Французское скрипичное искусство XVII - первой половины XIX веков. Связь французского скрипичного искусства с танцевальным. Скрипач-танцмейстер Жан Баттист Люлли (1632 – 1687). Танцевальность, ритмическая оживленность быстрых частей, лирика, романсовость медленных частей как типичные черты французских сонат и концертов для скрипки.
В течении учебного года необходимо пройти: 5 – 6 двух-, трёхоктавных гамм и трезвучий с обращениями, включая повторения некоторых ранее пройденных. арпеджио с обращениями и 1-2 гамму двойными нотами, 7 – 9 этюдов, 4 – 6 пьес, 1- 2 произведения крупной формы.
Требования к выпускной программе:
Барочная соната: 1-2 части или 3-4-части
Концерт: 1 часть или 2 и 3 часть
Пьеса виртуозного характера
Примерный репертуарный список:
1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
5. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987
6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.
Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы.
М., Музыка, 1987
9. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М.,
Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3,
Холлендер Г. «Легкий концерт»)
10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995
(Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор:1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23:1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть).
11. Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987
12. Юный скрипач, вып. 3. М., «Советский композитор», 1992
13. Классические пьесы для скрипки и фортепиано (составитель и редактор
Примерные экзаменационные программы
Вариант 1
Валентини В. Соната ля минор, две части
Рамо Ж.Ф. Тамбурин
Лядов М. «Прелюдия»
Вариант 2
Виотти Дж. Концерт № 20: 1 часть
Прокофьев С. Русский танец
Масне «Размышление
Вариант 3
Гендель Г.Ф. Соната Ми мажор: 1,2 части
Шер А. Бабочки
Брамс И. «Созерцание»
Вариант 4
Берио Ш. Концерт № 7
Сибелиус Я. «Мазурка»
Давид Ф. Этюд №28
9 класс
Аудиторные занятия 3 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 6-и часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Этот класс является подготовительным для поступления в музыкальный колледж.Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у учащегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к порогу профессиональных для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.
Примерный репертуарный список:
1. Крейцер Р. Этюды (редакция А. Ямпольского)
2. Данкля Ш. Этюды соч. 73
3. Роде П. 24 каприса
4. Флеш К. Гаммы и арпеджио
5. Гендель 6 сонат для скрипки и ф-но
6. Вивальди А. Сонаты
7. Корелли А. Сонаты
8. Верачини Ф. Сонаты
Примеры экзаменационных программ:
Вариант 1
Крейцер Р. Этюд № 35
Виотти Дж. Концерт № 22: 1 часть с каденцией
Дакен Дж. Кукушка
Вариант 2
Роде П. Каприс № 2
Вьетан А. Баллада и Полонез
Рис А. Вечное движение
Вариант 3
Данкля Ш. Этюд № 13
Шпор Л. Концерт № 9
Венявский Г. Мазурка
Вариант 4
Роде П. Каприс № 1
Вьетан А. Концерт № 2: 1часть
Крейслер Ф. Вариации на тему Корелли
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты освоения программы «Струнные инструменты» по учебному предмету «Специальность» обязательной части должны отражать:
- знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на струнном инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном инструменте;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или) оркестровых);
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, формы, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала по специальности.
Основной формой контроля является четвертная отметка, выставляемая педагогом, и определяется на основании текущих. Текущий контроль осуществляется с периодичностью каждые 3-4 урока.
2.Контрольные требования на разных этапах обучения;
Основными формами промежуточной аттестации по предмету «Специальность» с 1по 8 классах является зачёт или участие обучающегося в публичном выступлении, программа выступления которого должна соответствовать программным требованиям. Технический зачёт проводится, начиная с 3 класса и оценивается: «зачёт» или «незачтёт».
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
1 класс | Зачёт | декабрь | Два разнохарактерных произведения |
Академический концерт | Апрель-май | Два разнохарактерных произведения | |
2 класс | Зачёт | декабрь | Два разнохарактерных, разножанровых произведения |
Академический концерт | Апрель-май | Два разнохарактерных, произведения или 1 произведение крупной формы | |
3 класс | Зачёт | декабрь | Два разнохарактерных, произведения или 1 произведение крупной формы |
Тех.зачёт | март | Гамма различными штрихами, арпеджио. Этюд. | |
Академический концерт | Апрель-май | Два разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы | |
4 класс | Зачёт | декабрь | Два разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы |
Тех.зачёт | март | Гамма различными штрихами, арпеджио. 1 ( 2) Этюда. | |
Академический концерт | Апрель-май | Два разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы | |
5 класс | Зачёт | Декабрь | Два разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы |
Тех.зачёт | март | Гамма различными штрихами, арпеджио, двойные ноты, 2 Этюда. | |
Академический концерт | Апрель-май | Два разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы | |
6 класс | Зачёт | Декабрь | Два разнохарактерных, разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы |
Тех.зачёт | март | Гамма различными штрихами, арпеджио двойные ноты. 2 Этюда. | |
Академический концерт | Апрель-май | Два разнохарактерных, разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы | |
7 класс | Зачёт | Декабрь | Два разнохарактерных, разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы (концерт или соната) |
Тех.зачёт | март | Гамма различными штрихами, арпеджио, двойные ноты. 2 Этюда. | |
Академический концерт | Апрель-май | Два разнохарактерных, разножанровых произведения или 1 произведение крупной формы (концерт или соната) | |
8 класс | Прослушивание | декабрь | 2 части барочной сонаты (или 2 пьесы) |
Прослушивание | март | произведение крупной формы (допускается по нотам). | |
Допуск к экзаменам | апрель | 1произведение крупной формы, 2 части барочной сонаты | |
Итоговая аттестация (экзамен) | Май-июнь | 1произведение крупной формы, 2 части барочной сонаты | |
9 класс | Академический зачёт | Декабрь | Часть программы: 1произведение крупной формы, виртуозная пьеса и этюд (пьеса) |
Выпускной Экзамен | май | 1произведение крупной формы, виртуозная пьеса и этюд (пьеса) |
- Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Специальность» должны позволить:
– определить сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства,
- оценить навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также отметкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
По завершении изучения учебного предмета «Специальность» обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
.Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метроритмическая неустойчивость.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте музыкального текста. Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений.
Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения. Необходимо также овладевать позициями и их соединениями, основами штриховой техники и разнообразной вибрацией. Педагог должен научить учащегося навыкам использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.
Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Совместное исполнение обогащает музыкальное представление учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональны данные, т уровень его подготовки. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество звука, интонация, ритмический рисунок, динамика, фразировка. Работа над данными элементами музыкального языка лежит в основе учебного процесса. Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность преподавателя.
Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть содержание и характер произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом.
В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность занятий - каждый день. Примерный объем времени, отводимого на самостоятельную работу - от 2 до 6 часов в неделю. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования; важными являются сложившиеся педагогические традиции в учебном заведении и методическая целесообразность. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. В первую очередь следует прорабатывать самые сложные музыкальные эпизоды, используя различные технические приемы. Хорошо зная умственные и физические возможности ученика, педагог может предположить сколько времени займет работа над тем или иным произведением. Время, которое затратит ученик на проработку гамм, упражнений и этюдов, также определяется индивидуально. Домашние занятия должны быть эффективными: занимать минимальное количество времени и давать максимальный результат.
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
- Гарлицкий М. Шаг за шагом.
- Григорян А. Гаммы и арпеджио
- Григорян А. Начальная школа игры на скрипке
- Захарьина Т. Сборники переложений для скрипки и фо-но, вып. II и III
- Кабалевский Д. Пьесы, соч. 80
- МазасЖ. Скрипичная школа. М., Юргенсон, 1896.
- Мострас К. Лёгкие пьесы советских композиторов, т.1, т.2
- Моцарт В. Пьесы для скрипки и фортепиано
- Прокофьев С. Избранные пьесы
- Родионов К. К. Начальные уроки игры на скрипке. М.-Л.,1950.
- Станко А., Старюк Л., Первые шаги маленького скрипача. Киев, 1984.
- Сборник избранных этюдов, вып.I. (Сост. М.Гарлицкий, К. Родионов, К. Фортунатов)
- Третьяченко В. Ф. Скрипичная азбука. 2006.
- Шальман С. Я буду скрипачом. 33 беседы с юным музыкантом. 1997
- Хрестоматия для скрипки 1-2 класс. (сост. М.Гарлицкий, Фортунатов И., Родионов К.)
- Фельдгун Г. На скрипке без слёз, и в шутку и всерьёз. Новосибирск, 2003.
- Сборники «Библиотека юного скрипача», вып. I и II
- Сборники «Педагогический репертуар для детских музыкальных школ»
- Хрестоматия педагогического репертуара, вып. I и II
- Сборники «Библиотека юного скрипача», вып. III
- Сборники «Педагогический репертуар для детских музыкальных школ»
- Хрестоматия педагогического репертуара 5-6, 6-7 классы
- Хрестоматия III – VII классы, сост. Шальман С.
- « Светлячок»- пьесы для ансамбля скрипачей тетради 1,2,3,4 (составитель Пудовочкин Э.) 2005г
- «Ансамбль скрипачей с азов» Выпуск 1, 2 Ольга Щукина 2007
- « Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей Сп-б. Изд. «Композитор» 2006
- « Сыграем вместе» Пьесы для ансамбля скрипачей Жанна Металлиди 2004
- « Шире круг» популярные произведения для ансамбля скрипачей 2002г
Список методической литературы
- Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. М., Просвещение, 1964.
- Берлянчик М. М. О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки. // Вопросы музыкальной педагогики. Новосибирск, 1973.
- Бычков В. Д. Типичные недостатки постановки рук начинающих скрипачей. М., 1970.
- Векслер К. И. О некоторых аспектах работы над развитием внепозиционнои техники левой руки скрипача. Петрозаводск, 1989.
- Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М., 1964.
- Говор В. Н. и Плетенецкая Ю. Импровизационная деятельность средство гармонизации личности. С.-Петербург, 1999.
- Горонок М. Д. Советы скрипичного мастера. С.-Петербург, 2006.
- Давыдов В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 1964.
- Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. Тверь, 2003.
- Мищенко Г. М. Работа с ансамблем в ДМШ. Архангельск, 2003.
- Мострас К. Интонация на скрипке. М., 1962.
- Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., 1956.
воспитание в странах социализма. Л., 1975.
- Степанов Б. Основные принципы практического применения смычковых штрихов.
- Струве Б. Вибрация как исполнительский навык при игре на смычковых инструментах. Л.-М., 1933; 1952.
- Третьяченко В. Ф. Некоторые вопросы обучения начинающих скрипачей. Томск, 1982.